05.12.2011
0

Поделиться

Идея Эраноса

Ира Прогофф

Идея Эраноса


Источник: Журнал Религия и Здоровье, том 5, № 4 (окт. 1966), стр. 307-313.

В 1953-м году, когда моя первая книга о психологии К.Г. Юнга была написана, и я продолжала обучаться у него в Кюснахте близ Цюриха, в один из дней мне позвонили из Асконы, что расположена в южной части Швейцарии.

Звонила госпожа Ольга Фрёбе-Каптейн, которую я знала как основательницу и директора Эранос Tagung (что значит встреча или конференция). Я также знала её как редактора, особенно как редактора серии внушительных томов, выходящих ежегодно начиная с 1933 года под названием Eranos Jahrbucher (Ежегодник Эранос). Эти книги попали в поле моего внимания в ходе моих исследований работ Юнга из-за того, что многие из его наиболее важных идей были разработаны и изложены в ходе его двухчасовых выступлений, а затем в расширенном виде опубликованы в ежегодных сборниках Эраноса. Я заметила, что каждое выступление на конференции Эранос, казалось, было поводом для открытия новых путей в его собственном мышлении. Конечно, ко мне приходили мысли о том, что сама атмосфера Эраноса делала что-то такое с ним.

При чтении ежегодников Эраноса (которые были изданы в виде полнометражных книг с твёрдым покрытием с лекциями, напечатанными на немецком, французском и английском языках) я заметила, что на его страницах были представлены и другие многие значительные авторы: Генрих Циммер, Карл Кереньи, Мирча Элиаде, Д.Т. Сузуки, Л.Л. Уайт, Герберт Рид, Мартин Бубер и многие другие. Диапазон этих авторов не только интересовал, но и удивлял меня, и исходя из регулярных появлений Юнга там в течение многих лет я заключила, что Eranos Tagung – это, по существу, юнгианское собрание. Однако, масштаб этих авторов указывал на то, что я сделала неправильное предположение. Очевидно, что Eranos Tagung не был юнгианским конклавом. Но тогда чем он был? Я была очень рада, узнав, что причина телефонного звонка фрау Фрёбе в том, чтобы пригласить меня в гости к ней в поместье, где происходит встреча Eranos. Это стало для меня возможностью понять, чем же Эранос был на самом деле.

Когда я прибыла туда, меня встретила миссис Фрёбе, любезная седовласая дама слегка за семьдесят. Она была лёгкой и открытой, и мы почувствовали, как нам легко общаться. Вскоре я обнаружила, что под её мягкой манерой общения скрывается интенсивное в?дение и глубинное проникновение в суть. Она была женщиной, захваченной идеей, и она посвятила эту последнюю часть своей жизни воплощению её в?дения. В тот день мы говорили об этом за чашкой чая и за обедом, а затем было решено, что, хотя я была вынуждена вернуться в Цюрих, я снова приеду в Эранос как её гостья, чтобы изучать, писать и посетить конференцию в августе.

Именно этот второй визит, который продолжался несколько недель, позволил мне понять, что же явилось предпосылкой и целью ежегодной конференции Эранос. Миссис Фрёбе рассказала мне о том, как это было.

Корни этого были в её личной жизни. Сразу же после первой мировой войны после ранней смерти мужа она поселилась на берегу озера Маджоре в миле к югу от небольшого курортного городка Аскона. Её отец предоставил ей дом и много неосвоенной земли в месте с прекрасным видом на озеро, окружённое горами. В это трудное время своей жизни она решила жить там в одиночестве со служанкой до тех пор, пока не сможет примириться с собой. Таким образом, последующие годы были периодом выхода, в течение которого она училась и медитировала, исследовала область глубинной психологии и во многих направлениях искала новый смысл своей жизни.

В конце этого периода раздумий к Ольге Фрёбе пришла идея, переменившая всю её жизнь. Это было больше, чем в?дение, в котором она увидела себя и землю, на которой она жила, тождественными друг другу и как центр, к которому будет приходить множество людей. Возможно, это напряжённость одиночества, в котором она жила, побудило её психику компенсировать через фантазию ситуацию, в которой она социально значима. Или, возможно, личное фиаско в первой части её жизни расчистил путь для более фундаментальных образов, которые смогли выйти из глубины её души. В любом случае, этот намёк на работу, которую ей нужно выполнить, позволил ей выйти из тёмного периода, сделав первый шаг, явившийся непостижимым толчком в будущее.

Не зная, почему, и без каких-либо особых указаний на то, какую пользу это может принести, она на собственные средства построила дом для встреч. Это было очень привлекательно, но пока не имело цели. Спустя некоторое время возникла идея пригласить группу выдающихся учёных и мыслителей для участия в летней встрече, которую планировалось созвать в середине августа, в самый разгар курортного сезона в Асконе. Каждому выступающему было предложено представить оригинальный доклад в обмен на гостеприимство г-жи Фрёбе во время конференции. Она разослала приглашения на лето 1933 года и, к своему удивлению, её приглашение приняли такие известные деятели, как К.Г. Юнг, Генрих Циммер, Фридрих Хайлер и Эрнесто Буонаюти. На следующий год к списку выступающих присоединился Мартин Бубер, и совместное присутствие К.Г. Юнга и Мартина Бубера сделало вторую встречу весьма значительным событием.

Название конференции дал Рудольф Отто, известный историк религии и автор классического исследования «Идея святости». Он предложил термин Эранос в древнегреческом смысле – как банкет, в который каждый из участников вносит свой вклад. Этот термин хорошо описывал концепцию, лежащую в основе конференции. Этот восьмидневный фестиваль должен был стать настоящим праздником, на котором ораторы – признанные авторитеты в своей области – сосредоточат свои знания на одном предмете, осветив его таким образом с разных точек зрения. Целью являлось привнесение высочайшей интеллектуальной компетенции в вопросы высокого духовного значения.

На первых встречах внимание было направлено на создание общей основы, на которой могли бы встретиться религиозные философии Восточной и Западной цивилизации. Таким образом, специалистов по индуизму и даосизма Генриха Циммера и Эрвина Русселя пригласили выступить вместе с христианскими учеными Фридрихом Хайлером и Эрнесто Буонаюти. Эти исследования различных религиозных традиций бок о бок соседствовали с передовыми идеями глубинной психологии. Юнг играл на встречах главную роль. Он предложил позицию, давшую возможность обсудить психологическую равноценность восточных религиозных идей и переживаний современного человека.

На первой конференции Эранос 1933 года Юнг представил доклад об эмпирическом изучении процесса индивидуации. В течение двух последующих лет он углубился в вопросы архетипической символики, а затем, в 1936 и 1937 годах, он начал обширные исследования психологических аспектов алхимического символизма. Впоследствии они были переведены на английский язык в его книге «Интеграция личности» и далее легли в основу двух его крупных трудов «Психология и алхимия» и «Mysterium Conjunctionis».

Начиная с сессии Эраноса 1938 года было решено посвящать каждую конференцию основным архетипическим темам религии цивилизации. В этом году была тема «Великой Матери», а на следующий, роковой 1939 год, выступавшие Эраноса обсуждали «Символизм Возрождения».

Годы Второй мировой войны ограничили программы Эраноса, но тем не менее встречи и публикации продолжались. Конференции стали как бы символическим жестом преемственности прошлого европейской культуры и той важной роли, которую играли защищающие границы Швейцарии. На этих совещаниях дискуссии были сосредоточены на различных аспектах гностических тайн. Казалось, что внимание выступающих было сознательно обращено на то, что в мире всегда есть зло, также, как и добро, и одна из основных задач человека в жизни – искупить зло и трансформировать его. Это был один из аспектов духовного значения войны и сопутствующих её ужасов, которые окружали заседания тех лет.

Конференция Эранос в августе 1945-го года стала поводом для двойного праздника. Война в Европе закончилась, и К.Г. Юнг отмечал своё семидесятилетие. В дополнение к регулярным лекциям, в этом году был выпущен памятный том, посвящённый Юнгу, в котором подробно обсуждалась концепция универсальных архетипических паттернов в психологии и культуре. Эранос как конференция не стремилась быть преданной специфическим конструктам Юнговской теории архетипов, но в общем смысле идея архетипов занимает центральное место в концепции человеческой жизни, что в целом отражалось на встречах Эраноса. Это означало признание единой универсальной основы в человеческом опыте во все времена и в различных культурах истории человечества.

В послевоенные годы предметы встреч были простыми и элементарными. Дух, Природа, Человеческое Бытиё, Миф, Ритуал, Время, Энергия – вот некоторые из тем. В те годы формат проведения встреч неуклонно развивается, и этим тенденциям продолжают следовать в составлении программ конференций вплоть до настоящего времени – гибко и со спонтанными вариациями. Ежегодно среди девяти-десяти лекторов, которых приглашали выступить, был по крайней мере один представитель биологии, физики или истории науки, равно как и глубинной психологии, истории искусств и литературной критики. Историю религий и антропологи представляли Мирча Элиаде, Эрвин Гуденаф, Р. Захнер и Джозеф Кэмпбелл. Время от времени выступал теолог – например, Пауль Тиллих, и всегда было несколько специалистов, выступающих с разных точек зрения на различные традиции в религии и мифологии, а именно: Корбен об исламе, Шолем об иудаизме, Киспель о гностицизме, Сузуки о дзен-буддизме, Туччи о Тибете, Вильгельм о даосизме и Кереньи о древней Греции.

Таким образом, суммарный эффект докладов, представленных в Эраносе, давал аудитории представление как об универсальности обсуждаемых вопросов, так и об особенностях каждой конкретной ситуации культурной жизни. Когда лекции собираются и публикуются в ежегодном сборнике Эранос, их комплексный подход к изучению человека содержит в себе интеллектуальный вклад непреходящего значения. С 1933 по 1965 годы было издано 34 тома, и собранные в них публикации представили собой внушительную библиотеку гуманитарных наук, энциклопедию символизма как выражение человеческого духа. Каждый год выходил новый том, причём доклады публиковались на том языке, на котором выступал докладчик – английском, французском или немецком. Пять томов ранних лекций были изданы Джозефом Кэмпбеллом и переведены на английский*, а также предприняты меры для быстрого перевода и полного английского издания срезу же после каждой конференции в будущем.

*Пять томов, которые были выпущены издательством Bollingen Series, Pantheon Books, Нью Йорк, изданы Джозефом Кэмпбеллом. Это следующие тома: том I «Дух и природа», том II «Мистерии», том III «Человек и время», том IV «Духовные дисциплины», том V «Человек и трансформация».

Ольга Фрёбе скончалась в 1962 году, но её кончина не была неожиданной, и она подготовила всё для продолжения жизни Эраноса. Был создан Фонд Эраноса, президентом которого стал Адольф Портманн, выдающийся биолог и многолетний лектор Эраноса. Этот фонд поддерживает основы и ресурсы Эраноса и продолжает ежегодные встречи в том духе и стиле, в котором госпожа Фрёбе создала их. Был также учреждён фонд под названием «Друзья Эраноса» для осуществления финансовой поддержки, которая обеспечит продолжение конференции Эранос на многие годы вперёд.

На конференциях Эранос чувствуется атмосфера присутствия чего-то дополнительно к содержаниям докладов. В этом проявляется мистика самог? места. Земля рядом с озером Маджоре в окружении гор, на которой был основан Эранос, стала священной. В годы, когда К.Г. Юнг выступал здесь, он вырезал на гранитном камне слова на латыни: «Неизвестному духу этого места». Похоже, и в самом деле географическое положение места встречи привносит важный дополнительный аспект внутреннему пространству духовных встреч, на которые докладчики собирались на ежегодных конференциях.

В атмосфере Эраноса есть что-то такое, что способствует обретению гораздо более масштабного опыта, чем просто интеллектуальное понимание. Целью встреч, несомненно, было обретение чего-то большего, чем понимание, а именно – непосредственного переживания.

Это – одна из причин того, что главной характеристикой докладчиков Эраноса является то, что они не философствовали, не теоретизировали, но включали слушателя прямо в реальность, которая лежит в основе особой символической концепции жизни. Целью встреч Эраноса было совокупное движение в глубину, от лекции к лекции в течение конференции, в поиске новых смыслов через сопоставление первичного и современного, индивидуального и универсального, научного и мифологического. Через диалектику этих столкновений сила осознания всё больше и больше становится фактом, и это – один из великих вкладов Эраноса в расширение западного сознания.

Этот обертон, который является сердцем творческой концепции, лежащей в основе идеи Эраноса, стал для меня чрезвычайно значимым уже с той самой первой встречи с Ольгой Фрёбе. Я уже высказывалась в том же ключе в 1963 году в заключении своего первого послания, которое я направила в Эранос:

«В настоящее время наиболее существенной потребностью является инициация Прохождения Врат – путь вхождения в опыт большего измерения. Из-за бедности символов в наше время людям требуются двери, которые бы послужили для них входом в новый образ реальности, на которую он им укажет. Это потребность не в конкретном виде двери, но в открытости этих дверей и в живых символах, которые могут стать такими Вратами. Наше время насущно нуждается в таких наполненных жизнью символах, местах, которые могут стать пространством для души, – каким был Иерусалим для Мейстера Экхарта. Новому образу требуется символы, вещи и места, которые указывали бы дальше себя. И я думаю, вы согласитесь со мной, что один такой символ жизни … разворачивается здесь, в Эраносе, среди нас». *

* Ира Прогофф «Динамика надежды и образ утопии», ежегодник Эранос, Цюрих, Rhein-Verlag, 1963, стр. 89.