16.08.2007
0

Поделиться

Формула ИАО: попытка анализа

Формула ИАО: попытка анализа

Прежде чем перейти к нашему исследованию конкретной магической формулы – ИАО, следует наиболее четко определить идею магической формулы как таковой.

Понятие магической форумы наиболее близко понятию архетипа в юнгианской психологии. Усвоить это мы можем, если самым четким образом поймем разницу между архетипом и архетипическим образом – концептами, которые так часто сливаются неофитами в одно. Но если архетип является тенденцией к образованию представлений такого мотива — представлений, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом своей базовой схемы, то архетипический образ – это форма представления архетипа в сознании.

Юнг пишет, что «архетип в себе <...> есть некий непредставимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в какой-то момент развития человеческого духа приходит в действие, начиная выстраивать материал сознания в определенные фигуры». То есть речь идет о неких абстрактных универсальных законах, кои невозможно не только пощупать, но даже увидеть. Архетипы проявляются в архетипических образах, но сами по себе невыразимы и являются особого рода законами, по которым функционируют психика.

И в точности то же самое может быть сказано относительно магической формулы. Она может быть иллюстрирована десятками и сотнями примеров, как из высшей теургии, так и из самой что ни на есть обыденной жизни, однако ни один из этих примеров никогда ее не исчерпает.

Любое осознанное действие, будь то магическая работа или научное исследование, подчиняется формулам или архетипам, но сами эти формулы выразимы только посредством абстракции. Именно знание этих абстрактных законов позволяет познавать конкретные процессы и совершать еще более конкретные изменения.

Из всего сказанного несложно сделать вывод, что мы можем исследовать магическую формулу не напрямую, а опосредовано, размышляя над её проявлениями или образами, постепенно, интуитивно постигая сам принцип, который лежит в основе этих проявлений.

Вернемся к формуле ИАО. Перед тем, как снабдить её своими примерами, процитируем все, что известно о ней из магического наследия Алистера Кроули.

В книге «Магия в теории и на практике» пятая глава посвящена анализу этой формуле. Кроули пишет следующее: «Это изначальная и наиболее характерная формула Осириса, формула Искупления Человечества. I — это Исида, или Природа, погубленная A – Апопом Разрушителем, – и возрожденная Осирисом – О».

Применив эту формулу в отношении любой духовной работы, мы можем увидеть, что она представляет три естественных периода: «У истоков медитативной практики всегда лежит спокойное наслаждение, тихий процесс естественного роста. Медитирующий живо заинтересован в своей работе; она кажется легкой; начать ее — одно удовольствие. Эта стадия представляет Исиду. Hо рано или поздно за ней следует депрессия — эта Темная Ночь Души, бесконечная усталость и отвращение к работе. Даже самое простое и легкое действие становится почти невыполнимым. Такое бессилие наполняет душу страхом и отчаянием. Сила этого отвращения едва ли понятна для тех, кто его не пережил. Это период Апопа. О том же учат Алхимики. Исходный продукт, с которым они работают, — основной и простейший, однако «естественный». По прошествии различных стадий появляется «черный дракон» ; но из него вырастает чистое и совершенное золото».

Затем, в «Восьми лекциях по йоге», Кроули расширяет понимание этой формулы, приводя конкретный пример: «Позвольте мне на некоторое время отвлечься и обратиться к тому, что я сказал в моей книге о Магии в отношении формулы IAO. Эта формула включает все знание. Вы начинаете с радостных ощущений, как дитя с новой игрушкой, потом вам становится скучно, и вы пытаетесь ее поломать. Hо у умного ребенка научная позиция по отношению к игрушке, и он не станет ее ломать. Вы пройдете через стадию скуки и вознесетесь от пыток ада к состоянию воскрешения, когда игрушка становится богом, раскрывает вам свои глубочайшие тайны и становится активной частью вашей жизни. Hет больше той незрелости, дикого противодействия боли и наслаждения. Новое знание усвоено».

Перефразируя один из кефланов Кроули в соответствии с формулой ИАО, можно сказать следующее:

Попробуй тысячу раз — и увидишь, как это легко (стадия И);

Попробуй тысячу раз и увидишь, как это трудно (стадия А);

Попробуй тысячу раз по тысяче раз и поймёшь, что ты — это больше не ты, делающий это, а ОНО, делающее это через тебя. Лишь тогда то, что ты делаешь, будет сделано хорошо. (Стадия О)

Из сказанного мы видим, что формула ИАО, как и должно быть, применима практически к любой форме человеческой деятельности, будь то духовная практика, материальная работа или взаимоотношения между собой

Например, стадии этой формулы могут проходить друзья или влюбленные, когда восхищение, основанное на взаимных идеализируемых проекциях (фаза I), сменяет скука и разочарование, когда образ партнера становится нереалистичным, но уже в негативном аспекте (фаза А), и только тем, кто найдет в себе силы принять свою тень и тень близкого, удается вступить в фазу зрелых отношений, основанных на реальном знании и понимании друг друга (фаза О).

В исторической перспективе мы можем увидеть три эона, которые проходит человечество. Первая фаза – эон И – эпоха инфантильной реальности и предельного натурализма. Это фаза примитивной, прикладной магии, матриархальных культов, где эго лишь «цветок, греющийся под солнцем». Смерть на этой стадии воспринимается как естественный процесс, лишенный драматизма и напряжения. Это то самое состояние первичного рая, «где родятся счастливыми, а отходят в смирении». Однако этот рай имеет один принципиальный недостаток – ценой за блаженство является отказ от индивидуального я.

Фаза А соотносится с христианской эрой страдания, фрагментации – доминирующими идеями в культуре того времени. Это эпоха постоянных конфликтов, расщепления. На смену радующимся олимпийским богам пришла печаль и скорбь распятого Бога.

Фаза О приходится на новую, недавно наступившую постхристианскую эру Гора, когда человечество, наконец-то, оказалось готово воспринять интегральное видение. Но не стоит обольщаться, ибо, по всем прогнозам, перед тем, как эра Гора войдет в свои права, пройдет пятьсот лет темных веков.

Эта историческая перспектива почти тожественна концепции смены эпох в аналитической психологии, которая, однако, использует другие архитепические образы – вместо Исиды, Апопа и Осириса формула продуцирует образ Отца, Сына и Святого духа. Нужно обладать достаточной проницательностью, чтобы под совершенно иными архитепическими образами обнаружить все ту же формулу ИАО. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию, давайте изучим те определения, которые дает Юнг трем фазам:

О мире Отца:

«Мир Отца символизирует эпоху, которая характеризуется первозданным единством со всей природой». «…Этой эпохе чужды критическое суждение и моральный конфликт». «Она отражает …состояние человека в детстве».

О мире Сына:

«Этот мир полон стремления к спасению и к тому состоянию совершенства, в котором человек сохранял единство с Отцом. Он в тоске оглядывается на мир Отца, но этот мир навсегда потерян, потому что за прошедшее время состоялся необратимый рост сознания человека и сделал его независимым». «Стадия Сына отражает конфликтную ситуацию по преимуществу… Свобода от закона обостряет противоположности».

О мире Святого Духа:

«Приближение к третьей стадии (Святой Дух) предполагает если и не реальное подчинение бессознательному, то, во всяком случае, нечто вроде его распознавания… Точно так же, как переход от первой стадии ко второй требует отказа от детской зависимости, так и переход к третьей стадии требует отказа от исключительной независимости». (Карл Юнг «Ответ Иову»)

Можно долго спорить относительно «истинности» или «ложности» тех или иных образов, которые продуцируются архетипом (формулой), однако более зрелой попыткой будет понять, что любой архетипический образ в той же степени истинен, сколь и ложен.

У некоторых последователей Юнга мы находим образную систему, более близкую телемитскому варианту формулы ИАО.

Юджин Моник – психоаналитик, интегрирующий некоторые аспекты юнговского учения, проецирует ту же незримую структуру на стадии развития личности: «Старое сознание представлено состоянием матриархально ориентированного сознания, и на нем наблюдается доминирование матери и тирания инстинкта. На следующем уровне, эго вступает в стадию актуального сознания, которое определяется как патриархат». Согласно Монику, ему свойственно противопоставление бессознательного (женственность) сознанию (маскулинность). Хтонический (то есть телесный) фаллос противопоставляется фаллосу солнечному, логосу, а другой стороной духа является тирания суперэго. Только в итоговой стадии, определяемой Моником как UNUS NUNDUSЁ, становится возможна осознанная индивидуация, происходит осознанная потеря невинности, достигается психологическая андрогинность и заключается божественный брак противоположностей.

Еще одна ученица Юнга Эстер Хардинг выводит три стадии человеческого развития, в которых мы вновь видим источник формулы ИАО. Первую стадию она называет Аутос, подразумевая под ней полную власть инстинкта, бессознательность и тотальное единство инстинктивной матери. На этой стадии ценой конфликта и раскола обретается индивидуальность и отдельность Эго. Третья стадия, по Хардинг, — это Самость, то есть достижение целостности.

В трудах Эриха Нойманна мы находим практически идентичную картину. Только вместо аутоса в качестве символа матриархального господства Нойманн предлагает уроборос.

Не вдаваясь в дуализм «истинно-ложно», все же отметим показательный факт: архетипический образ, предложенный Кроули, оказался более жизнеспособен, нежели тот, который предложил Юнг, опираясь на Иахима Флорского. И последователи Юнга в лице Моника, Хардинг и Нойманна интуитивно стараются подправить систему в сторону формулы ИСИДА-АПОП-ОСИРИС.

Следующий пример, к которому мы можем обратиться, – это эстетика символистов Серебряного века с ее образами «первой» и «второй» невинности. Первая невинность – тот самый утраченный рай детства, к которому нет возврата, тогда как вторая – это парадоксальное сочетание вновь обретенной невинности и зрелости, которая является целью.

Найти формулу ИАО мы можем практически в каждом втором современном голливудском фильме. Проанализируйте любой боевик с точки зрения формулы ИАО: герой начинает с идеального состояния, которое может символизироваться родительским домом или отношениями с возлюбленной. Вследствие вторжения внешней и агрессивной силы зла (АПОП), этот рай оказывается разрушен. Чтобы обрести утраченную гармонию, герой должен проделать сложный путь, пройти через смерть и возрождение. Для победы над злодеем (то есть собственной расщепленностью), герою нужно преодолеть что-то в себе и восстанавить изначальную гармонию.

Показательно, что по законам жанра в последней схватке со злодеем герой должен почти погибнуть и только в последний момент найти в себе силы воскреснуть для нанесения финального удара. И здесь мы видим, что пространство организуется в соответствии с формулой ИАО, которая определяется Кроули как формула смерти и воскресения.