Колесничий
Седьмой аркан Таро по праву можно определить как триумф Эго. Традиционное изображение этой карты — грандиозная колесница управляемая гордым возницей, возвращающимся с победы после военного похода. Герой здесь достигает пика своего могущества, он — само воплощение победы над хаосом. Кони или сфинксы в его колеснице покорно несут его туда, куда он прикажет, а дорога вымощенная желтым кирпичом, кажется, оставила позади все препятствия.
Но… Так ли все просто? И нет ли в этом обманчивом триумфе сознания опасности куда большей, нежели в падении? Не будет ли на следующем витке пути гордый победитель Сфинксов ослеплен, подобно Эдипу? Не обернется ли победа поражением, а триумф — крахом? Ответа на этот вопрос здесь нет. Пока можно праздновать триумф, а что дальше — сокрыто во тьме.
Колесница — это самый первый «хайтек» в истории человечества. Современный человек смотрит на колесницу и видит «преданья старины глубокой». Но во времена, когда создавались карты Таро, колесница была вершиной технической мысли человечества, символом его власти над живой (кони) и неживой (доски) природой. Колесница — это первый триумф сознания, и это значение остается с нами. Пожалуй, для современного человека аналогом колесницы был бы танк последней модели, наводящий ужас одним своим видом.
В Таро Кроули три аркана — Иерофант, Влюбленные и Колесница — можно рассматривать как стадии развития Эго. В Иерофанте Эго рождается, в Влюбленных учится делать выбор и определяет свой путь, но только в Колесничем, Эго достигает полного и безусловного господства. Это триумф героического Эго, гордо возвышающегося над чудовищем символизирующего поверженный и переустроенный хаос, легло в основу множества архетипических сюжетов.
Мардук, поражающий Тиамат. Прорисовка с древнеассирийского барельефа.
Георгий Победоносец, поражающий дракона. Современная православная икона.
Тем более удивительно, что на изображении седьмого аркана в Таро Висконти XV века в качестве колесничего была изображена женская фигура (ведь в то время управление сильными, норовистыми животными едва ли считалось женским делом).
Разгадка в том, что итальянский Ренессанс находился под огромным влиянием философии Платона, в которой метафора колесницы играла очень важную роль. Так, возница символизировал душу или разум, кони — инстинкты или страсти, а сама колесница — тело. В образе колесницы мы видим метафору триединой природы совершенного человека, состоящего из тела, души и духа. Три элемента колесницы одновременно образуют органичное единство, которое представляет собой колесница как целое. Платон делал важное уточнение о природе лошадей: они представляли стремления к добру и к злу.
В Марсельском Таро эта символика выделена куда более наглядно. Красная лошадь — день, синяя — ночь. Красная — свет, синяя тьма. В то время как красные и синие элементы чередуются и в столпах колесницы и в одеяниях возницы. Таким образом, мы видим, что Колесница — это первая попытка решения главной проблемы Великого делания — проблемы противоположностей. Здесь речь идет о волевом решении — объединении противоположностей под безусловным контролем и властью сознательного Эго. Это было бы возможно, если бы Эго находилось в полной мере вне конфликта, однако мы хорошо знаем, что сама структура Эго состоит из противоположностей и цветовая символика возницы говорит сама за себя.
Состояние седьмого аркана, несмотря на безусловное благополучие и победу, чревато инфляцией, то есть раздуванием Эго в состоянии гордыни. Здесь на пике своей победы, Эго рискует отождествиться с тем, что ему не принадлежит — с архетипической Самостью, колесницей Бога, солнцем, ежегодно побеждающим тьму в весеннее равноденствие. Но когда Эго отождествляется с Самостью, это ведет к краху.
Парадокс в том, что образ колесницы относится одновременно и к Эго как символу Героя и к Самости, как к богообразу. И если в практике прорицания этот аркан практически всегда указывает на тему Эго, то в медитативной практике это далеко не так.
Один из древнейших библейских образов Бога — образ колесницы божьей из видения Иезекииля. Предшественники каббалистов (назовем их протокаббалистами) выстраивали свою систему духовных практик как серию медитаций на Меркабу, то есть колесницу из видения Иезекииля. Подобно тому как тибетские монахи выстраивают мандалы буддийских божеств, протокаббалисты выстраивали совершенную визуализацию колесницы Господа. Одна из каббалистических фантазий — Господь, прячущий под своей колесницей праведников от своего же гнева.
Но самая известная колесница в истории — это, конечно же, колесница Арджуны, которой управлял скромный возница царевича, в котором скрывался Верховный Бог Кришна. Именно он был возницей царевича, и именно он вернул ему мужество сражаться, когда Арджуна был готов уйти с поля боя, не в силах убивать родственников. Утешение Кришны заключалось в том, что это не Арджуна, но Кришна, Сам Господь, уже убил всех, кто должен умереть, а Арджуна — лишь статист, исполняющий то, что должно случиться.
Как тут не вспомнить гениальное прозрение Карла Густава Юнга из «Красной Книги»: «Магия — это когда много лет управляешь колесницей, но потом замечаешь, что все это время ею управлял кто-то другой». Возможно, в этом главный секрет. Герой, бунтующий против бессознательного, побеждающий бессознательное, освобождающийся от бессознательного, на более глубоком уровне есть проекция воли этого самого бессознательного.
В Таро Уэйта произошло очень важное изменение. Лошади превратились в сфинксов. Возможно, это связано с тем, что начало распространения новых технологий в конце XIX века существенно изменило коннотацию классического образа колесницы. Колесница больше не завораживала, не была метафорой могущества и силы. Экипажи стали общепринятым и стремительно устаревающим средством транспорта, а не исключительной привилегией высшей аристократии как в Эпоху Ренессанса. Поэтому чтобы придать образу силы, нужно было добавить мифологический элемент, подчеркнуть символику победы над примитивной стихией.
Сфинкс состоит из четырех элементов: у него туловище быка, лапы льва, голова человека и крылья орла. В таком образе Сфинкс представляет символ четырех стихий, символизирующие стихии земли, огня, воды и воздуха соответственно. Возница же выступает в роли могущественного героя, укрощающего эти силы своим господством. Сфинкс — само воплощение рока, вечное возвращение, бесконечный круг рождений и смертей замкнутый на себя. В греческом мифе Эдип, отвечая на загадку Сфинкса, символически утверждает господство Человека над слепой силой Рока. Однако мы знаем весь миф, и победив Сфинкса в пещере, Эдип проигрывает ей в постели, оказавшись сыном-любовником Великой Матери. В колеснице Сфинкс разделяется, эта зеркальность напоминает нам идею химической свадьбы, с которой столкнулись в прошлом аркане.
Проблема колесничего в том, что Эго здесь еще не обладает той гибкостью и восприимчивостью, которая позволила бы воспринять тотальную целостность бытия, поэтому вынуждено проводить разделение, противопоставлять элементы, которые на самом деле являются частями целого. Разделения и различения связанные с этим арканом представлены в значении буквы — ограда, забор. Граница, разделяющая освоенную и неосвоенную территории.
Другое очень важное значение этой карты — дорога. Колесница предназначена не только для войны, но и для долгого путешествия, странствия. Герой победитель — одна грань архетипа седьмого аркана, герой странник — пилигрим, другая.
Последняя особенно хорошо подчеркнута в Таро Кроули. Если мы посмотрим на эту карту, мы увидим принципиально новый элемент — чаша, которую держит колесничий. Чаша, о которой идет речь — это чаша Святого Грааля, чаша в поисках, которые по средневековым преданиям, странствовали рыцари круглого стола. Рыцарь на карте держит перед собой эту чашу. Возможно — это герой с триумфом возвращающийся из своего странствия. Но быть может он только отправляется в странствие, и держа чашу Грааля, даже не подозревает, что ему не надо ничего искать — у него есть изначально все что необходимо.
Сколько прекрасных притч написано про этот парадокс. Как не вспомнить об алхимике, ищущего клад в чужой земле, а находящего в своей, или о тридцати птицах, отправившихся на поиски Симурга и в конце пути понявших, что они все вместе и есть Симург. Парадокс в том, что странствие, о котором идет речь, не бессмысленно — оно самоценно и самодостаточно. Это Путь-Дао, который китайцы называют «путем воды» (а вода — стихия Рака, зодиакального знака Колесницы).
Разве странник выбирает дорогу? Это лишь иллюзия, такая же, как представление о том, что Солнце вращается вокруг Земли. Это дорога выбирает странника и, точно женщина, жаждет его прикосновений.
В работе современного философа Александра Секацкого «Книга Номада» мы находим немало интересных прозрений относительно самой сущности странствия, путешествия. Секацкий простирает перед нами внутренний мир истинного номада, свободного от всех привязанностей. Более того, он пытается приоткрыть нам совершенно особую философию дороги, которая, как оказывается, тесно связана с арканом Колесничий. Я не могу удержаться, чтобы не привести одну из характерных цитат этого автора:
О том, что дорога дороге рознь, говорится во многих сказках. Направо пойдешь — случится одно; прямо или налево — совсем другое. Однако вполне возможно, что все три дороги, начинающиеся от камня на развилке, ведут в один и тот же «географический пункт» — сказка опускает такие подробности, как не относящиеся к сути дела. Ведь для метафизики пути важнее другое: то, что дорога — это прежде всего удаление от дома, удаление от ловушки привычного и приближение к непривычному. То есть к себе. Сближение с собой есть основное свойство пути — совсем не обязательно в метафорическом смысле как «пути к истине» или «пути к спасению». В любом путешествии самым удивительным первым встречным могу оказаться я сам.
Основное сочетание цветов на карте седьмого аркана — это красные полозья колесницы и синий окружающий фон. В глубинной психологии такое сочетание цветов означает начало активной борьбы за отделение от матери. Акт путешествия — это и есть отделение. И вновь обратимся к Секацкому:
Привязанности сплетаются в ткань бытия, в этой ткани и прочные нити повседневности, и те нити судьбы, которые ткут Мойры, и даже те, которые Кант называл «максимами моей воли». Морально-этическая природа связей в данном случае несущественна, имеет значение лишь их прочность на разрыв. Набор даже первой номадической скорости требует обрыва и «прочных уз» и «тяжких цепей», усилие дистанцирования не может избирательно обрывать одни, щадя другие.
Базовым соответствием аркана Колесница является созвездие Рака или, как говорится в астрологии, «динамический аспект воды». Это не спокойные воды смиренного сына своей матери Мем, это динамическая струя, которая сбивает с ног и заполняет все окружающее. Более того, это буря восставших против обыденности эмоций, которая бросает человека в неизвестную ему доселе стихию пути. Это сам путь, белая дорога без начала и конца. Дорога, вымощенная желтым кирпичом. Вечная дорога странников.
Дорогие друзья.
Если вам понравились фрагменты моей книги «Таро для всех и для никого» вы можете купить ее перейдя по ссылке
Другая моя книга по Таро — это «ПРыжок в бездну вершин», может быть рекомендована как более ранняя но содержащая те материалы к котором мы впоследствии не возвращались — например магия таро. Вы можете купить ее перейдя по ссылке
Среди десятков и сотен авторов пишущих о таро, я хотел бы вам рекомендовать одного, человека который как я считаю единственный в русскоязычном пространстве кто значительно превзошел меня по глубине, тонкости, масштабу исследования, и чей авторитет для меня незыблим. Это Григорий Зайцев и три из семи написанных им тома о философии, символизме, истории арканов Таро. Никогда прежде еще никто не предпринимал столь масштабное исследование, обращаясь как к давно забытым, архивным изображениям арканам, так и к самым последним достижениям философии и науки. Григорий дает одновременно взгляд несколько школ таро и является пожалуй единственным человеком чьи работы могут быть интересны представителю любой школы, а чей подход достоин стать примером для подражания. Из семи томов им написано три — «Лики мистерий», «ТАинство пути» и «Бездны и выси» — кликнув на называния книг вы можете купить один том или сразу три по желанию. Книги великолепно иллюстрированы, в альбомном подарочном формате.
Из книг иностранных авторов по Таро, наиболее заслуживает внимания работа Салли Николз «Юнг и таро», где каждый аркан рассмотрен во всей полноте архетипической перспективы. Именно эта книга на данный момент является абсолютным лидером продаж не только в графе Книги по Таро, но и в общем списке, гранича с «Красной книгой» Юнга и «Путем сновидений» Фон Франц.
Еще огромного внимания заслуживает двухтомник Алехандро Ходоровского «Путь таро». Он состоит из двух томов — Старшие арканы и Продвинутый уровень. Чтобы понять ценность этой книги достаточно вспомнить кто такой Ходоровский. Талантливейший режиссер, некогда работавший совместно с Сальвадором Дали, и едва ли не единственный кто применил в кино принцип «психошаманизма». Махатма помогающий множеству ищущих зачастую исключительно из любви к искусству. Поэт, художник, автор комиксов, режиссер, писатель. Очевидно что обращаясь к таро, человек такого уровня вне сомнения привнес сюда немало ценнейших прозрений. Обратите внимания что Ходоровский обращается к тому единственному таро у которого нет автора — Марсельскому Таро
В качестве дальнейшего развития понимания именно Телемитского Таро, мы рекомендуем книгу Лон Мило Дюккета «Таро Тота». Книга написана легким, даже игривым языком, но при этом объясняет сложнейшие тонкости символизма Таро Тота уходящего в глубины каббалы и алхимии Телемы.
И наконец книга Майкла Даммита «История Оккультного таро». Можно не соглашаться с теми оценками, и установками которые порой сквозят у исследователя к исследуемому материалу, однако нигде и никогда не приходилось нам встречать столь подробного, детального исследования истории практических всех эзотерических школ и традиций, от рассвета до заката.