Адам Маклин.
Алхимическая медитация
Изначально яработал над этой серией медитативных упражнений около 20 лет назад, и впервыеони были опубликованы в ранних выпусках Hermetic Journal в 1978-81 гг. Это стало базойдля хорошо продуманной системы упражнений, основанных на герметических идеях,над которой я работал в то время.
1. ФилософскоеЯйцо или Реторта
[Данная сериямедитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной)или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильноуставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важноуединение и исключение возможности быть потревоженным.]
В первой частимедитации начните исследовать, каким образом ваша внутренняя сущностьвзаимодействует с внешним миром. Например, услышав легкий шум, мысленнопредставьте себе и прочувствуйте, как ваше сознание направляется к источникузвука и затем возвращается обратно. Позвольте себе осознать положение своеготела, возможно, легкий дискомфорт; почувствуйте посредством осязания, какимобразом тело связано с физическим миром, а затем предоставьте своему сознаниювозможность отступить и возвратиться назад, вовнутрь. Повторите это со всемиорганами чувств, используя естественные импульсы, исходящие от них; непытайтесь усиливать или, наоборот, подавлять их реальное значение, но следуйтеза ними наружу и затем возвращайтесь обратно. Вы начнете все больше осознаватьотношение между внутренним миром и внешним восприятием; и когда это осознаниеестественным образом возрастет в ходе медитации, начните мысленноконструировать его образ в виде яйца или колбы-реторты. Представьте себя вкачестве стеклянного сосуда. Внешний мир может коснуться вас только черезстенки сосуда или через скорлупу яйца. Пусть ваше сознание выглядывает наружусквозь стенки колбы и наблюдает чувственный мир, будучи при этом способновернуться внутрь в яйцо вашей души.
В ходемедитации вполне естественно будут возникать неожиданные образы, случайныемысли, дневные заботы. В этом упражнении не следует подавлять или отвращать отних внимание – по очереди позвольте каждому из них развиться и созреть, а затемнаблюдайте, как рассеивается их энергия, а сами они растворяются. Эти образы иэмоциональные импульсы возникают из нашего бессознательного – изначальной энергиивнутренней жизни, фона нашего бытия. В процессе медитации представьте его каксамую внутреннюю часть реторты или яйца, глубинную внутреннюю тьму, из которойэти импульсы бессознательно возбуждаются. Позвольте себе погрузиться вглубь,уйти с головой во внутреннее содержимое реторты, а потом вернитесь наповерхность.
Теперь нужносовместить две части упражнения, воображая себя яйцом или ретортой,динамической границей между многообразием внешних ощущений и внутреннимтечением бессознательной активности. В ходе этого медитативного упражнения сознаниесоприкасается с двумя морями, где у вашего существа нет прочной опоры, и гдеоно посредством такого внутреннего соприкосновения нащупывает твердую землюсвоей души, которая располагается между двумя этими областями. Таким образом,вы расширяете пространство внутри – место, где можете уверенно работать сдушой.
Это оченьпростая медитация, и рассудок может счесть ее тривиальной, но упражнения такоготипа весьма важны для развития контакта с устойчивой основой (ground space) души– Ретортой или Философским Яйцом, в котором может происходить внутренний рост.Если вы преуспеете в этом, то сможете использовать данное упражнение в качествеметода для начинания и завершения более длительной медитативной работы.
2. Разделениеи Соединение
[Данная сериямедитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной)или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильноуставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важноуединение и исключение возможности быть потревоженным.
Все упражненияследует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первомразделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мыбудем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» вобратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно кнормальному сознанию.]
Совершайтемедитацию «Философское Яйцо» до тех пор, пока не окажетесь в центре внутреннегомира и не почувствуете себя внутри реторты. Тогда осознайте свои душевные силы,представьте их как бурлящую и кипящую воду на дне сосуда, полного жизни и вечноменяющейся неукротимой энергии. Позвольте этой картине четко сформироваться,принять определенную структуру, а потом медленно отделите себя от этого образа,ощутите свой внутренний мир отдельно от этой бурлящей воды. Это поможетпредставить, как вы поднимаетесь в верхнюю часть реторты, удаляясь от кипящейжизненной воды души.
Проводитеразделение до тех пор, пока не окажетесь довольно далеко — высоко вверху, сконцентрировавшисьв отчетливой удаленной точке, но не теряя из виду бурлящее кипение внизу. Этаточка возникнет естественно в ходе медитации, когда вы почувствуетенеобходимость вернуться вниз. Пусть это случится, и в ходе нисхожденияпочувствуйте, как ваше существо растекается, открывая себя бурлящей энергиивод.
Повторите этоупражнение несколько раз (по вашему усмотрению), всегда заканчивая на стадиисоединения. Затем закончите медитацию, совершая «реторту» в обратном порядке,возвратив себя из внутреннего мира к внешнему сознанию.
Медитация«Разделение и Соединение» готовит ваше сознание для последующих упражнений,когда будет необходимо сознательно контролировать вовлечение и отделение отвнутреннего процесса. Регулярное проведение медитации «Реторта» улучшаетспособность погружения во внутреннее пространство сознательно и по желанию. Увас есть контроль над внутренним и внешним измерением души. Второе упражнениепомогает развить внутреннюю гибкость, необходимую для работы с алхимическимисимволами в ходе медитации. Хотя эти два основных упражнения и кажутсяупрощенческими, мастерство при их исполнении важно для дальнейшей работы.
Те, кто ужеработал с веществами и настоящими алхимическими инструментами, совершаяфизическую алхимию, найдет в этом бесценный источник образов для медитацийалхимии духовной.
3. Растворяй иСгущай (Solve et Coagula)
[Данная сериямедитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной)или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильноуставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важноуединение и исключение возможности быть потревоженным.
Все упражненияследует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первомразделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мыбудем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» вобратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно к нормальномусознанию.]
Для началасовершите медитацию «Реторта», чтобы погрузиться в свое внутреннеепространство. Для медитации «Растворяй и Сгущай» следует взять любой символ,для начала достаточно простой (хотя данная методика может быть применена к любомусимволу), например, треугольник Трех Принципов, Сера-Ртуть-Соль. Начинаем настадии коагуляции, конструируя символ в жесткой, застывшей форме. Можно, кпримеру, представить, как этот треугольник создается из дерева, при этомсимволы Соли, Серы и Ртути вырезаны или нарисованы в его вершинах, или дажебыло бы лучше представить в этих точках насыпь пепельно-бледной соли, жидкуюртуть и поблескивающую серу. Позвольте воображению сконструировать символ повашему желанию, но представленный скорее в жестком, отвердевшем виде, нежели вабстрактной форме. Вы обнаружите невозможность долгого сосредоточениявоображения на этом образе, его создании и сохранении, и как только ощутитеослабление концентрации, приступайте к фазе растворения.
Фазарастворения предполагает постепенное представление жестко сконструированногосимвола в более отвлеченной форме, при этом ваше сознание естественным образомприближается к восприятию этого символа в состоянии высшей абстракции. Можно, кпримеру, представить, как из изначального застывшего символа в глубиныкосмического пространства излучается серия треугольников, уносящих с собой вашесознание, пока вы не окажетесь в троичном пространстве (threefoldness, triplespace) архетипических принципов. Стадия растворения не может поддерживатьсядолго, и вам следует совершить нисхождение из этого мира чистых форм иприступить к воссозданию символа в жестком виде. Повторяйте этот процессстолько раз, насколько хватит ваших внутренних ресурсов, закончить его можно налюбой из фаз, причем определенные постэффекты (after resonances) в душе будуточень сильно зависеть от конкретной заключительной фазы.
Эти два модусавнутреннего восприятия символа начинают взаимодействовать друг с другом в ходетаких медитативных упражнений, и вы, конструируя символ, начинаете выстраиватьмост между формой и субстанцией. Растворяющая фаза извлекает сущность,внутреннюю жизнь символа, в то время как коагулирующая стадия снабжает формуматериальной основой, делая ее реальной. Это наиболее важная медитативнаяпрактика, и мы будем часто использовать ее в дальнейших упражнениях, исследуяприроду различных алхимических символов.
4. Уроборос
[Данная сериямедитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной)или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильноуставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важноуединение и исключение возможности быть потревоженным.
Все упражненияследует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первомразделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мыбудем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» вобратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно кнормальному сознанию.]
Совершитемедитацию «Реторта» для погружения во внутреннее пространство. Сконцентрируйтесвое сознание в одной точке – пространственно ее можно представить в центререторты, а эмоционально – как место спокойствия. Выдержать такое состояниеможно лишь в течение короткого времени, поэтому позвольте естественным силамдуши вмешаться в процесс (to play into the experience).
В скоромвремени противоположности проявят себя; представьте это в виде точки,становящейся линией. Старайтесь как можно дольше удерживать свое сознание насередине этой линии. Вы почувствуете, как отлучаетесь от центра в сторонукаждого из противоположных полюсов – позитивного и негативного, верхнего инижнего, активного и пассивного и т.д. Рассмотрите с такой позиции столькопротивоположностей, сколько сами сочтете нужным.
Затемпредставьте себе этот образ более конкретно (при необходимости воспользовавшисьметодикой «Растворяй и Сгущай») и вообразите линию в виде змеи, голова которойсоотносится с вашей собственной головой, а хвост – с основанием позвоночника.Прочувствуйте противоположные аспекты символа, позвольте развиться егоцелокупной форме и противодействующим силам. Данный образ отражает естественнуюструктуру вашего внутреннего бытия.
Теперь вамследует образовать Уроборос через соединение двух противоположностей.Представьте себе, как вертятся голова и хвост змеи до тех пор пока голова не схватитхвост, сформировав символ Уробороса, который должен сконцентрироваться вокругвашего сердца. Используя методику «Растворяй и Сгущай», вы можете сделать этотсимвол высшим элементом внутреннего мира. Как только змея схватывает себя захвост, ваша душа овладевает собой на высшем уровне, и начинает воздействоватьсама на себя (to work upon its own substance), соединяя противоположности,сознание с бессознательным, позитивное с негативным, дух с телом и т.д.
Даннуюметодику можно использовать в обычном порядке, или в случае работы с частнымипротивоположностями, с которыми вы столкнулись с ходе обучения или в обыденнойжизни.
В случае сУроборосом не следует проводить упражнение в обратном порядке. Сформировав этотсимвол, не разбирайте его на составные части, но закончите медитацию на этомэтапе, позволив единству сохраниться внутри вас.
5. Гермафродит
[Данная сериямедитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной)или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильноуставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важноуединение и исключение возможности быть потревоженным.
Все упражненияследует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первомразделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мыбудем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» вобратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно кнормальному сознанию.
В предыдущемупражнении мы испытали нечто вроде вертикальной полярности нашего существа, вобразе Уробороса, чья голова и хвост были соединены. В данной упражнении мы будемработать с горизонтальной полярностью человека.]
Погрузите своесознание во внутренний мир, прибегнув для этого к медитации «Реторта».Сконцентрируйте его на плоскости, проходящей сверху вниз через срединную линиюнашего тела, и начните исследовать полярности своего существа, выраженные черезправое и левое. В этом упражнении мы должны попробовать ощутить качественныеотличия в нашем восприятии правого и левого. Сознание ощущает себя комфортно направой стороне, тогда как левая кажется более чуждой и незнакомой (для левшейвсе наоборот).
Перенеситесвое сознание на правую сторону своего тела – можно представить это, пожалуй,вполне натуралистично в виде лучей, испускаемых правой стороной, в особенности,правой рукой. Почувствуйте, как сознательная воля живет в этой части вашегосущества. Снова сконцентрируйтесь и представьте левую часть как сферу своегобытия, пронизанную силами, выходящими за рамки вашего сознания. Представьтесебе эту часть своего тела в качестве органа восприятия тех бессознательных сил,что действуют в вас. Сконцентрируйтесь снова и поочередно фокусируйте сознанието на левой, то на правой стороне.
В ходе данногоупражнения отчасти можно сконцентрировать свое внимание на том факте, чтоорганы, которые расположены в нашем тебе несимметрично – печень, сердце,кишечник и др. – никогда не поддаются сознательному контролю, в то время какмногие из симметрично расположенных органов – мозг, легкие, конечности и др. –могут оказаться в сфере осознанной воли. Исследуйте такие и похожие образы.
В скоромвремени в ходе медитации возникнет момент, когда начнет происходить своего родаестественный синтез. Представим себе, что левая часть как женская /воспринимающая / интуитивная и правая как мужская / активная / сознательнаяначинают соединяться в процессе синтеза, чтобы окончательно слиться в образегермафродита. Достаточно отчетливо вообразите себе свое внутреннее бытие в видеэтого гермафродита, в котором два сущностных аспекта – сознание /бессознательное, активное / пассивное, мужское / женское и т.д. соединены,сплавлены воедино.
Не пытайтесьпроводить упражнение в обратном порядке. Сформировав этот символ, не разбирайтеего на составные части, но закончите медитацию на этом этапе, позволив единствусохраниться внутри вас.
(По поводуфизического проявления гермафродитизма нам следует только отметить, что праваяполусфера мозга связана с левой стороной тела, и наоборот). Данная медитацияпредставляет собой всего лишь малую часть того духовного содержания, что несетв себе символ гермафродита.
6. Меркурийили Кадуцей
[Данная сериямедитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной)или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильноуставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важноуединение и исключение возможности быть потревоженным.
Все упражненияследует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первомразделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мыбудем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» вобратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно кнормальному сознанию.]
Оказавшись ввоображаемом пространстве внутреннего мира, начните создавать внутри себя образКадуцея. Почувствуйте правую и левую полярности внутри себя, точно также как ив медитации «Гермафродит».
Представьтесебя в виде пентаграммы и сконцентрируйте свои ощущения левого и правого вруках и плечах, сформировав внутренний образ рогов (horns) Кадуцея.
Затем начнитеработать с другой полярной системой – голова-тело-конечности, проработанной входе медитации «Уроборос». Сформируйте посредством воображения округлуюсолнечную часть символа Меркурия, наложив ее на главную ось (trunk) своего тела.
Затем вамследует представить себе особого рода поток, впадающий в левую руку (пассивнуючасть вашего существа) из внешнего Космоса, который, двигаясь вниз по Кадуцею, оказываетсяв правой части тела, а затем, поднявшись по кругу, возвращается на левуюсторону, чтобы потом, снова поднявшись вверх, пройти через правую руку, гдевоображаемый поток энергии должен покинуть вас. (Левшам, возможно, потребуетсяизменить указанные направления). Не позволяйте этому ощущению струящейсяэнергии развиться слишком сильно и начать доминировать в ходе медитации.Течение должно быть достаточно мягким. В данном случае нас интересует нединамика, а баланс энергий во внутреннем пространстве.
Нарисуйте ввоображении крест в нижней части солярного аспекта Кадуцея, и этот крестявляется для символа точкой заземления. Если сочтете, что энергетикасолнечно-лунного потока слишком усиливается, то вам следует спуститься куказанному кресту и позволить верхней открытой «восьмерке» Кадуцея постепенноисчезнуть.
В ходевыполнения медитации «Меркурий» ваша цель – сбалансировать различные силы иаспекты символа. Лунный серп или открытая часть «восьмерки» — против замкнутойсолнечной части. Верхняя часть целиком – против креста внизу. Левая пассивнаясторона – напротив правой активной. Верхняя лунная часть открыта длядуховно-космических сил, замкнутая солярная сфера позволяет ощущать внутренниесилы души, в то время как крест является фиксированным элементом вашеговоплощенного бытия, ощущаемым через нижнюю часть (feet), находящуюся в контактес земной сферой.
Тримедитативных упражнения – Уроборос, Гермафродит и Кадуцей – образуютвзаимосвязанную группу, и они могут и должны практиковаться совместно, какорганичное целое, соединяющее различные противоположности нашего существа.
7. Солнце и Луна
[Данная сериямедитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной)или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильноуставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важноуединение и исключение возможности быть потревоженным.
Все упражненияследует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первомразделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мыбудем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» вобратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно кнормальному сознанию.]
В ходе данноймедитации мы выполним упражнение, которое, несмотря на его простоту,затрагивает архетипические сферы. Настоящий успех здесь возможен лишь тогда,когда методика применяется к различным уровням существования — физическому,эфирному, астральному и духовному.
Основныеиспользуемые образы в ходе этой медитации — архетипы Солнца и Луны. Следуетвнутренне ощутить эти архетипы для того, чтобы найти в собственном существесолнечные и лунные силы в их разнообразных проявлениях.
В начале можновообразить архетип Солнца как нечто необузданно расширяющееся, горячее, испускающееизлучение от центра к периферии, превращающее вещество в энергию, а формальнуюструктуру – в динамические силы. В начале упражнения можно отнести это кфизическому уровню существования, представив себе выдыхание или движение кровиот сердца к периферии тела.
Лунный архетипможно представить как сжимающийся, холодный, осуществляющий течение вовнутрь, центростремительный,фиксирующий энергию в конкретной форме. Для начала можно соотнести это сглубоким вдохом, органами периферии тела, мозгом и системой конечностей,получением энергии из крови, фиксированием и приданием конкретной формы вашему существованию.
Затем можнопочувствовать, как возникает ваше физическое существование — точка равновесиямежду изливающими себя солярными силами, которые могли бы раствориться вкосмосе и фиксирующими лунными силами, которые придают строгую форму.Попробуйте перенести эти образы в сферу души, чтобы испытать в потоке эмоцийсолярный элемент, давящий наружу, который обеспечивает энергию эмоций, постарайтесьтакже ощутить, как он встречается внутри с лунным элементом эмоций, которыйдействует как темная граница внутри эмоции, предающая ей форму. (У большинствалюдей осознан лишь солнечный элемент — энергетика эмоций; лунный элемент менееосознан, но он должен быть внесен в сферу сознание для того, чтобы достичь лучшегобаланса в существовании). Попробуйте, развив этот опыт в сфере души, внутреннепочувствовать баланс лунных и солярных сил, которые работают в эмоциях.
Эта методикатакже может быть использована для работы с эфирными силами человека, путемощущения их рецептивных и активных аспектов, которые относятся ко внутреннимсолнцу и луне, и также на более духовном плане, для осознания космическогоизмерения этих сил.
8. Центрсердца
[Данная сериямедитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной)или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильноуставшим, лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важноуединение и исключение возможности быть потревоженным.
Все упражненияследует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первомразделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мыбудем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» вобратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно кнормальному сознанию.]
В некоторых извышеприведенных медитативных упражнениях мы имели дело с душевными аналогамиорганов тела. В этой медитации мы обратимся к сердцу.
Поместите себяв «реторту» посредством нашего базового медитативного упражнения.Войдя во внутреннее пространство, обратите свое внимание к ритмическимсокращениям сердца. Дайте этому ощущению развиться до тех пор, пока непочувствуете, что сердце переместилось в центр «реторты». Затем,используя технику «Разделение и Соединение», попытайтесь отстраниться отфизического восприятия сердцебиения и вместо этого мысленно прикоснуться кдуховной сущности сердца.
Пока этоощущение развивается, начните строить изображение сердца в виде централемнискаты, 8-образной фигуры, имеющей четыре разделенные области в точкепересечения сходящихся здесь четырех кривых. Ощутите поток, исходящий вверх изцентра сердца к духовным вершинам Космоса, и как он разворачивается ивозвращается к центру, принося с собой духовную эссенцию космическогопространства. Дайте этому ощущению циклов космического наполнениясформироваться в разных образах — потоках света или энергии.
Теперьпредставьте нижнюю часть лемнискаты, как она спускается глубоко вниз и приноситкосмическое наполнение в глубины души, в область воли, сферу активнойдеятельности. Нижний сегмент лемнискаты загибается и возвращается к центру,принося с собой, в качестве ответной реакции, эссенцию — плод этой активнойдеятельности.
Затемобъедините всю картину и ощутите, что сердце является четверичным центромвашего бытия, расположенным внутри лемнискаты. Чтобы завершить это упражнение,следует перейти к физическому восприятию сердцебиения и в то же время нужно осознать,что физическое сердце представляет собой тело сердца мистического, сокровенный центр,к которому мы прикасаемся в ходе этой медитации.
9. Птица Души
[Данная сериямедитативных упражнений не требует специальной позы (кроме наиболее комфортной)или особых ритмов дыхания. Медитацию следует проводить, не будучи сильно уставшим,лучше всего – лежа в тихой, почти темной комнате, при этом важно уединение иисключение возможности быть потревоженным.
Все упражненияследует начинать с медитации «Философское Яйцо или Реторта», описанной в первомразделе, которая приведет вас в воображаемый внутренний мир. В этой сфере мыбудем совершать короткие упражнения и закончим медитацию, производя «Реторту» вобратном порядке, что выведет вас из внутреннего пространства обратно кнормальному сознанию.]
Сконцентрируйтесьво внутреннем пространстве, выполнив медитацию «Реторта», и затем зафиксируйтесвязь души с чувствами. Добившись этого, начните ощущать свою душу и то, какона соединена с областью чувственного восприятия, связанного с деятельностьюмозга. Дайте этому ощущению развиться и оформиться в определенное, четкое осознание.Теперь позвольте своему сознанию обратиться наружу и почувствуйте широкоепространство вокруг души и над ней, а также вершину, которой она тожепринадлежит. Дайте чувству развиться, чтобы в образах отразилось то, что эта вершинатакже является сферой души.
Обычно человекпереживает скованность души, ее соединение с областью чувственного восприятия,но меж тем часть ее сохраняет устремление вверх. Мысленно представьте эту ее частицу,свободную от чувственных уз, в виде Птицы Души. (Эта птица может представлятьсяпо-разному — создайте подходящее вам изображение). Значение Птицы Души в том,что ее воспринимают как свободную часть душевных сил, способную оторваться отнаружной области восприятия.
На этом этапене следует отождествлять себя с птицей, нужно оставаться за пределамипереживания, наблюдая, как птица взлетает и воспаряет в пространство духа,находящееся над душой. (Как полет жаворонка, например, или парение орла). ДайтеПтице Души исчезнуть из поля зрения, после чего ждите ее возвращения ивоссоединения с нижними силами души. Повторите этот цикл исчезновения ивозвращения столько раз, сколько пожелаете.
Птица Душиявляется посредником для обращения к духу через душу. Птица возвращается, приносяс собой некую сущность духовного мира, чтобы напитать ею те силы души, которыескованы физическими ощущениями, связанными с деятельностью мозга. Первоначальнотакая сущность будет восприниматься только бессознательно.
Только когдадуховное осознание разовьется посредством ряда медитативных упражнений, человексможет благоприятно соотнести себя с самой Птицей Души. На этом этапе следуетоставаться в области нижних сил души.
10. ПроцессыПрироды – четыре элемента
[Кнынешнему моменту мы прошли серию из десяти медитативных упражнений, которыеиспользуют некоторые техники для постижения внутреннего «я» определеннымипутями или путем использования особых символов. Эта работа может быть продленадо бесконечности и хочется надеяться, было дано достаточно указаний читателям,чтобы построить упражнения самостоятельно. Но здесь мы меняем направлениемедитативной работы. Алхимики медитировали над процессами в своих ретортах, иони также работали над тем, чтобы достичь внутренней гармонизации своего бытияс внешним процессом в природе. Они медитировали над естественными процессами, привносяэто состояние в свои души. Таким способом они читали книгу Природы.]
Первая нашамедитация в этой серии подразумевает работу с четырьмя элементами. Рассматриваемаяздесь методика представляет собой расширенную версию техники «Растворяй иСгущай». Она должна быть реализована в сосуде Природы, через созерцание мира Природы,и означает перенос сущности внешних духовных сил через порог во внутреннююсферу. Среди явлений Природы отыщите те, которые отражают характер конкретного созерцаемогоэлемента. В случае Воздуха, возможно, следует обратить внимание на поднимающийсяот огня дым, медленно образующийся туман, или те процессы образования облаков,которые происходят с заметной скоростью. Для Воды можно отметить морской берег,волны, бьющиеся о скалы, или, возможно, найти небольшой поток или водопад. Для созерцанияЗемли можно сидеть рядом со скалой или каменоломней, или какой-нибудьособенностью ландшафта. Огонь – наиболее неуловим, хотя в природе есть потокитепла, пронизывающие явления, текущие сквозь растения, занимающие значительнуючасть ландшафта; возможно, было бы лучше всего в начале медитировать унастоящего огня.
Найдитесебе место, где можно было бы присесть или иным образом устройтесь удобно, чтобыможно было наблюдать выбранное явление. Эта медитация состоит из двух частей,двух циклов, внешней и внутренней фазы. Они должны поочередно повторяться дотех пор, пока душа не ощутит себя заполненной целиком. (Это упражнениеневозможно перевыполнить, поскольку ваша концентрация падает при наступлениивнутренней полноты).
Во времявнешней фазы Растворения нужно с открытыми глазами растворить сознание вовне, внаблюдаемом явлении, прочувствовать своего рода соприкосновение с естественнымпроцессом, как будто сливаясь со звуками потока, с ярким блеском вод, позволитьсебе влиться в созерцаемый процесс. Затем, при наступлении внешнего насыщения, привнеситепережитый опыт во внутреннюю сферу, закрыв глаза, отделившись от других чувств,погрузившись в глубины души, принося с собой эссенцию — сущность выбранноговнешнего явления, скажем Воды, и соприкасаясь со внутренним образом элементаВоды. В этом заключается фаза Коагуляции. Затем, когда достигнуто определенноевнутреннее насыщение, следует позволить сознанию вернуться снова к фазеРастворения. Можно обнаружить, что в этом упражнении через врата сознания проноситсядуховная сущность явления, и прийти к внутреннему ощущению живой связи сэлементами. Можно пройти через все четыре элемента в последовательности, ичерез это упражнение очень быстро понять градации элементов, и такие понятия какЗемля Огня, Вода Воздуха, и т.д. больше не будут представлять собой лишь абстракции,обретя действительное существование.
Пожалуйста,не поддавайтесь искушению проделывать эти упражнения вне Природы. Необходимо взаимодействоватьс Природой, и входить в отношения с ней через эту работу, которую невозможнопровести лишь в уме.
11. ПроцессыПрироды – рост
[Развиваянаправление, заданное в Герметической Медитации № 10, мы будем работать сестественными процессами Природы, и займемся здесь исследованием роста.]
Медитативнаятехника, используемая здесь — та же, что и в № 10, то есть, эта медитацияразбита на две фазы — период, когда внимание фокусируется вовне на каком-нибудьявлении, что позволяет сознанию полностью погрузиться в явление посредствоморганов чувств; за этим следует этап отступления во внутреннюю область, разрывчувственных контактов и внесение сущности внешнего опыта во внутренний мир вкачестве субъекта медитации. Период внутреннего усвоения через медитацию навнешнем опыте должен быть продолжен последующей настройкой сознания на внешниймир, и этот цикл следует повторять неоднократно.
Летом можнообнаружить вокруг нас многие примеры роста, и читателям следует исследовать те,которые их особенно интересуют, но все же приведем один пример, скажем, распусканиепочек на деревьях. Не так уж трудно найти почки на различных стадиях развитияпоблизости друг от друга на одном и том же дереве, и таким образом можно исследоватьвесь цикл развития почки. Во время внутренней фазы медитации, попробуйте зафиксироватьво внутреннем образе форму растущей почки, пространство, в которое вливаетсясубстанция. В некоторых случаях это будет не слишком сложно и после несколькихциклов упражнения, эта форма будет возникать в сознании. При работе с даннымупражнением таким способом, со временем обнаружится, что во время внешней фазы восприятиеконкретных почек в конечном счете будет зависеть от архетипической почкиконкретного вида, которая будет восприниматься сознанием как ближайшая по формек указанному реально воспринимаемому объекту. С этого начинается восприятиеэфирной формы почки.
Процесс роста,выбранный для этих упражнений должен быть интесивным — внутренний рост,распускание почек, прорастание семян, распускание цветов (развитые листья илимедленно растущие объекты здесь не подходит, требуется значимое присутствиеэфирной силы). Мы должны попробовать в медитативной фазе представитьпространство, которое наполняется физическим веществом растения, архетипическуюформу цветка, листа, бутона. Будет прекрасно, если у вас получается внутреннеощутить процесс роста динамически, а не последовательную смену статических форм.
Для того чтобыпровести это упражнение как следует, нужно чтобы фазы разделял как можно меньшийвременной интервал (хотя затем, с приобретенным опытом, вы сумеете позволить себенекоторую паузу между внешним восприятием и внутренней абсорбцией). Не во всехслучаях получится с удобством проходить внутреннюю и внешнюю фазы в одной и тойже удобной позиции, и, может быть, лучше после прохождения первого этапа быстронайти место поблизости, чтобы расслабиться и приступить к внутренней фазе. Темне менее, для этого упражнения необходимо, чтобы обе фазы были пройдены. Нетсмысла работать теоретически, нужно объединить внешнее и внутреннее, а недовольствоваться только психическим опытом.
12. ПроцессыПрироды – плодоношение
[Данная медитацияпродолжает работу с процессами Природы, и она направлена на внутреннее переживаниепроцесса плодоношения, время для которого наступает поздним летом и в началеосени.]
Медитативнаятехника, используемая здесь — та же, что и в № 10, то есть, эта медитацияразбита на две фазы — период, когда внимание фокусируется вовне на каком-нибудьявлении, что позволяет сознанию полностью погрузиться в явление посредствоморганов чувств; за этим следует этап отступления во внутреннюю область, разрывчувственных контактов и внесение сущности внешнего опыта во внутренний мир вкачестве субъекта медитации. Период внутреннего усвоения через медитацию навнешнем опыте должен быть продолжен последующей настройкой сознания на внешниймир, и этот цикл следует повторять неоднократно.
В целяхмедитации следует отыскать вокруг нас явления плодоношения, которые, будучи легкодоступны, привлекают и удерживают наш интерес. Нам не следует сосредотачиватьсянепосредственно на форме или цвете плодов, но стоит попробовать проникнуть в самуюсуть процесса плодоношения.
Когда найдено конкретноедерево, куст или растение, с которым мы хотим работать, то сначала нужно целикомосмотреть растение, на котором обнаружен плод. Медитируйте на те силы, чтодействуют в этом растении. Когда получено ясное внешнее представление о растении,его внешнем виде, форме листьев, природе стебля, характере его роста,попробуйте привнести его образ, саму его суть в свой внутренний мир. Как толькоэто будет достигнуто, даже в малой степени, начните исследовать плод; сначала,в рамках первой фазы медитации, обследуйте его форму, затем во внутренней фазеупражнения попробуйте соотнести его с породившим его растением.
Еслипродолжить работать с этим явлением плодоношения, можно вскоре почувствовать,что плод больше не является частью растения, он не похож на лист или стебель. Плодобладает собственной внутренней сутью, отдельной от породившей его сущности, иесли мы проследим далее за внутренним образом, то сможем пережить процесс плодоношения,увидев, каким образом силы растения, над которыми мы медитировали вначале, быливыброшены действующим из центра давлением, обретя тем самым независимую жизнь всозревшем плоде. Это можно проследить физически в образовании плода, но такжесуществует внутренний эфирный аналог, который более важен для нашей работы. Посредствоммедитации над процессом создания отдельного тела плода следует соприкоснуться сего эфирной сущностью, с разделением эфирных энергий. Если мы сорвем плод сдерева или куста, то сможем далее представить себе независимость этих внутреннихсил.
Нужно такжепопытаться пережить процесс плодоношения в нашей душе, который мы испытываем, питаяи развивая какую-то ее грань, импульс интереса, который мы оживляем нашимивнутренними энергиями, и со временем видим, как этот плод становится отдельными независимым от нашего внутреннего центра бытия. Действительно, один из наиболееважных результатов этих упражнений должен вылиться в ощущение жизни души каксущества, сходного с растением – внутренние энергии души живут, растут и развиваютсяподобно растению в Природе.
Мы рассматриваемздесь только процесс формирования плодов, не учитывая их последующий распад и началонового роста. То, что мы хотим уловить в ходе этой медитации – архетипическийпроцесс плодоношения, разделение и обретение независимости потоков жизненныхсил, как в душе, так и в воплощенных формах физической природы.