28.02.2009
0

Поделиться

Ars Memoriae: введение в герметическое искусство памяти

Джон Грир

Ars Memoriae: введение в герметическоеискусство памяти

Часть первая: использованиепамяти

В нынешнемоккультном возрождении Искусство Памяти совершенно пренебрегается по сравнениюс другими методами эзотеризма Ренессанса. Хотя исследования дейм (титул женщины, награжденной орденомБританской империи – прим. перев.) Фрэнсин Йейтс и, позже, возрождениеинтереса к главному мнемонисту Джордано Бруно сделали Искусство чем-то болееменее известным в академических кругах, для широкой аудитории оно по-прежнемунеизвестно; упомянуть Искусство Памяти в большинстве современных оккультныхкругов значит встретить пустые взгляды.

В наши дни,однако, мнемонические методы Искусства заняли особое место среди ментальногоинструментария магов. Неоплатоническая философия, лежащая в основе всей магииРенессанса, дала техники мнемоники, которые являются ключевыми во внутреннейтрансфорации. В свою очередь, эта интерпретация памяти дала взойти новомупониманию Искусства, превратив то, что когда-то было всего лишь практическимметодом запоминания полезной информации в медитативную дисциплину, занимающуюсясилами воли и воображения.

Эта статьяпытается вновь представить Искусство Памяти западной магической традиции какпрактическую технику. Первая часть,«Использование памяти» даст обзор природы и развития методов Искусства иосветит некоторые причины, по которым Искусство Памяти важно для современногоэзотериста. Вторая часть, «Сад памяти»,представит основную герметическую систему памяти, созданную в рамках традиции ииспользующую магический символизм Ренессанса, как основу экспериментального ипрактического применения.

Метод и его развитие

Когда-то былопочти обязательным начинать трактат об Искусстве Памяти с классической легендыего возникновения. Этот порядок имеет смысл, ведь история о Симониде больше,чем красочная байка; она также является неплохим введением в основы техники.

Поэт Симонидбыл нанят, чтобы произнести оду в честь одного благородного человека наторжестве. Согласно моде того времени, поэт начинал первые несколько строк спрославления божественного — в данном случае Кастора и Поллукса, — прежде чемпереходить к основной теме. Тот, кому предназначалась ода, однако, сталвозражать против отступления от лести и попросил поэта отдохнуть отвосхвалений. Вскоре после этого поэт получил сообщение, что два молодыхчеловека пришли к его дому и хотят с ним поговорить. Когда Симонид пошелвстретить их, он никого не обнаружил — однако сразу после его ухода банкетныйзал обрушился и нечестивый богатей и его гости погибли. Кастор и Поллукс,традиционно изображаемые как два молодых человека, вернули свою долю.

Истории такогорода распространены в греческой литературе, но в этой есть неожиданная мораль.Когда завалы были разобраны, жертвы были столь изуродованы, что их нельзя былоопознать. Симонид, однако, вызвал в памяти зал, где проходило торжество, и таксмог восстановить порядок, в котором гости сидели за столом. Размышляя надэтим, согласно легенде, он впервые воспользовался Искусством Памяти. Историявесьма недостоверна, но ключевые элементы техники, которые она описывает –использование ментальных образов в упорядоченном, часто архитектурном контексте– оставались центральными на всем протяжении истории Искусства Памяти, и былиосновой герметической адаптации этого Искусства.

В римскихшколах риторики такой подход к памяти был усовершенствован до точной ипрактической системы. Студентов учили запоминать изнутри большие здания всоответствии с определенными правилами, разделяя пространство на специфическиеместа и отмечая каждый пятый и десятый локус (место) специальными знаками.Факты, которые требовалось запомнить, превращались в яркие изображения ипомещались, один за другим, в эти локусы; при необходимости ритору требовалосьвсего лишь прогуляться в своем воображении по этому зданию, отмечая образы попорядку и вспоминая их значение. На более продвинутом уровне образы могутсоздаваться для отдельных слов и высказываний, так что таким способом в памятиможно разместить большие отрывки текста. Римские риторы использовали этометоды, достигая ошеломительных результатов в навыке запоминания; одинизвестный практик этого Искусства, как записано, просидел весь день нааукционе, а затем повторил предмет, покупателя и цену для каждой продажи,совершенной в этот день.

С разрушениемримского мира эти техники стали частью классического наследия христианства. ИскусствоПамяти приняло моральную форму, так как память сама по себе определялась какчасть добродетели благоразумия, и в таком виде Искусство практиковалось вОрдене Доминиканцев. Именно отсюда бывший доминиканец Джордано Бруно(1548-1600), возможно, величайший представитель Искусства, позаимствовал основысвои техник.

Средневековыеметоды искусства мало отличались от классических, но определенные изменения вконце Средних Веков помогли заложить фундамент Герметического Искусства Памятиэпохи Возрождения. Одно из важнейших изменений касалось окружения, в которомразмещались «места» памяти. Вместе с архитектурным окружением, наиболее частоиспользовавшимся в классической традиции, средневековые мнемонисты сталииспользовать весь птолемеев космос с его вложенными сферами как основу образовпамяти. Каждая сфера от Бога на периферии через небесные, ангелические иэлементальные миры к Аду в центре содержат один или несколько локусов дляобразов памяти.

Между этойсистемой и системой Ренессанса есть только одно знаковое различие, и онокасается интерпретации, а не техники. Пропитанные мышлением неоплатоников,герметические маги Ренессанса видели вселенную как образ божественных идей, ииндивидуальное человеческое бытие как образ вселенной; они также были знакомы смнением Платона о том, что все «обучение» есть только вспоминание вещей,известных еще до рождения. Собранные вместе, эти идеи подняли Искусство Памятидо новых высот. Если человеческая память может быть реорганизована по подобиюВселенной, с этой точки зрения, она становится отражением всего мира Идей в егополноте, и потому ключом к универсальному знанию. Эта идея была основой всегосложного комплекса систем памяти, созданных некоторыми герметиками Ренессанса,а также Джордано Бруно.

Мнемоническаясистема Бруно является в значительной степени высшим достижением герметическогоискусства памяти. Его методы были исключительно сложны и включали комбинацииобразов, идей и алфавитов, которые сами в первую очередь требовали большогоумения в мнемоническом навыке. Герметическая философия и традиционные образыастрологической магии постоянно появлялись в его работах, связывая структуруего Искусства с более обширной структурой магического космоса. Трудность методаБруно, однако, была преувеличена некоторыми авторами, чей недостаток личногоопыта в Искусстве привел их к тому, что они приняли довольно прямыемнемонические методы за философские неясности.

Главный примерэтой путаницы вызван практикой Бруно связывать изображения в комбинации из двухбукв. Интерпретация этой системы Йейтс основана на связывании с буквеннымикомбинациями луллизма, полу-каббалистической философской системе Раймона Луллия(1235-1316). Хотя луллизм играл определенную роль в системе Бруно,интерпретировать его систему, основываясь только на Луллии значит упускать извиду практическое использование этих комбинаций; они используют тот же наборобразов для запоминания идей, слов или и того, и другого.

Пример поможетпрояснить это. В системе Бруно «De Umbris Idearum»(1582) традиционное изображение первого декана Близнецов, слуги, несущегопосох, может использоваться для буквенной комбинации «be»; фигура легендарногооснователя хиромантии – для «ne». Символы деканов – части набора образов,предшествующих создателю, устанавливаютпорядок слогов. Установленные в одном локусе (месте), вместе они будут читатьсякак слово «bene».

Этот методболее тонок, чем может показаться из одного примера. Бруно использовал алфавитиз тридцати букв, латинских, а также тех греческих и еврейских букв, длякоторых нет латинского эквивалента: таким образом, его система позволялазапоминать тексты на этих языках. Также он добавил пять гласных, и отдельныеизображения для одиночных букв, чтобы можно было создавать более сложныекомбинации. Кроме астрологических изображений и создателей, существовали такжесписки существительных и прилагательных, связанных с этим набором комбинацийбукв, и все это сводилось в один образ, который представлял слово из несколькихслогов. В тоже время многие образы могли, как и звуки, означать целые идеи;потому фигура Suah, упомянутая выше, могла представлять искусство хиромантии,если это нужно было запомнить.

Влияние Бруноможет быть прослежено в практически каждом трактате о герметической памяти, ноего собственные методы, похоже, были признаны слишком требовательными к магу.Записи масонов подтверждают, что его мнемоники, переданные учеником АлександромДиксоном, могли изучаться в шотландских масонских ложах в XVI веке; болеераспространенными были, однако, методы, описанные герметическим энциклопедистомРобертом Фладдом в его «Истории Макрокосма и Микрокосма». Это была достаточнопростая адаптация позднесредневекового метода, использующая сферы небес каклокусы, хотя Фладд классифицировал ее наряду с пророчествами, геомантией иастрологией как «микрокосмическое искусство» самопознания человека. Этот подходи эта классификация оставались общепринятыми в эзотерических кругах, покатриумф картезианского механизма в конце семнадцатого столетия не отправилгерметическую традицию в подполье, а Искусство Памяти – в забвение.

Метод и егозначение

Изобилиетехник вызывает два вопроса, на которые мы должны ответить, если мы хотим,чтобы Искусство Памяти заняло место в западной эзотерической традиции. Преждевсего, действительно ли методы Искусства Памяти превосходят механическоезапоминание как способ сохранить информацию в человеческой памяти? Более прямо,действительно ли Искусство работает?

Честным былобы обратить внимание на то, что спор об этом идет с древних времен. И до сихпор, как и раньше, те, кто оспаривают эффективность Искусства на самом деленикогда не пробовали им заняться. В действительности, Искусство работает; онопозволяет запомнить информацию и восстановить ее более качественно и в большихобъемах, чем это позволяет механическое запоминание. Есть серьезные причины,лежащие в устройстве человеческой памяти, по которым это именно так. Люди легчезапоминают образы, чем идеи, образы, связанные с эмоциями – еще легче;абстрактные идеи редко являются ярчайшими воспоминаниями. Люди используютцепочки ассоциаций, чтобы связать одно воспоминание с другим, а вовсе нелогический порядок; простые мнемонические трюки вроде обматывания пальца ниткойподтверждают это. Память обычно следует ритмам и повторяемым формулам; поэтомупоэзию запомнить легче, чем прозу. Искусство Памяти систематически используетвсе три этих фактора. Мы создаем яркие, захватывающие внимание образы как якорядля цепочки ассоциаций и помещаем их в упорядоченный и повторяющийся контекствоображаемого здания или символической структуры, в котором каждый образ икаждый локус автоматически ведут к следующему.Результатом тренировок и практики является память, работающая в гармониисо своими внутренними силами и работающая в полноте своих возможностей.

Однако, тотфакт, что нечто может быть сделано, сам по себе еще не доказывает, что этодолжно быть сделано. Во времена, когда цифровые хранилища делают печатныеисточники устаревшими, вопрос, как лучше всего запомнить информацию выглядиткак вопрос о том, как лучше всего изготовить глиняную табличку для письма.Определенно, одни пути выполнить эту некогда жизненную трудную задачу лучшедругих; но что с того? Это ведет нас ко второму вопросу, связанному с возрождениемИскусства Памяти: в чем ценность такой техники?

Это вопросособенно важен в нашей современной культуре потому что эта культура и этатехнология постоянно игнорирует человеческие возможности и заменяет ихмеханическими эквивалентами где только возможно. Не будет преувеличениемназвать всю западную технологию системой протезов. В этой системе печатные и электронные изданияслужат протезами памяти, делая ту работу, которая в древности выполняласьтренированными мозгами мнемонистов. Важно осознать, что эти средства помогаютхранить огромные объемы информации, тем самым ограничивая человеческий разум вразвитии; никакое Искусство Памяти не может сохранить столько информации,сколько хранит публичная библиотека средних размеров.

Практическаяценность таких путей сохранения информации в мире технологии протезов реальна.В то же время есть другая сторона дела, относящаяся к герметической традиции.Любая техника действует у тех, кто ею пользуется, и эти эффекты не обязательнопозитивные. Доверие к протезам ослабляет человеческие способности; тот, ктопользуется машиной, чтобы проехать два квартала, найдет трудной даже обычнуюпрогулку. То же верно для способностей разума. В исламских странах, например,не так уж необычно встретить человека, знающего наизусть Коран. Оставьте навремя вопрос о пользе; сколько людей на западе сейчас могут сделать хотя бынечто подобное?

Одна из целейгерметической традиции, напротив, состоит в том, чтобы увеличивать человеческиевозможности, как средства для внутренней трансформации. Многие базовые практикиэтой традиции – как и любой другой эзотерической традиции – представляют собойментальную гимнастику, призванную размять разум, закостеневший от неправильногообращения. Задача расширять свои возможности бросает вызов цивилизации протезовсовременного Запада, которая постоянно стремилась применять силу не к себе, а квнешнему миру. Различие между этими двумя точками зрения имеет много приложений– философских, религиозных, политических – но и Искусству Памяти может быть найденосреди них место.

С точки зрениякультуры протезов, Искусство устарело, поскольку оно менее эффективно, чемвнешние хранилища данных вроде книг, и вызывает неприязнь, посколькупредполагает медленное развитие внутренних способностей вместо приобретения какой-нибудьтехники. С точки зрения герметизма, Искусство ценно в первую очередь тем, чтооно развивает одну из главных способностей – память, а во вторую очередь тем,что оно развивает другие способности – внимание, визуализацию, воображение –которые играют большую роль в других аспектах герметической практики.

Как и другиеметоды саморазвития, Искусство Памяти также приносит изменения в природуспособности, которую оно развивает, не только ее эффективность или объем; этиэффекты и количественны, и качественны – а последнее не особенно ценится в мирепротезов. Обычно память является более или менее непроницаемой для сознания.Неуместные воспоминания исчезают из вида, и может потребоваться много времени,прежде чем цепочка ассоциаций извлечет их из глубин. В памяти, тренированнойпри помощи Искусства, цепочки ассоциаций всегда на месте, и все, запомненноеоднажды, может быть извлечено в любой момент. Соответственно, мнемонисту прощесказать, что он знает, а что не знает, провести связь между разными областямизнания или обобщить несколько воспоминаний; все, запомненное при помощиИскусства, доступно в любое время.

Несмотря нанеприязнь нашей культуры протезов к запоминанию и к общему развитию разума,Искусство Памяти имеет практическое значение. Во второй части этой статьи, «Садпамяти», некоторые особенности Искусства будут освещены при помощи введения всистему памяти, основанную на традиционных представлениях.

Часть Вторая. Сад памяти

Во эпохуРенессанса Искусство Памяти, достигшее своего расцвета, принимало множестворазных форм. Основные принципы наиболее эффективной работы памяти, открытые врезультате длительной практики в древние времена, оставались общими для широкого круга трактатово герметической памяти; однако системы, построенные на этих основаниях, сильноразличались. Как мы увидим, даже базовые места теории и практики были темойпостоянных диспутов, и было бы невозможно и невыгодно представить только одну системупамяти как главную и репрезентативную для всего поля герметических мнемоник.

Моя задачасостоит не в этом. Как мы установили в первой части статьи, Искусство Памятиимеет практическую ценность даже в наши времена перегрузки информацией ицифрового хранения данных. Система памяти, представленная здесь, разработанадля использования, не только для изучения; техники, используемые в ней,практически полностью заимствованные из источников эпохи Ренессанса, включенытолько по той причине, что они работают.

Традиционносочинения о мнемониках делили принципы Искусства на две категории. Перваязаключается в правилах мест – это устройство или выбор визуализируемойобстановки, в которой будут размещаться мнемонические образы; вторая состоит изправил образов – это правила построения визуализируемых образов, используемыхдля кодирования и сохранения воспоминаний. Такое разделение понятно, ему мыбудем следовать в этой статье, с добавлением третьей категории – правилпрактики, которые помогают быстрее освоить Искусство и начать им пользоваться.

Правила мест.

Одним изглавных споров, не утихавших всю историю Искусства, был спор о том, следует лимнемонисту визуализироваться реальные места или воображаемые. Еслиполу-легендарные представления об Искусства верны, то в древностивизуализировали реальные места; в частности, риторы Рима, развившие Искусстводо высочайших степеней эффективности, использовали как основу здания,окружавшие их. Среди герметических авторов Роберт Фладд считал, что следуетиспользовать реальные здания, ибо полностью воображаемые строения ведут кнеопределенности и потому менее эффективной работе. С другой стороны, многиедревние авторы и авторы эпохи Возрождения, среди них Джордано Бруно, давалипротивоположный совет. В целом вопрос этот касается личных нужд и предпочтений.

Как бы там нибыло, приведенная здесь система использует полностью воображаемое пространство,основанное на числовом символизме оккультизма Ренессанса. Заимствуя образ угерметиков Возрождения, я представляю ключ к саду: Hortus Memoriae, Сад Памяти.

Сад Памятисостоит из нескольких концентрических круговых путей, разделенных оградами.

1 Каждый кругсвязан с числом, такое же число имеет беседка, расположенная в этом круге. Этибеседки – например, одна, расположенная во внутреннем круге, и показанная навтором рисунке – отмечены символами, ведущими свое происхождение отпифагорейских чисел, используемыми в магии Возрождения и в поздних магическихтрадициях, и служат местами для запоминания. 2. Как все места памяти, онидолжны быть визуализированы ярко освещенными и достаточно большими; вчастности, каждая беседка визуализируется достаточно большой для человек, но необязательно больше. Первые четыре круга визуализируются так:

Первый круг

Этот кругсоответствует Монаде, числу Один; его цвет белый, геометрическая фигура – круг.На ограде растут белые цветы. Беседка белая, с золотой отделкой, и увенчаназолотым кругом с числом 1. На куполе нарисован открытый Глаз, а на стенахизображен Феникс в пламени.

Второй круг

Второй кругсоответствует Диаде, числу Два и идее полярности; цвет – серый, главные символы– Солнце и Луна, а геометрическая фигура – vesica piscis, сформированная изпересечения двух окружностей. Цветы наограде – серебряно-серые; по правилу игры слов, которые мы опишем ниже, этомогут быть тюльпаны. Обе беседки в круге серые. Одна, увенчанная цифрой 2 ибелой vesica piscis, имеет белую и золотую отделку, изображение Солнца накуполе и Адама, с рукой на сердце, на стенах. Другая, увенчанная цифрой 3 ичерной vesica piscis, имеет черную и серебряную обивку, изображение Луны накуполе и Еву, прикасающуюся к сердцу, на стенах.

Третий круг.

Этот кругсоответствует Триаде, числу 3; цвет – черный, главные символы – триалхимических принципа, Соль, Сульфур и Меркурий, геометрическая фигура –треугольник. Цветы на ограде черные, как и три беседки. Первая беседка имееткрасную обивку , увенчана цифрой 4и красным треугольником; на куполе изображен красный человек, прикасающийся ксердцу обеими руками, а на стенах различные животные. Вторая беседка обитабелым, увенчана цифрой 5 в белом треугольнике; на куполе белый гермафродит,прикасающийся к грудям обеими руками, а на стенах различные растения. Третьябеседка монотонно черная, увенчана цифрой 6 в черном треугольнике; на куполе изображенаженщина, прикасающаяся к животу обеими руками, на стенах изображения различныхминералов.

Четвертыйкруг.

Этот кругсоответствует Тетраде, числу 4. Цвет – голубой, основные символы – четыреЭлемента, геометрическая фигура – квадрат. Цветы на ограде голубые,четырехлепестковые, все четыре беседки голубые. Первая обита красным, увенчанацифрой 7 в красном квадрате; на куполе изображено пламя, ревущий лев на стенах.На второй желтая обивка, увенчана цифрой 8 в желтом квадрате; на куполеизображены четыре ветра, на стенах – человек, льющий воду из кувшина. Третьямонотонно голубая, увенчана цифрой 9 в голубом квадрате; на куполе изображеныволны, на стенах – скорпион, змея и орел. Четвертая имеет зеленую обивку,увенчана цифрой 10 в зеленом квадрате; на куполе изображена Земля, на стенах –бык с плугом.

Для началачетырех кругов и десяти локусов будет достаточно для практики, и достаточно длятого, чтобы обучиться как можно быстрее. Дополнительные круги могут бытьдобавлены, когда знакомство с системой будет основательным. В рамкахтрадиционного числового символизма, использованного здесь, можно создатьодиннадцать кругов с 67 локусами. Однако, также возможно создать новые системы,в которые могут быть помещены образы. Если места организованы в легко запоминаемойпоследовательности, система будет работать.

Чтобыиспользовать Сад Памяти на практике, его самого необходимо запомнить. Лучшийспособ сделать это – представить себя гуляющим по саду., останавливаясь убеседок, чтобы заглянуть в них, затем идя дальше. Вообразите запах цветов, теплотусолнца; как и во всех формах визуализации, ключ к успеху в использовании всехпяти чувств. Хорошей идеей было бы всегда начинать в одном и том же месте,первый круг подходит лучше всего – и с практической точки зрения, и сфилософской – и, в процессе обучения, студент должен проходить через весь сад,обходя беседки в числовом порядке. Это поможет Саду укрепиться в памяти.

Правила дляобразов

Образ сада,описанный выше, представляет собой половину систему памяти – устойчивуюполовину, которая не будет изменяться в процессе использования. Вторая,изменяющаяся половина, состоит из образов, которые используются для сохранениявоспоминаний в саду. Они полностью зависят от вас, в отличие от образа сада;то, что остается в памяти у одного, может испариться из памяти другого, и можетпотребоваться некоторое экспериментирование, чтобы найти тот подход, которыйбудет лучше всего работать конкретно у вас.

В классическомискусстве Памяти для этих образов было одно постоянное правило – они должныбыть яркими, бросающимися в глаза, привлекательными, отвратительными,трагичными или просто странными, не имеет значения, какими именно, главное,чтобы они пробуждали нечто, кроме простого распознавания. Это полезный подход.Однако для начинающего находить яркий образ для запоминания может быть труднойзадачей.

Поэтому вначальной системе памяти часто более эффективно использовать знакомые иупорядоченные образы, нежели абстрактные странности, и метод, описанный здесь,прекрасно это демонстрирует.

Для этогометода необходимо составить список людей с фамилиями на каждую букву алфавита(кроме K и X, на которые в английском языке начинается очень мало фамилий). Этомогут быть знакомые, известные личности, персонажи из любимой книги – моясобственная система составлена из имен трилогии Толкиена, так что дворцы моейпамяти населены Арагорном, Боромиром, Кирданом Корабелом, и т.д. Полезно иметьбольше одного образа на букву (например, Саруман и Сэм Сэмги для С) или образыдля двухбуквенных комбинаций, но все это улучшения, которые можно совершитьпосле. Важно, чтобы список был известен наизусть так, чтобы каждая буква сразуже вызывала в памяти соответствующий образ, без задержек, а образы были яснымии распознавались быстро.

Когда этоосвоено, необходимо перейти к созданию образов для чисел от 0 до 9. Есть долгаятрадиция создания этих образов, основанная на внешнем сходстве чисел и образов– копье для 1, очки или ягодицы для 8, и т.д. Использовать можно любой набор,если он достаточно прост и отчетлив. Он должен быть выучен назубок, чтобыобразы всплывали мгновенно, без задержек. Есть полезный тест – визуализироватьмарширующих людей, образы которых соответствуют вашему телефонному номеру;когда это будет выполняться быстро и без умственных усилий, образы готовы киспользованию.

Это открываетнам два пути для работы. Одна из древнейших традиций в Искусстве Памятиразделяет мнемоники на «память вещей» и «память слов». Здесь, однако, акцентделается на совершенное иное; память конкретных вещей – например, предметов вбакалейной – требует совершенно иного подхода, чем память абстрактных вещей,будь это концепции или отрывки текста. Конкретные вещи запоминать проще, но ито, и другое может быть сделано при помощи одного и того же набора образов.

Сначала мы изучимзапоминание конкретных вещей. Если список из бакалейной нужно запомнить – аэто, как мы увидим далее, отличный способ тренироваться – предметы из спискамогут быть расположены в любом удобном порядке. Предположив, что два мешка мукинаходятся на верху списка, мы помещаем образ, соответствующий букве М в первуюбеседку, в одной руке он сжимает образ для цифры 2, в другой – мешок муки,также он должен нести на себе нечто связанное с мукой, например, ожерелье,сплетенное из колосьев пшеницы. Одежда и аксессуары фигуры также могут бытьиспользованы для запоминания деталей. То же проделывается со всеми предметамисписка, и конечные изображения визуализируются, одно за другим, в беседках СадаПамяти. Когда Сад в воображении будет посещен вновь – в этом случае, в магазине– образы в беседках будут готовы сообщить свое значение.

Можетпоказаться исключительно сложным запомнить список товаров, однако сложностьописания обманчива. Если Искусство практикуется даже недолгое время, создание иразмещение образов занимает много меньше времени, чем записывание спискатоваров на бумаге, а их воспоминание еще более быстрый процесс. Быстростановится возможным посещать беседки не по порядку и все равно восстанавливатьобразы со всеми деталями. Результат – быстрый и удобный способ сохраненияинформации, которую вы уже не сможете случайно забыть в машине!

Запоминаниеабстрактных вещей использует те же элементы, но другим путем. Слово или идея немогут быть представлены в воображении так же, как и мешок муки, и рядабстракций, которые нужно запомнить, и отличить друг от друга, будетчрезвычайно больше ряда предметов в записке, взятой в магазин (сколькопредметов в этом списке светло-коричневого цвета и начинается на букву М?). Поэтой причине часто необходимо сжимать в один образ абстрактной идеи многодеталей.

Для такихцелей есть одно из самых традиционных средств, также одно из самых эффективных,которое мы назовем правилом игры слов. Многое из литературы о герметическойпамяти представляет собой длительное упражнение в визуальной и словесной игре,например, когда ягодицы заменяют цифру 8, или мужчина по имени Домитианиспользуется в качестве образа для латинской фразы domum itionem. Абстракция обычноможет быть запомнена легче и эффективнее, если создать для нее конкретную игруслов и запомнить ее, и заслуживает сожаления тот факт, что чем хуже эта играслов, тем лучше результаты запоминания.

Например, если(выберем совсем случайный факт) кому-то нужно запомнить, что стрептококквызывает скарлатину, ревматическую лихорадку и стрептококковую ангину, первойзадачей будет создать образ для слова «стрептококк». Так, можно превратить этослово в абсурдное «срезал корень» и представить фигуру для буквы С, держащую вруках срезанный корень. Для скарлатины подойдет видеокассета с фильмом«Унесенные ветром» (Скарлетт О’Хара) с огромным термометром и пакетом льда, дляревматической лихорадки слова «ремень нарцисс лихорадка» — символизируемыеогромным ремнем, цветком нарцисса и термометром, и все это будет на исходнойфигуре, горло которой будет воспалено и светиться красным. Опять-таки,объяснения и описания требуют больше времени, чем выполнение всего этого напрактике.

Такой жеподход может быть использован для запоминания связанных серий слов, фраз илиидей, размещая фигуры в отдельных беседках Сада Памяти. Разные серии связанныхобразов могут храниться в памяти отдельно, если отметить каждый образ заданнойпоследовательности неким символом – например, в примере стрептококка можнокаждый образ из ряда медицинских увенчать стетоскопом. Конечно, есть многопродвинутых техник, которые могут быть использованы после того, как освоеныосновы.

Правила дляпрактики

Как в любойдругой герметической работе, для постижения Искусства Памяти требуется именноработа. Хотя освоить и начать его использовать достаточно легко, без усилий необойтись, и результат напрямую зависит от затраченных времени и усилий. Здесьвсе зависит от студента; однако, древние руководства по Искусству указывают,что ежедневная практика, даже в течение нескольких минут, необходима дляразвития навыка.

И работа этасостоит из двух частей. Первая, подготовительная, состоит в изучении мест иобразов, необходимых для работы с системой; это можно сделать как написановыше. Изучение пути по Саду Памяти, запоминание основных образов алфавита ицифр займет несколько часов непрерывной работы или, если растянуть время, околонедели.

Вторая часть –практическая, она состоит в использовании системы для запоминания и сохраненияинформации. Это должно выполняться регулярно, ежедневно, чтобы метод сталдостаточно эффективным для использования. Лучше всего работать с чем-топовседневным, обычным, вроде списка покупок, программы встреч, ежедневногорасписания, и т.д. В отличие от остального материала для запоминания этотпроигнорировать нельзя, и каждый раз, когда вы запоминаете, а затемвосстанавливаете такой список, это изменяет ваш склад ума.

В мире,который стремится заменить человеческие способности способностями машины, частоприходится доказывать себе, что вы чего-то стоите и без помощи машин. Как слюбым другим новым навыком, начинать следует с простого, постепенно переходя ксложному, поднимаясь к продвинутым уровням мастерства.

Перевод Sedric