КраткаяБиография Стефана Хёллера
(авторнеизвестен)
Стефан Хеллер родилсяв 1931 году и вырос в Будапеште, будучи единственным ребенком австрийского баронаи венгерской графини. Коммунистическая диктатура лишила его законногонаследства. Хеллер говорит, что его родители были искренними католиками, нопроявляли терпение к его юношескому увлечению учениями Симона- мага, Валентина,Василида и других, будоражащих Александрию во времена второго века.
«Ну и что стого?» — вспоминает он слова своего отца. «Пусть мальчик пока интересуетсятуманной ересью… позвольте ему ее изучить. Возможно, однажды он напишет книгуоб этом». Действительно, подростковыйдуховный бунт Хеллера не выходил за рамки чтения книг. Он продолжил обучение сцелью стать католическим священником в Австрии,затем в Риме. Иммиграция в послевоенную Бельгию и обнаружение БиблиотекиНаг Хаммади разожгло его личную еретическую искорку в яркое пламя. Оба событияубедили его, что гностическая традиция выдержала испытание временем вопрекинадеждам ее преследователей.
В юношестведоступ Хеллера к оригинальным гностическим письменам был ограничен тремя тогдаизвестными рукописями, в том числеизвестным трактатом Пистис София, повествующий о том, как София(Мудрость), женская эманация божества, была вовлечена в темное озеро хаосаотражением своего собственного сияния, и породила в результате своей ошибкиИалдабаофа (Незрелого Бога), также известного как Samael (Слепой Бог), илиSaclas (Глупый Бог), Творца и главного архонта земного мира. Именно это грехопадениеи оплакивают гностики. Открытия женской стороны Бога, а также этого грустного мифа уже было быдостаточно, чтобы раскачать каталическое мировоззрение юноши. Но этим дело некончилось.
Из-зауничтожения и утаивания подлинных писаний потенциальные гностики, такие какХеллер больше 17 столетий изучали антиеретические повествования ранних Отцовцеркви, по крупицам собирая истину и пытаясь найти правду в обратном. В 1945это изменилось. Случайная находка в Верхнем Египте привела гностицизм обратно кИисусу.
Было найдено13 свитков из папируса, обернутых в кожу, включая 52 коптских переводагреческих текстов не позднее 4 века, в том числе евангелия, приписываемыеапостолам Фоме и Филиппу. Как только эти рукописи попали через черный рынок вруки теологов и археологов, вопроса об их подлинности не возникло, а ортодоксиябыла неприятно удивлена и напугана этим.
Евангелие отФомы начинается так:
Это тайные слова, которые сказал Иисус живойи которые записал Дидим Иуда Фома.
Ни одно изэтих “тайных слов” не вошло в канон, который мы теперь знаем как Новый Завет.
Иисуспредстает перед своими учениками не как Бог и идеализированный Учитель. Онбывает и милосерден и строг, игрив и серьезен, даже иногда вызывает сочувствие.Он танцует, пьет вино, в Евангелии от Филиппа демонстрирует привязанность кМарии Магдалине, вызывая ревность своих учеников.
Историческидоказано и подтверждено гностическими священными писаниями, что христианство вего самой ранней фазе было совсем не монолитным. Церковь, фактически, не становилась»католической» до конца второго столетия. В Александрии христианствобыло яркой контркультурой, скорее новойидеей, чем новым законом. Возникло суждение, что учение Иисуса Назареяосвободило человечество из его тюрьмы; и возникала угроза разрушения существующегомира. Императорская правая рука новой церкви Христа ковала его в корыстнуюдогму; еретическая левая рука в восторге делала обратное. Левая рука былаампутирована, и гностики остались за бортом политики. Новый Рим, как утверждалаортодоксия, не мог быть основан на возможности самостоятельного спасения.
Когдапоявилась возможность изучить эти тексты, Хеллер пришел к выводу, чтоГнозис “дается путем преобразованияпсихэ”, а не является результатом интеллектуальныхусилий. Вы не можете прочитать свой путь к просвещению. Будучи беженцем впослевоенной Бельгию, он встретился с “живыми гностиками”. Эти таинственныеучителя, живущие в Европе, которых церковь все еще признавала еретиками, оказалиему поддержку, а в 1953 он въехал в США как “не имеющий гражданства” ипоселился в Лос-Анджелесе.
В 1958 Хеллер былназначен священником Американской Католической Церкви, епископом церквиСв.Франциска в Лагуна-Бич. AКЦ была раскольническим отделением,сопротивляющимся Ватикану. Год спустя Хеллер основал свою собственнуюорганизацию и назвал ее Ecclesia Gnostica, привлекая туда посетителей егочастых лекций в Философском Исследовательском Обществе. В 1967 году Гностическийпрелат, известный как Ричард, Дюк де Палатин, сделал Хеллера епископомГностической Католической Церкви (G.С.С.). Это было Лето Любви, и как говорил Хеллер, гностики“смотрели с большим интересом на будоражащие сознание усилия контркультуры” какпризнак подлинного возрождения своей традиции. Его вера была теперь вне веры.Это был вопрос опыта.
В любом случаехороший гностик рассматривает мир как провинцию, созданную неуклюжим,слабоумным принцем, который принимает себя за ее полноправного правителя.
— В мире естьтрещина, — говорит Хеллер, цитируя Леонарда Коэна, — Оттуда и проникает Свет. Архитектор этой иллюзии не столь высококвалифицирован. Есть недостатки в проекте, трещины в стенах, сквозь которые мыможем бросить взгляд на божественную действительность. Но мы должны быть оченьвнимательными, потому что как только появляется трещина, враги Гнозиса — врагичеловеческого понимания истинного характера Бога и человека — начинаютзаклеивать их бумагой или замазывать цементом.
Хеллерописывает этих врагов Гнозиса – архонтов как «формы надличностного сознания,которые были реализованы в некотором роде и имеют существование внеиндивидуального психэ». Другими словами, они не просто “в наших головах”.
Для скептиков(а все гностики начинают как скептики), стоить отметить, что Карл Юнг писал отом, что летающие тарелки были реализацией проекции беспокойства атомного векаи глубокой тоски по целостности. Они же не были просто в наших головах.
Бог этого мира- мошенник. Уильяма Блэйк, Уильям С. Берроуз, Гете, Генри Миллер, P.K. Дик, — любой, кто когда-либо искал источник света, илисомневался, что зло в мире происходит от первородного греха одной неправеднойпары, чувствовал гностический приступ скорби.
Хеллерутверждает, что любой серьезный художник — уже наполовину гностик.
«Где комфорт врелигии, которая говорит, что обитатели не управляют своим миром?» — говоритон.
«Сталкиваясь с Гностицизмом в духовномсупермаркете, мы можем испытать желание схватить некоторые части егомировоззрения и проигнорировать другие… такие как изначальное присутствие злав самой ткани Вселенной».
Несмотря на несколькоскептическое отношения Хеллера к феминистской теории, фактом является то, чтотрое из священнослужителей его церкви, один дьякон и два помощника — женщины,что является еще одним противоречием традиционным канонам.
«Наспреследовали, — говорит он, потому что мы считаем, что истинное спасениеприходит только путем существенных изменений в сознании, не имеющих никакогоотношения к повиновению правилам. Это сводит с ума всех фундаменталистов,потому что они — приверженцы «Закона». Я подозреваю, что пока это продолжается,нас будут пытаться преследовать и дальше».
Как тольконаши глаза открываются, и мы начинаем видеть нелепость этого мира, для чего намжить? Это — по существу тот же самый вопрос, который задает Сартр и Камю.Хеллер отвечает на него словами Евангелия от Фомы:
«Иисус сказал:Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когдаон найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будетцарствовать над всем».
Пер ЮлииТрусовой.