13.09.2007
0

Поделиться

Глава 5 Аркан. Иерофант

Глава 5

Аркан. Иерофант

Соответствия по «Liber 777»:

Буква – вау.

Значение буквы – гвоздь.

Управитель – Телец.

Положение на древе – Хокма – Хесед.

Цвета – красно-оранжевый и индиго.

Египетские боги – Асар, Апис.

Индийские боги – Шива (как священный бык).

Медитация – побитый и расчленённый труп.

Греческие боги – Гера.

Римские боги – Венера.

Животные – бык.

Растения – мальва.

Драгоценные камни – топаз.

Магическое оружие – труд подготовки (к операции).

Ароматы – стиракс.

Растительные снадобья – сахар.

Тело человека – плечи и руки.

Мифические существа – горгоны и минотавры.

Заболевания в случае неправильной работы –

расстройство пищеварения.

Девственно предложи себя Знанию

и Общению своего ангелахранителя,

Всё остальное – западня,

Будь атлетом в восьми членах йоги,

Ибо без них не будешь приучен к любой борьбе.

«Упрямая сила, труд, выносливость, безмятежность, проявление, объяснение, учение, добросердечность, помощь от старших, терпение, организация, мир» (Алистер Кроули «Книга Тота»).

Приступая к рассмотрению пятого аркана, необходимо подвести итог работы с первыми четырьмя, поскольку пятый аркан является в некотором смысле их синтезом, точно так же, как четыре стихии пентаграммы находят свое объединение в верхней точки, соответствующей стихии духа. Вспомнив все, что было сказано, мы неожиданно для себя находим очень четкую закономерность, и все пройденное ложится в элементарный квадрат стихий.

Маг соответствует духовному отцу и стихии огня, Жрица – духовной матери, супруге мага и воде (луна как повелительница вод – «и дух божий метался над водами»). Императрица представляет земную мать и землю (земное во всех возможных смыслах), и, наконец, Император как принцип власти, дающейся верховным богом неба (согласно представлениям большинства религий), соответствует воздуху.

В некоторых ситуациях мужские соответствия могут меняться местами, и Император становится огнем, а Маг – воздухом – все зависит от используемой формулы. Каждый из этих архетипов содержит в себе и огонь, и воздух, потому его функция всегда зависит от контекста, в котором происходит взаимодействие. Первый аркан, как изначальная монада, будет соответствовать огню, тогда как соответствие с Меркурием четко привязывает его к воздуху – крылатые сандалии, ускользающий пар ртути и т.д. С другой стороны, Император может быть соотнесен с огнём, поскольку Кроули отождествлял его с элементом раджаса и одновременно с небесным владыкой воздуха Зевсом.

Это чрезвычайно сложный вопрос, на понимание которого могут быть потрачены годы. При этом цель понимания – это не выстраивание некой законченной логической последовательности – она здесь невозможно, а интуитивное проникновение в парадокс как бы изнутри. Пока мы просто констатируем: если женские соответствия определены очень четко и однозначно, то мужские могут меняться местами.

Чтобы понять эту динамическую квадру, в которой два элемента иногда меняются местами, необходимо привести как можно больше соответствий из разных традиций и систем, размышление над которыми может приблизить к интуитивному постижению символа.

К примеру, можно вспомнить про четыре функции, которые Юнг соотносил со стихиями. И здесь опять возникает в точности такая же ситуация: вода имеет четкое атрибутирование с чувством, ощущение (сенсорное восприятие) – с землей, а вот мышление и интуиция могут менять атрибуцию. Соотношение стихий с функциями психики позволяет нам построить еще один мост между наукой и магией. Все действительно очень логично: согласно магии, две стихии – воздух и огонь, являются активными, а две другие – пассивными.

Более того – Юнг и его ученики говорили об особого рода функции центроверсии, то есть об особом «инстинкте индивидуации», который с одной стороны, балансирует четыре функции, а с другой – является динамичным фактором развития и изменения. Принцип центроверсии – это, во-первых, та незримая сила, которая пронизывает все арканы-пути, во-вторых, на человеческом уровне сознания более всего проявляется в аркане Иерофант.

Соответствие, понятное каждому начинающему магу, можно провести с четырьмя архангелами стихий: впереди – Рафаэль – ангел воздуха, позади – Габриель – ангел воды, справа – Михаэль – ангел огня, слева Уриэль – ангел воды. Один из авторитетов в традиционном символизме утверждал, что Габриель и Уриэль визуализируются в женском образе и имеют неизменные соответствия, а вот Рафаэль и Михаэль в некоторых мифологемах меняются местами.

Эти идеи действительно крайне сложны и становятся относительно понятны, только когда получен достаточно глубокий личный опыт.

Интересны также и психоаналитическое нюансы квадры: известно, что в определенном возрасте ребенок начинает фантазировать, что его родители ему не родные, а «где-то далеко» находятся настоящие родители, которые обладают некой сверхъестественной властью. Эта идея, на коей спотыкалась психология, давая самые разные интерпретации, объясняется тем, что человек – дитя не только материальных родителей, но и некоего духовного принципа, о котором и фантазирует, как о волшебнике или волшебнице. Сказки с мотивами двух матерей или двух отцов, так распространенные во всех культурах мира, архетипически связаны с этой изначальной двойственностью духовного и материального.

И вот теперь мы можем потихоньку подобраться к пятому аркану. Отец духа, мать духа, мать материи, отец материи. Отец и мать кого? Как раз его, Иерофанта. Пятый аркан или путь вау соответствует сыну в древнейшей формуле магии. И не случайно в центре карты Алистер Кроули изображает дитя, танцующее в центре пентаграммы.

Пентаграмма имеет больше значение в аркане Иерафант, и дело тут не только в том, что аркан имеет пятый номер. Ведь мы не видим гексаграммы в аркане Любовники или семиконечной звезды в аркане Колесничий. Здесь же символика пяти подчеркнута везде. Фигура жреца вписана в пентаграмму, а в самом её центре находится еще одна пентаграмма, в которой изображен танцующий ребенок. При внимательном рассмотрении на головном уборе жреца мы видим еще одну пентаграмму.

Пять – это объединение двух и трех – правды земли и правды неба или, по иной версии, мужской триады и женской диады. Принцип пяти – краеугольный камень всех оккультных традиций и мировоззрений. А мотив пентаграммы столь устойчив, что проник как главный символ в такое абсолютно материалистическое государства, как Советский Союз.

Пентаграмма – это символ сознания, слова, логоса, воли. Пятый элемент пентаграммы – её верхний угол – есть разумный организующий принцип, который рождается в конфликте четырех слепых стихийных сил. Именно пентаграмма является символом власти над демонами и духами, то есть неорганизованной психической субстанцией.

Согласно Юнгу, сознание как таковое рождается в результате конфликта противоположностей и затем выходит на иной уровень, решив этот конфликт. Хаос неосознанных импульсов часто символизируем животной душой, преодоление власти которой выражалось в мистериях как ритуальное убийство быка. Потому жрец-иерофант, изображенный на карте, несет на своей спине тушу убитого им быка. Убийство быка – древнейший символ уничтожения в себе инстинктивности, бессознательности и слепого животного начала, то есть открытие в себе силы логоса. Убийство быка – центральный символ, используемый в митраистких мистериях. В современном мире мне не раз встречалось выражение «убить в себе быка», характерно, что бык символизирует как раз животный, полностью инстинктивный и бодицентричный тип человека.

На четыре стихии, подчиненные духом, указывают и четыре маски: лев, орел, бык и человек, которые расположены по углам карты.

Таким образом, одной из главных идеей аркана Иерофант является жертвоприношение инстинкта (власти телесного начала) во имя обретения сознания. Именно на это и указывает символизм убийства быка, о котором было сказано выше.

Образом буквы вау является гвоздь, и не случайно десять гвоздей (по числу сфирот древа жизни) украшают головной убор иерофанта пятого аркана. Гвоздь – это символ пронзающий, пробивающий, фаллический. Тем не менее, его функциональное назначение – скреплять между собой предметы. Закрепление, объединение, но не мягкое «склеивание», а активное «сбивание». В этом смысле Иерофант имеет амбивалентный символизм: по отношению к миру он действует как начало дифференцирующее, разделяющее, а вот по отношению к эго-сознанию напротив – объединяющее и организующее.

Иерофант в гораздо большей, нежели другие архетипы, степени соотносится с миром сознания. Можно даже сказать, что путь вау – это архетипический исток сознательного я, которое формируется под действием наставников, учителей и авторитетов.

Нельзя забывать, что с точки зрения любой оккультной традиции наше обычное сознание является отзвуком, эманацией метапсихической структуры, определяемой в юнгианстве как самость, в Телеме – как Сах, а в других школах – как «истинное я», «природа Будды» пр. Играя соответствиями, можно вспомнить текст одного забавного интуитивного инсайта раннего Бориса Гребенщикова: «Граф Диффузор забил в стену гвоздь, и я лишь отблеск гвоздя».

Иерофант – это дитя, танцующее в центре карты. Дитя, которое говорит первое слово. В древнейшей магической формуле буква «вау» соответствует «сыну», что еще раз подтверждает нашу гипотезу. Ребенок, учащийся говорить – это великая мистерия рождения сознания из хаоса посредством слова, именно потому первые воспоминания о себе, как правило, соотносятся со временем, когда происходит овладение речью. Кстати, ребенок, воспитанный животными, попав к людям, уже никогда не сможет обрести сознание.

Познать – значит, дать имя. Способность сознавать есть способность различать, освящать. В речи встречаются такие обороты, как свет разума или свет сознания. Потому первое слово, сказанное ребенком – событие космического масштаба, ибо это включение архетипа индивидуации. Позднее в процессе воспитания человек, уже научившись говорить, теряет то ощущение, которое делает слово Словом, и становится подвластным стихиям. Вернуть себе слово Власти над собой и пресуществить себя и есть задача подлинной магии.

Архетип сокровенного слова часто встречается в мистической поэзии. Знать слово, знать имена, – значит иметь власть над вещами, духами и даже богами, не знать имени – значит быть всецело в их власти. Помните, в лекции о первом аркане мы говорили об авантюристе, легко поддерживавшим беседу с лучшими умами, зная только ИМЯ Гермеса? Но если дурак и маг, зная имена, одновременно и являются этими именами, то Иерофант способен говорить имя, не становясь тем, кого называет. Это великая тайна индивидуальности, о которой много можно говорить, но так ничего и не понять. Интересный факт: в глубинной психологии при анализе рисунков доминирование оранжевого цвета, который как раз соответствует Иерофанту, рассматривается как борьба за индивидуальность и независимость от авторитетов.

Чем большим оперативным набором слов, понятий и определений мы способны оперировать, тем более развитым является наше сознание. Сознание на сто процентов связано со способностью владеть словом: например, животные или человек, воспитанный животными, сознанием не обладает. Известно, что если таких детей и удавалось на короткое время обучить простейшим человеческим коммуникациям (ненадолго – обычно они умирают, не выдержав психического шока), то они не помнят весь жизненный период до этого, ведь то было время без слов, а значит, без осознания.

Все, что мы видим вокруг и внутри – весь наш мир полностью выстроен словом. Психологи не раз сталкивались с тем, что человек просто не видит того, что в его семантическом аппарате не имеет определений. Для обычного человека розы бывают желтыми, красными и розовыми, для цветовода же – это десятки сортов и пород. Едва и вы с ходу определите разницу между немецкой и восточно-европейской овчаркой, но с точки зрения кинолога вы просто слепы, если не способны различать такие очевидные вещи. В его понятийном аппарате в этой сфере произведены нужные и четкие разделения, и благодаря этим разделениям, силою знания он обладает властью.

В фантастическом эпосе писательницы Урсулы ле Гуин за основу положено древнее представление, что тот, кто знает имя предмета, духа или даже бога, обладает над ним властью. Вспомним, что символом власти над духами и стихиями всегда была и остается пентаграмма – круг замыкается, а магические представления оказываются далеко не так иррациональны, как могут показаться неподготовленному.

Следует заметить: хотя четвертый и пятый арканы объединяет то, что они в основном дифференцирующи (вспомним «разделяй и властвуй»), принципы дифференциации у них совершенно разные – в случае Императора разделение происходит силой власти, в случае Иерофанта – силой логоса. Концепция, сложная в теории, становится очевидной, если её перенести в практическое измерение жизни.

Огромное значение имеет изображение зеленой женщины с мечом внизу карты. Кроули делал очень важное заявление по этому поводу: «В главе III «Книги Закона» (стих 11) сказано: «Пусть женщина опояшется мечом передо мною». Эта женщина — Венера, и теперь она в Новом Зоне; она больше не является лишь сосудом для мужчины, но вооружена и воинственна». Меч – это прежде всего символ мысли и разделения (помните, в Евангелии «не мир я принес, но меч»).

Очень важно, что на карте Иерофант его держит именно женщина. В эонах прошлого женская половина человечества находилась в состоянии унизительного подчинения. Вся свобода выбора заключалась в том, чтобы являться либо образцом невинности, служащим экраном для проекции мужской идеализированный анимы, либо машиной для рождения детей и поддержки домашнего очага. Говоря языком таро, женщина могла находиться только в двух архетипах – Луны и Венеры, матери и любовницы, изредка вдохновительницы. Сама по себе женщина не обладала силой логоса и воли, точнее, была лишена права им обладать. Однако с воцарением Нового эона (в 1904г) ситуация радикально изменилась: начиная с движения суфражизма и заканчивая проникновением женщин на равных во все сферы, которые раньше считались чисто мужскими – в политику, бизнес, творчество. Старая модель семьи, основанная на подчинении и изоляции женщины, оказалась неприемлема, и искусство стало изобиловать символами бунта против подобного положения, вспомним, например, гениальную пьесу Генрика Ибсена «Нора». Изменился и характер творчества женщины – от чисто любовной поэзии женщины распространили свой гений на все сферы вплоть до оккультного символизма – вспомним Зинаиду Гиппиус. Однажды беседуя с поэтом, который высказывал отвратительно секстисткие идеи, я заключил пари, что прочитаю ему два стихотворения, одно из которых принадлежит перу женщины, другое – мужчины, и он не сможет их различить. Поэт проиграл пари с позором и долгое время был убежден, что я выдал свои стихи за стихи несуществующей женщины, хотя, конечно, это было не так.

В настоящее время изменяется не только роль реальной женщины, но и ее образ в искусстве. К примеру, в популярном блокбастере «Матрица» женский персонаж не просто подруга главного героя, статичная фигура, но и полностью равноправный товарищ и боевая единица. Подобного подхода просто не существовало в прошлом, и мы не можем не радоваться распространению женского освобождения в новом эоне.

Алистер Кроули был решительным сторонником равноправия женщины. В свое время, имея очень высокое положение в масонстве, он разорвал с ним отношения, поскольку считал отказ посвящать женщин недопустимым и аморальным. По сравнению с более зрелыми сообществами, преодолевшими сексизм прошлого эона, на сегодняшний день масонство в этом отношении является ретроградным движением. В традиции Телемы Жрица с мечем – это ключевой действующее лицо главного святого таинства, анализ которого занял бы слишком много времени и увел бы нас далеко от обсуждаемой темы

Женщина с мечом на карте Иерофант – Венера, но это уже далеко не безличная и слепая сила Императрицы, но образ сильной и осознающей себя женщины. Венера в Тельце экзальтирована и связана с мистерией пяти, как утверждал Кроули. В этом контексте интересно то, что в современной культуре пентаграмма начинает отождествляться с Венерой стараниями популяризатора оккультных идей Дена Брауна. В его романе «Код де Винчи» напрямую утверждается, что пентаграмма – это символ Венеры. Несомненно, Браун изучал символику таро, хотя к своей беде упростил значение символа до одного смысла, что является грубой ошибкой (о чем мы писали еще во введении). Символ тем и отличается от знака, что имеет большое количество значений, отличающихся друг от друга. Относительно символа пентаграммы лучшим источником является статья Марсия, Посвященного Ордена Восточных Тамплиеров. Эта работа прилагается в качестве пояснения к главе. Эта статья лучше, чем что бы то ни было, поможет читателю составить самое полное представление об истории символа пентаграммы.

Что еще можно сказать о пути вау? На древе жизни это путь между Хокма, то есть перводвижителем вселенной, и Хесед – великой щедростью. Будучи одним из шести путей, соединяющим мир над пропастью (до-сознание и над-сознание одновременно) и под пропастью, он может считаться первым инсайтом и символизирует непередаваемое переживание от ощущения индивидуального я. Потому работа с путем вау является одной из важнейших и базовых для мага на любом уровне.

Рекомендуемое чтение: проза Вольтера и философия просветителей, как внешний аспект. Эрих Нойманн «Происхождение и развитие сознания», Томас Манн «Волшебная гора»