20.03.2013
0

Поделиться

Глава 15. Аркан Дьявол

Глава 15.

Аркан Дьявол

Соответствия по «Liber 777»:

Буква – айн.

Значение буквы – глаз.

Управитель – козерог.

Положение на древе – Тифарет – Ход.

Цвета – индиго и чёрный.

Египетские боги – Хем (Сет).

Индийские боги – лингам.

Медитация – гнилой труп.

Греческие боги – Пан, Приап, Гермес восставший, и Вакх.

Римские боги – Пан и Бахус.

Животные – козел, осёл.

Растения – конопля, ятрышник, корень чертополоха.

Драгоценные камни – чёрный алмаз.

Магическое оружие – тайная сила (лампа).

Ароматы – мускус.

Магические силы – шабаш ведьм, дурной глаз.

Тело человека – репродуктивная система.

Мифические существа – сатиры и фавны, панические демоны.

Заболевания в случае неправильной работы – артрит.

Своим правым глазом твори всё для себя,

А левым принимай всё, что создано иначе.

Возможные значения при дивинации: «Слепой импульс, неудержимый, сильный и беспринципный, амбиция, искушение, наваждение, тайный план, который вот-вот начнёт исполняться; тяжелая работа, упрямство, жестокость, болезненное недовольство, стойкость» (Алистер Кроули «Книга Тота»).

Перед тем, как говорить о Дьяволе как архетипе, я хотел бы рассказать одну историю, которая была прочитана мной в далеком детстве, но опечаталась мне в память на всю жизнь. Думаю, что эта история, опубликованная в самой популярной газете того времени, гораздо сильнее отразит в себе тайну Дьявола, нежели самая тщательно выстроенная философская концепция.

Молодой человек попадает в город, где читает газету с объявлениями. В особом разделе он заинтересовался колонкой зашифрованных специальными кодами объявлений с разными извращениями. Герой рассказа без труда расшифровал все объявления, кроме того, в котором было только одно слово – «маскрат». Обуреваемый любопытством, он позвонил по указанному телефону, но уже в разговоре допустил ошибку и так и не смог узнать, что же скрывается за загадочной формулой.

Затем, приехав в свой город, он стал осторожно пытаться выведать значение этого слова, но стоило ему произнести его, как проститутки кидались звать милицию, друзья хватались за нож и пытались его убить, а шеф уволил с работы. Юноша спрашивал, что это, говоря, что хочет только узнать значение этого слова, не являясь сторонником и пр., но это не вызывало никакого понимания.

Наконец он решил вновь поехать в тот город и вновь позвонить по этому телефону. Но ему ответил уже другой голос, и, придя на место встречи, он был арестован. В тюрьме к нему посадили крикливого молодого человека, который с ненавистью кричал, что никто не имеет права ограничивать свободу самовыражения. Юноша заинтересовался и по памяти назвал самые страшные из известных ему извращений – зоофилию, некрофилию, педофлию, гомосексуализм, садизм, и этот крикливый молодой человек, не задумываясь, в духе маркиза Де Сада нашел оправдание всем этим извращениям. Тогда юноша с надеждой произнес слово «маскрат», но вместо объяснений получил удар по лицу, а когда очнулся, увидел, что он уже один, а крикливый молодой человек попросился в другую камеру. Тогда герой решил принять мученическую смерть за маскрат, ибо уверовал в него. Когда он вышел из тюрьмы, то пошел на самую людную площадь и стал кричать одно слово – «Маскрат», где и был забит камнями.

Маскрат. Запретное знание, формула, которая настолько чужда миру, что одно её упоминание вызывает ужас и ненависть одновременно. Не это ли и есть формула дьявола в его изначальном смысле, дверь, о которой знают все, но никто не рискует её открыть?

Энергия пятнадцатого аркана связана с нарушением запрета. Это и первый запрет знания, который нарушает всякий, кто обретает сознание, и второй запрет – на вхождение в святая святых, на штурм небес, дух которого так остро переживается на пути айн.

Козел шабаша, повелитель лесов и гор Пан, которого напрасно изображают безобидным мохнатым сатиром – само слово паника произошла от имени этого грозного бога. Неистовство Вакха, грубое, непристойное, шокирующее. Символ первичной мужской сексуальной энергии – фаллоса.

«Знак козерога груб, резок, тёмен, даже слеп, не принимающий в расчёт никаких резонов, обычаев и правил». «Чистая воля, не устремленная к результату, а потому и непобедимая». Козёл шабаша, Сатурн, Сет, Сатана, Шайтан представляют эту неистовую и пугающую энергию творения» (Алистер Кроули «Книга Тота»).

Образ шабаша, где правит козлоногий бог, восходит к римским сатурналиям, когда все правила, нормы и приличия отступали, и все смешивалось в хаосе совокуплений. Раб и господин, патриций и плебей, гладиатор и цезарь – все соединялись в экстазе.

Эти оргии происходили в начале вхождения солнца в дом Козерога – дом холода, когда только самая грубая и первобытная сила могла оживить замерзающий мир.

Архетип сатурналии не имеет ничего общего с радостными дионисийскими мистериями солнца, хотя внешне они могут иметь определенные сходства. Сатурналии гораздо ближе образ пира во время чумы, когда последний импульс жизни стремится выплеснуться в оставшиеся минуты перед неизбежной смертью. Перед смертью позволено все – наркотики, содомия, оргия, ибо через это изливается жизнь в своей последней капле.

Французы называют оргазм маленькой смертью. Эта близость сексуального и смертельного, подмеченная в этой метафоре, имеет свое проявление в двух арканах – тринадцатом и пятнадцатом. Смерть и Дьявол, нун и айн являются взаимодополняющими архетипами, в коих сексуальное связано со смертью, но если Смерть относится к женскому началу как эротизм смерти соблазняющей, очаровывающей и растворяющей, то эротизм дьявола имеет иную природу – это грубая мужская энергия, в последнем порыве на бешеной скорости мчащаяся к экстазу саморазрушения. Этот образ сильно явлен у Сергея Калугина:

Я раскрыл себе грудь алмазным серпом

И подставил, бесстыдно смеясь и крича,

Обнаженного сердца стучащийся ком

Леденящим невидимым черным лучам,

Ведь в этом мире мне нечего больше терять,

Кроме мертвого чувства предельной вины,

Мне осталось одно – это петь и плясать

В затопившим вселенную пламени Черной Луны.

Импульс, зов, обещание наслаждения и распада, наслаждения за гранью реальности исходит от пути нун «черная луна», смерть – и этот посыл направлен на путь айн. Не случайно на древе жизни пути нун и айн расположены точно напротив друг друга, словно являясь взаимным зеркалом. Дьявол – это фаллос, который желает излить свою жизнь-семя в лоно смерти и тем самым дать новую жизнь. Здесь полезно проанализировать символизм одного из поэтических шедевров Кроули, которое он сам соотносил с арканом Дьявол:

ДРЕВКО КОПЬЯ

Мощным и высоким предстаёт порыв моей воли, огненной пирамидой вздымающийся к небесам. На ней сжёг я все свои прежние желания.

Мощным и высоким предстаёт фаллос моей воли. Семя его — то, что я носил в себе с начала времён, и вот оно ушло в тело Звёздной Хозяйки Нашей.

Я — это не я; я лишь полый тросник, проводник огня с неба на землю.

Мощной и неисповедимой предстаёт эта слабость и эта [сила] небесная, влекущая меня к лону своему, этот свод укрывающий, принимающий.

Вот она, эта ночь, в которой я пропадаю, эта любовь, силой и слабостью которой я лишаюсь своего «Я».

Дьявол связан с архетипом мятежника, бунтовщика, который даже не рассчитывает на победу. Его бунт – это бунт одиночки, заведомо обреченного на гибель, но эта гибель и является одновременно кульминационной точкой экстаза. Дьяволу близок сатурнический принцип античной трагедии, к подлинному пониманию которого обратился и Ницше. Ницше увидел за внешней трагичности финальной гибели героя, дионисийское иступление, опыт предельного наполнения жизнью, который на пике переходит в смерть.

Образ одиночки, противостоящего миру и в итоге погибающего, получил огромное распространение во всех направлениях искусства девятнадцатого-двадцатого веков. Современная культура знает немало образов не оглядывающихся назад безумцев, мчащихся к невиданной цели и в итоге погибающих от удара системы, против которой они восстали. Например, главный герой в фильмах Жан Люка Годара или герой фильма Антонионе «Забрийски пойнт».

Мне дважды приходилось сталкиваться с синхрониями, подтверждающими правильность моих выводов относительно архетипа Дьявола. Однажды, находясь на рок-концерте с одной девушкой, столь же интересовавшейся символизмом Таро в культуре, как и я, и слушая очередного музыканта, я шепнул ей на ухо: «Вот пример проявления архетипа «Дьявол». Такого рода обмен мнениями для нас, в общем-то, достаточно обычен, и, расширив исследования Таро до исследования вселенной духа, мы добиваемся значительно большего, чем несчастные узкие специалисты со своим строго академическим подходом. Так вот, юмор в том, что спустя несколько минут после моей фразы (я слышал эту группу впервые), в следующей песне, припевом шел текст: «Я дьявол, я Сатана».

Эта история в точности повторилась через некоторый весьма непродолжительный период, уже на квартирном концерте у меня. Слушая своего гостя, страстно поющего об экстазе смерти и красоте распада, я вновь шепнул той же спутнице: «Видишь – опять дьявол», что будто по сценарию нашло подтверждение в следующей песне, где главной темой была игра с Дьяволом в карты.

С арканом Дьявол также связана проблематика садизма, желание при сексуальном взаимодействии доставлять боль.

В заключение имеет смысл привести психологический аспект пути айн. Согласно исследованиям психолога Станислава Грофа, третья стадия рождения ребенка, когда происходит движение по родовому каналу, оказывается тесно соотносима с архетипом Дьявола – на этой стадии, когда экстаз смешан с болью, рождаются переживания, связанные с шабашем, экстазом распада (вулканическим экстазом, как это назвал Гроф), появлением отвратительных и вместе с тем пленительных образов и переживаний, свойственных садомазохизму. В этом списке нетрудно идентифицировать всё те же признаки пятнадцатого аркана.

Рекомендуемое чтение: Стивен Кинг «Кэрри», «Дорожные работы», Албер Камю «Калигула», «Посторонний», творчество группы «Ария».