06.01.2010
0

Поделиться

Каббала: Лилит-Соблазнительница

Каббала: Лилит-Соблазнительница

В следующих отрывках Лилит предстает в роли суккуба. Ее целью в этомоблике является спать с мужчинами (что они воспринимают как эротические сны)или другими способами собирать их семя. Затем она беременеет от них и рождаетдемонических детей. Этот процесс начался с Адама, который пытался некотороевремя заняться воздержанием. Отделение от жены сделало его уязвимым для Лилит(и Наамы, которая действует сходным образом). Здесь можно усмотреть некий уколв сторону практики целибата как части религиозного посвящения. Целибаточевидным образом стал частью христианства, и рассказчик, возможно, стремилсяпредотвратить его вторжение в иудейские круги. Хотя Лилит может собрать семя ис брачного ложа. Мудрый должен убедиться, что ей нет доступа в спальню,практикуя скромность и исполняя профилактические ритуалы. Наама, как и Лилит,демон-соблазнительница. В этом смысле их роли идентичны. Наама, однако, незанимается похищением/порчей детей, как Лилит.

Зогар, 3:76b-77a

130 лет был Адам отделен от своейжены и не был отцом. После того, как Каин убил Авеля, Адам больше не хотелсочетаться со своей женой. Рабби Йозе сказал: «С того часа, когда смертьзавладела им и всем миром, он сказал: «Зачем мне рождать детей разрушения?» ивоистину отделился от своей жены». И два женских духа [Лилит и Наама] пришли исочетались с ним и родили детей. И те, кого они родили, были злыми духами мира,которых называют Чумой Человечества. И они отправили сынов человеческих визгнание, и скрывались у порога домов, и в водоемах, и в отхожих местах… Ноесли над дверью дома человеческого было святое имя Шаддаи в высочайшем сиянии,они отступали и бежали оттуда. И мы узнали, что в час, когда человек сошел наземлю в высшем образе, в образе Святейшего, и высшие и низшие существа увиделиего, все они приблизились к нему и признали в нем царя надо всем этим миром.После того, как Змей овладел Евой и поместил в нее нечистоту, она родила Каина.От него были порождены все нечистые поколения мира. И обитель демонов и духов отсюдаи с его стороны. Таким образом, все духи и демоны имеют часть от человеканизшего и часть от ангелов высшего мира. Впоследствии Адам зачал техдухов-дочерей, которые прекраснее тех, что внизу и тех, что наверху. И всесбилось с пути после этого. И был один, который пришел в этот мир в духе Каина,и прозвали его Тубал-Каин. И женщина вышла с ним, и тварей сбила с пути, и имяее было Наама. От нее изошли иные духи и демоны, и они парят в воздухе иговорят разные вещи тем, кто внизу. И этот Тубал-Каин принес орудия убийства вэтот мир. И эта Наама пробудилась к своей злой стороне и пристала к ней. И досего дня она существует, и обиталище ее посреди волн великого моря. И онавыходит, и играет с сынами человеческими, и разжигается от них во сне, в техжеланиях, что имеет мужчина, и она цепляется за них, и берет желание, ипринимает его, и порождает иные виды духов в мир. И дети, которых она рождаетот сынов человеческих, приходят к женщинам, и те познают их, и рождают духов. Ивсе они уносятся Лилит Древней, и она вскармливает их…

Patai, Raphael, Gates to the OldCity, p. 456

И она выходит в мир и ищет своихдетей. И она ищет сынов человеческих и прилепляется к ним, чтобы убить их, ичтобы впитаться в души детей сынов человеческих, и она выходит с этим ребенком.Но три святых духа прибывают сюда и реют перед ней, и отнимают это дитя у нее,и помещают его перед Святейшим, да будет он благословен, и он обучается передНим. Потому Тора предупреждает: «Святыбудьте» (Лев. 19:2). Если человек свят, ей не нанести вреда ему, ибоСвятейший, да будет он благословен, приказывает тем трем святым ангелам,которых мы уже упоминали, и они охраняют то дитя, и она не может навредить ему.Но если человек не свят, и пребывает в духе нечистой стороны, тогда онаприходит и играет с тем дитя, и когда она убивает его, она проникает в ту душу [котораяотходит от ребенка] и никогда не оставляет ее…

Patai, Raphael, Gates to the OldCity, p. 466

Иногда случается, что Наамавыходит в мир и разжигается от сынов человеческих и человек связывается с нейпохотью, и пробуждается от своего сна, и овладевает женой своей, и проводит сней ночь. И это желание исходит от той похоти, что он имел во сне. Тогда дитя,которое она рождает, приходит со стороны Наамы, ибо мужчина был движим похотьюк ней. И когда Лилит приходит и видит это дитя, она знает, что случилось, исвязывает себя с ним и вскармливает его, как и прочих детей Наамы. И она с нимдолгое время, но не убивает его. Это мужчина, который становится испорченнымкаждое новолуние, ибо она никогда не оставляет его. Месяц за месяцем, когдалуна обновляется в мире, Лилит приходит и навещает тех, кого вскормила, и играетс ними, и таким образом тот человек становится испорченным.

Patai, Raphael, Gates to the OldCity, p. 457

Зогар Ситрей Тора 1:147b-148b

Путешествие Иакова

Иаков вошел в эти врата веры.[1]

Пристав к этой вере, он долженбыть испытан

В том же месте, в которомиспытывались его отцы,

Входя в мире и появляясь в мире.[2]

Адам вошел, но не был осторожен.[3]

Соблазненный ею, он согрешил с тойблудницей среди женщин,

Изначальной змеей.[4]

Ной вошел, но не был осторожен.

Соблазненный ей, он тожесогрешил,

Как написано, «и выпил он вина, иопьянел,

И лежал обнаженным в шатресвоем». (Быт. 9:21)

Авраам вошел и появился,

Как написано:

«И пошел Авраам в Египет…

И поднялся Авраам из Египта…»(Быт. 12:10, 13:1)

Исаак вошел и появился,

Как написано, «И пошел Исаак кАвимелеху, царю Фелистимскому, в Герар…

Оттуда перешел он в Версавию»(Быт. 26:1, 23)

Иаков, войдя в веру,

Должен был продолжить и испытатьдругую сторону.

Ибо тот, кто спасен отсюда, естьвозлюбленный,

Избранный БлагословеннейшимСвятейшим.

Что написано?

«Иаков вышел из Беэршивы»

С секретом таинства веры,

«и пошел в Харран»

На сторону женщины блудливой,изменницы.[5]

Тайна тайн:

Из палящего полдня Исаака,

Из осадка вина[6]

Появилась плесень, гроздь,

Мужская и женская,

Красная, как роза,[7]

Распространившаяся на многихнаправлениях и путях.

Мужская названа Самаэлем,

Его женское всегда пребываетвнутри него.

В точности как устроено настороне святости,

Так и на другой стороне:

Мужское и женское объемлют другдруга.

Женское Самаэля названо Змеей,[8]

Женой-Блудницей,

Концом Всякой Плоти, Концом Дней.

Два злых духа объединилисьвместе:

Дух мужского тонок;

Дух женского распространен намногих дорогах и путях,

Но объединен с духом мужского.

Она украшает себя всемивозможными украшениями,

Как отвратительная проститутка,стоящая на углу, чтобы соблазнить мужчину.

Дурака, приблизившегося к ней —

она схватила его, целовала его (Притч. 7:13)

напоила его вином с осадка, изяда гадюки.

Испив, он последовал за ней.

Ища сбить его с пути истины,

Она разоблачилась от всехнарядов, приманивших его,

От украшений, чтобы соблазнитьего:

Волосы ее убраны, красные, какроза,

Лицо ее белое и красное,

Шесть сережек свисают с ушей,

Постель ее убрана тканями изЕгипта,

На шее ее все драгоценные камниВостока,

Рот ее приоткрыт –

Какие прекрасные ловушки!

Язык ее остер, как меч,

Слова текучи, как масло,

Губы прекрасны, красны, как розы,

Слаще всех сладостей мира.

Она одета в пурпур,

Облачена в сорок минус одноодеяние.[9]

Этот дурак следует за ней, пьетиз чаши вино,

Развлекается с ней, извращаетсявслед за ней.

Что она делает?

Она оставляет его спящим вкровати.

Она восходит, обличает его,получает разрешение и нисходит.[10]

Дурак просыпается и собираетсяиграть с ней, как раньше.

Но она удаляет убранство

И обращается в могучего воина,чтобы сражаться с ним.

Одетый в доспехи сверкающегоогня,

Он[11] наводитпредельный ужас на тело жертвы и душу его.

У него наводящий страх взор,

В руке остро заточенный меч, скоторого стекают горькие капли.

Он убивает дурака и отправляетего в ад.

Иаков спустился к ней, вошелпрямо в ее обиталище,[12]

Как сказано:

«Иаков вышел их Харрана».

Он видел все ловушки ее дома,

И был избавлен от нее.

Ее супруг, Самаэль, напал

И вступил в битву,

Но не смог превозмочь его,

Как написано:

«И боролся некто с ним» (Быт.32:24).

И был он спасен и стал совершен,

Взошел в сферы великолепия иназван был Израиль.

Он достиг высшей ступени, полногосовершенства!

Он стал центральной колонной, окоторой написано:

«а внутренний шест будетпроходить по средине брусьев от одного конца до другого» (Исх. 26:28).

Matt, Daniel Chanan. Zohar: The Book of Enlightenment, 76-79

Зогар, 2:267b

И дух, названный Асирта, приходитв движение… и идет к женщине, которая ниже всех женщин. И она Лилит, матьдемонов. И человек может быть возмущен этим духом, названным Асирта, которыйприкрепляется к человеку и навечно себя к нему привязывает. И каждое новолуниеэтот дух в злом обличье возмущается Лилит, и тогда человек терпит вред от духа,и падает на землю, и не может подняться, или даже умирает.

Patai, Raphael, Gates to the OldCity, p. 462

Бахара, Эмек ха-Мелех, 19с

И смотри, грубая скорлупа,которая Лилит, всегда на простыне мужчины, и женщины, которые сочетаются, чтобыподобрать искры семени, которое тратится, потому что она не может без них, иона создает их них демонов, духов и Лилин. И есть заклинание, которое отгонитЛилит прочь от постели и привлечет святые души, которые упомянуты в святомЗогаре.

Patai, Raphael, Gates to the OldCity, p. 463

Зогар, 3:19a

Средство против Лилит таково: втот час, когда мужчина сочетается с женой своей, он должен сосредоточиться вуме на святости Учителя и сказать:

О ты, облаченная в пурпур,

Ты явилась!

Сгинь, сгинь!

Ни иди, ни приходи!

Ни ты, ни твои!

Уходи, уходи!

Море ярится,

Волны его зовут тебя,

Я принадлежу Святейшему,

Облекаюсь в святость Царя.

Затем пусть покроет голову свою ижены своей на час, и делает так три дня после получения. Ибо привитое, неполученное в три дня, не будет получено вообще. Но в книге, которую Асмодей далЦарю Соломону, говорится о тридцати днях, и говорится, что после сего следуетпобрызгать чистой водой вокруг ложа.

Patai, Raphael, Gates to the OldCity, p. 463

Бахара, Эмек ха-Мелех, 102d-103a

Чужеродная Женщина Лилит, и онасладость греха и злой язык. И с губ Чужеродной Женщины течет мед. И хотяНечистая Женщина не имеет рук и ног для соития, ибо ноги у змеи были отрезаны,все равно Женщина в ее украшениях выглядит, будто имеет руки и ноги. И этотайна ее украшений, которыми она соблазняет мужчин… И она оставляет мужа своейюности [Самаэля] и нисходит, и блудодействует с мужчинами, которые спят внечистотах случайных извержений, и из них рождаются демоны и духи и Лилин, иони названы Сынами Человеческими.

Patai, Raphael, Gates to the OldCity, p. 462

Зогар, 1:54b-55a

Р. Ицхак сказал: С того часа, какКаин убил Авеля, Адам отделился от своей жены, и два женских духа пришли исочетались с ним, и он породил духов и демонов, которые скитаются в мире. И этоне трудно будет тебе [понять], ибо когда мужчина спит, женские духи приходят ииграют с ним, и разжигаются от него, и впоследствии рожают [тех демонов],которых называют Чумой Человечества. И они обращаются в подобие человека, но неимеют волос на головах… И похожим образом мужские духи приходят к женщинамэтого мира, которые беременеют от них и рождают духов и всех их зовут ЧумойЧеловечества. Через 130 лет Адам облачился в усердие и объединился со своейженой и родил сына, и назвал его Сет.

Patai, Raphael, Gates to the OldCity, p. 471


[1] Шехина, вход в мирсефирот, которые являются объектом мистической веры.

[2] Такая же фраза появляетсяв раввинической литературе для описания успешного путешествия рабби Акивы в мистическийсад.

[3] Здесь мы видим иной взглядна грех Адама: он был соблазнен демоническими и сексуальными силами.

[4] Т.е. Лилит.

[5] Зогар отождествляет Харранс «Харон», «гнев».

[6] Согласно Matt, Daniel Chanan, «Zohar:The Book of Enlightenment», и Исаак, и осадок,упомянутый здесь, указывают на силу и правосудие, превозмогающие любовь имилость. Эта утрата равновесия, согласно отрывку, является корнемдемонического.

[7] Красное символизирует силулевого и демонического.

[8] Зогар связывает грех,похоть и смерть. Все это работа Лилит, действующей вместе с Самаэлем. Фраза«конец всякой плоти» связана с историей Потопа, Быт. 6:13.

[9] Соответствуют сорокаударам, назначаемым судом, согласно закону раввинов. См. Втор. 25:3. ОдеянияЛилит вскоре обратятся в наказания.

[10] Ср. Талмуд, Бава Батра16а, где Сатана буквально описан: «Он нисходит и сбивает с пути, восходит ивызывает [Божий] гнев, получает разрешение и получает душу».

[11] Заметьте переход отженского рода к мужскому. В переводе Патая сохраняется женский род. Я не проверялеврейский текст, но подозреваю, что Мэтт следует ему, а Патай исправил то, что,видимо, принял за ошибку. Если Мэтт прав, тогда это еще один пример половогосмешивания Лилит и Самаэля.

[12] Он обратился кдемоническому и сексуальному искушению как части пути трансформации.

Перевод Sedric