Дж. Купперман
Магический ритуал как язык
Это эссепосвящено описанию связи между магическим ритуалом и языком. Такое утверждениенеизменно ведет к двум простым, но важным вопросам. Что такое»ритуал»? И что такое «язык»? Эти вопросы действительнозаслуживают обсуждения в многочисленных книгах. Это эссе предлагает гораздоболее короткий, хотя, возможно, неясный, ответ.
Ритуал можноописать как наблюдение, понимание и/или переживание действий, как своих, так идругих людей. Так, многие исследователи, такие как Кэтрин Белл и РональдГраймс, говорят о ритуализации, нежели о ритуале. Ритуализация – это процесс,при помощи которого люди в различных культурах обучаются различать, когдадействие или поведение «нормальны», а когда они особенные,ритуализированные, значащие. Например, христиане знают разницу между принятиемпричастия и поеданием хлеба и вина вечером за ужином. Хотя процесс еды и питьятот же самый и оформлен в те же действия, значение их контекста совершенноразное. Важно, это означает, что ритуализация, и то, что есть, а что не естьритуал, хотя бы частично культурно детерминированы. Поскольку ритуализация — это живой процесс, позволяющий индивидупонять, ритуалы со временем могут изменяться, иногда кардинально.
Вместо того,чтобы определить, что такое «язык», давайте обсудим три»особенности устройства» или важные и отличительные характеристики,которые выделяют язык от других форм животной коммуникации. Во-первых, языкусловен. Это значит, что язык одновременно произволен и символичен. Слово – этозвуковой и/или графический символ чего-то иного; объект или класс объектов(например, «карандаши» и идей (например, «два»). Языкпроизволен, поскольку что угодно может быть использовано для того, чтобыуказать, что вам нужно остановить машину, например, изображение раздавленнойкукурузы. Однако, несмотря на того, что язык произволен, один символ не можетбыть произвольно заменен другим. Если новый символ не может сообщить слушателямто, что вы пытаетесь до них донести, можно утверждать, что он не удался как лингвистическийинструмент, назначение которого – сообщать. Так что не все символы создаютсяравными и, что важно, мы обнаруживаем, что язык с течением времени развивается,причем многими людьми.
Втораяособенность языка – его открытость или продуктивность. Это способность людейкомбинировать слова и звуки в новые, наполненные смыслом звучания, которые ониникогда не слышали раньше. Звуки животных, с другой стороны, не продуктивны илизакрыты. Если какой-то язык использует только около 50 звуков, и значения,связанные с разными комбинациями звуков, произвольны, способ, которым эти звукисоответствуют друг другу, не произволен: в любом языке определенные звуки могутбыть поставлены рядом только с другими определенными звуками. Например, «ycrwydryn» хорошо звучит по-валлийски, но плохо по-английски.
Открытостьязыка крайне важна, если она позволяет нам создавать новые выражения с новымизначениями, даже если мы никогда не слышали выражения, которое звучит как нашеили имеет смысл, сходным со смыслом нашего нового выражения. Однако, хотя этотак, и хотя язык произволен, способ, которым располагаются вместе слова, непроизволен, и многие языки имеют крайне сложные правила того, как следуетрасполагать слова и какой смысл следует извлечь из выражения. Это ясно видно издвух выражения: «Собака укусила человека» и «Человек укусилсобаку». В других языках они могут значить одно и то же, т.к. в другихязыках подлежащее и дополнение могут определяться не порядком слов, а ихокончанием (как, собственно, и происходит в русском переводе выражений»The dog bit the man» и «The man bit the dog» – прим. перев.).
Последняяособенность языка – перемещение, или способность человеческих языков описыватьвещи, не происходящие в настоящем. Это позволяет нам говорить о вещах, которыхне существует, которые существовали в прошлом или могут существовать только вбудущем, так же легко, как если бы они находились перед нами. Возможностьговорить о Боге или вчерашнем дне – это функция перемещения. Она также помогаетнам лгать.
Вы видите связьмежду этими темами? Приобретение языковых навыков и процесс ритуализации –хорошее место, чтобы начать. Мы, по-видимому, рождаемся с запрограммированнойнеобходимостью учить язык; нас не учили, как изучать язык, на котором мыговорим после рождения, но мы и не изучали его; не важно, сколько раз наширодители говорили нам «скажи мама», когда мы были детьми, это ненаучило нас, что значит слово «мама». Мы познаем наш первый язык,поскольку погружены в него. Первоначальный процесс ритуализации выглядит похоже.Мы изучаем наши культурные и религиозные ритуалы, погружаясь в них. Говоря это,я не имею в виду, что посещая мессу в Риме с пятилетнего возраста вы сможетепровести литургию на латыни без ошибок. Вместо этого вы изучаете правилакатолической литургии; что ей соответствует, что не соответствует, как пониматьопределенные действия и т.д. Оккультист сможет использовать это знание, чтобысоздать новые ритуалы из старых. Сами ритуалы не будут полностью вашимтворением; в них будет вложено то, что совершалось католическими священникамипоколение за поколением.
Магическиеритуалы, включающие символы, говорят знающему оккультисту сами за себя. Вмагическом ритуале практически все есть символический аналог чего-то другого.Современные магические ритуалы, в действительности, есть какофония символов,которые гармонизированы темой и намерением, превращая то, что могло бытьскрипящей метафорой в симфонию смысла. Хотя смысл может быть потерян, если тот,кому он сообщается, не понимает набор символов, или если символы подобранынеправильно, как можно с помощью языка сказать фразу, которая не имеет смысла врамках правил языка, так же можно сделать и с ритуалом.
То, что выможете создавать новые ритуалы, есть продукт открытости языка. Пробуя многие,многие ритуалы, вы постепенно сможете перемещать их части, добавлять их издругих ритуалов или убирать, создавая ритуал, которого раньше не было. И хотяэтот ритуал не является полностью делом ваших рук, все-таки такого ритуала ещеникогда не существовало. Это из-за того, что открытость зависит от правил, изученныхв процессе ритуализации, тех правил, что так важны при использовании языка,чтобы общение прошло успешно, это нечто столь сложное, что вообще удивительно,как мы понимаем друг друга. Так что, хотя и ритуалы, и язык»открыты», похоже, что мы все еще должны использовать правила,связанные с этой открытостью, чтобы получить какую-то пользу.
Ритуал такжезависит от языковой характеристики, как перемещение, поскольку символы, которыеиспользуются в ритуале, не обязательно указывают на вещи, находящиеся переднами, они также могут указывать на метафизические концепции. Это может бытьнечто от предполагаемого приемника заклинания, который символически предстаетперед нами, а может быть нечто более метафизическое, например, Истина, Красотаили Благо.
То, что мы, ксчастью, можем найти в магических и других ритуалах, зависит от особенностейустройства языка, так что можно сказать, что ритуал есть своего рода язык.Конечно, это только часть уравнения. Например, мы можем спросить: «А с кемже предполагается общение в ритуале?», но это, увы, выходит за рамкинашего эссе.
Перевод Sedric