Бессознательное
Пожалуй главным объектом внимания и анализа вюнговской является бессознательное. В противоположность разработанной Фрейдомтеории единственного бессознательного, которое, особенно в его ранних работахявляется источником всего «принципа удовольствия», инстинктивныхпотрбеностей индивида и областью вытесненного материала (желаний), Юнгутверждал наличие индивидуального и расового или коллективного бессознательногоодновременно, что являлось его наиболее оспариваемой идеей. Особенноважным в теории коллективного бессознательного, является утверждениеЮнга, о том что архетипы, или врожденные поведенческие потенциалы могли бытьунаследованы из того, что лучше всего определить как квази-ламаркианскоечувство и определяет человеческое развитие..
В этих интервью, Юнг точно объясняет Арехтипы и родственныепонятия такие как Персона, Эго и Самость. Читатель отметит, что Фрейдовскоеопределение Эго как совокупного ядра человеческой индивидуальности, у Юнгаможет быть скорей отнесено к Самости.
4
Архетипы.
Доктор Эванс:Ранее вы упоминали что Фредовский «Эдипов Комплекс» был примером Архетипа. Немогли бы вы подробно раскрыть концепцию Архетипа?
Доктор Юнг:Ну, вы знаете что такое поведенческий паттерн – способ по которому птица вьетсвое гнездо. Это его врожденная форма, он применит определенный символическийфеномен между насекомыми и растениями. Это врожденные поведенческие паттерны.Точно так же и человек имеет унаследованные схемы действия. Посмотрите: егопечень, его сердце, его мозг, как и все остальные органы всегда будутфункционировать по определенным шаблонам следуя его паттерну.
Вы можетеоказаться в большом затрудненни пытаясь увидеть это, потому что вам не с чемсравнивать. Нет существ подобных человеку, чтобы изучив их мы могли быпонять как они функционируют и сравнить их с собой. Но поскольку нам не с чемсравнивать мы волей-неволей оказываемся бессознательны!
Такимобразом, очевидно, что человек рождается с определенными функциями иопределенным способом функционирования, определенным паттерном поведения,который выражается в форме архетипических образов или архетипических структур.Например, то как поведет себя человек определяется архетипом. Поэтому, как выможете убедиться, первобытные люди рассказывают истории. Большая частьобразования происходит за счет рассказов. Например вызывают всех молодых людейи двое старших разыгрывают перед молодыми все то что им не следует делать.Потом они говорят – «это то чего делать нельзя». В другом случае они простоперечилсяют все те вещи которые нельзя делать, подобно десяти заповедям и всеэто всегда поддерживается мифологическими ситуациями.
Это, конечно,дало мне стимул изучать архетипы, потому что я начал видеть что структура тогочто в то время называл «коллективным бессознательным» в действительностибыло своеобразным скоплением таких образов, каждый из которых имеет уникальныекачества.
В то же время,Архетипы динамичны. Это инстинктивные образы, которые не изобретались разумом.Они всегда там, и они производят определенные процессы в бессознательном,которые лучше всего их сравнивать с мифами. Коллективное бессознательное– источник мифологии. Мифология это воспроизведение серии образов, которыеформируют жизнь архетипов.
Таким образом,утверждения религий, многих поэтов и.т.д. являютя утверждениям внутреннегомифологического процесса который который необходим, потому что человекнецелостен если он не осознал этих аспектов. К примеру, наши предки поступалитак-то и так-то, и так же следует поступать вам. Или такой-то и такой-тогерой сделал так-то и так-то, и это ваша модель. К примеру, в учениикатолической церкви, несколько тысяч святых. Они показывают католикам какследует поступать, у них есть свои легенды – и это есть христианская мифология.
В Греции былиТесей и Геракл, модели достойных людей, джентльменов, и они учат на с как себявести. Они являются архетипами поведения. Я начал относиться к архетипам всеболее почтительно и это вело меня ко все более глубокому их изучению, и сейчасблагодаря этому есть И сейчас Иов есть огромный фактор, очень важный для нашегодальнейшего развития и нашего благополучия, который должен быть принят вовнимание.
Было конечно,сложно узнать откуда начать потому что это чрезвычайно обширная области иследующим вопросом который я задал себе было: «так был ли в том мире кто-то ктозанимался этой проблемой»?.
Я обнаружилчто никто, за исключением своеобразного духовного движения, которое идет сначала христианства и называется гностиками, и это было первое что я увидел.Они были озабочены проблемой архетипов и создали своеобразную философию изэтого, наивно встретившись с этим, не зная что это структурные элементыбессознательной психики.
Гностики жили в первом, втором и третьем веке нашей эры, и мне хотелось бызнать, что было в промежутке между тем временем и сегодняшним днем, нашим,когда мы неожиданно столкнулись с проблемой коллективного бессознательного,которая было точно такой же две тысячи лет назад, хотя мы и не готовы к решениюэтой проблемы. Я всегда искал что-то среднее что-то такое, что связываетотдаленное прошлое с настоящим моментом.
К своемуизумлению я обнаружил, что это была алхимия, то что понимается как история химии,что является её превратным пониманием. Она была нашим духовным или философскимдвижением. Они называли себя философами, как в нарциссизме, и потом я прочиталвсю доступную литературу на латинском и греческом. Я изучал это потому что онобыло невероятно интересно. Это интеллектуальная работа 1700 лет, в которыхсобрано все, что тогда могли понять о природы архетипов, довольно нелепымпутем.
Это не просто.Большинство текстов не публиковались со средних веков, последние изданиядатируются серединой или концом 16го века, и все на латинском, некоторые нагреческом среди которых немало важных. Моей работе н было видно конца, норезультат был более чем удовлетворительным потому что показал мне развитиенашего бессознательного отношения к коллективному бессознательному ивариации которые перенесло наше сознание а так же то, почему бессознательноеиндивида озабочено этими мифологическими образами.
Например такойфеномен как Гитлер. Это психический феномен и мы должны понять это. Для меняконечно это было серьезной проблемой потому что это фактор который определяетсудьбу миллионов европейцев и американцев. Никто не может отрицать что оннаходится под влиянием войны. Это все было делом Гитлера и все это психология,наша глупая психология. Но к пониманию этого вы можете только когдапоймете фон из которого все появляется.
Как если бывспыхнула ужасная эпидемия брюшного тифа и вы бы сказали: «этот брюшной тип -изумительная болезнь». Она может распространяться на огромные расстояния иникто не знает о ней ничего. Никого не заботит водоснабжение, никто не думает опроверке мяса, или о чем то в этом роде но все просто констатируют: «этоневероятно!» Да, но никто этого не понимает
Конечно я немогу рассказать вам в деталях все об алхимии. Это основа нашего современногоспособа постижения вещей и следовательно находится под порогом сознания. Этопотрясающая иллюстрация к тому как развиваются архетипы, как они движутся и какони выглядят когда вы смотрите на них в широкой перспективе. Может быть ссегодняшнего дня вы посмотрите назад в прошлое и увидите как настоящий моментпроисходил из прошлого. Так же и с алхимической философией – это звучиткурьезно, мы должны дать ей совершенно другое имя. Хотя на самом деле у нееесть другое имя. Она так же называется Герметической философией, хотя конечноэто говорит так же мало как и термин «Алхимия». Это было параллельным развитиемкак и нарциссизм сознательного развития христианства, нашей христианскойфилософии, всей психологии средневековья.
Так что,видимо в наши дни мы имеем то или иное видение мира, некую философию но вбессознательном все совсем по другому. Это мы видим на примере того какалхимическая философия соотносится со средневековым сознанием, точно так же какбессознательное соотносится с нашим. И мы можем воспринимать или дажепредугадывать бессознательное наших дней когда знаем что было вчера.
Или, например,возьмем более краткий архетип, такой как на архетип брода, брода черезреку. Вот это целая ситуация. Вы должны пересечь реку в брод, вынаходитесь в воде, и там есть засада, или водное животное напримеркрокодил или что-то в этом роде. Это опасно и что то может произойти. Проблемав том как бежать. Это целая ситуация и она архетип. И этот архетип теперьоказывает на вас захватывающее воздействие. Например вы включаетесь в ситуацию,вы не знаете какова она, вы внезапно оказываетесь охвачены эмоциями а точарами. Вы делаете то чего не предвидели а порой и вовсе нечто странное длясамого себя.
Доктор Эванс:Это может быть так же описано как «спонтанное»?
Доктор Юнг:Очень даже спонтанное. И это делается через архетип который оказалсязатронут.Конечно у нас есть известный случай в нашей швейцарской истории прокороля Альбрехта, который был убит в при переходе брода Рейса не далекоот Цюриха. Его убийцы скрывались позади него на всем отрезке от Цюриха доРойса, довольно длинного отрезка и после обсуждения все не могли прийти кединогласию, хотят они убить короля или нет. В тот момент когда Король вошел вброд они подумали «Убийца». Они закричали: «Почему мы позволяем ему оскорблятьнас?» И потом они убили его потому что это был момент когда они оказалисьзахвачены, ощущением что это был верный момент. Так что видимо, когда вы живетев примитивном обществе, в лесу в окружении множеств а опасностей, выоказывались охвачены некими чарами и делали то чего не ожидали.
Несколько разкогда я был в Африке, я попадал в такие ситуации, которым я был изумлен потом.Однажды я был в Судане и это была очень опасная ситуация чего я не осознавал втот момент совершенно. Но я был «зачарован». Я делал нечто чего я не могожидать и чего не намеревался сделать.
Как вы видите,архетипы это сила. Она обладает автономией и может внезапно очароватьвас. Это как одержимость. Так например, влюбленность с первого взглядаотносится к подобным вещам. Вы имеете определенный образ женщины в себе,не зная о ней ничего — любой женщины вы видите эту девушку или хотя бысоответствующую вашему типу и немедленно попадаетесь под чары – вы пойманы. Потомвы можете обнаружить, что это была страшная ошибка. Вы видите что мужчинаспособен или достаточно разумен чтобы увидеть что выбранная женщина была несознательным выбором, но он был захвачен.
Он видит, чтоона совершенно не хороша, и что иметь с ней дело просто ужасно. И он говоритмне об этом. Он говорит– «Ради бога, доктор помогите мне избавится от этойженщины», и не может, он словно пластилин в её пальцах. Это архетип. Все этослучилось из за архетипа Анимы, хотя он думает что это вся его душа, выже знаете. То же самое с девушками, с любой девушкой. Когда мужчина бетевысокую ноту, она думает что он должно быть очень духовный человек. И онабывает очень разочарована когда выходит замуж за эту «определенную ноту».Это архетип Анимуса.
Доктор Эванс:Теперь доктор Юнг, чтобы уточнить, вы предложили, что в нашем обществе, и вовсех обществах, существуют символы которые прямо задают вектор того что делаетчеловек. Потом вы так же предложили, что каким то образом эти символыстановятся врожденными.
Доктор Юнг:Они не «становятся», они уже являются. Они таковы с самого начала. Видители, мы рождаемся в паттерне мы и есть паттерн. Мы есть структура которая задананашими генами.
Доктор Эванс:Подводя итог, можно сказать что архетип – это высший порядок инстинктивногопаттерна, как в приведенном вами ранее примере про птицу вьющую гнезда. Так вынамереваетесь описать это?
Доктор Юнг:Это биологический порядок ментального функционирования, как например нашабиологическо-психологическая функция следующая паттерну. Любой птицы илинасекомому следует паттерну, то же самое с нами. Человек обладает определеннымпаттерном который и делает из него именно человека, и ни один человек нерождается без этого. Но мы совершенно не осознаем этого потому что мы живемнашими чувствами и вне себя. Если бы, человек мог заглянуть внутрь себя онобнаружил бы это. Когда человек обнаруживает это в наши дни – он думает чтосходит с ума – реально сходит с ума.
Доктор Эванс:Теперь не могли бы вы сказать: число этих архетипов ограничено илипредопределено или может ли их число увеличиваться?
Доктор Юнг: Яне могу точно знать, ответ на этот вопрос, это слишком неясно. Видите ли, у наснет возможности сравнивать. Мы знаем и видим, что есть поведение,например насекомого, или поведение животного, определенный вид жестокости,паники, власти, и.т.д..
Все этообласти в которых много вариаций. Это может быть выращено тем или иным образом,и они могут наследоваться и часто невозможно сказать где форма заканчиваетсяили начинается.
Этобесполезно, потому что архетип сам по себе бессознателен и мы можем видетьтолько его проявления. Вы это видите например когда знаете что человек одержимархетипом; далее вы можете предположить и даже предугадать возможное развитие.Это правда, потому что когда вы видите мужчину пойманного определеннымтипом женщины, неким специфическим образом, вы знаете что он захвачен Анимой.Далее вся ситуация будет иметь такие-то и такие-то сложности и такое-то и такое-торазвитие, потому что она типична. Способ, которым описывается Анима типичен. Незнаю знаете ли вы «Она» Райдерра Хаггарда или «Атлантиду» Бенуа – это роковаяженщина.
Доктор Эванс:Если быть точнее доктор Юнг, вы используете концепты Анимы и Анимуса которые выидентифицируете с точки зрения мужского или женского пола. Не могли бы вы болееподробно объяснить эти термины. Возьмем для начала термин «Анима» этоопять таки важная природа индивида?
Доктор Юнг:Знаете ли это немного неоднонано. Анима – это архетипическая форма выражающаятот факт, что мужчина обладает малым количеством женских генов. Это не то чтопоявляется или исчезает из него, оно всегда присутствует и действует какженщина внутри мужчины. Не далее чем в 16ом веке, гуманисты открыли что умужчины есть Анима и каждый мужчина несет в себе женщину, так что это несовременное изобретение. То же самое в случае с Анимусом. Это мужской образ вженском разуме, который иногда достаточно сознателен иногда – не особосознателен, но он появляется в её жизни в тот момент когда женщина встречаетмужчину говорящего верные вещи. Затем, потому, что он это сказал он оказываетсятем самым человеком, и не важно кто он. Именно эти два архетипа обоснованы и наних можно полагаться.
5
Бессознательное – основные понятия.
Доктор Эванс:
Доктор Юнг,продолжая наше обсуждение бессознательного далее, давайте возьмем частную(особую, отдельную) ситуацию сна и его интерпретации. Насколько я понял, ввашей точке зрения на бессознательное, то что вы найдете в сновидении необязательно будет являться образом или символом того, что произошло у индивидав прошлом.
Доктор Юнг: Онет! Это всего лишь Символ. (Символ, как видите это специальный термин). Этоманифестация ситуации в бессознательном со стороны самогобессознательного. Например, я расскажу вам, что-то, что является моимперсональным субъективным видением. Потом, если я спрошу себя, «действительноли был достаточно убедительным, я должен буду признать, что у меня естьопределенные сомнения. Сомнения были не в тот момент когда я говорил, этисомнения касаются бессознательного. Когда вы задумываетесь об этом, сомнениявыходят на передний план (Фрейд). Это способ, которым бессознательное смотритна ситуацию, это как если бы бессознательное говорили: «Это все очень хорошо,то, что вы утверждаете, но вы полностью (совершенно) игнорирует определенныевещи»
Доктор Эванс:Если бессознательное влияет на ситуацию в настоящий момент, говоря в широкихтерминах мотивации, этот эффект бессознательного не является чем-то чтоортодоксальный психоаналитик назовет вытеснением. Следовательно…
Доктор Юнг.Знаете ли, это может быть скорее тем, что бессознательное говорит нечтонастолько неприемлемое, что индивид предпочитает не прислушиваться и вбольшинстве случаев люди возможно были лишь невротичны, если бы они моглипризнать эти вещи. Но эти вещи всегда немного сложны или неприемлемы,неуместны или еще что-нибудь в этом роде; таким образом здесь всегдаприсутствует некоторое количество вытеснения. Однако это не самое важное.Главное что эти вещи полностью бессознательны. Если вы не осознаетеопределенные вещи которые должны быть осознанны вы дисссоциированы. В такомслучае вы являетесь человеком, у которого левая рука никогда не знает, чтоделает правая и одна рука противодействует и мешает другой. Сейчас такие людинаходятся повсюду.
В 1918 году янаписал исследование об отношениях между эго и бессознательным. Там япостарался структурировать опыт, более или менее обозримый в случаях, гдесознательное обнажает бессознательное, вмешивается или влияет на него, гдебессознательное представляется автономным фактором который должен быть принятво внимание со всей серьезностью. И никто больше не скажет, что бессознательноеявляется лишь отходом сознания и перестанет его недооценивать. Это полноценныйи очень важный фактор потому что он может создать ужасный беспорядок.
Когда янаписал эту работу в 1918, она была издана во Франции и никто не понял её. И явижу причину этого непонимания. Это произошло потому, что ни у кого не былопохожего опыта, потому, что только поставленные вопросы привел к таким ответам.Чтобы прийти к этому выводу, необходим отнестись к бессознательному серьезно ипризнать его реальным фактором, определяющим человеческое поведение в оченьбольшой степени
Доктор Эванс:Рассматривая бессознательное как вы предлагаете, вознкает вопрос: «если этобессознательное, как мы можем знать его?» В качестве иллюстрации давайтерассмотрим индивида, который вырос в культуре подобной культуре Индии. Будет лиэтот индивид из Индии иметь определенные сходства в бессознательном с тем кто,к примеру, прожил в Швейцарии всю свою жизнь? Ранее вы говорили о такихуниверсалиях.
Будет лидостаточно много сходства в бессознательных двух индивидов выросших в двухсовершенно различных культурах?
Доктор Юнг: Этотвопрос достаточно запутан, потому что говоря о бессознательном, я бы сказал«чьем бессознательном»? Мы говорим, «есть ли это бессознательное котороехарактеризует конкретного человека, индивида?
Доктор Эванс:В своих работах вы говорили о личном бессознательном как об одном из видовбессознательного.
Доктор Юнг.Да. Обращаясь например к неврозам имеете дело с личным бессознательным до техпор, пока сны не покажут что затронуто коллективное бессознательное. Пока имеетместо личный материал, вы имеете дело с личным бессознательном но когда вызатрагиваете вопрос, почему которая уже не просто личная но так жеколлективная – вы получаете коллективные сны.
Доктор Эванс:Как по вашему, различия между личным и коллективным бессознательным заключаютсяв том, что личное сильнее влияет на частную жизнь человека, тогда какколлективное более универсальна. Бессознательная деятельность сознания уодинаковых во всех людях элементов?
Да,коллективное. Например, психика имеет коллективные проблемы. Коллективныеубеждения, и.т.д. Они орчень сильно влияют на нас, и есть примеры, доказывающиеэто. Например вы принадлежите определенной политической партии или определеннойконфессии, и эта принадлежность может серьезно повлиять на ваше поведение. Есливсплывают причины личного конфликта, коллективное бессознательнео затронуто небудет. Нет вопросов и оно не появляется. Но в тот момент, когда вы выходите заграницы своей личной сферы и выходите на надличностный уровень, например выотвечаете на политические или на любые другие социальные вопросы которыедействительно важны для вас – тогда вы поставлены перед коллективнымипроблемами, тогда вы видите коллективные сны.
Доктор Эванс:Другая, очень интересная нам идея в ваших работах – персона. Она кажетсякрайне важна в повседневной жизни индивида. Я хотел бы, чтобы вы более детальнообъяснили этот термин – персона.
Доктор Юнег:Это практический концепт, который нам нужен для объяснения человеческих отношений,я заметил, что у моих пациентов, особенно у тех людей кто ведет публичнуюжизнь, есть определенный способ подачи себя. Например возьмем доктора. Онобладает определенным образом: у него хорошие манеры, и он ведет себя так, какожидают от врача. Он может даже идентифицировать себя с этим, и верить что он,тот, кем себя считает. Ему приходится проявлять себя определенным образом,иначе другие люди не поверят что он доктор. Почти так же профессор, долженвести себя таким образом, каким ожидают от профессора. Так что персона большейчастью является результатом требований социума.
С другойстороны, это компромисс между тем, кем челвоек хочет быть, и тем как он хочетсебя проявить. Возьмем для примера священника. Он так же обладает определеннымиманерами и, конечно, спешит соответствовать основным ожиданиям общества; но онведет себя так же и в другом ключе, который сочетает его персону, которуюопределило социальное окружение, с его представлениями о себе, его идеей себя,которая оказывается более менее изображена или представлена.
Таким образом,персона есть определенная сложная система поведения, которая отчастипродиктована обществом, и отчасти продиктована ожиданиями или желаниямиотносительно себя. Но это не есть реальная индивидуальность. Не смотря на тотфакт, что люди будут уверять вас в том, что это все вполне реально и истинно,это не так. Такое представление о персоне вполне нормально до тех пор пока, выне идентифицируете себя с тем, как вы себя подаете. Но если вы не осознаетеэтотф акт, вы переодически будете попадать в крайне неприятные конфликты. Людине могут помочь заметить, что дома вы несколько иной и отличаетесь от того,каким появляетесь на публике. Люди которые об этом не знают, будут все время наэтом спотыкаться. Они игнорируют что они такие, но они такие и есть. И потом выне будете знать, кто вы на самом деле? Тот, какой вы дома или с близкимилюдьми, или тот, каким вы появляетесь на публике.
Это вопросДжекила и Хайда. Иногда это настолько сильная разница, что мы вполне можем говортьо раздвоении личности, и чем больше это выражено, тем больше человекневротичен. Люди получают невроз потому, что ведут себя двумя разными способамии постоянно противоречат сами себе, не понимая и не осознавая себя. Они думают,что они являют собой единое, но каждый видит раздвоенность. Кто-то знает такогочеловека только с одной стороны, другие знают другую его сторону. И затемпоявляются ситуации столкновения, потому что способ, которым вы падаете вопределенные ситуациям с людьми в ваших взаимодействиях не гармоничен.Фактически он не честен. И чем больше происходит таким образом, тем болееневротичны люди.
Доктор Эванс:Можете ли вы сказать, что индимвид может обладать даже более чем двумяперсонами?
Доктор Юнг: Мыне можем позволить себе достаточно хорошо играть более чем две роли, но бываютслучаи когда люди одевают до пяти различных персон. В случае диссоциацииличности, например, одна – назовем её «А» — не знает о существовании персоны«В» но «В» знает об «А». Может быть и третья персона, «С», которая не знает одвух предыдущих. Такие случае встречаются в литературе, но они редки.
Доктор Эванс:Очень редки?
Доктор Юнг Вобычных случаях это лишь простая я диссоциация личности. Систематическаядиссоциация, в противоположность случайной, бессистемной диссоциации говорит ошизофрении.
Доктор Эванс:Какая разница между терминами «Эго», в том смысле как вы его видите, и понятием«персона»,
Доктор Юнг:Видите ли, Эго считается проявлением истинной индивидуальности. Например, вслучае когда В знает А, но А не знает В, эго принадлежит скорее к В, потому чтоЭго обладает более совершенным знанием, а А является видимой персоной.
Доктор Эванс:Вы также используете термин «Самость». Поговорим теперь о нем – имеет ли ониное значение, чем «Эго» или «Персона»?
Доктор Юнг:Да. Когда я говорю «Самость, вы не должны думать о «Я» потому что «Я» этотолько ваша эмпирическая самость, и она определяется понятием «эго». Но когдаэто индивидуальности более цельной, чем эго, потому что эго состоит только изтого, из чего состоите вы, что вы знаете, что бы быть собой. Для примерадавайте снова вернемся к В, который знает А, но А не знает В. Здесь, Всоответствует позиции Самости, то есть эго находится на одной стороне, аСамость на другой. Бессознательная личность, которой владеет каждой – никому непринадлежит. Очень часто это лишь еще одно доказательство того чтобессознательное владеет сознательным. Это другой случай.
Вы видите, чтопока я говорю, я осознаю то, о чем говорю. Я осознаю себя, но только вопределенной степени. Достаточно много вещей происходит когда я делаю жесты. Яне осознаю их. Они происходят бессознательно. Вы можете их видеть. Я могупроизносить или использовать слова и совершенно не понимать того, как я ихиспользовал, или даже в настоящий момент я не осознаю их. Таким образом,некоторое количество бессознательных вещей происходит без контроля сознания, тоесть я никогда не могу осознавать себя полностью.
Например, в товремя когда я пытаюсь объяснить аргумент, бессознательные процессыпродолжаются. К примеру, сон, который я видел прошлой ночью, или какая-то частьменя думает бог знает о чем, например о поездке которую я собираюсьпредпринять, или о каких-то людях, которых я видел. Или когда пишу набумаге, я продолжаю писать в моих мыслях совершенно автоматически. Вы можетеобнаружить эти вещи, увидев это во сне, или, если вы достаточно проницательны,напрямую наблюдая за людьми. Затем вы видите в жестах или в мимике лица то, чтонекоторые называют une arriere pensee, нечто за сознанием. Наконец, у васпоявляется чувство, что чэтот человек завернул что-то в рукава, и вы можетеспросить его: «о чем ты думаешь на самом деле? Ты думаешь все это время очем-то еще?» Впрочем, он вряд ли осознает это.
Конечно,существуют огромные индивидуальные различья. Бывают индивиды, которыеобладают потрясающим знанием самих себя, процессов которые происходя вних. Но даже эти лжи не способны знать того, что происходит в ихбессознательном. Например, они не осознают того факта, что в то время, когдаони живут сознательной жизнью, миф не прекращает играть свою роль вбессознательном. Миф переживший века, архитепические идеи – сам источникархетипических идей, продолжающий идти в отдельном индивиде сквозь века.На самом деле это как непрекращающийся поток, появляющийся на дневной свет ввеликом движении, политическом или духовном. К примеру во времена до реформациилюди мечтали о великом перевороте. И именно поэтому столь великие переменысмогли произойти.
Если кто-нибудьдостаточно проницателен, чтобы видеть что происходит в человеческих умах, в ихбессознательных мыслях, он будет способен предсказывать. Например я могпредугадать появление нацизма в Германии по наблюдениям за своиминемецкими пациентами. У них были сны, в которых предвкушались вещи в целом и вдеталях. И я был абсолютно уверен – до того как гитлер начал действовать. Ядаже могу сказать год, это был 1919 – я был уверен, что, что-то в Германиипроизойдет, и это будет нечто грандиозное и катастрофическое. Я знал это, тольконаблюдая за бессознательным.
В каждой нацииесть нечто особенное. Несомненный факт, что архетип Анимы играет огромнуюроль в западной литературе, французской и англо-саксонской. Но в Германии естьочень немного примеров немецкой лиетратуры где играет роль анима… У неё должнобыть названия, иначе она не существует. Это всего лишь видимость. То что яскажу может прозвучать несколько категорично, но хорошо иллюстрирует моюточку зрения – в германии реально нет женщины!Есть фрау доктор, фрау профессор,фрау бабушка, мачеха, дочь, сестра. Женщины как идеи не существует. Это крайневажный факт, который показывает, что в немецком разуме имеет место быть особыймиф, очень частный. Психологи должны смотреть и видеть все эти вещи, но онипредпочитают думать что «Я» важнее.
Доктор Эванс.Это конечно очень интересный и замечательный ряд утверждений. Как вы смотрте наГитлера в этом свете. Видите ли вы в нем персонификацию, символ «отца»?
Доктор Юнг:Нет, совсем нет. Я возможно не смогу обхяснить этот крайне запутанныйфактор, который представляет собой Гитлер. Это слишком сложно. Это фигурагероя, а фигура героя гораздо более важна, чем любые отцы, которые когда либосуществовали. Он был героем в немецком мифе, религиозным героем. Он былспасителем, он понимался как спаситель. Вот почему они даже помещали его фотона алтарь и поэтому некоторые писали на своих надгробьях, что счастливы чтолицезрели Гитлера, и что теперь они могут покоится с миром. Гитлер был лишьмифическим героем.
Доктор Эванс:Возвращаясь к идее Самости…
Доктор Юнг:Самость – это преимущественно термин, обозначающий цельную индивидуальность.Цельная индивидуальность человека неописуема. Его сознание может быть описано,но бессознательно описано быть не может, потому что бессознательное, — яповторюсь, — всегда бессознательно. Это реально бессознательное и поэтому егонельзя знать, соответственно, мы не знаем нашей бессознательнойиндивидуальности. У нас есть подсказки и некоторые идеи, но мы не знаемреально.
Никто не можетсказать, где заканчивается человек. В этом его красота. И это по-настоящемуинтересно. Бессознательное человека может достигать бог знает чего. Мы ещесделаем открытия в этой области.
Доктор Эванс:Что кажется является фундаментальной частью ваших работ и одной из вашихглавных идей, так это то, что вы определяете термином «мандала». Как этовписывается в контекст нашего обсуждения Самости?
Доктор Юнг:Мандалла… Что же, это лишь одна из типичных архетипических форм. Это то чтоназывается ultimo exquadra circulae квадрат в кругу или круг в квадрате. Этоочень древний символ уходящий корнями в до-историю человечества. Онраспространен на всей земле и он одновременно выражает Божество или Самость.Эти два термина психологически очень родственны, , что тем не менее незначит, будто я верю что Бог это Самость или, что Самость есть Бог. Я сделалутверждение о том, что здесь есть психологическое родство и тому есть множествосвидетельств.
Это оченьважный архетип. Это арехтип внутреннего порядка, и он всегда используется вэтом смысле, а так же для того чтобы охватить множество аспектов космоса,мировой схемы, или для того, чтобы отразить сложные аспекты психики схемой. Онвыражает факт существования центра и переферрии чем стремится объять целое.Этот символ Полноты. Так что вы можете видиеть, что в момент общения спациентом, когда у него в голове полный хаос и антипорядок, в качествекомпенсации может появляться символ в форме мандалы во сне, или когда он делаетфантастические рисунки или что-то в этом духе.
Мандалапоявляется спонтанно, как компенсаторыный архетип в период беспорядка. Онапоявляется, внося порядок, показывая возможность порядка и центрирования. Этоозначает центр, который соответствует не эго, а целостности – это и есть целостность,целостность которую я называю «Самостью». Самость – лучший термин дляцелостности. Я не полноценен в своем эго, потому что эго – это только фрагментПсихики, поэтому, как вы можете видеть, центром мандалы является не эго.
Это целаяличность, центр цельной индивидуальности, и огромную роль, которую она играет,может быть видна например, в культуре востока прошлогои настоящего. В средниевека, она играла не менее важной ролью для запада, но здесь она была потеряна,и сейчас превратилась в некоторый вид аллегоричного, декоративного мотива. Тене менее, она крайна важна и абсолютно автономна, символ появляется во снах,фантазиях, фольклоре, и.т.д И надо признать, что это – самый важный архетип.