margin-bottom: 0cm» align=»center»>
Это эссе явилось результатом попытки найти греческую систему «энергетических центров», сопоставимую с системой чакр в восточной философии. Такое соответствие поможет осветить греческий мистицизм и открыть некоторые основы Западной магической традиции. Это может показаться поверхностной игрой с аналогиями, но есть основания для нахождения реальной глубокой связи. Во-первых, греческая и восточная системы развивались в общей индо-европейской культуре, так что можно ожидать основных соответствий; эти связи укреплялись в течение тысячелетия, с тех пор как Ближний Восток стал средой культурного обмена между Западом и Востоком. Во-вторых, система чакр имеет некоторый уровень объективности, отраженный в физическом теле, и это значит, что определенные связи должны быть и помимо культурного контакта. Есть общая линия в представлениях о Духе и его связи с Телом по всему евразийскому континенту, и даже за его пределами, как утверждает, например, Онианс в «Происхождении европейского мышления».
Как мы узнаем греческую систему чакр, если столкнемся с ней? Я следовал такому стандарту: 1) она должна иметь около семи центров; 2) центры должны располагаться примерно там же, где и чакры; 3) они должны иметь примерно ту же функциональность, что и чакры.
Следует помнить, что система чакр, известная на Западе, не является единственной — некоторые системы насчитывают до четырнадцати чакр (Элиаде, «Йога бессмертия»). Так что мы не должны ожидать точного численного соответствия, так как некоторые центры могут считаться, а могут и нет, в зависимости от их силы и «типа» энергий, которые в них сконцентрированы. Более того, в разных системах также отличается положение чакр, так что мы не может ожидать в греческой системе их точного соответствия. Несмотря на это, вскоре станет очевидным, что греческая система сильно соответствует системе семи чакр.
Моим главным источником был Онианс, особенно Часть 1 и 2 (гл. 1-7), но основная структура описана Платоном в диалоге Тимей, что, возможно, указывает на пифагорейскую доктрину. Ниже я буду нумеровать центры сверху вниз римскими цифрами, так как это больше соответсвует подходу Платона, однако чакры обычно нумеруют снизу вверх, и для них я буду использовать соответственно индийские цифры (также называемые арабскими).
I
Макушка (гр. koruphe, лат vertex). Платон утверждает, что люди стоят прямо, потому что связь между Небом и Душой находится у них в голове. Люди, чей разум особенно силен, изображались с нимбом, ореолом огня вокруг головы (впервые засвидетельствовано в третьем веке до н.э. в Греции). Этот центр соответствует седьмой чакре (на макушке), называемой сахасрара, что означает «тысячелепестковая», подходящее описание нимба.
II
Голова (греч. enkephalos, лат. cerebrum), которая содержит psuche (греч.) или genios (лат.) (Я использовал старое написание genios, что не создавать путаницу с английским genius. Genios иногда называют anima.) Во времена Гомера психе считалась «Духом Жизни», или Жизненным Принципом (разум или сознание находились в IV, туловище). Поздний подход, который мы обнаруживаем у Платона, лучше соответствующий восточной системе (ср. санкр. Атман), в том, что мозг — это центр рационального мышления, интеллектуальный центр. И у Гомера, и у Платона психе считается бессмертной частью души. Физическая субстанция, соответствующая психе — это костный мозг, особенно спинномозговая жидкость мозга и позвоночника, но также и в других частях тела. По этой причине считалось, что умершие души превращаются в змей, которые состоят только из мозга и спины. Волосы на голове и лице считались физическим проявлением психе, поэтому были священными (отсюда посвящение локонов и прикосновение к подбородку и бороде в мольбе). Этот центр соответсвует шестой чакре (третий глаз), называемой Аджна, которая означает «власть или управление», подходящее имя для рациональных способностей. Платон считает, что она «управляет и ограничивает» всеми низшими способностями, а Онианс называет ее Исполнительной функцией.
III
Шея (греч. trachelos, лат. collum), которой Платон называл «перешейком или границей» между Высшим, Божественным или Бессмертной Душой и Низшим, или Смертной Душой. Он утверждает, что она связывает их между собой, и предотвращает вторжение Низшей Души в Высшую. Этот центр соответсвует пятой чакре, называемой Вишудха, которая есть «очиститель животной, физической системы» (Кэмпбелл).
IV
Сердце и легкие (греч. phrenes, лат. cor), которые содержат thumos (греч.) или animus (лат.), есть высшая часть Смертной Души. Во времена Гомера тумос был Духом Сознания, носителем мышления и чувства (ср. санскр. manas). Позже он был ограничен до чувства, эмоции, страсти и особенно духа, храборости и гнева — Аффективная функия. Этот центр соответствует четвертой чакре (в сердце), называемой Анахата, что означает «нет толчка». Эта чакра ассоциирована с праной — витальным дыханием, витальный дух (Кэмпбелл), так же, как phrenes с pneuma (греч.) или spiritus (лат.) — дыхание, дух. Кэмпбелл утверждает, что это «стремление, духовная жажда», и «рождение духовного как противоположности физической жизни», так же, как phrenes ассоциирован с духом, в противоположность низшим частям, которые ассоциированы с физическими нуждами и желаниями.
«Маленький вход» (Красный Лотос с восемью лепестками на Древе Кальпа) под сердечной чакрой связан с диафрагмой, которую Платон называл «отделом диафрагмы», разделяющую две части Смертной Души (соответствующей Духу и Желанию соответственно).
V
Желудок (греч. gaster, лат. abdomen), между диафрагмой и пупком, местонахождение низшей части Смертной Души, есть Животная душа, которая есть также у низших животных и растений. Ее основная функция — питание и это источник Желания (желания пищи, а также сексуального желания). Этот центр соответствует третьей чакре (в пупке), называемой Манипура, что означает «город сияющих драгоценностей», и ее основная функция в том, чтобы «агрессивно завоевывать, потреблять, использовать для себя» (Кэмпбелл), что есть хорошее описание Животной Души.
VI
Половые органы (греч. gonades, лат. genitalia), представляющие Воспроизводящую функцию. «Костный мозг», который являлся источником psuche или genios, был Жизненной Эссенцией, и Платон утверждает, что из него созданы «узы, связывающие Душу с Телом». Костный мозг или сок спускается вниз по позвоночнику, собирается в gonades, чтобы стать источником потомства. В частности, семя считалось видом спинномозговой жидности. Этот центр соответсвует второй чакре, Свадхистане, что означает «ее любимое прибежище», подходящее имя для «чакры сексуальности» (Кэмпбелл).
VII
Крестец, или Святая Кость (греч. hieron osteon, лат. os sacrum), основание позвоночика. Поскольку здесь собиралась вся жизненная сила, люди на Ближнем Востоке верили, что все тело может быть восстановлено из этой кости, и Онианс, что она может соответствовать «поцелую стыда» ведьм и тамплиеров (и, возможно, катаров и волденсов). Этот центр соответсвует чакре 1, называемой Муладхара, что означает «основа корней», которую Кэмпбелл связывал с «удерживанием за жизнь» и «реактивной психе», что в любом случае означает наиболее грубую форму жизненной силы.
Похожим образом позвоночик назывался Священной Трубой (hiera sirinx), что напоминает о сушумне (Позвоночник), которая считается каналом нади. Также и у египтян Столб Джед представлял позвоночник, и был символом жизни. Однако я не нашел у греков соответствия каналам Ида и Пингала.
VIII
Выше описаны «центральные» места концентрации энергии согласно греческой философии, и очевидно, что они соответсвуют восточным чакрам. Греки также говорили о «периферических» местах концентрации энергии в руках, бедрах и коленях (которые имеют большие запасы «костного сока»). Это объясняет жертвоприношение бедренных костей, использование руки (особенно правой) для изъявления власти и обнятие коленей во время мольбы. (Колено — греч. gonu, лат. genu — особенно ассоциировалось с жизненной силой — genios — и воспроизводством «поколения», ср. genital, genetic, gonad, и т.д.) Насколько я знаю, соответсвующие чакры на Востоке не известны.
В общем, практически Дух больше всего сконцетрирован там, где плоть тонка (Тимей), то есть в голове, груди, крестце, коленях и руках.