17.05.2016
0

Поделиться

Часть четвертая. Размышления о фигурных арканах

К олглавлению

Часть четвертая. Размышления о фигурных арканах

Карты двора, или фигурные карты, следует рассматривать как совершенно особый сегмент малых арканов либо даже как отдельную категорию арканов Таро. Тогда вся колода Таро будет пониматься как состоящая не из двух, а из трех элементов — больших, числовых и фигурных арканов.

Отличие фигурных арканов от числовых может показаться не столь очевидным, как отличие тех и других от больших арканов. Дело в том, что если любой числовой аркан представляет сочетание числа и стихии, то в любом фигурном аркане стихия сочетается со стихией. Четыре ранга фигурных арканов, как и четыре масти, соответствуют системе стихий: Короли — это огонь, Королевы — вода, Принцы — воздух, а Принцессы — земля.

Определяющей, доминантной стихией является масть, вспомогательной или подчиненной — ранг карты. Таким образом, к примеру, карта Королева Жезлов будет определяться как «вода огня», то есть вторая часть формулы, огонь, является определяющей — именно огню принадлежит эта вода. Это «водное проявление огня», например, в качестве бензина или кислоты. Другой пример: Король Чаш — это «огонь воды». Водная масть Чаш является определяющей, а огонь — это качества, которыми обладает вода в данном случае. Здесь в качестве символа можно вспомнить наиболее агрессивные и динамические проявления водной стихии — например, цунами или шторм.

Разумеется, природные соответствия являются лишь приблизительными аллегориями тех состояний, о которых идет речь. Как правило, в практике прорицания фигурные арканы представляют конкретных людей в жизни вопрошающего. Другой вариант прочтения — рассматривать карту двора как вашу вероятную или рекомендуемую (в зависимости от вопроса) стратегию. Если числовые арканы дают вам информацию о событиях, то фигурные арканы дают алгоритм решения задачи, возможную линию поведения. Если в раскладе слишком много карт двора, это может рассматриваться как слишком сильная зависимость от внешних влияний. На символическом же плане фигурные арканы — это дополнительное раскрытие принципа стихии, проявляющегося в самых разных гранях бытия.

Так, определяющая стихия Королей — огонь, что в данном случае соответствует архетипической идее власти. Если представить четырех Королей как единое целое, мы получаем четвертый аркан — Императора, представляющего ядро архетипической идеи власти.

Стихия Королев — вода. Однако более точно было бы сказать, что определяющая идея Королев — это эрос, соединение, которое проявляется в водной стихии, поэтому в совокупности четыре Королевы будут соответствовать Императрице, а не, скажем, Повешенному или Звезде.

Стихия Принцев — воздух. В данном случае это означает, что для всех четырех Принцев смыслообразующим центром будет Логос. Однако каждая стихия имеет свой логос, и между классическим логосом воздуха (логосом науки и философии) и логосом воды (сфера отношений) весьма мало общего. Четыре Принца в совокупности соответствуют пятому большому аркану — Иерофанту.

Наконец, стихия Принцесс — земля, и это означает, что в некотором смысле Принцессы представляют собой наиболее воплощенные и конкретные типы личности. В нашем анализе мы соотносим Принцесс со структурными формами женской психики, которые открыла Тони Вульф. Далее мы очень подробно остановимся на Принцессах, поскольку именно их наличие среди фигурных арканов делает Таро Кроули уникальным. Фигурные арканы докроулианских колод Таро состоят из Королей, Королев, Рыцарей и Пажей. Несимметричность данной системы бросается в глаза, и возмущение нехваткой женского начала подтолкнуло Кроули к введению столь важной коррективы.

Замена Пажей на Принцесс — не единственное качественное исправление фигурных Арканов, предпринятое Кроули. Значительно переосмыслено и изображение Королей. В старых колодах Короли обычно изображались сидящими на троне. Кроули отошел от этой традиции и изобразил Королей так, как прежде изображали Рыцарей, — всадниками. Принцы же, которые в системе Кроули заняли место рыцарей, изображены едущими на колесницах. Может показаться странным, что Принцы экипированы лучше, чем Короли, однако идея Кроули заключалась в том, что Король сам по себе является первичной силой, не нуждающейся ни в каких вспомогательных средствах.

Критики изменений, внесенных Кроули часто, замечали, что, стремясь достичь гендерной симметрии, он отошел от структуры «3 + 1», в которой четвертый элемент (единственный женский) качественно отличается от первых трех. «Три и один» — это формула Самости, и в этом смысле старое Таро имеет полноценную метафизическую основу. С другой стороны, идеи Кроули базируются на каббалистическом анализе Божественного Имени Йод-Хе-Вау-Хе, где женских элементов одновременно два и один (поскольку буква Хе удваивается). Именно этот тонкий фактор ответственен за то, что различие между Королевами и Принцессами не столь очевидно, как различие между Королями и Принцами, а иногда — например, в масти Жезлов, — Королева и Принцесса очень похожи.

Метафизическое основание изменений Кроули — это юнговский брачный квартерион (см. с. **), в котором каждое «я» имеет двойника противоположного пола — Аниму или Анимуса. С этой точки зрения Анимой Короля является Принцесса, а Анимусом Королевы — Принц. Эти достаточно тонкие идеи могут быть легко понятны тем, кто достаточно долго работал в области интеграции бессознательных двойников.

К олглавлению