Глава 4.
Аркан Император
Соответствия по «Liber 777»:
Буква – цадде.
Значение буквы – окно.
Управитель – Овен.
Цвета – алый и красный.
Египетские боги – Менту.
Индийские боги – Шива.
Медитация – окровавленный труп.
Греческие боги – Афина.
Римские боги – Марс.
Животные – баран, сова.
Растения – тигровая лилия, герань.
Драгоценные камни – рубин.
Магическое оружие – рога, сила, резец.
Ароматы – кровь дракона.
Магические силы – сила освящения вещей.
Тело человека – голова и лицо.
Мифические существа – эриннии.
Болезнь при неправильной работе – апоплексия.
Лей воду на себя, так станешь ты
Источником вселенной,
Найди себя в каждой звезде,
Осуществи каждую возможность.
Возможные значения при дивинации: «Война, завоевание, победа, стремление, честолюбие, оригинальность, самонадеянность, мегаломания, сварливость, энергия, сила, упрямство, опрометчивость, дурной нрав» (Алистер Кроули «Книга Тота»).
«Противоположность любви не ненависть, противоположность любви – власть». Эти слова Карла Юнга следовало бы сделать эпиграфом к лекции, посвященной пути цадде или Императору. Внимательно изучив приведенное в прошлой главе эссе «Любовь», мы получаем дополнительное доказательство тому, что любовь и ненависть вовсе не являются противоположностями, а в известной степени подчиняются одному закону. Власть – совсем другое дело.
Цезарь, сенатор, царь, цадек, отец… Есть, наверное, особая закономерность, что в большинстве титулов, связанных с обладанием власти, встречается буква «ц» или «с», как глухое звучание. На русском языке сам звук ццц означает требование молчания, проявление власти старшего к младшему.
Если любовь стремится слиться, то целью власти всегда было, напротив, дистанциирование и управление издалека, с высоты, с трона, не только не сливаясь, но даже по возможности не приближаясь к управляемому. Принцип Императрицы – слияние, принцип Императора – разделение. «Разделяй и властвуй» — девиз римских императоров, которому следует правители всех времен и народов.
В изображении четвертого аркана Кроули не произвел особенно радикальных изменений, хотя сделал символику власти гораздо более выразительной, нежели в классической колоде. На щите Императора изображены два грифона, слитые друг с другом, (почти двухглавый орел), знамя Императора держит агнец. Головы баранов находятся по правую и левую сторону от головы Императора. Цветовая гамма весьма специфична – на карте вообще нет других цветов, кроме красного и желтого, то есть энергии солнца и энергии Марса.
Базовое соответствие Императора – астрологический знак Овна. Для человека, немного знакомого с астрологией, это соответствие представляется самоочевидным, ибо согласно астрологии именно рожденные под знаком Овна отличаются повышенной жаждой власти, склонностью к деспотизму и темпераментом, необходимым для продвижения по лестнице власти.
Но Овен имеет и более глубокое соответствие. Первая патриархальная религия – иудаизм, в которой не было места женскому началу, часто образно сравнивала Иегову с разъяренным бараном. Точно так же кроткого агнца, держащего знамя Императора, можно отождествить и с послушными обывателями, покорно принимающими любую власть, «как овцы». Кроткий ягненок, смиренно несущий знамя правителей, неистовый баран, символизирующий самого правителя, представляют собой две стороны одной монеты, на что особо указывал Кроули в своем исследовании.
Полезно проанализировать глубочайшую противоположность третьего и четвертого аркана. Пастельные цвета Императрицы и яркие красно-желтые тона Императора; Императрица развёрнута влево, Император – вправо, образы Императора – солнечные диски; Императрицы – лунные серпы (хотя, как мы говорили, Императрица соответствует Венере, а не Луне); щит Императора изображает красного орла, щит Императрицы – белого пеликана, а скипетр власти в руках Императора противопоставлен лилии мира в руках Императрицы.
Император – воплощение патриархального принципа во всей своей силе. Исторически эра доминирования патриархальных ценностей вот уже век как подошла к концу. Конец патриархата – это одновременно начало эры побеждающего ребенка, о которой знал Кроули (и независимо от него – Юнг). Символом нового эона является побеждающий ребенок-андрогин, в котором на новом уровне находят объединение противоположности любви и власти.
Другим значением пути цадде является раджас – красная сера алхимиков. В этом утверждении содержится известный парадокс, ибо как красная сера Император явит собой активную субстанцию, а как формула патриархата – пассивную. Пытаться разрешить этот парадокс логически не имеет смысла, гораздо полезнее размышлять над каждым из этих ипостасей-соответствий, найдя их восприятие в своей душе.
Правитель на троне не всегда статик и консерватор, ибо история знает немало примеров «революции сверху». Взять хотя бы фигуры известных реформаторов на троне, начиная от Юлия Цезаря и заканчивая царем Петром Первым. В личности подобных динамичных правителей красная сера достигает пика своей экзальтации, и, медитируя над их образами, можно в некоторой степени приблизиться к пониманию сути этого архетипа.
Подобно тому, как правитель может быть как консерватором, так и реформатором, как тираном, так и добрым правителем, в архетип четвертого аркана входят самые разные качества, которые объединены идеей власти.
Психологически мы можем отождествить путь цадде аркана Император с образом отца. В зависимости от нашего отношения к отцу мы устанавливаем отношения с этим архетипом – от полной покорности до неистового бунта, от отождествления с отцом и его ценностями до полного отрицания и неприятия.
Следует заметить, что мужской принцип, представленный в четвертом аркане, является самым древним и одновременно самым примитивным из архетипов, связанных с мужским началом.
Несмотря на жесткое противопоставление принципа Императрицы и Императора, на самом глубоком уровне они находятся в состоянии скрытого единства. Это странное утверждение становится понятным, если мы обратим свое внимание на структуру и эстетику тоталитарных государств, в которых власть имеет право вмешиваться во все сферы жизни человека. Народ в такой системе ценностей представляется аморфным единством (воля к слиянию на самом примитивном уровне), который управляется одновременно посредством инструментов подавления (император) и сентиментальной эстетики приторных любовных романов (императрица).
В романе «Невыносимая легкость бытия» М.Кундера дает самый тонкий анализ этому феномену. Центральные символы тоталитарного государства – отец-правитель и мать-земля, то есть император и императрица – самые примитивные формы мужественности и женственности. Потому более зрелые формы мужественности (Иерофант – интеллектуал, Колесничий – поэт и романтик странствия, Отшельник – одиночка, ищущий свою истину, Солнце – Дионис, наслаждающийся полнотой экстаза) и зрелые формы женственности (зрелая полнота сексуальности – Вожделение, женщина интеллектуалка, стремящаяся освободиться от биологического детерминизма – аркан Иерофант, утонченный эстетизм – аркана Звезда) в любом тоталитарном государстве находятся в оппозиции и беспощадно истребляются.
Тоталитарное общество всегда имеют двойной стандарт – ханжество и пуританство на внешнем уровне и хаос слепых страстей на уровне скрытом (как тут не вспомнить оргии комсомольцев, сексуальную извращенность некоторых партийных деятелей времен Сталина, а также нравы, царившие в большинстве монастырей средневековья, где любимой шуткой было пошлое переосмысление слов Христа «входите узкими вратами»).
Главным символом «бунта детей» против деспотии отцов во все времена было и остается яблоко. Здесь становятся понятны слова Уилсона в романе «Иллюминатус» о том, что «люди, выбравшие своим символом яблоко, плохими быть не могут». Эта фраза обретает совершенно особый колорит в политической ситуации России конца двадцатого начала двадцать первого века, но разговор на эту тему увел бы нас далеко от обсуждаемого. Яблоко – символ сознания, пятого и одиннадцатого арканов, олицетворяет принцип познания и разделения, которые происходят посредством логоса, а не власти. Этот символизм вечен, хотя каждый раз человечество воспроизводит его будто в первый раз.
Эстетика Императора – это эстетика маршей и гимнов, патриотическая поэзия, восхваление власти, образ заботливого и опекающего отца. Силы Императрицы и Императора являются наиболее древними, первобытными, примитивными и в тоже время обладающими огромной мощностью. Как правило, они стоят на пути практикующего мага, однако сознание по мере своего развития учится пользоваться энергиями этого архетипа, не теряя себя. Трансформируя изначально дикие энергии эроса и власти через тигель сознания, маг переходит на более высокие и дифференцированные уровни.
С точки зрения психоанализа, Император соответствует первичному отцовскому образу, который появляется в психике ребенка на анальной стадии развития, как запрещающее начало, приучающее к туалету. Потому те, кто одержим архетипом цадде, часто используют образ испражнений как оскорбление и унижение своих врагов. Тему анальных фиксаций и связанных с этим патологий характера прекрасно разработали Фрейд и Уилсон, и, дабы не повторяться, я сразу отсылаю к их работам.
Выше нами было много сказано о негативных сторонах этого архетипа, однако при недостаточной интеграции отцовского архетипа психика также оказывается уязвима. Такому человеку может не хватать целеустремленности, у него слабая способность к структурированию, неумение работать в иерархической системе. К тому же Император – это не только архетип власти, но и архетип самой цивилизации как таковой, и именно по его законам развиваются города, страны, национальности. Потому если этот принцип оказывается полностью изгнан, власть, не применяющая власть, в конце концов приведет к хаосу и последующему прорыву этого архетипа в самой примитивной форме.
Рекомендуемое чтение: Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия» (как анализ), патриотическая литература, эстетика маршей и гимнов.