02.10.2007
0

Поделиться

Четыре туза

Четыре туза

(Полный вариант статьи приведен к книге «Прыжок в бездну вершин»)

Тузы занимают особое положение в колоде малого аркана. Некоторые исследователи даже выводили их в дополнительный особый аркан, с тем, чтобы подчеркнуть их отличность как от больших арканов, так и от самих малых. И, тем не менее, их положение не подвергается сомнению. Тузы соответствуют цифре один или первой сфире Кетер на древе жизни. Согласно оккультным доктринам, всё проявленное имеет своим источником монаду – единое, которое априори включает в себя все бытие. Единица с точки зрения оккультного взгляда «больше» любого числа, поскольку оно есть семя, которое потенциально содержит всё проявленное. Это особое старшинство единицы над всем отразилось даже в карточных играх, где тузы (единицы) являются старшими в колоде и покрывают любую карту.

Таким образом, ключевым словом для четырех тузов является слово «источник». Они – первоначальное и наиболее чистое проявление стихии, потому мы можем сказать, что тузы являются божественными, тогда как остальные карты малого аркана – человеческими. Логически это может входить в противоречие с уже сказанным, что с божественным соотносится большой аркан. Это противоречие снимается некоторым уточнением: если большие арканы представляют божественные архетипы в их неопределенности, то тузы олицетворяют собой ту функцию, которая связывает индивидуальное Я с божественным, или высшую форму реализации стихии.

Туз жезлов – это осуществление связи с божественным посредством раджа-йоги – йоги королей, йоги интуитивного знания. Это сложнейший героический путь – работа с преобразованием себя через магическое посвящение и кратчайший путь соединения со своим бессознательным. Это и есть теургия или высшая магия, в коей человек и бог являются братьями-близнецами. Этот путь – высший из всех путей – связан с наибольшим риском, поскольку не каждый способен выдержать встречу с божественным лицом к лицу.

С тузом жезлов также связана высшая интеллектуальная интуиция. Именно такая интуиция открывает дверь, и иное врывается в наш разум стихией огня, сжигая все на своем пути. По интенсивности действия туз жезлов можно сравнить даже с Башней 16го аркана, хотя, в отличие от Башни, разрушение, которое несет в себе туз жезлов, более созидательно.

Эта карта связана с мужской фаллической энергией – лингамом, молнией, ваджрой, царским жезлом. Это творящий фаллос бога, зачинающий в душе новую жизнь. Именно о переживании, относящимся к тузу жезлов, один средневековый мистик сказал весьма двусмысленную фразу: «Господь пронзил мое сердце своим воспаленным копьем».

Туз чаш представляет другой возможный путь, который в индийской традиции называется бхати-йогой. Это йога любви, то есть йога полной и безграничной отдачи себя во власть божественного. Огромная чаша, изображенная на карте, – чаша Бабалон, в которую, согласно телемитской космологии, адепт изливает всего себя, не утаив ни капли. Бхати туза чаш – это формула мистического и пассивного пути, в котором душа адепта сама становится чашей, готовой вместить в себя всю полноту даруемой радости и горя. «Да будет воля твоя», – эти слова, сказанные со всей полнотой любви и самоотдачи, являются формулой туза чаш.

Эта карта проявляется во всепоглощающем чувстве любви, единения с божественным, затапливающим все сознание. Именно о таком экстазе любовного растворения в божественном говорил Рамана Махариши, уподобляя «эго» сахару, растворяющемуся в горячем чае божественного. Без принципа любви, бхати йоги, туза чаш любой магический рост будет только бессмысленным накачиванием своего эго новыми сидхами, до того, пока оно не рухнет под собственной тяжестью. Моралисты называют такое падение «божьей карой», но то же самое может быть описано в научных терминах энергетического обмена – структура, претендующая на неизменность и не осознающая своей связи с целостным организмом, превращается в раковую опухоль, погибающую вместе с носителем.

Туз чаш является необходимой компенсацией туза жезлов. Это две первичные формулы пути – горячий и холодный, активный и пассивный, мужской и женский, путь сотворения и путь принятия.

Туз мечей связан с высшей интеллектуальностью или джняна-йогой. Говоря языком современной психологии, сияющая корона вокруг единственного меча на карте олицетворяет собой вспышку инсайта или неожиданное интеллектуальное прозрение. У современных психологов и мистиков йога знания имеет незаслуженно плохую репутацию, поскольку часто путается с мертвой схоластикой, в которую может превращаться в тех случаях, когда теряется связь с источником.

Классической практикой джняна-йоги является постоянное вопрошание «кто я», которое в конце концов приводит к рождению высшей интеллектуальности. Кто я? Когда я появился? В момент зачатия? Рождения? Первого проблеска осознающего эго? Получения водительских прав? Первой инициации? Я – это чувство любви, которое испытываю сейчас, или чувство раздражения два часа назад? Но если и то и другое меняется, то кто же я и как научиться отличать себя от ложных идентификаций? Подобное вопрошание в сочетании с медитацией на туз чаш дает очень высокие результаты.

Туз дисков представляет собой карма-йогу или йогу действий. К сожалению, этот принцип тоже часто искажается и популяризируется как «охота за добрыми делами» с целью накапливания хорошей кармы. Конечно же, эгоистическая мотивация в каком бы то ни было виде не может быть духовной практикой, а нет ничего бесполезнее, чем упорные попытки «не думать о белом медведе».

Карма йога – это осуществление своей Воли в материальном мире. Если первые три пути идут внутрь – через магию, мистику или интеллектуальность, то четвертый – это путь вовне, когда, осуществляя свою волю в этом мире через какое-то реальное действие, мы становимся едины с высшей космической волей. «Следуй своей воле – таков закон», – сказано в Святых Книгах Телемы, но как же часто поверхностные интерпретаторы понимают это в примитивном ключе «потворства своим слабостям»! «У тебя нет иного права, кроме как следовать своей воле», – сказано в Книге Закона, и в этом есть высшая дисциплина нового эона.

Осуществление истинной Воли, по словам Кроули, в первую очередь требует «отказаться от всех грубых очевидных помех…: безделья, глупого приятельства, пустого времяпровождения». Кроули утверждает, что возможность постижения истинной Воли существует для каждого, и «к открывшему придет знание его конечной воли, в соответствии с которой один – поэт, другой – пророк, кому-то – работа со сталью, иному – с нефритом. И также в каждом пребудет знание его истинной Воли, его предназначения выполнить Великую Работу и реализации Истинного Я».

Принципы четырех йог наиболее ясно, подробно и без лишней мишуры рассмотрены в книге индийского философа Свами Вивикананда, к наследию которого мы и рекомендуем обратиться тем, кто желает более глубоко ознакомиться с этим вопросом.

Следует сказать, что тузы особым образом связаны с десятками как с их искаженным отражением. Если тузы являются примерами высших проявлений функций, то десятки – их искаженной копией, неправильно понятым законом, где телега поставлена впереди лошади, а вагон пытается взять на себя функцию паровоза. Подробнее эта дисфункция будет рассмотрена в соответствующей главе.