Грааль — отрывок из лекции.
Дорогие друзья. Сегодня я хочу говорить о Граале. Для этой темы у нас есть несколько причин. И первая из этих причин — в том что мы издали книгу Эммы Юнг «Легенда о Граале». Книга над которой автор — супруга Юнга работала всю свою жизнь и все равно не успела дописать последние главы — по её черновикам книгу дописывала ближайшая ученица Юнга Мария Луиза Фон Франц. Уже в этом факте, мы можем почувствовать разительный контраст с тем, с какой скоростью в современном мире, точно горячие пирожки штампуются очередные «сенсационные разоблачения» и «скандальные исследования». Мы можем просмотреть десятки книг выходящие под столь популярным лейблом и только окончательно запутаться. И мы можем прочитать одну книгу. И узнать все что необходимо.
Вторая причина для обращения к этому мифу — естественная последовательность нашего путешествия в мир малой традиции. В нашем курсе мы говорили о Бодрствующих Ангелах Азазеля, Гностицизме, Алхимии, современных направлениях малой традиции. Но именно миф о Граале как мне представляется является чем то что было незаслужено упущено. Потому что от начала времен именно эта мифологема, противостоит ортодоксальному видению реальности. Грааль и его традиция куртуазной любви противостоял церковному патриархату в 11ом веке точно также как противостоит сейчас. Меняются декорации, структуры остаеются неизменными.
Я хотел бы зачитать цитату о Граале. Цитату из воспоминаний Карла Юнга где он рассказывает о нюансах своего жизненного пути.
«Согласно гностической традиции, высшее божество послало людям в дар так называемый «кратер» — «сосуд духовной трансформации». «Кратер», чаша — женственный принцип, которому не нашлось места в патриархальном, мужском, мире. В гностическом трактате «Поймандр» «кратер» представляет собой чашу духа, ниспосланную на землю Создателем для того, чтобы жаждущие высшего знания приняли в ней крещение. Это была своего рода купель духовного обновления и перерождения».
Герметизм противостоит христианству в первые три века нашей эры и проигрывает. Но точно также как проигравший Симон Маг триумфально возвращается в западный миф в образе Фауста, Кратер герметиков о котором говорится в одном из важнейших герметических трактатов «Поймандре» возрождается в мифе о Граале.
Впервые миф о Граале звучит в 1158году в устах придворного поэта Кретьена Де Труа. (ум. ок. 1180) Конечно же существует множество версий о более раннем истоке этого мифа. Можно вспомнить несколько версий мифа о Граале — суфийскую, кельтскую, герметическую. Каждая из этих версий найдет множество убедительнейших подтверждений и доказательств, так что будет казаться неопровержимой до того момента пока мы не обратимся к другой версии. Суфийская, языческая, герметическая версия мифа поразительны именно тем что исследователи представляют нам самые убедительные и самоочевидные параллели. Спор кажется безнадежным пока мы не предположим что на самом то деле, речь идет о схожих, родственных структурах, мифологемах, которые существуют в коллективном бессознательном и совершенно не зависят от каких либо «заимствований». Грааль — это ядро западного мифа, тайное, сокровенное, сокрытое ядро.
Миф о Граале — уникален даже среди мифов. Подобно двуликому Янусу, мифологема Грааля обращена одновременно к бесконечности, к универсальному архетипу становления героя, выражения которого мы можем встретить во всех мифологиях мира, и к совершенно особому, индивидуальному архетипу западной цивилизации. Грааль — ядро западной цивилизации.
Есть еще одна очень важная деталь, которую часть забывают. Миф о Граале незакончен. Мы исходим из того что каждый миф должен быть закончен, герой должен или погибнуть или обрести сокровище. Но в случае мифа о граале — вместо героя преждевременно погибает автор, Кретьен де Труа. И мы так никогда и не узнаем — а как же должен был закончится миф. Что должно спасти или погубить Парсифаля на самом деле. Потом — десятки трубадуров предлагают нам свои варианты развития эпоса. Мифотворчество Грааля поистине бездонно. Но — того единственного ответа который был заложен в него изначально — мы так и не узнаем.
И это ученое незнание, этот предел который полагает перед намисудьба. Неотвратимость. Спасительный вопрос не был задан. «Ты еще веришь, это случайность, но за случайности дорого платят». Парсифаль не задал вопрос и его путь обрывается на середине. Остальное в тени. Тайна.
Но может быть эта завеса существует для того чтобы каждый мог открыть её сам? Может быть каждый должен пройти с Парсифалем этот путь и найти СВОЙ ответ на вопрос о Граале.
Поскольку не все знают сам миф я позволю себе остановится на нем несколько подробнее.
Подробный анализ мифа я осуществлял без текста по памяти — поэтому на этом конец записей.