Глава 7.
Аркан Колесничий
Соответствия по «Liber 777»:
Буква – хетт.
Значение буква – ограда.
Управитель – рак.
Положение на древе – Бина – Гебура.
Цвета – янтарный и каштановый.
Египетские боги – Кепра, Хормакху.
Медитация – изъеденный червями труп.
Греческие боги – Аполлон Колесничий.
Римские боги – Меркурий.
Животные – краб, черепаха, сфинкс.
Растения – лотос.
Драгоценные камни – янтарь.
Магическое оружие – горн.
Ароматы – ониха.
Снадобья – кресс водяной.
Магические силы – сила создания заклятий.
Геометрические фигуры планет – люди и дорога.
Тело человека – желудок.
Мифические существа – вампиры.
Заболевания в случае неправильной работы – ревматизм.
Везут потомство грифа два в одном;
Это колесница силы.
Тринк: последний оракул
«Возможные значения при дивинации: «триумф, победа, надежда, память, усвоение, жесткость в отстаивании традиционных идей, «крепкий орешек», безжалостность, страсть к разрушению, послушание, верность, власть над властью» (Алистер Кроули «Книга Тота»).
Кого из нас в юности не привлекала романтика дальнего или хотя бы ближнего странствия? Кто не зачитывался романами Жуля Верна или историями о странствии рыцарей? Помним ли мы, как в детстве у каждого из нас замирало сердце в сладостной истоме от одной мысли, что в ближайшее время предстоит путешествие на поезде или перелет на самолете? Даже став взрослыми, мы отчасти сохраняем этот трепет предвкушения, словно путешествие может привнести в нашу жизнь чудо.
Восьмой аркан, путь хет, Колесничий – это прежде всего архетип странствия. Пилигримы, уходящие в паломничество в Град Иерусалим, мусульмане, совершающие хадж в Мекку, вечные искатели святого Грааля, белого клобука, Китеж-града… Именно этот аркан вдохновлял и Христофора Колумба, и Юрия Гагарина для их путешествий.
Помните стихи Иосифа Бродского:
Мимо ристалищ и капищ,
Мимо храмов и баров,
Мимо шикарных кладбищ,
Мимо больших базаров,
Мира и горя мимо,
Мимо Мекки и Рима,
Синим солнцем палимы,
Идут по земле пилигримы….
Дорога. Вечная, неизменная и изменяющаяся, далекая и близкая, на которой распяты древние пилигримы и современные автостопщики. Вечно вперед, словно там, за поворотом… Что? Святой Грааль? Не его ли, сам того не догадываясь, ищет каждый странник в ночи? Не этого ли чуда ждет?
Но все путешествия, которые могут быть предприняты здесь, на земле, лишь отражение того пути, который, сам того не осознавая, стремится пройти каждый, горящий этим архетипом – путешествие в глубины себя. И не потому ли на карте колоды Кроули странник, запрягший сфинксов в колесницу, дабы совершить путешествие к святому Граалю, уже держит его в руках? Вот она, великая тайна пути – двенадцать птиц, перелетев в поисках Симурга всю землю, в итоге узнают, что они и есть Симург, а Алхимик Коэльо, пройдя до конца Африки, возвращается к своему дому, поняв, что именно там зарыт его клад.
Разве странник выбирает дорогу? Это лишь иллюзия, такая же, как представление, что солнце крутится вокруг земли. Это дорога выбирает странника и, точно женщина, жаждет его прикосновений. Помните блистательную песню Арбенина:
Воздушный шар не выдержит двоих,
Дорога в небо нам не удалась,
Дорога в небо тяжела для живых,
Один из нас к тому же балласт,
По прошествии лет, не уточняя цены,
Я знаю точно, что так было нужно, раз так решено,
И в этот дивный букет вплетая привкус вины,
Дороги гнут наши души по принципу домино,
Дороги, которые нас выбирают,
Дороги, которые смеются нам в лицо,
Дороги, дороги, без просвета и края,
Одним дорога – млечный путь, другим – трамвайное кольцо,
Пока клеймо не станет золотым,
Дорога к правде сжигает дотла,
Сама же правда превращается в дым,
И нам опять остаётся зола,
Поджигая – сгорай! Себя не стоит жалеть,
Твой пепел будет стучаться в иные сердца,
Меняя призрачный край на центробежную сеть,
Опередившие мчатся обратно в поте лица,
По дорогам, которые нас выбирают,
Дорогам, которые смеются нам в лицо,
Дороги, дороги, без просвета и края,
Одним дорога – млечный путь, другим – трамвайное кольцо,
Дорога влево потакает злу,
Дорога вправо перечит судьбе,
Я выбираю прямую стрелу,
Я выбираю дорогу к себе,
Сесть баркасом на мель, стать халифом на час,
Влиться тёплою пулей в холодную кровь,
Твой горбатый камель, мой крылатый пегас,
однажды точно решили, что скоро встретятся вновь
На дорогах, которые нас выбирают.
В работе современного философа А.Секацкого «Философия номада» мы находим немало интересных прозрений относительно самой сущности странствия, путешествия. Секацкий простирает перед нами внутренний мир истинного номада, свободного от всех привязанностей. Более того, он пытается приоткрыть нам совершенно особую философию дороги, которая, как оказывается, тесно связана с арканом Колесничий. Я не могу удержаться, чтобы не привести одну из характерных цитат этого автора:
О том, что дорога дороге рознь, говорится во многих сказках. Направо пойдешь — случится одно; прямо или налево — совсем другое. Однако вполне возможно, что все три дороги, начинающиеся от камня на развилке, ведут в один и тот же «географический пункт» — сказка опускает такие подробности, как не относящиеся к сути дела. Ведь для метафизики пути важнее другое: то, что дорога – это прежде всего удаление от дома, удаление от ловушки привычного и приближение к непривычному. То есть к себе. Сближение с собой есть основное свойство пути — совсем не обязательно в метафорическом смысле как «пути к истине» или «пути к спасению». В любом путешествии самым удивительным первым встречным могу оказаться я сам.
Основное сочетание цветов на карте седьмого аркана – это красные полозья колесницы и синий окружающий фон. В глубинной психологии такое сочетание цветов означает начало активной борьбы за отделение от матери. Акт путешествия – это и есть отделение. И вновь обратимся к Секацкому:
Привязанности сплетаются в ткань бытия, в этой ткани и прочные нити повседневности, и те нити судьбы, которые ткут Мойры, и даже те, которые Кант называл «максимами моей воли». Морально-этическая природа связей в данном случае несущественна, имеет значение лишь их прочность на разрыв. Набор даже первой номадической скорости требует обрыва и «прочных уз» и «тяжких цепей», усилие дистанцирования не может избирательно обрывать одни, щадя другие.
Базовым соответствием аркана Колесничий является созвездие Рака или, как говорится в астрологии, «динамический аспект воды». Это не спокойные воды смиренного сына своей матери мем, это динамическая струя, которая сбивает с ног и заполняет все окружающее. Более – это буря восставших против обыденности эмоций, которая бросает человека в неизвестную ему доселе стихию пути. Это сам путь, белая дорога без начала и конца.
Образ белой дороги гениально воссоздан в мистическом романе Густава Майринка «Белый доминиканец». Этот образ потрясающе точен и тем, что он передаёт ту вселенскую тяжесть, которую испытывает всякий, оказавшийся на этом пути.
А каковы теневые значения пути хет? На этот вопрос легко ответить, взглянув на древо жизни. На каббалистическом древе путь Хет исходит напрямую от третьей сфиры Бина – сфиры великого моря, Сатурна и госпожи Бабалон, и нисходит вниз в пятую сфиру Гебура – Марса, которая в каббале называется «первой жестокостью. В астрологии Сатурн называют большими проблемами, а Марс – малыми проблемами, и трудно ли догадаться, что путь, в котором сливаются изначальный покой и тяжесть великого моря (тяжелые воды) с неистовством Марса (а ведь центральный персонаж карты – это рыцарь, закованный в латы), будет весьма нелегким.
Интересно, что дальше вниз, уже из Гебуры в Ход, проходит другой, тоже водный путь – мем, который соответствует корню нижних вод. Можно сказать, что по мере нисхождения страстные воды бурлящего потока, которому соответствует Колесничий, деградируют в болотные воды Повешенного, что опять же находится в полном соответствии с символикой древа и простейшими психологическими законами – чувство, которое не компенсируется волей, неизбежно вырождается в сентиментальность.
Архетипика Колесничего связана с числом 53 – одним из достаточно тяжелых чисел. Как восьмой аркан, он является суммой пяти и трёх – то есть Гебура и Бина, а также связан с юпитерианским началом. Лично мне в тяжелый период моей жизни, когда активировалась тёмная сторона Юпитера, происходила синхрония на имя демона Астарот, который соответствует клипотической стороне Юпитера, и отовсюду преследовало число 53. Эта стадия является хорошей проверкой на прочность, умение держать путь, и результатом воздействия этого архетипа является усиление личности, ее укрепление, появление «брони».
Интересно рассмотреть и те параллели, которые Кроули проводит с Иерофантом и которые являются в некотором смысле взаимодополняющими. Если Иерофант – это «первое слово», первая мысль или первое самосознание, то Колесничий – это «первое чувство», первая эмоция, первый поток внутренних вод, направленный на внешний мир. Чаще всего этот первый выплеск происходит в результате столкновения с трудностями и потому связан с первой психологической травмой, конфликтом, противостоянием миру, и в результате – желанием уйти, уехать, убежать от сложившейся ситуации.
Наиболее соответствует духу этого аркана медитация на образ дороги. Какая она в вашем представлении? Какие чувства возникают у вас при взгляде на неё? Можно представить разные виды дорог. Все сновидения, в которых вы отправляетесь в путешествие или, наоборот, хотите уехать, но не можете, связаны с путем хет и нуждаются в магической проработке. Также магическая работа на седьмой аркан рекомендуется в тех случаях, когда путешествие необходимо вам в реальной жизни, но обстоятельства упорно противятся осуществлению вашего проекта.
Рекомендуемое чтение: Артуровский цикл и любые легенды о Святом Граале, Александр Секацкий «Книга Номада», Густав Майринк «Белый доминиканец», Жуль Верн и любые авторы, пишущие о романтике странствия.