Адам МакЛин – Генрих Кунрат
Генрих Кунрат – важнейшая фигура в развитии западной оккультной традиции, и хотя некоторые из его больших гравюр из «Амфитеатра Вечной Мудрости» ныне широко известны, будучи опубликованы во многих популярных книгах последних лет, его личный особый вклад не часто признается.
Кунрат творил в конце шестнадцатого столетия, и умер в 1605 году. Его работы были широким синтезом разнообразных течений западного оккультизма, и ему удалось слить Магию, Алхимию и Каббалу на едином фундаменте эзотерического христианства. В этом смысле он был духовным предшественником розенкрейцерства, которое расцвело четвертью века позже. Кунрат был переходной фигурой между средневековой эзотерикой, уходящей корнями в глубь веков, в гримуары Высшей Магии и каббалистическую литературу, к тому времени опубликованную, и новой духовной эзотерикой, которая сплотилась вокруг движения розенкрейцеров.
Кунрат в своих сочинениях обнаруживает все те элементы, которые позже появились в публикациях розенкрейцеров:
— синтез разнообразных течений мистической мудрости в устойчивую структуру;
— предчувствие новой эры;
— знание о существовании Адептов, задачей которых является помогать людям, находящимся на духовном пути;
— соединение эзотерических идей в символические изображения, напрямую говорящие с человеческой душой.
Важнейшая работа Кунрата, «Амфитеатр Вечной Мудрости», была закончена в 1603 г. (хотя она не публиковалась в известном нам виде вплоть до 1609 г.), в то время, когда Иоганн Валентин Андреа заканчивал «Химическую свадьбу Христиана Розенкрейцера». Многие гравюры «Амфитеатра» близки по духу «Химической свадьбе» – инициируемый входит в портал Мистерий, образованный семью отесанными камнями и поднимается на семь ступеней к порогу инициации.
Кунрат был скромным интровертным человеком, не склонным к саморекламе, и не был яркой привлекательной личностью, чтобы заслужить расположение богатых покровителей. Работа Кунрата проходила во внутреннем мире, и оставалась невидимой для тех, кто не искал ее специально. Потому признания и покровителей у него не было, и жизнь его, по видимому, была исключительно трудна, конец ее он провел в бедности и болезнях. Однако те, кто был способен видеть, знали о внутренних достижениях Кунрата, и среди них Джон Ди, встретившийся с ним в 1598 г. (это отмечено в дневнике Ди) и император Рудольф, бывший большим покровителем алхимической философии. По-видимому, император Рудольф до некоторых пор поддерживал Кунрата, поскольку он упомянут в его работах как давший разрешение на печать.
Две главные работы Кунрата – это «Исповедь» и «Амфитеатр Вечной Мудрости». «Исповедь» (в латинском издании) – это короткая работа, соединяющая алхимические и каббалистические идеи в мистическое христианство. Мы видим Кунрата трудящимся в лоне эзотерических течений протестантизма, в которых подчеркивалось духовное и моральное развитие. Для Кунрата Божественное как Существо открывалось человеку через внутреннюю работу, а не через посредничество священничества. Книга Природы открывает ищущей душе сущность Божественного в действии. Для Кунрата, работавшего в этом протестантском эзотеризме, Божественное часто представало в архетипе Иеговы, строгой и суровой грани Божественности, однако, установив с ним отношения, человек обретал Философский Камень в виде земного проявления Божественного, Христа.
Ядром «Амфитеатра» являются 365 медитаций (по одной на каждый день года), основанных на изречениях из библейской Книги Притч и апокрифической Мудрости Соломона, снабженных обширными комментариями Кунрата. Они представляют собой глубоко продуманную серию духовных упражнений, над которой Кунрат, очевидно, работал многие годы. Каждый, кто решится упорно работать над этими упражнениям на протяжении года, очень много приобретет. К сожалению, не существует их перевода, и я не смог детально с ними ознакомиться, но похоже, что в их основе лежит продуманная система, которая проводит через серию идей и духовных переживаний в определенной последовательности.
Кунрат не стремился представить «Амфитеатр» как собрание или энциклопедию идей. Он слишком мудр, чтобы просто давать знания людям. Вместо этого он предлагает способ, которым можно самому получить эту мудрость и он иллюстрирует этот внутренний духовный путь в своих эзотерических комментариях вместо того, чтобы просто представить читателю готовую жестко заданную истину.
Кунрат снабдил «Амфитеатр» изящно выполненной титульной страницей и серией гравюр, представляющих его философию в символической форме. Не следует забывать, что он на десятилетие опередил известные символические гравюры, которые мы обнаруживаем у Роберта Фладда, Михаэля Майера, Даниэля Милиуса и других. «Амфитеатр» Кунрата, очевидно, мог послужить для этих людей источником вдохновения.
Для примера давайте обратимся к гравюре «Молельня и Лаборатория». (Заметьте, что палатка молельни очевидным образом повлияла на позднего розенкрейцеровского автора Швайгардта.)
На гравюре Молельня и Лаборатория Великого Делания мы видим мир христианско-каббилистически-алхимической работы. Слева мы видим молельню, изображенную в виде шатра или скинии, в которой стоят книги, украшенные символическими диаграммами как основанием медитативных упражнений. Фигура Кунрата изображена в религиозном аспекте, его душа вовлечена во внутреннее очищение, создавая отношения с Божественным через внутренний опыт. Божественное открывается ищущей душе через молитву. (Потому молельня изображена на левой половине, на интуитивной стороне человеческой души.) Справа (аналитическая, опытная часть человеческой души) изображена Лаборатория, в которой ищущий должен работать над веществами материального мира, что найти в Природе откровение Божественного. Горны лаборатории стоят под квадратной крышей, поддерживаемой столбами Разума и Опыта (это противоположно круговому устройству молельни). Между ними, являясь третьей точкой троицы, изображен прямоугольный стол с различными музыкальными инструментами, указывающими на гармонизацию верха и низа, отражение космической гармонии в физическом мире. Поэтому работа алхимика в том, чтобы искать в молельне знания космической гармонии и воплощения ее на практике в работе с материей в лаборатории.
Может создаться впечатление, что Кунрат был полностью одинокой фигурой, постигающей свой внутренний мир через медитации и созерцание Тайн Божественных и Природных. Однако, он воплотил систему каббало-алхимически-христианского эзотеризма, которая целиком пропитывает духовность движения розенкрейцеров, и мы должны признать его как прямого предшественника этого движения, который своей внутренней работой придал образ и форму этому импульсу.
Перевод Sedric