08.12.2014
0

Поделиться

Интервью с автором колоды Таро Золотого Змея Себастьяном Хайнсом

Интервью с автором колоды «Таро Золотого Змея» Себастьяном Хайнсом

08.12.2014

Интервью и перевод: Валерия Седова. Публикация подготовлена при поддержке проекта fzrw.org

Привет, Валерия,

Наконец-то я закончил отвечать на твои вопросы. Я постарался сделать ответы краткими, но вынужден признаться, что всегда можно что-то добавить, а к добавленному ещё дополнить!

Мне очень приятно что ты рассказываешь про мою колоду своих друзьям и коллегам, спасибо им за интерес к моей работе.

1. Вкратце опишите ваш опыт в практике различных духовных традиций. Где и когда начался ваш путь? На чём вы концентрируетесь в настоящее время?

Моё знакомство с оккультизмом началось в раннем возрасте, в основном через чтение книг, которые были у моих родителей. Я изучал различные пути и традиции, и западные, и восточные, и даже те, что нельзя отнести ни к той, ни к другой. Но особый интерес я всегда испытывал к тому, что обычно называют «церемониальная магия». На протяжении последних лет я углубился в академическое изучение истории эзотерической мысли, от античного мира до настоящего времени. На более личном уровне, я проводил ряд экспериментов, связанных с различными теургическими процессами. В данный момент я фокусируюсь на объединении знаний, полученных с изучением, практикой, и, самое главное, посредством моих опытов. Наверное, можно назвать это периодом тщательного обдумывания.

2. Пожалуйста, опишите своё прошлое как художник.

Я занимался рисованием с самого детства – это одно из тех занятий, которое мне даётся естественно. Как и с другими областями в моей жизни, искусству я учился сам, хотя и получил формальное обучение. Сделать карьеру на занятии искусством, удовлетворяя свои жизненные потребности, крайне трудно, поэтому этим я занимаюсь в свободное время. Я экспериментировал с различными техниками и средствами, брался за разные тематики, но в основном я рисую маслом и сосредотачиваюсь на мифологических сюжетах того или иного рода. Я называю себя «символистом» в контексте стиля и сюжета, а также философского отношения к искусству. Термин «визионер» тоже может подойти, но, если честно, я не люблю навешивать на себя ярлыки.

3. С первого взгляда на вашу колоду можно заменить необычайную яркость и насыщенность цветов, и даже психоделичность. Вкратце расскажите, почему ваши картины столь насыщенны цветами, слоями и символами? К слову, скажите, повлияли ли какие-либо растения Силы на ваше восприятие как художник и оккульстист?

Да, признаюсь, моя колода крайне сложна и неоднозначна, что, в свою очередь, является отражением моего лабиринтообразного опыта и видения оккультной философии. В моём понимании оккультный символизм преподносит уму тайны и головоломки, которые предназначены для оперирования на тонких планах бытия в целях трансформации. Аспект наслаивания скорее всего отображает моё «наслоенное» воображение, которое всегда было способно находить множество смыслов даже в тех символах, которые на первый взгляд кажутся очевидными. Я придерживаюсь мнения, что символизм, который по идее предназначен для отображения реальности за пределами привычных органов восприятия, в действительности является многогранным и взаимосвязанным. То есть, символы могут иметь не только одну однозначную трактовку, а в области оккультного, символы зачастую соединены с другими символами трудноуловимой связью. Это приводит к многообразию соответствий, которые, в свою очередь, бросают вызов сознанию, которое нуждается в переходе на новый уровень, в выходе за его пределы. Я делаю всё возможное чтобы это запечатлеть, зафиксировать в статичный образ, ? мне потребовались годы чтобы понять этот процесс в его внутреннем и внешнем смысле. В какой-то степени я всё ещё пытаюсь это осознать; и я это сравниваю с повторяющимися процессами в алхимической работе. Что касается магическо-мистического аспекта, то я часто воспринимаю свою работу как «диалог с бесконечностью». Говоря о психоделическом эффекте от моих работ, то мне многие уже говорили, что мои картины сами по себе являются опытом изменённого состояния сознания. У меня было много экспериментов с растениями Силы, но я не акцентирую на этом внимание в своей работе. Многие образы появляются в голове спонтанно, вне зависимости от химии, но по большому счёту, если так можно выразиться, использование веществ иногда может содействовать моей работе, а иногда может стать помехой. Зависит ото дня, наверное. Как вы можете видеть, в моих работах очень много деталей, а это обычно подразумевает трезвость и кропотливость в трудовой дисциплине.

4. Опишите ваш процесс создания данной колоды, ваши ощущения, события, которые происходили в вашей жизни во время работы. Что послужило толчком к созданию собственной колоды Таро?

Мне сложно описать некий единый процесс в отношении к Таро, могу лишь сказать, что это было похоже на «кривую обучения», происходящую на множестве уровнях существования. Я много экспериментировал и изучал, что безусловно повлияло на содержание моей работы, иногда самым непредвиденным образом. Было много испытаний в личной жизни, которые я не мог не связать с картинами, над которыми в то время работал. Я продолжал думать о каждом полотне как о «сложнейшем из того, что я когда-либо рисовал». Были странные моменты, когда я испытывал интенсивные психические и физические предчувствия, как, например, ощущение пребывания на краю пропасти. Иногда я испытывал моменты умиротворённости, экстаза, а также молниеносные моменты ощущения ангельских откровений.

Думаю, наилучшим определением моего опыта в целом будет следующее: всё, чем я занимался и продолжаю заниматься, находит способы напрямую проявить свои механизмы посредством искусства, которое отражает всё подобно зеркалу. Процесс рисования мне видится как формирование «канала», через который мой микрокосм принимает необходимые мне макрокосмические принципы. Действительно, я воспринимаю это как рисование дверей в другие измерения.

Мне трудно сказать, что послужило созданием собственной колоды, так как было множество повлиявших факторов. Старшие арканы являются плодом четырёхлетней работы, но куда больше лет ушло на то чтобы просто начать их рисовать. Я сделаю несколько набросков там и сям, потом забуду о них, начав заниматься чем-нибудь другим. Затем, в процессе моей духовной работы я постепенно осознал, что у меня есть возможность развить свои внутренние откровения в физическом действии художественного выражения. Изначально я не собирался создать полную колоду для публикации, но мне было интересно как далеко я смогу продвинуться. Я просто хотел нарисовать определённые образы, но во время работы над одним, другой образ внезапно утверждал своё присутствие в моём сознании; вот так всё и произошло.

5. От традиции какой школы Таро вы отталкивались в своей работе? Почему вы последовали нумерации Райдера-Уэйта касательно положения старшего аркана «Сила»?

Что касается нумерации, то последовательность определялась привычной мне расстановкой, но с моей стороны это не отображает каких-то конкретных убеждений в отношении к школам Таро. Я работал с разными колодами Таро, некоторые из которых противоречили друг другу в своих соответствиях. Некоторые говорили, что моя колода в каком-то смысле имеет сходство с колодой Тота, и я полностью признаю её влияние на мою работу, но, должен отметить, что в моей работе имеются важные отличия от колоды Кроули. Я не пытался подражать какой-либо традиции или школы Таро, хотя я уверен, что опыт работы с различными описаниями карт оставил свой след. Честно говоря, я больше концентрировался на разных аспектах эзотерических традиций в общем, используя базовые идеи о Таро как сосуды, внутри которых я могу взаимодействовать с разными идеями посредством активного, интенсивного созерцания. Больше всего я вдохновился Пифагорскими, Платоническими, Герметическими, Гностическими писаниями и Каббалой. Я также опирался на сравнительную мифологию, гримуары, алхимические писания и произведения искусства Splendor Solis, Орфиков, и в особенности, Халдейских Оракулов. Эти примеры лишь поверхностно демонстрируют сферы моих размышлений, даже будет лучше если я скажу, «навигаций».

6. Почему вы решили использовать символизм Енохианской магии в вашей работе? Используете ли вы свои карты в практике Енохианской магии?

Енохианский символизм, можно сказать, вплетён в мою ритуальную и теоретическую практику, поэтому вполне естественно, что этот символизм находит своё отражение в моих картинах. Для объяснения того, как такие вещи вмещаются, – нужен контекст, но даже с ним я не могу назвать это простой задачей. Вне зависимости от того, использую я карты в своей практике или нет, всё что я могу сказать, это то, что скорее всего всё обстоит полностью наоборот. Иногда такие вещи ощущаются как откровения от открытия чего-то нового с точки зрения новых соответствий, иногда же, они ощущаются как предписанные или продиктованные. Я часто воображаю, что существует незримая составляющая в моей деятельности, которую я приписываю высшим силам, демонстрирующим себя особым образом в определённое время.

7. Как бы вы могли объяснить ваш основной символ золотого змея, который можно увидеть на каждой карте? Как меняется смысловая составляющая образа змея на каждой из карт? В моём восприятии, змей отображает дуальность природы и служит катализатором в единении противоположностей. Поправьте меня, если заблуждаюсь.

Скажу, что вы безусловно не заблуждаетесь, но всегда есть множество других параллелей, по крайней мере с моей точки зрения. Как я это вижу, основное значение символа змея отражает поливалентную природу всех символов. В разных странах мира змей содержит множество значений, все из которых пересекаются на некоторых уровнях; и я думаю, какая-то часть меня, или нечто, работающее через меня, пыталось кристаллизировать это в красках. Обратите внимание на особенности змей на каждой из картин, как они меняются, каково их поведение. Иногда змеи благодушны и ведут себя спокойно, а иногда враждебны и всячески противодействуют. Наверное, если бы у меня было намерение описать образ змей в виде сформулированного тезиса, то основной идеей было бы отсутствие устойчивого значения, на которое можно положиться, и скорее наоборот, побуждение к постоянному поиску значения в контексте карты в целом. Всё пребывает в непрекращающемся состоянии трансформации, и возможно, в этом и заключается единство. Значения меняются в зависимости от контекста: они скользкие, как змея, но в то же время, способны к постоянному обновлению, подобно тому как змея сбрасывает свою кожу. Хорошим сравнением является поливалентная природа алхимического Меркурия – концепция, которая принимает разные формы в моих картинах, и вдохновлённая, конечно же, классическим алхимическим символизмом.

8. Как вы относитесь к египетскому мистицизму? Каким образом египетская традиция повлияла на вашу работу?

Я всегда являлся студентом сравнительной религии и мифологии, и я полагаю, что Египет был краеугольным камнем этого концепции. В моём понимании, на протяжении нескольких тысяч лет, египетская религия являлась смесью различных религий и традиций, преобразовывающаяся и меняющаяся на протяжении долгого времени. Мистическо-магический аспект этого, я верю, отфильтровал всевозможные искажения в практиках, выдерживая при этом постоянные новшества и заблуждения. Я рассматриваю древнюю египетскую религию как «синкретическую», а мистицизм, который следует из такого подхода, повлиял (и был подвержен влиянию) на все регионы средиземноморья, тем самым порождая системы, которые выжили и развивались по наше время.

Что касается «египетской» традиции, с которой я себя больше всего идентифицирую, то я называю себя «Герметистом», в основном по причине исходных материалов, которые я изучаю, такие как греческий Герметический Корпус, латинский Асклепий и Изумрудная Скрижаль – это наиболее выделяющиеся примеры. Несмотря на то, что фактическая связь с египетской религией весьма туманна и спорна, её сложные исторические взаимоотношения и её сила влияния меня завораживает. Стоит отметить средневековые перемены, а также смелое развитие оккультизма эпохи Возрождения, ведь в то время Египет считался одним из источников происхождения оккультных наук. Учитывая перспективу, которой я придерживаюсь (а иногда с которой борюсь), я часто называю себя «пан-историческим» в своих исследованиях, потому что воспринимаю всё как одну нить, или, даже лучше, как паутину, в которой Гермес Трисмегист своего рода паук, находящийся в самом центре паутины. Синкретическая «традиция» – действительно то, к чему я себя отношу, так как для меня всё является маской Единого, если можно так выразиться.

9. Что обозначают цепи, которые изображены практически на каждой карте?

Цепи отчасти аморфны, как и змеи, о которых мы уже говорили. Я вкладывал в них значение оков, сцепляющих сознание (в гностическом смысле), а также, отсылку к идее о «цепи бытия». Другим видом цепи можно называть «магическую цепь», которую Э. Леви использует как инструмент для описания его представления об астральном свете. Список ассоциаций может продолжаться, и в этом весь смысл. Чем больше ассоциаций, тем лучше; главное, чтобы человек помнил, что вне зависимости от того, где он начинает, он всегда вернётся в исходную точку, как гласит пословица. Заметьте, что, объясняя символику, которую я использую, я придумаю новые символы, а это отсылает нас обратно к вопросу о наслаивании, который вы задали.

10. На VI аркане «Влюблённые» можно заметить влияние Карла Юнга. Вы не могли бы рассказать о символизме данной карты? Объясните, почему вы выбрали конкретные цвета на влюблённых? И наконец, что отображают животные, показанные на карте?

Думаю, Юнг повлиял на всю мою деятельность, хотя первый раз я познакомился с ним ещё в детстве, через чтение Джозефа Кэмпбелла. Несмотря на то что оба этих автора открыли доступ к множеству вещей, я не могу назвать себя «юнгианцем». Я слишком странный для этого.

На первый взгляд, карта «Влюблённые» является моей версией классического символа алхимического Короля и Королевы в очищающей ванне – Красное и Белое, соответственно, придают оттенок. Все символы на этом аркане усиливают понятие о соединении, которое является большим шагом к свершению Великой Работы. Животные, а именно, тигр и лев, единорог и василиск, отображает мужские и женские потенциальные возможности. Анимус и Анима – одно и то же, разделённое и отражённое друг в друге в процессе соединения. Мечь на заднем плане является Пламенным Мечом, охраняющим вход в Эдем, который находится за стеной.

11. Также я заметила изображения крокодилов на некоторых из карт. Какое значение несёт в себе это животное в контексте этих карт?

Как и змей, крокодил является важнейшей фигурой, и указывает на своего рода опасность. Некоторые могут заметить ассоциацию с Апофисом, но это не означает что это его подлинная природа. Сначала я думал о крокодиле как о «чёрном драконе» материи, и такой аспект всё ещё присутствует. Чаще всего крокодил является антагонистической фигурой, по причине своей жестокости, но так бывает не всегда. В каком-то смысле он отображает стадию Нигредо в Делании, но он также может быть воспринят как один из аспектов Меркурия в его тёмном и запутывающем смысле. Что касается других символов, то значения меняются в зависимости от контекста, тем самым сажая семя для других интерпретаций. Крокодил может стать символом разрушения – ошибкой и падением в Делании – или же, он может являться символом изобилия, несмотря на первобытный бессознательный уровень.

12. В карте «Императрица» есть символ девяти роз. Почему вы выбрали этот цвет и число?

На самом деле там десять роз, если считать космическую розу на звёздном фоне, но я действительно намеревался подчеркнуть девять роз на переднем плане. Это имеет отношение к девятой сефире Йесод в Каббале, хотя все розы относятся ко всем сефирам в их зарождении через расширение и сжатие. В данной карте я хотел подчеркнуть нечто наподобие динамического цветения, которое произрастает в союзе Хокмы и Бины, в первоисточнике модели, повторяющейся в нижней части Древа Жизни. Также хочу отметить, что здесь есть взаимосвязь с конкретным астрологическим символом Венеры, которое при нанесении на Древо закрывает каждую сефиру. «Ветер носил её в своём чреве» – я приблизительно отношу это к классической оккультной идее о передаче космических влияний через подлунную сферу в материальное проявление. Я хотел выразить идею о том, что вселенная находится в постоянном состоянии зарождения. Принимая это во внимание, я призываю вас сравнить карты «Императрица» и «Смерть».

13. Мне очень понравилось ваше отображение аркана «Дьявол», никогда не видела такой интерпретации в других колодах Таро. Скажите, кто стоит на голове дьявола между рогами?

Образ ангела между рогами Дьявола – как раз один из тех образов, который заявил о себе в процессе рисования, будто бы с наблюдением проявления образа из света меня подтолкнули к его отображению. Я не переставал думать о мифологической борьбе Михаэля и Сатаны, а также о рассуждениях Э. Леви о том, как добро неизбежно влечёт за собой зло и наоборот. Одним из предположений является то, что бесконечный динамизм, который мы испытываем как эволюцию морали, но который на самом деле является отражением вселенского динамизма, допускающего воплощение в реальность. С точки зрения монистов, «дуальные противоборствующие силы» (отображенные парой крокодилов в данной карте) всё также являются выражением фундаментального единства всех вещей.

14. Если я правильно понимаю, аркан «Башня» содержит в себе символизм Енохианских Сторожевых Башен? Что обозначают нацистские войны у подножия башни? Почему у обозначающих скрижали женщин тела скованны, а глаза завязаны? Есть ли у данной карты связь с идеей об Апокалипсисе?

Для начала хочу заметить, что я не подразумевал связь между воинской частью у основания Башни и Нацизмом, хотя я соглашусь, что изображение шлема весьма похоже. В связи с этим, можно провести ассоциацию с Клипот Голахаб (Голаб). Предполагалось, что множество солдат ассоциируется с Цабаот – особенно, ЙОД ХЕ ВАУ ХЕ Цабаот, или, «Владыка Сил» и Элохим Цабаот, или «Бог Сил». Башня часто ассоциируется с Марсом, тем самым отображая воинственный путь. Здесь появляется проблема организации подсознательных элементов в активной манере, которая, как я думаю, являются частью методов теургии и алхимии. В каббалистических терминах, это путь, соединяющий Нецах и Ход. Энергичная последовательность на Древе заключается в том, что Нецах, производит чистую элементальную энергию жизненных сил (желания), которые в последствии организованы в Ход (познавательная способность), а сознательное реализация этого производит к военному напряжению между сознательным и бессознательным «я». Эго же (в данном случае это тиран, скованный цепями на Башне), можно сказать, подверглось нападению сил собственного существа, которые лишь кажутся разрушительными, но на самом деле являются очищающими. Алхимическим следствием является «умирающий король», который в данном случае страдает от процесса «нигредо» в печи, которая также является Башней. Катастрофический аспект «тёмной ночи души» – это то, с чем мистики многих стран могут себя идентифицировать при успешном преодолении этой стадии.

Вы правы насчёт Енохианского символизма, и по мне, здесь есть связь с Апокалипсисом, хотя я воспринимаю его в контексте «личного Апокалипсиса», а не в пророческом контексте. Женщинами на знамёнах я хотел отобразить «слепые силы» (то есть, элементальные) в определённом смысле, или аспектами Мировой Души, разделённой на части, которые собираются вместе в сосредоточении. Хочу добавить, что Енохианская система всегда создавала во мне специфическое напряжение, и, наверное, это я и хотел отобразить в данной картине.

15. На XIV аркане «Умеренность» есть изображение павлиньего хвоста, можно ли его связать с жёлтой стадией алхимии Цитринитас? Если да, то почему именно на аркане «Умеренность»? Я также заметила трёх женщин без глаз (внутри Яйца), можно ли их трактовать как судьбоносные Норны? Поправьте меня если я ошибаюсь.

И снова, вы не ошибаетесь, но всегда есть большее количество значений. Должен отметить, что изображения не отображают конкретные стадии алхимии (даже во «Влюблённых»), но скорее намекают о них в слегка беспорядочной манере. Павлиний хвост служит хорошим предзнаменованием, драматическим отображением приближения к завершению работы, но здесь он скорее представляется как надежда. Причина, по которой он появляется на карте «Умеренность» заключается в том, что я хотел намекнуть, что это путь испытания, и Делание всё ещё пребывает в шатком положении между непостоянством и закреплением. Норны напоминают, что испытуемый всё ещё подвержен действию сил Природы и что он должен с ней взаимодействовать для того чтобы достичь своего завершения. Они также обозначают то, что за пределами нашего контроля, в то же время является определяющей частью нашей жизни. Как показывают заточённые в рабство руки в нижней части изображения, освобождение ещё не достигнуто, и мы обязаны обуздать наш энтузиазм и сосредоточиться на Великой Работе с ещё большей преданностью.

16. На некоторых арканах можно заметить символ Чёрного Солнца, можно ли его соотнести с Schwarze Sonne или же Zentral Sonne? Я его воспринимаю как незримый центр вселенной и причину всего бытия. А как вы его трактуете?

Ваша точка зрения интересна, и я её не отрицаю. По мне, символ Чёрного Солнца обозначает завершение творения, хотя я смотрю на это с точки зрения личной идентификации с бесконечностью, не только на сознательном уровне, но и посредством всего существа индивидуума. Это безусловно пересекается с вашей интерпретацией, но я также считаю, что такое восприятие открывает двери для новых направлений в трактовке. В каком-то смысле, Чёрное Солнце отображает полное затмение, являющиеся идеальным соединением Солнца и Луны.

17. Какова ваша интерпретация аркана «Отшельник»? Почему вокруг Отшельника изображены разные люди? Каково основное значение отшельника?

Честно говоря, я думаю, что Отшельник содержит философский ключ к моим попыткам в создании изображений. Конкретно здесь вы можете увидеть интерпретацию «мифа о пещере» Платона, хотя я объединил это и с другими элементами. Отшельник – фигура, увидевшая подлинную реальность ноумены, но вместо того чтобы передать это в мир теней, он был поглощён процессом трансформации. Лампа перед его лицом – лампа Диогена, который напрасно искал честного человека, и это я трактую как отображение дилеммы отшельника, заключающуюся в том, как сообщить о полученных им откровениях. Уйдя в себя, он становится единым со Светом свыше, посредством молчаливого выдерживания мук этого творения, отображённого котлом. Ворон, поднимающийся над ним, является символом Меркурия, в данном случае это отсылка на идею о том, как чёрные вороны были прокляты за то, что говорили правду. Женские статуи в разных танцевальных позах являются Девятью Музами, каждая с символом соответствующего вида искусства. Эти сферы искусства в каком-то роде являются средствами передачи Вечного, но тем не менее, они обращены лицом к своим теням в размышлениях, возможно даже замешательстве, полагая, что их свобода самовыражения тем или иным образом является их концом.

18. Планируете ли вы продолжать развивать Таро Золотого Змея? Появятся ли младшие арканы? Если да, то каким будет их формат? Сколько всего будет карт в колоде?

Да, в моих целях завершить работу над колодой. Что касается формата, то в сущности всё будет таким же, но с меньшим количеством деталей и на меньшем размере холста, и возможно, с большим количеством алхимического символизма. В сумме должно получиться 78 изображений, как вы видите, мне ещё предстоит проделать много работы. В данный момент я работаю над Тузами и нахожусь в «почти-почти завершенной» стадии работы над деталями. Я уже создал много черновиков изображений, но я знаю, что по мере работы, как и со старшими арканами, каждое из них будет путешествием, наполненным множеством новых открытий.

Спасибо за ваши стимулирующие вопросы. Если у вас будут дополнительные вопросы, или же потребуется что-то пояснить, то обращайтесь.

Счастливо,

Себастьян

08.12.2014

Интервью и перевод: Валерия Седова. Публикация подготовлена при поддержке проекта fzrw.org