Глава 21 Аркан. Вселенная
Соответствия по «Liber 777»:
Буква – тау.
Значение буквы – тау египетское (должно быть тау крест).
Управитель – Сатурн.
Положение на древе – Йесод – Малкут.
Цвета – индиго и чёрный.
Египетские боги – Себек, Мако.
Индийские боги – Брахма.
Медитация – покой.
Римские боги – Сатурн.
Животные – крокодил.
Растения – красный мак, гибискус, крапива.
Драгоценные камни – оникс.
Ароматы – стиракс и все густые, тяжелые запахи.
Минеральные вещества – свинец.
Магические силы – работы проклятия и смерти.
Грехи – скупость.
Тело человека – выделительная система.
Мифические существа – вампиры, лярвы, трупные огни.
Болезни в случае неправильной работы – атеросклероз.
Рассматривай Время и все условия События как Слуг
Твоей воли, назначенных представлять тебе Вселенную
В форме твоего плана.
И: благословение и поклонение пророку
Милой Звезды.
Возможные значения при дивинации: «Предмет самого вопроса, синтез, конец предмета, карта может означать задержку, противодействие, упрямство, инерцию, терпение, упорство, настойчивость, упрямство в трудностях. Кристаллизация всей затрагиваемой проблемы» (Алистер Кроули «Книга Тота»).
Вот и подходит к концу наше путешествие по двадцати двум великим арканам таро. Точнее, оканчивается только первое ознакомление с великой колодой, дающей ключи к миру символов – миру, из которого произрастает вся культура человечества, будь то религия, философия, наука, искусство или пошлые анекдоты. Если у нас хорошая интуиция, нам не сложно понять, как глубоки эти воды. Поэтому с прочтением этой книги наше путешествие только начинается.
Осталось изучить последний аркан, последнюю грань великого языка богов. Понять этот аркан сложнее, чем все предыдущие, вместе взятые. Эту главу я пишу через год после того, как была написаны все остальные главы. Все это время смыслы и соответствия последнего аркана ускользали от меня, как змея. Да, в первом варианте лекции по Вселенной я добросовестно изложил все известные мне интерпретации во всем богатстве их противоречий. Но если в остальных арканах за обилием символических граней и противоречий мне удавалось понять и передать цельность карты, то в том, что касается Вселенной, изложенные факты были не более чем грудой собранных без какой-либо системы предметов. Хотя, казалось бы, из всех арканов последний наиболее прост в силу того, что находится ближе всего к земле.
Итак, что нам известно об аркане Вселенная? В экзотерическом таро мне несколько раз встречалась совершенно однозначная интерпретация: аркан Мир полностью лишен негативных значений. Тимоти Лири отождествляет с арканом Вселенная не очень понятное словосочетание «фиолетовый дыромир» или, проще говоря, мир пресуществленный. Хайо Банцхаф в книге «Таро и путь героя» видит этот аркан как окончательную точку индивидуации.
Вместе с тем есть и прямо противоположная интерпретация. На каббалистическом древе жизни путь Тау – это первый путь, по которому начинает восходить адепт от сфиры Малкут, то есть материального мира. В комментариях «Книги 777» Кроули пишет: «Адепту следовало бы идти по пути Тау, проходя сквозь элементы астрального плана, не смотря на их мрак и ужас». Более того: из планетарных соответствий «Вселенная» соотносится с самой мрачной из семи планет – Сатурном, а магические работы, которые соответствуют этому пути – это работы проклятия и смерти.
Не правда ли, странное сочетание? Есть и еще один интересный момент. Даже Кроули противоречит себе в интерпретации этого аркана – согласно «Книге Тота» символом этой карты является Кадм, который завершает свой путь, превратившись в змея. Хотя Тау – это то, что соответствует началу пути. Обратите внимание – Юнг тоже придавал большое значение родству героя (Избранного) со змеем: в начале он должен ей противостоять, потом она становится верным союзником и богом, который пресуществляет сознание, и, наконец, после смерти адепт превращается в змея, что символизирует обретение бессмертия.
Будучи последним арканом, эта карта вполне соответствует смерти, как по положению последнего из больших арканов, так и по своему соответствию с Сатурном, который есть «убийца всего». Вселенная на самом деле гораздо ближе к смерти, чем аркан Смерть.
– «Чем я буду, когда ты сотрёшь меня»? – спрашивает осознавшая себя программа игры в фантастическом фильме «Нирвана» и тут же получает ответ: «Возможно, снежинкой за окном».
Последние полтора года моя беспомощность хоть как-то наметить параллелизм этих смыслов, каждый из которых, по моему глубокому убеждению, верен, не кончалась ничем.
Ясности не прибавляет и анализ Тау-креста, который, с одной стороны, символ высшего посвящения Хирама (См.:Нерваль «История о Царе Сулеймане, повелителе духов и царице Савской, дочери утра»), а с другой, все тот же символ распятия на тяжести материи. При таких парадоксах невольно вспоминаются слова из евангелия – «Я есть Альфа и Омега», но и они ничего не объясняют.
Ключ оказывается как всегда на поверхности, в самом названии. Вселенная – это весь материальный мир, сам принцип материи, если угодно. Идея материи, бытия, проявления из непроявленного. И вот тут кое-что начинает проясняться. Потому что от века на материю существует два непримиримых взгляда.
Первый из них – это отрицание материальности и восприятие материи, как зла. Самой крайней степени этот взгляд достигал в манихейском дуализме, описывающем материю как бездну бездн, крайнюю точку падения. Такого мнения придерживались пессимистические гностические школы. Эта позиция ярко выражена в христианской идее первородного греха, испорченности плоти, а так же в буддизме хинаяны.
Прямо противоположный взгляд высказывается тантрической школой, даосизмом и, в особенности, матриархальными языческими школами. С этой точки зрения – материя есть тело богини, и она свята. Наша позиция находится посередине: хоть мы и помним слова – «все бытие есть чистая радость» и склоняемся ко второй версии, тем не менее, помним и предупреждение Кроули о тяжелой, инерционной природе этого аркана (действительно, свинец – это самый тяжелый металл и дальше идут только радиоактивные металлы, распадающиеся под собственной тяжестью) или, говоря языком сакральной традиции, «тьма внешняя».
В этой карте Сатурн, свинец отождествлен еще и со стихией земли (путь тау является одним из двух путей, имеющим двойное соответствие) и ассоциируется с такими категориями, как инертность, прагматизм и притяжение. Но не будем спешить, истолковывая принцип инерции как «плохой», ведь не случайно Кроули сказал, что «познавшему свою истинную волю помогает вся инерция вселенной».
Вот тут то и лежит основной ключ к этому аркану. Ибо его смысл зависит прежде всего от того, кто с ним соприкасается. Тому, кто только начинает свой путь, материя – враг, и первейшей задачей является преодоление притяжения земли любой ценой. Это состояние, когда весь мир идет на вас стеной. Родители, учителя, начальники, воспитатели – все, кажется, выступают единым фронтом, чтобы не дать индивидуальности прорасти, а превратить ее в такую же мертвую куклу, как они.
Однако самый страшный враг все-таки внутри. Это и границы собственных возможностей, и та нестерпимая тяжесть усталости, которая обрушивается, когда мы подступаем к этим рубежам, это и страх изменения, действующий на пару с надеждой, это и тихий, но вкрадчивый голос внутреннего предательства, который на все лады пытается заставить нас поверить – «А быть может, они правы?»…
В этом положении адепту следует действовать, как раненый олень, стремясь найти укрытие, в котором можно восстановить себя и воздвигнуть стену между собой и окружающим миром. Гностики изображали творца мира не столько злым, сколько слепым в своем неведении. Беспристрастно наблюдая за законами социума, действительно поражаешься не столько их жестокости, сколько повальной глупости и торжеству предрассудков.
Эго должно бросить вызов Великой и Ужасной матери. Вся материя на первом этапе выступает именно в ее качестве. Эта война за право обладать индивидуальностью, за осуществление своей индивидуации у абсолютного большинства почти не имеет шансов. Потому индивидуальностью можно в лучшем случае назвать одного из тысячи. Процесс сотворения сознания и уровни опасностей описал Эрих Нойманн в «Происхождении и развитии сознания».
Вероятно, у вас возникнут аналогии с арканом Луна, и они имеют право на существование. Однако Луна – это идея прежде всего регрессивного стремления в утробу, эдипова комплекса. Это падение, но падение как активный процесс, некая, если угодно, «воля к падению». Вселенная же – это просто сам принцип сопротивления материи, инерция без свойств, которая может быть наполнена чем угодно, и пока меч индивидуальности не отвоеван, она наполняется мертвыми оболочками.
Потому, когда первая часть пройдена и ученик становится адептом, символизм Вселенной меняется на прямо противоположный, минус превращается в плюс, а как уже было сказано, «инерция всей вселенной помогает в осуществлении своей воли». Та женщина на карте, которая символизирует материальность, из врага превращается в союзника, а из кастрирующей и удушающей матери – в страстную любовницу. Нойманн слишком слабо освятил эту сторону делания, зависнув на первичной матриархальной стадии, и поздние работы Юнга тут гораздо полезнее. Алхимики говорили, что «в свинце сокрыта белая голубка». В этом смысле принцип материи является одновременно и свинцом, и белой голубкой, и первичной материей, которая тяжелее тяжелого, и материей преображенной – состояние, которое достигается в итоге великого делания.
Это прекрасно иллюстрирует следующий дзенский коан: «До того, когда я вошел в дзен, деревья были просто деревьями, а горы просто горами. После того, как я вошел в дзен, деревья перестали быть просто деревьями, а горы перестали быть просто горами. И вот теперь, когда я достиг просветления, деревья снова стали просто деревьями, а горы просто горами».
Этот простой, на первый взгляд, коан имеет очень глубокую символику. Для обычного человека не существует ничего, кроме материальности. Когда он только вступает на путь, материальность становится врагом, и только на последней ступени происходит постижение, что ключ всегда был с собой, и «горы снова становятся горами». Сам наблюдатель качественно меняется – если в начале он был пассивным заложником материи, то в итоге он получает непередаваемую свободу. Вспомним трехчастную формулу ИАО, где описаны практически те же стадии.
Потому, когда выпадает аркан Вселенная, это может означать как то, что сейчас вы сталкиваетесь со всей тяжестью материи, так и то, что именно сейчас вы достигли своего пика, той вершины, когда вся материя едина с вашей волей. Потому при раскладах интерпретация этого аркана требует высокой интуиции и часто не может быть осуществлена без еще одной вспомогательной карты.
В заключении я хотел бы привести один сон, очень глубоко передающий мистерию воплощения на самом начальном, негативном уровне. Это сновидение увидено мною в раннем детстве. Спустя годы я был по-настоящему в шоке, когда обнаружил практически идентичные идеи в алхимии и гностицизме:
Я иду по Москве и захожу в кинотеатр. Там показывают фильм о Боге. Я вхожу в зал — на экране сразу начинается действие. Моментально я как бы перестаю быть собой и становлюсь этим действием. Его суть в следующем: некий идеальный Бог находится в своём мире, где он может делать всё. Ему нельзя только одно — играть с вороной, которая находится в центре мира.Бог изменяет весь мир силою мысли, но к вороне не прикасается. Затем, чувствуя, что ему чего-то не хватает, он начинает жалеть эту ворону, «неизменную в изменяющемся». Бог, наконец, обращает свою мысль и на неё, и как раз в этот момент происходит нечто. Его засасывает в ворону, и я вижу (или он? — к сожалению, адекватно описать это невозможно), как этот идеальный Бог распадается на молекулы и атомы. Перед глазами пролетели чередой некие уровни, и приходит понимание, что это совершенство рухнуло «ниже уровня ада», и я каким-то непостижимым образом являюсь «им» и «не-им» одновременно.Щелчок перед глазами — я вновь оказываюсь в кинотеатре. Выхожу из зала: передо мной предстаёт умирающий мир, и в то же время всё, вроде бы, осталось, как прежде. Меня охватывают тоска и скорбь. Я твержу себе только одно: главное – не заплакать! Тут подходит моя знакомая и спрашивает: «Ты видел фильм?» Я отвечаю утвердительно, на что она замечает: «Странно, что ты не плачешь — ведь весь мир рыдает, увидев эту трагедию!» На чем сон заканчивается.
Трагедия, о которой идет речь, есть одновременно и высочайшее благо воплощения, а значит, творчества. Стать в позу пессимистического гнозиса и оплакивать творение означает не понять его смысла и цели, отказаться от видения величия божественного замысла. А ведь падение происходит ради подъема, тяжесть дана для того, чтобы находить силу в её преодолении, а распад есть предварительное условие единства.