Глава 0
Аркан Дурак
Соответствия по «Liber 777»:
Буква – алеф.
Название буквы – бык.
Управитель – воздух.
Положение на древе – Кетер – Хокма.
Цвета – бледно-желтый и небесно-голубой.
Боги Египта – Ну, Маут.
Медитация – на ветер.
Греческие боги – Зевс (как андрогин).
Римские боги – Юпитер (аналогично).
Животные – орёл и человек.
Растения – осина.
Магические орудия – кинжал или веер.
Драгоценные камни – топаз или халцедон.
Аромат – гальбанум.
Растительные снадобья – перечная мята.
Магические силы – прорицание.
Каббалистический мир – Йецира, мир формирования.
Тело человека – органы дыхания.
Мифические существа – сильфы.
Болезни в результате неправильной работы – понос.
Не знай! Для невинности законны все пути.
Чистая глупость – ключ к посвящению.
Безмолвие взрывается восторгом.
Не будь ни мужчиной, ни женщиной, но двумя в одном.
Храни молчание, витая в синем яйце, и ты
Да вырастешь в держателя копья и Грааля.
Блуждай один и пой! Во дворце короля
Тебя ждёт его дочь.
«В духовных вопросах Дурак означает идёю, мысль, духовность – всё то, что пытается преодолеть земное. В материальных делах он может, особенно если находится в неблагоприятном элементальном окружении, означать глупость, эксцентричность или даже манию. Но, главным образом, эта карта представляет изначальный, тонкий, неожиданный импульс, воздействие, пришедшее неведомо откуда». (Алистер Кроули «Книга Тота»)
Дурак. Шут. Трикстер. Какие ассоциации приходят вам в первую очередь? Кого вы здесь видите? Простака, подобного Иванушке-дураку или дзенского мудреца, оседлавшего тигра? Или просто глупца, не ведающего, что творит в слепоте своей?
Дурак имеет свою богатую историю. Начиная с XIV века – времени изобретения Таро – этот аркан подвергался множеству переосмыслений. От мрачного юродивого первой в истории средневековой колоды Висконти Сфордса через бесшабашного Иванушку-дурачка, сопровождаемого верным псом – к образу слепого материалиста, шагающего прямо в пасть крокодилу. Каждый из символов выражал совершенно особый дух времени, входивший в резонанс с коллективным бессознательным текущей эпохи. И уже поэтому ни один из этих смыслов нельзя назвать ошибочным или ложным, хотя внешне они полностью противоречат друг другу.
Дурак – самая неоднозначная карта в колоде. За всю историю Таро ни один аркан не находился в центре столь яростной полемики, как этот. Английская, французская и американская школы Таро принципиально расходились в одном вопросе: как интерпретировать Дурака и куда поместить его в числовом ряду и буквенном ряду каббалистических соответствий. Согласно версии Кроули, которая наиболее разумна, аркан имеет порядковый номер ноль и соответствует букве алеф. Это логично хотя бы потому, что именно ноль стоит в числовом ряду первым, как и первая буква. Французская школа, поместившая Дурака между Ангелом и Вселенной и присвоившая ему букву шин, противоречит всем принципам здравого смысла.
Сколько значений, ассоциаций приходит в голову при мысли о нулевом аркане! Но возможно ли объединить все противоположности в одном символе? Кроули это удалось: в колоде Тота мы видим самое глубокое, полное тонких смысловых нюансов изображение, и нам остается только правильно интерпретировать символическое богатство образов нулевого аркана. Не случайно Дураку как началу всех вещей Кроули уделил куда больше внимания, чем остальным арканам.
На карте колоды изображен рогатый солнечный человек, находящийся в овальном яйце. Руки его держат огонь, ноги стоят на воде, немного выходя за границы этого овального яйца. На месте, где должен быть фаллос, сияет солнце, а рядом с ним – синие круги с символами знаков зодиака. В водах притаился крокодил, которого сразу и не заметишь, в ногу ему вцепился разъяренный тигр.
Первая ассоциация, приходящая на ум при взгляде на картину, оказывается самой правильной – зародыш в матке. Эта мысль подтверждается и порядковым номером аркана – ноль, означающим еще не рождение, но то, что готовится родиться. Ноль имеет форму овала, яйца, в котором и находится центральный персонаж: согласно большинству эзотерических идей, вселенная произошла из космического яйца – фанес (яйца хаоса). На символику плода в утробе указывают и водный фон на заднем плане внизу карты, который символизирует околоплодные воды рождения.
Следует обратить внимание на андрогинность нулевого аркана. Кроули приводит длинный список андрогинных богов, которые могут быть отождествлены с этим архетипом – Бафомет, Хор-Па-Краат, Зевс-Арренотелус, Дионис-Загрей, Вакх Двоякий. Одним из подтверждений сопоставления с плодом в утробе является и то, что плод в утробе до определенного мгновения андрогинен, и только через несколько месяцев после зачатия у него появляются половые признаки. Это представление иллюстрирует платоновский миф о «круглых людях», которые были андрогинами. Согласно Платону, боги испугались могущества первых людей и разъединили их на две половины, теперь целью человека является обретение этой андрогинности обратно, через полное единство с вселенной.
Ребенок в утробе находится в состоянии абсолютного единения с матерью, которая его вынашивает. Доктор Станислав Гроф говорит о переживании особого рода — «океаническом экстазе» слияния, когда посредством регрессии пациент возвращается к ощущениям, испытываемым им в утробе. К этому же состоянию единения, но на новом витке эволюции, стремятся все традиции. Следует помнить, что не возвращение назад, а движение по спирали является задачей мастера. На новом витке вместо единства с реальной матерью обретается единство со всей жизнью вселенной – цель, которая декларируется большинством традиций. Наиболее полно эти представления разработаны в даосской философии. Лао Цзи, называющий себя «старым младенцем», говорил о полном единении с «сокровенной маткой» Дао, которой порождены все проявленные вещи. Тот, кто един с Дао, не может повредить себе – подобно пьяному, он падает и не разбивается, подобно ребенку, играет с дикими зверями и совершенно свободно игнорирует принятые условности, образуя собой пример «безумной мудрости», о которой мы знаем из дзенских притч или притч Чжоан Цзы.
Сразу становится понятно, откуда проистекает парадоксальная мудрость Иванушки-дурачка, имеющего силы свершить то, что не могут сделать его отец и мудрые братья, или глупого рыцаря Парсифаля, единственного из рыцарей оказавшегося достойным чаши Грааля. Эти герои-дураки не задумываются о смысле своих действий и просто следуют потоку своей воли.
В святой Книге Закона сказано: «Ибо чистая воля, лишённая умысла, свободная от вожделения результата, совершенна во всех отношениях». Само получение Алистером Кроули Книги Закона произошло ненамеренно, по Воле, и мы читаем строки, где Кроули в своей задаче пророчествования отождествляется с этим архетипом: «Пророк мой — дурак со своим «один, один, один» ; разве они не Бык и ничто по Книге?»
Кому из нас незнакомы эти особые мгновения, когда мы понимаем, что сейчас «поймали волну» и можем идти, невзирая ни на какие ограничения, ибо едины с потоком? Этому состоянию свойственна легкость, игривость, воздушность.
Кстати, согласно соответствиям «Книги 777», о которой было сказано в предисловии, Дурак соотносится со стихией воздуха. Когда что-то получается у нас особенно легко, практически без усилий, мы говорим о «воздушной легкости». Про бесшабашного человека, своего рода Иванушку-дурачка, мы можем сказать, что у него «ветер в голове», а для определения образов, рожденных фантазией, мы говорим – «полет воображения». Сновидения, связанные с полетом, ассоциируются у нас с детством и возвращением в детство. Растение, соответствующее Дураку, – мята, оставляющая во рту особое чувство приятной прохлады, которую не спутаешь ни с чем – «во рту гуляет ветер».
Но соответствие с воздухом имеет и гораздо более глубокие корни. В Ветхом завете в первой главе, столь ценимой каббалистами,сказано о «духе божьем, что метался над водами». И потому можно утверждать, что путь нулевого аркана – это особая животворящая сила – дыхание, дух, воздух – оживляющая мертвую материю. Согласитесь, всякий раз, когда мы соприкасаемся в своей душе с подобной воздушной легкостью, мы чувствуем, что как будто все вокруг нас ожило.
В этом состоянии мы, чувствуя поток Дао, знаем, куда идти и что делать. Потому магическая сила, соответствующая Дураку, – это, конечно, прорицание.
В произведениях искусства ветер ассоциируется со свободой: «вольный, как ветер», «ветер перемен», «ветер играет рваными цепями»… И в самом деле, что может быть естественнее, чем увязать это особое восхитительное чувство бьющего наотмашь ветра со свободой и единством – Дао, которое движется, как хочет, и ничто не может его удержать? Потому медитация, рекомендуемая Кроули для переживания этого архетипа, – это медитация на ветер и на те ощущения, которые у нас с ним ассоциируются. Столь же логично, что магические оружия – это прежде всего веер, вызывающий поток освежающего воздуха.
Какая птица ассоциируется у нас со всей полнотой восторга парения? Голубь? Снегирь? Ворон? Едва ли. Думаю, и не глядя в таблицу «Книги 777», человек с развитой интуицией может найти ответ сам. Этот ответ – орел, птица, которая словно плывет по воздуху, отдаваясь потокам вихря.
– А как же крокодил американской школы? – может спросить подготовленный читатель. – Как же слепец, идущийпрямо в пасть к крокодилу? Неужели дурак полностью лишен негативных значений?
Имея опыт взаимодействия с архетипами, мы знаем, что любой архетип амбивалентен, потому этого просто не может быть. Помимо зеленой свежести весны, рождения и свободного ветра, на карте тем же цветом изображен и крокодил, который никуда не делся с колоды Тота, разве что стал чуть менее бросаться в глаза (значит, маскировка стала лучше). Конечно же, по соответствию с символикой плода в утробе мы, вслед за Фрейдом, легко можем отождествить крокодила со страхом перед рождением, с «зубастым влагалищем». Без сомнения, за такой интерпретацией есть своя правда, но является ли она ВСЕЙ правдой? А кто такой тигр, кусающий зеленого человека весны за ногу?
Тигр представляет архетип «ужасного отца». Это Ирод – старый царь, который старается помешать появлению того, кто сместит его с места. Это образ консерватора, пытающегося «задушить в зародыше» новые идеи, или тирана-отца, бессознательно боящегося своего сына. Как тут не вспомнить персонажа из повести Киплинга «Маугли» – Шерхана, делающего все, чтобы съесть «человеческого детеныша». Темы поглощения или удушья связаны с первыми моментами рождения или, иначе говоря, второй перинатальной матрицей.
Но если тигр – это «ужасный отец», крокодил – это действительно «ужасная мать», и её искушение гораздо опаснее искушения тигра. Горе тому, кто послушает этого голоса, сулящего вечный покой в обмен на отказ от взросления и вечное спокойствие в утробе. То, что было свободой единения, быстро вырождается в хаос зыбкой бессознательности, безумный мудрец-дитя превращается в пародию на себя, а воды жизни аркана 0 станут водами смерти аркана 12, кишащими ядовитыми змеями.
С арканом Дурака связана великая тайна парадокса. Чтобы пережить его, невозможно «применять усилие», невозможно «стать», невозможно «достигнуть». Подобные попытки обречены на провал – вечное отмывание крови кровью. Очищение оказывается невозможным. Любые действия, направленные на цель, обречены приводить не в ноль, а в 12, именно потому Книга Закона предупреждает о «вожделении к результату».
Действительно, между арканами Дурак и Повешенный существует особое сходство, но это сходство не является подобием, скорее оно ближе к сходству оригинала и злой пародии – черты узнаваемы, но искажены до невозможности. Если нулевой аркан находится в совершенном единении утробы и представляет потенциальность, начало, то Повешенный привязан к утробе пуповиной, которая уже давно стала жалящей змеей или цепью, что символизирует невозможность отделиться. Дурак с восторгом ждет рождения и простирает свои руки и ноги за пределы питающего овала, поскольку он полон силы и энергии от матери чрева. Повешенного чрево принудительно удерживает пуповиной, которая должна быть разорвана. Если Дурак – это корень воздуха, то Повешенный – корень воды. Превращение Дурака в Повешенного есть неправильная с ним работа, приводящая, согласно соответствиям «Книги 777», к поносу, то есть разжижению.
Дурак появляется в наших раскладах, когда мы готовимся «родить» (идею, действие, новый образ жизни), или родиться (полное перерождение). Первые шаги обещают быть легкими и полными парящего восторга. Но если мы не сможем отпустить это состояние, начав свой нелегкий путь по арканам-архетипам, если мы будем цепляться, если мы попытаемся посадить ветер на цепь инфантильных привязанностей, эмоций или мертвой схоластики рацио, Дурак очень быстро станет Повешенным. Только смело погрузившись в исследование-наблюдение невидимых граней архетипов, не отказываясь ни от одной из них, мы можем надеяться пережить свежий ветер нулевого аркана.
В Книге Закона сказаны следующие слова, полностью отражающие суть этого архетипа: «Придите ко мне звучит глупо, ибо это я — идущий», и размышление над этими словами в сочетании с медитацией на ветер может на миг приблизить нас к переживанию «опыта дурака».
На древе жизни (схеме, которую необходимо освоить каждому практику магии) путь алеф, связанный с Дураком, находится между Кетер и Хокма. Кетер – изначальный источник всего сущего, неделимая точка, атом, из которого эманируются все остальные сфиры древа жизни. Алеф находится в прямом с ним соприкосновении и несет в себе всю полноту его энергии, передаваемой от Кетер Хокма или сфире зодиака. Таким образом, в мире Таро Дурак находится ближе всего к источнику, и если бы мы устанавливали схему в виде колеса, в центре был бы нулевой аркан, затем, по окружности, двадцать один большой аркан, следующий круг – карты двора, и, наконец, на периферии колеса помещались бы малые арканы.
Рекомендуемое чтение: «Притчи Чжоан Цзы», «Плоть и кость Дзен», «Сказки о Иване Дураке», «Орфические космогонии».