Часть третья. Каббалистический и архетипический взгляд на малые арканы
Введение
Рассмотрев символизм больших арканов, следует перейти к малым (Под «малыми» мы в этой части книги подразумеваем только числовые арканы. Подробный анализ фигурных арканов, или арканов двора, читатель может найти в других наших работах. — Прим. автора.). Однако мы не можем просто механически распространить наш подход к большим арканам на малые, поскольку речь идет о принципиально различных структурах в рамках одной системы. Малые арканы требуют совершенно иного подхода, чем большие, и мы постараемся его найти.
В большинстве современных эзотерических школ символизм малых арканов рассматривается исключительно в гадательной перспективе. Здесь польза малых арканов наиболее очевидна. Если большие арканы нагружены многомерной символической и смысловой игрой, уловить которую зачастую бывает сложно, то малые арканы в общем и целом достаточно просты. Чтобы заниматься прорицанием, нам нет нужды погружаться в сложную символику оккультной науки. Достаточно знать основное значение (название) конкретной карты, которое в полной мере выражает ее структуру.
Именно из-за простоты малых арканов я не стану уделять слишком много внимания гадательным аспектам карт и писать, что Печаль — это, конечно, печаль, а Любовь — это, вне всякого сомнения, любовь, хотя большинство учебников по Таро построены именно таким образом. Малые арканы отличаются от больших прежде всего тем, что их названий вполне достаточно для гадания (Речь, конечно, идет о малых арканах Таро Кроули, которые действительно имеют названия, позаимствованные из системы «Золотой Зари».). Фокусник, Император или Эон вызовут у вопрошающего вопросы, требующие дальнейших разъяснений, но никаких вопросов не возникнет, если оператор скажет вопрошающему, что выпавшая карта называется Печаль или Любовь. Смысл карт младших арканов в прорицательной практике очевиден для всякого, кто не страдает преждевременным слабоумием.
Нам следует искать принципиально иной подход к малым арканам, и ключом здесь может послужить, с одной стороны, Магическая Каббала, а с другой — глубинная психология. Напомним, что для понимания философии Таро ключевым является структура Древа Жизни, не очень охотно открывающая нам свои тайны.
{tree-1.ai}
(Для удобства читателя мы в этом разделе еще раз воспроизводим диаграмму, показывающую связь Таро с Древом Жизни в телемитской традиции. Обращайтесь к ней при чтении разделов, посвященных малым арканам.)
Любая карта состоит из двух смысловых элементов. Любой большой аркан представляет собой результат союза двух сфир. Точно так же, как соединение красного и синего не дает нам «красно-синего» цвета, а дает совершенно новый цвет — фиолетовый, так и любой из путей Древа Жизни является не механическим смешением его начальной и конечной точек, но их особым порождением. Так, Верховная Жрица является одновременно порождением сфир Кетер и Тифарет, Императрица — сфир Кетер и Бина, Вселенная — сфир Йесод и Малкут, и так далее. Размышляя таким образом, каждый практик в состоянии самостоятельно развить и дополнить эту книгу. Исследование может продолжаться бесконечно, и каждое новое соответствие будет еще одной вехой на пути освоения внутренней бесконечности.
Малые арканы тоже имеют двойную природу, однако, в отличие от больших арканов, каждый малый аркан связан лишь с одной сфирой, с одним числом, и поэтому является статичным. Бинарность любого малого аркана определяется тем, какая стихия в нем проявлена или, говоря языком Каббалы, к какому из четырех миров он принадлежит.
Синтез любого большого аркана — это синтез двух сфир, синтез любого малого аркана — это синтез числа и стихии.
Например, когда мы говорим, что карта, лежащая перед нами, — Тройка Чаш, мы не просто произносим название этой карты, но одновременно сообщаем нечто о ее природе: это число 3 и масть Чаш. Внутренняя структура карты — это число, а ее стратегия проявления, манифестации — стихия.
Соответственно, первым шагом к пониманию карты будет размышление о том, как сочетаются эти два аспекта. Например, очевидно, что Четверки как обстоятельные, устойчивые, квадратные структуры, связываемые с формированием, будут прекрасно сочетаться с огнем, символизируя крепкий домашний очаг. Тройка же, ассоциирующаяся прежде всего с символикой естественной троицы — матери, отца и ребенка, — в масти Чаш будет означать беременность и роды. В общем, для правильного понимания Таро мы должны понимать нумерологию.
Некоторую сложность может представлять то, что значения чисел в разных культурах могут отличаться (так, для китайцев четверка — это число смерти, а тринадцать — счастливое число). Вот почему необходимо немного «сузить пространство» и опереться на ту систему числовых соответствий, которая наиболее часто соотносится с Таро. Я говорю о Каббале и конкретно о десяти сфирот Древа Жизни.
Каббала — одна из самых тонких и сложных духовных наук, в которой ошибка может быть допущена слишком легко, поскольку не существует однозначной системы верификации в тех пространствах, с которыми взаимодействует каббалист.
Часто оказывается что в один и тот же термин вкладываются совершенно разные идеи, причем возникающие вторичные построения в конечном счете вытесняют первичные на периферию. Поясню, что имею в виду, на примере. В древнейших системах Каббалы сфира Малкут соотносилась не столько с материальным миром, сколько с Божественным Духом, Шхиной, незримо пронизывающей материальный мир. Это давало почву идее Unus Mundus, парадоксального единства бытия. Позднее сфира Малкут стала отождествляться с самой материей. В современном магическом жаргоне выражение «поработать на Малкут» означает процесс зарабатывания денег и в этом смысле еще больше редуцирует понятие, то есть сводит целое к части. Если такую сложность вызывает самая близкая нашему пониманию сфира, что говорить о высших планах, идеи и модальности которых столь тонки, что зачастую даже сложно понять, о чем идет речь!
И здесь карты Таро выступают как значимый посредник, символическая система, которая позволяет сформулировать состояния и переживания различных модальностей на языке образа. Конечно, было бы ошибкой опираться в изучении Каббалы только на Таро, однако совершенно очевидно, что Таро является важнейшим ключом, позволяющим начать работу в этой области.
Итак, каждый из малых арканов несет послание гораздо более широкое, чем его прорицательное значение. Аркан раскрывается исходя из того, как модальность числа сочетается (или не сочетается) со стихией проявления. Несколько особняком стоят шестнадцать карт двора, которые, хоть и относятся к малым арканам, но являются сочетанием не числа и стихии, а стихии и стихии.
Давайте, опираясь на традиционные соответствия Древа Жизни, рассмотрим, как традиционные смыслы, приписываемые картам малых арканов, произрастают из уже упомянутого сочетания. Так, внимательный исследователь Таро мог обратить внимание, что количество благоприятных карт в начале числового ряда (от Туза до Четверки) гораздо больше, чем ближе к его концу (от Семерки до Десятки). Шестерки являются исключением ввиду особого положения сфиры Тифарет. Это связано с тем, что модальности, наиболее близкие к источнику, Кетер, естественно, считаются более возвышенными, благородными и тонкими структурами.