Джон Мирдин Рейнольдс
Симхамукха.
Гневная дакини с головой льва.
Гневная мудрость дакини Симхамукхи
В терминах этих Высших Тантр божество медитации (yi-dam lha), которое одновременно и гневное, и женское – это Джняна Дакини Симхамукха. Важно понимать, что, несмотря на очень гневную внешность и голову животного, она не является духом-стражем (srung-ma), подчиненным магией, обращенным к Дхарме и связанным клятвами служения каким-либо могущественным Махасиддхой в прошлом. Скорее, она представляет собой гневное проявление Гухьянаны Дакини, которая, согласно традиции Ньингма, была главным Дакини учителем Падмасамбхавы в стране Уддияна. Поэтому хотя Симхамукха являет собой Дакини в своем аспекте, она функционирует как Идам или божество для медитации, а ее особые функции предотвращают и отталкивают (bzlog-pa) психические атаки, которые могут досаждать практику и усмиряют негативные женские энергии, олицетворяя Матрикас или Мамос. Эти последние – дикие неподконтрольные женские духи, населяющие дикую местность, горы и леса, за пределами границ патриархальной цивилизации. Эти женские духи обычно враждебны мужскому полу. Симхамукха появляется в гневной, женской и демонической форме; действительно, говорят, что ее форма на самом деле является формой Матрики или Мамо, не потому что ее природа злая или демоническая, но потому что ее гневный аспект (khro gzugs) умело преодолевает и подчиняет эти неистовые отрицательные энергии. Симхамукха – это Джняна Дакини или богиня мудрости. Согласно Джигмеду Лингпе (1726-1798) знаменитому мастеру Ньингмапы и исследователю скрытых драгоценных текстов или Термас, Симхамукха представляет собой проявление Нирманакаи, появляющееся во времени и истории, в то время как ее аспект Самбхогакая – это Ваджраварахи, а ее аспектом Дхармакаи является Самантабхадри, сама Изначальная Мудрость.
Очень часто Дакини и Матрики были старыми до-буддистскими языческими богинями земли и неба, хотя обычно Матрики всегда имели тенденцию быть более локальными по своей природе. Дакини могут появляться во многих различных женских формах, юных и пожилых, некоторые с головами животных. В Индуистской традиции богиню Дургу называют Королевой Дакини и Матрик, или ведьм. Во многих смыслах Симхамукха представляет Буддийскую версию Дурги, но вместо того, чтобы ездить на льве и размахивать своими оружиями восемнадцатью руками, у Симхамукхи львиная голова. Среди восьми разделов Тантры (sgrub-pa bka’ brgyad), переданных в Тибет в 8-ом веке Падмасамбхавой, есть раздел под названием «Ma-mo rbad gtong», «проклятие и заклинание, связанное с богинями-ведьмами», где Симхамукха, как главная божественная фигура, очень полагается на роль Индуистской богини Дурги в покорении демонов и злых духов и защите практиков от негативных провокаций энергий, исходящих от Мамос. Как и другие природные духи, Мамос возмущаются человеческим разрушением природной среды и поэтому налагают бедствия, новые болезни, землетрясения, безумие, войны и другие беды на человеческую цивилизацию.
Магическая функция предотвращения психических атак
Как мы уже говорили, главная магическая функция Симхамукхи – это предотвращение или отталкивание (bzlog-pa) негативной энергии и посылание ее обратно к ее источнику, будь то черный маг или злой дух (gdon). Такая провокация негативной энергии называется проклятьем (byad-ma, byad-kha), и это проиллюстрировано в истории Бари Лоцавы (см.ниже). Чаще всего богиня призвана предотвращать психическую атаку. Как прежде указывалось с Дакини Курукуллой, Тантрический Буддизм видит данную работу с энергией конкретными способами в терминологии четырех магий или магических действий. Хотя Симхамукха может работать с любым из этих четырех, она преимущественно связана с четырьмя функциями или жестким магическими действиями (drag-po’i ‘phrin-las). Поэтому темный лазурно-голубой цвет Ваджра Симхамукхи расположен в центре мандалы. Духовно она представляет трансформацию гнева или ярости в просветленное сознание, и психически и магически она совершает укрощающие и преодолевающие провокации негативной энергии (gdon), олицетворяемой в виде демонов и злых духов. Она окружена свитой из четырех Дакини, похожих на нее саму, за исключением цвета их тела и некоторых атрибутов: на востоке есть белый Будда Симхамукха, у которого есть магическая функция умиротворения обстоятельств и исцеления, на юге – желтая Ратна Симхамукха, обладающий магической функцией увеличения богатства и процветания, на западе – красная Падма Симхамукха, обладающая магической функций очарования и приведения других под свою силу, и на севере – темно-зеленая Карма Симхамукха, обладающая магической функцией побеждать и уничтожать негативные силы. У каждого из этих аспектов Симхамукхи есть свои собственные мантры и ритуалы. Если практикующий работает с какой-то конкретной функцией, например, добиваясь успеха в бизнесе или выигрывая на скачках, он ставит Ратна Симхамукху в центре мандалы, делая визуализацию, повторяя ее мантру действия. Но в тханках Ваджра Симхамукха обычно представлена как единая фигура, без сопровождающей свиты.
Гневный архетип
Тем не менее, несмотря на гневную внешность и магические действия, Симхамукха представляет собой проявление просветленного сознания Будды, и ее природа – это сострадание. Подобно Архангелу Михаилу, она сражает дракона, представляющего силы зла и хаоса. Она только показывает свое свирепое и гневное лицо, чтобы укротить введенных в заблуждение существ, подобно тому, как мать дисциплинирует свое озорное дитя. Мирские боги и духи не являются просветленными существами; они все еще обусловлены своим невежеством и своей кармой и все еще пребывают внутри Самсары или циклического существования. И иногда они направляют негативную энергию против людей в форме проклятий, и практика Симхамукхи может быть использована для предотвращения и отражения этих психических атак.
Трансцендентные божества, такие как Симхамукха, представляют собой эманации или проекции просветленных существ и являют собой архетипы, которые могут служить божествами для медитации. Эти фигуры главным образом подразделяются на три типа, поскольку медитация на них служит противоядием к трем основным ядам, беспокоящим человеческое сознание.
1. Медитация на мирных и спокойных божеств трансформирует смятение.
2. Медитация на гневных божеств трансформирует гнев.
3. Медитация на похотливых или радостных божеств трансформирует желания.
Откуда берутся украшения, одеяния и атрибуты гневного божества? Согласно Тантрам, в доисторические имена в Индийском океане Матам Рудра, черный колдун и царь демонов, угрожал самому выживанию первобытной человеческой расы. Таким образом, Бодхисаттвы Хаягрива и Ваджраварахи проникли в его гигантское тело и разорвали его на части изнутри. Вслед за тем они надели его наряд и украшения и приступили к покорению меньших демонов, ужасая их своим гневным видом. Симхамукха носит те же самые украшения. Как Королева Ночи она держит в страхе кошмарные демонические сущности, которые всегда стремятся вторгнуться в наш сознательный мир солнечного света из сумеречных областей за пределами. Как активное проявление пустоты и мудрости, ее львиный рев рассеивает дискурсивные мысли. И она обнажена, поскольку она в равной степени лишена дискурсивных мыслей.
Если Великая Богиня, как можно сказать, проявляет себя в трех архетипах Девы, Матери и Старухи, Симхамукха представляет аспект Старухи женской мудрости. Она – это архетип разрушительной Ужасной Матери, которая разрушает и все же восстанавливает всю жизнь из своего котла. Все феномены растворяются в Шуньяте или пустоте, и снова все явления возникают из Шуньяты. Во многих отношениях, Симхамукха, кажется, соответствует древне-египетской львино-головой богине Сехмет, чье само имя исходит из корня «skhm», означающего силу, напоминающего санскритское слово «Шакти». Сехмет представляла огненную энергию солнца, энергию своего отца, бога-творца Ра.
Но в Западной монотеистической традиции существовала тенденция подавлять архетипическую женственность. Она заслонялась мужским Небесным Богом Библейской традиции. Это исключительно мужское божество может быть тираническим, мстительным и карательным, а также добрым, отеческим и прощающим. Но в Христианской традиции существовала склонность видеть Бога как все-благого, и поэтому его темная сторона проецировалась на Дьявола, который был изгнан с небес и теперь обитал под землей. Это отражает психологический процесс отрицания зла внутри себя и проецирования его на других. Но в Тантрах индивид сражается огнем с огнем. Для тех, кто не в курсе, Симхамукха – это демоническая Ужасная Мать, которая грозится пожрать своего сына, угрожая самому его существованию. Она представляет все, что мужчины находят самым страшным в женщинах. Что страшнее, чем услышать рев льва в темных джунглях посреди ночи? Она представляет изначальный страх быть убитым и поглощенным диким женским зверем. Это угроза аннигиляции. Но для тех, кто обладает знаниями, львино-головая богиня – это сама форма пустоты. Им нечего бояться великой пустоты. Она – это ужасный львино-головый страж времени (chronos leontocephalus), который стоит у врат, активной манифестации изначальной мудрости, который разрушает понятие неизменного постоянного эго или субстанции.
Симхамукха согласно традиции Ньингма
Согласно Кхьенце Ринпоче (см.ниже) исконный источник Священного Писания в отношении Симхамукхи – это Drwa-ba’i sdom-pa’i rgyud. Эта Тантра, где Симхамукха связана с восемью гневными Гаури (ke’u-ri-ma brgyad) и восемью Tramenmas или колдуньями с головами животных (phra-men-ma brgyad), кажется, связана с циклом Guhyagarbha Mayajala (sGyu-‘phrul drwa-ba). В «Тибетской Книге Мертвых» (Bar-do thos grol) эти Гаури-ведьмы, представляющие восемь типов мирского сознания, и эти восемь чародеек с головами животных, представляющие восемь объектов сознания, являются умершему сознанию на двенадцатый и тринадцатый дни посмертного опыта Бардо. Однако, главным образом, через Термас или скрытые тексты-сокровища, обнаруженные после 11 века, Симхамукха включена в практику последователей Ньингмы.
Как мы говорили, согласно системе Сутр, практик принимает прибежище в Трех Драгоценностях Будды, Дхарме и Сангхе. Однако, согласно системе Тантры, практик также принимает прибежище в Трех Корнях Гуру, Божестве и Дакини (bla-ma yi-dam mkha’-‘gro gsum). В системе Терма Ятсона Ньингпо (‘Ja’-tshon snying-po, 1585-1656), известной как dKon-mchog spyi ‘dus, «Союз Всех Драгоценностей», основная практика визуализации – это Zhi drag seng gsum. Здесь zhi (zhi-ba) означает «мирный», т.е. мирную форму Гуру Падмасамбхавы, известную как Гуру Джива (Guru Zhiwa), одетого в обычные одежды, держащего в правой руке золотую ваджру перед своим сердцем, а в своей левой руке капалу, содержащую вазу долгой жизни. Сопротивление (drag-po) означает «свирепое» и относится к гневной форме Падмасамбхавы, известной как Гуру Драгпо, который пылает красный цветом, одетый как гневное божество, держащий ваджру в своей правой руке и черного скорпиона в левой. И «seng» означает «лев», и относится к львиноголовой дакини Симхамукхе (sen-ge’i gdong ma). Эти трое, призываемые как троица, представляют Три Корня Гуру Дева и Дакини. Знаменитый Тертон Ратна Лингпа (Ratna gling-pa, 1403-1479) также открыл много терминов, относящихся к Симхамукхе. Подобным же образом известный вундеркинд Тулку Мингюр Дордж (Mi-‘gyur rdo-rje, 17th cen), который получил gNam-chos или «учения небес», открыл определенные сокрытые драгоценные тексты, относящиеся к ней. Здесь и в других терминах представлены различные истории о том, как Падмасамбхава получал передачи непосредственно от своего учителя Дакини в Уддияне, Гухьяджнаны Дакини (gSang-ba ye-shes mkha’-‘gro-ma). Одно из восьми проявлений Падмасамбхавы (mtshan brgyad) – это Симха-раурава (Seng-ge sgra-sgrogs), «рев льва», который связан с Симхамукхой, поскольку Падмасамбхава получил передачу от Guhyajnana, которая был в этом облике. Как я уже сказал, Симхамукха рассматривается как эманация этой Дакини из Уддияна.
В связи с тесной связью Симхамукхи и Падмасамбхавы, можно сказать, что она представляет его Аниму. Согласно традиционной истории Молитвы Семи Линий, когда-то собрание Буддийских ученых в Университете Наланда обсуждало с группой Индуистских ученых некоторые вопросы философии. Но Буддийские ученые вскоре потерялись, и предложили пуджу Дакини, молясь о помощи. Мелодичным голосом Дакини предсказывали, что их брат Падмасамбхава на следующий день придет помочь им. На следующее утро, йог, выглядящий дико, с места кремации неподалеку вошел в зал и вовлек Индуистских ученых в философские дебаты. К концу дня он систематически уничтожал все их аргументы. Но многие ученые оставались упрямыми, выкрикивали оскорбления в адрес йога и высокомерно шагали по залу. Гуру, спокойно сидевший посреди бури, бушующей вокруг него, позволил мысли о гневе возникнуть внутри него и затем спроецировал огненную энергию этого гнева в пространство перед ним. Она сплотилась в ужасающую форму огненной львино-головой Богини. Надменные ученые испугались этого появления и покинули зал. Но богиня преследовала их, бросая их вниз на землю. Испуганные просили за свою жизнь и подчинились Гуру и его учениям.
Симхамукха согласно традиции Сакьяпы
Но откровение корневой мантры для Симхамукхи особенно связано с именем Бари Лотава (Bari Lotawa), который пришел из региона Дринцемам (Dringtsam), и говорится, что он родился в том же самом году, что и Миларепа (1040). Путешествуя по Непалу и Индии, он изучал санскрит, переводил множество текстов, включая коллекцию садхан и сборник магических ритуалов. Находясь в Непале, он полемизировал с индуистским учителем по имени Бхавьяраджа, и когда он позднее победил, колдун начал магическую атаку против переводчика. В ужасе он бежал в Бодх-Гайя в Индии, где его собственный духовный мастер Ваджрасанапа посоветовал ему умилостивить Дакини с подношениями пуджи и молиться о помощи. Во сне ему явилась Симхамукха и велела ему подойти к большой скале к востоку от Бодх-Гайя и копнуть ниже под скалой, где он найдет гроб. Он точно последовал ее инструкциям и обнаружил гроб, как описывалось. Внутри, написанная кровью на человеческой коже, содержалась свирепая мантра из четырнадцати букв, которая предотвращает все магические атаки (sngags drag zlog yi-ge bcu-bzhi-pa). В эту ночь он совершил обряд предотвращения (zlog-pa byas-pa) и, используя мантру, ему удалось сбросить всю негативную энергию, нападающую на него, обратно к своему источнику в Непале. Отдача была столь сильной, что убила колдуна. В течение следующего года Бари совершал покаянные и очистительные практики в ступе в Бодх-Гайя, чтобы очистить грех своего поступка.
Вернувшись в Тибет, он предоставил практику Симхамукхи Sachen Kunga Nyingpo (Sa-chen kun-dga’ snying-po, 1092-1158), как устные инструкции, так и магические ритуалы [29]. Так, предписания Симхамукхи от Бари Лотавы стали одной из Тринадцати Золотых Дхарм (gser chos lugs) традиции Сакьяпы. Эти учения произошли с Кьенце Ринпоче, который был самим Сакьяпой Ламой.
В 17 веке существовал важный мастер, принадлежащий линии Бодонгпа (Bodongpa), Togdan Namkha Sangye Gonpo (Nam-mkha’ snags-rgyas mgon-po), но он следовал традиции Бари Лотавы, когда занимался практиками Симхамукхи. Его именовали Тогданом (Togdan, rtogs-ldan), что буквально означает «тот, кто обладает пониманием», поскольку он был странствующим йогом. Он был излечен от проказы вследствие видения Симхамукхи. Но позже он также имел личный контакт с Гуру Ринпоче в своих чистых видениях и получил наставления в практике Симхамукхи, согласно системе Ануйоги не-последовательного или мгновенного порождения божества. Сангье Гонпо объяснил, что в конце практики нужно интегрироваться в состояние созерцания, которое является Великим Совершенством или Дзогченом. Это сильно отличается от обычной практики Симхамукхи в традиции Сакьяпа и традиции Гелугпа, которая унаследовала последнее.
Наиболее обширный Тибетский комментарий на практику Симхамукхи дал Джамьянг Кьенце Вангпо (1820-1892). Этот текст опирается на традицию Ньингмапа, где Дакини связывается с Падмасамбхавой и традициями Новых Школ, особенно Сакьяпы и Бодонгпы. Текст озаглавлен «Превосходная ваза драгоценных камней» (Rin-chen bum bzang). Здесь можно найти ряд садхан и магических ритуалов, связанных с Симхамукхой, а также история раскрытия практик, связанных с Бари Лоцавой и Сангье Гонпо. Текст, составленный первым Кьенце Ринпоче, базируется на учениях Сангье Гонпо, но прежний собрал много различных текстов и объединил их вместе в одном томе.
Кьенце Ринпоче дает три садханы для внешней, внутренней и тайных форм Симхамукхи, составленный Падма Гарги Вангчук (Gargyi Wangchuk, Padma gar gyi dbang-phyug), также известный как Джамгон Конгтрул (‘Jam-mgon kong-sprul, 1813-1899). Последний был его коллегой в не-сектантском Движении Римед в Восточном Тибете в 19 столетии. Внешняя садхана (phyi sgrub) – это Ваджра Дакини Симхамукха, которая представляет собой обычную форму, изображенную в тханке (описание приведено ниже). Внутренняя садхана (nang sgrub) предназначена для Падма Дакини Симхамукхи, которая имеет красное тело и желтое лицо льва. Она служит для увеличения богатства и очарования. Тайная садхана (gsang sgrub) – это чрезвычайно гневная черная Кродха Кали Симхамукха (khros-ma nga-mo), «гневная черная богиня», которая появляется, чтобы уничтожить иллюзию эго, символизируемую неутолимым королем-демоном Рудрой, подобно тому, как Дурга отрубает голову демону-королю Махишу. Тайная садхана также связана с практикой Чод (gcod), отрубанием или отсечением эго. По этой причине, данную форму Симхамукхи также называют Ваджра Наиратма (rDo-rje bdag-med-ma), «та, которая разрушает понятие эго».
В целом, ритуальная практика Симхамукхи протекает в обычной форме Дакини садханы и пуджи, как, например, с Ваджрайогини. Практик помещает капалу или череп-чашу, наполненную вином, на треногу в центре мандалы в святилище. Поперек черепа-чаши помещается металлическое зеркало. Это зеркало покрыто красным порошком синдур, в которое вписаны треугольники порождения в форме гексаграммы. Этот символ называется Дхармодая (Dharmodaya), или источник всех явлений, и в его центре начерчена буква ХУМ (HUM), которая является начальным слогом гневной богини. Под треногой помещается ваза с освященной водой. Ваза, капала и Дхармодая – все это стандартные женские символы. Вокруг них располагаются различные подношения и ритуальные принадлежности.
Описание Дакини Симхамукхи
В садхане Ваджра Дакини Симхамукхе, написанной Джамгоном Конгтрулом, богиня описывается следующим образом:
«Цвет ее тела темно-лазурный, подобно темному цвету собирающихся грозовых облаков. И она чрезвычайно гневная. У нее одно лицо и две руки. Ее львиное лицо – белого цвета и слегка повернуто вправо. Выражение на ее лице – свирепо и гневно. Из ее трех красных глаз исходят вспышки молнии, а львиный рев похож на гром. Волосы на ее голове длинныне, черные и сделанные из железа. Из массы волос, которая вздымается повсюду (как будто в шторме), проецируется миниатюрный phurpas, подобно живым искрам. В правой ее руке расцветает в небе пятиконечная ваджра, а левая ее рука удерживает перед сердцем капалу, чашу-череп, наполненную кровью. У нее имеется посох кхатванга на изгибе левой руки. Она опоясывает свою поясницу юбкой, сделанной из тигровой кожи, а в качестве мантии носит шкуру слона и ободранную человеческую кожу. Во всех отношениях она облачена в восьмикратное одеяние кремационной земли. Она украшает себя длинной гирляндой из высушенных и недавно отрубленных человеческих голов, а также ожерельями из человеческих костей. Она украшена различными видами страшных явлений, а в ее пупке – солнце и луна. Две ее ноги вытянуты и расставлены в танцевальном положении ardhaparyanka, когда она стоит посреди пылающих масс пламени мудрости. На ее лбу – белый слог ОМ, на горле – красный слог АХ, а на сердце — синий слог ХУМ. Затем из слога ХУМ в центре ее сердца исходят лучи света, а из огромной яростной сжигающей кремационной земли в стране Уддияна, которая находится в западном направлении, вызывается Джняна Дакини Симхамукха, которая окружена свитой из сотен тысяч страшных богинь Матрик, вместе с океано-подобным воинством духом-хранителей, которые являются ее служителями»
(Возрождение Женского Начала и реинтеграция в мандалу)
Таким образом, Дакини, в буддийском контексте, представляют возрождение женского начала на всех уровнях, в областях физического и духовного, не просто как дополнения к мужскому божеству, но как независимая сила в своем собственном праве. Согласно Ануттара Тантрам, по поводу третьей или мудрой инициации, когда Гуру сопровождает кандидата от входа в восточные ворота в центр самой мандалы, он сталкивается лицом к лицу с Мудростью в форме Дакини. Без этой интеграции с женским, психика человека не может стать целой или просветленной.
Исторически западное сознание имело склонность подавлять и исключать с небес, области духовного, и женскую, и теневую стороны вещей. Однако, в Тибетском Буддизме Средневековой Индии и Тибета, особенно в Тантре Ануттары, мы находим интересный процесс реинтеграции как женской, так и теневой стороны, обратно в мандалу психики, не как вторичные или несущественные фигуры на периферии, но как занимающие центральное место в мандале и как непосредственные проявления просветленного сознания. Используемый здесь метод – это алхимия, процесс трансформации (‘gyur lam), где негативные эмоции не отрицаются, но их энергия принимается и трансформируется в просветленное сознание в форме медитативного божества.