Королевы
Элемент воды является общим и определяющим для всех Королев, и он же придает им некоторую неустойчивость. Представляя более древний принцип (как говорил классик, «Мать-Вода древнее Матери-Земли»), вода одновременно оказывается более бессознательным, инстинктивным и архаичным принципом.
Королева Жезлов
Королева Жезлов — это вода огня, которая часто представляется неуравновешенной. Желание власти проявляется в ней спорадически, импульсивно, инстинктивно, порой даже истерично. Королева Жезлов лишена того величия и цельности, которыми обладает любой из Королей. Поэтому здесь не стоит слишком привязываться к полу — Маргарет Тэтчер в этой системе будет соответствовать Королю Жезлов, что, впрочем, является скорей исключением — большинство женщин-правительниц прославились либо тиранией (императрица Цыси в Китае, императрица Ирина в Византии), либо фаворитизмом.
Власть Королевы Жезлов находится в пространстве дионисийских мистерий, на что в Таро Кроули указывают ее скипетр, украшенный сосновой шишкой, и леопард (священное животное Диониса), сидящий у ее ног. Дионисизм Королевы Жезлов, то есть ее весьма незаурядный сексуальный темперамент, делает ее самой желанной и несравненной любовницей, однако все портит ее слепая жажда власти. Правитель, оказавшийся во власти такой спутницы, оказывается крайне недальновидным, ибо ее советы и мотивы исходят не из архетипической силы, как у любого из Королей, но из капризного и неустойчивого желания, не сообразующегося ни с актуальным принципом реальности, ни с глубинной тенденцией бессознательного.
Это связано с тем, что само сочетание стихий Королевы Жезлов — вода и огонь — очень конфликтно. По большому счету, она может сама не знать, чего она хочет, и, генерируя очередную ложь, искренне в нее верить. Поэтому, в отличие от Принцессы Жезлов, также обладающей незаурядным темпераментом, Королева — ненадежный союзник.
Королева Чаш
Королева Чаш является выразителем одной стихии — воды, умноженной на воду. Это можно представить как своего рода зеркальный коридор или обманчивый мир призраков. Хотя внешне Королева Чаш — весьма миролюбивая карта, всмотревшись в этот бесконечный лабиринт отражений и копий без оригинала можно по-настоящему испугаться. Взгляните на карту и попытайтесь найти саму фигуру Королевы. Держу пари, у вас это получится не сразу. А она там есть. И ее нет. И есть. И нет. И все-таки есть. Тонкий призрачный лик в верхней части карты, совсем незаметный среди пышных одеяний.
Проблема личности Королевы Чаш в том, что она моментально подстраивается под окружение. Эта подстройка происходит автоматически: она просто принимает ту форму, ту оболочку, которую предлагает окружающее пространство.
Эротическая власть Королевы Чаш заключается не в яростном дионисийском темпераменте, но в ее абсолютной податливости. Юнг описывал такой женский тип как «всего лишь дочь» — женщину, лишенную индивидуальности и потому легко отражающую любую проекцию, которую накладывает на них мужская Анима. Мужчина просто припишет ей любое качество своей собственной души, а она, будучи абсолютно пассивной, просто отразит его, как озеро отражает облака.
В сущности, Королева Чаш является еще более опасным партнером, чем Королева Жезлов. Если извращенное самодурство Королевы Жезлов легко заметить, то Королева Чаш просто подменяет собой и миром своих отражений реальность. Мир Королевы Чаш — это Венерин грот в «Парсифале» и остров Калипсо в «Одиссее»: сладкая погибель для самого мужественного героя.
Но чистым образом «пожирающей матери» является все же Королева Мечей. В большинстве раскладов именно она считается картой, указывающей на наличие опасной соперницы, а также на общий деструктивный фон: сплетни, интриги и козни врагов. По сути, Королева Мечей является аналогом роковой пиковой дамы из пушкинской трагедии.
Королева Мечей
У Кроули Королева Мечей выглядит весьма угрожающей. Установив свой трон на облаках, она держит в своих руках отрубленную голову, намекая тем самым на свою близость не то ветхозаветной Юдифь, не то новозаветной Саломее, не то героине фильма Лилианы Кавани «Ночной портье». Отложив шутки в сторону, следует сказать, что Королева Мечей представляет собой тот женский тип, который оказывается захвачен самым разрушительным деструктивным Анимусом. Пожалуй, лучшим кинематографическим портретом этого типа является все-таки одержимая мать Иоанна в фильме Ежи Кавалеровича «Мать Иоанна от ангелов».
В отличие от предыдущих Королев, ужас ситуации Королевы Мечей в том, что, разрушая пространство вокруг себя, она разрушает прежде всего себя саму. Отрезанная голова в ее руках как бы предупреждает: не подходи, стоит нарушить некую дистанцию, и тебя ждет та же участь. Обычно люди такого типа носят тяжелую психологическую травму, в результате которой их «я» полностью отделилось от их тела (трон Королевы Мечей — на облаках), а вместо центральной инстанции, Эго, власть принадлежит искаженным и разрушительным архетипическим защитникам.
Поэтому часто появление этой карты можно трактовать даже не как наличие соперницы (первое и самое профанное истолкование), но как преобладание стратегий поведения, разрушительных для человека и его окружения. В любом случае появление в раскладе Королевы Мечей — это серьезный повод переосмыслить свою жизнь.
Королева Дисков
Наконец, Королева Дисков представляет собой установку некоего «воинствующего материнства». Речь идет не о материнстве как естественном состоянии, дающем новую жизнь (этому соответствует Принцесса Дисков, которая, как правило, изображается беременной), но именно о материнстве как идеологии, материнстве как способе мышления, когда «кошки, собаки, мужья, дети являются прежде всего объектами, нуждающимися в кормлении».
Стихия Королевы Дисков — вода земли, то есть болото, субстанция, образующаяся в результате равного смешения этих двух стихий (обратная композиция, земля воды, — это скорей лед). Королева Дисков — это женщина, не видящая ничего, кроме чистой физиологической необходимости, пленница и одновременно хозяйка быта.
Сущность Королевы Дисков прекрасно выразил Карл Густав Юнг в своей работе о различных гранях архетипа Матери:
Данным проявлением архетипа является женщина, единственная цель которой — рожать и рожать. Ясное дело, что мужчина тогда представляет собой нечто второстепенное; он — существенный инструмент зачатия, и ему — в качестве объекта, за которым нужен уход, — отводится последнее место после детей, бедных родственников, котов, кур и мебели. Однако и собственная личность такой женщины — нечто побочное; она даже более или менее бессознательна, потому что жизнь проживается в других и через других; таким образом, вследствие бессознательности собственной личности она отождествляет себя с ними. Сначала она носит детей, потом цепляется за них, потому что без них у нее вообще нет никакого raison d’etre. Как Деметра, вырывает она у богов право на владение собственной дочерью. Эрос развился только лишь как материнская связь и не осознается в качестве связи личностной. Бессознательный эрос проявляется всегда как власть (там, где отсутствует любовь, власть занимает это пустое место), вот почему этот тип (при видимой готовности к самопожертвованию) все же совершенно не в состоянии принести никакой настоящей жертвы; следуя материнскому инстинкту, этот тип женщин с безоглядной волей и напором захватывает власть, что приводит к уничтожению как собственной личности, так и частной жизни ребенка.
Может показаться странным, что все четыре Королевы оказываются скорей негативными картами. Вероятно, это связано с тем, что преобладающая здесь стихия воды предстает в Королевах в непреображенном виде. Кроули не раз писал об опасности водного элемента для индивидуации. Однако нельзя забывать что только эта самая вода, бросая вызов герою, и делает индивидуацию возможной.
Королева в Таро Висконти – Сфорца
Королевы в Марсельском Таро
Королевы в Таро Уэйта