Лауретта Роквитц
Алистер Кроули: его вклад в западную мистическую традицию
Лауретта Роквитц
«Естьвремя говорить и время хранить молчание. Для меня наступило время заговорить ипролить свет на персону Алистера Кроули. Он был одним из величайших мистиковвсех времён, и в тоже время очень сложной и неоднозначной личностью. «[1]
Такими словами Израэль Регардиначал труд, посвященный своему бывшему учителю и наставнику.
Даже прошедшие тридцать лет непрояснили дело. Алистер Кроули не стал менее неоднозначной персоной, как дляобщественности, так и для растущегочисла учеников западной мистической традиции.
К сожалению, на несколькихстраницах этой статьи невозможно выполнить даже то, что сделал Регарди, чтобы«разъяснить суть дела», а это лишь малая часть того, что он мог сделать. Мы неможет отделить человека от того слоя мифов и слухов, которые сопровождают всюего жизнь. Мы не можем точно сказать (как, впрочем, и растущее число других егобиографий), что в массе сенсационных историй об Алистере Кроули вымысел, а чтореальность. Его книги и его работу невозможно понять, исходя из стандартныхрамок. Первые требуют целую жизнь, посвященную обучению, последняя выполняетсятолько самым проницательным и преданным учеником Мистерий.
Автор оказывает влияние на читателя;и не только тем, что он включает в биографию, но и тем, что он в неё невключает. Поэтому любая биография является предвзятой: всё зависит от того,какие факты и истории автор включает в неё, а какие отвергает. Автор не можетне проявлять своего мнения в процессе написания биографии, не важно, маленькаяона или большая. Между фактами жизни такого человека, как Алистер Кроули, нетчёткого согласия. Ещё меньше согласия в том, как факты объединяются в образэтого человека. В таком случае, когда, кажется, невозможно достичь чёткогопонимания, задача становится почти неразрешимой: описать читателю человека, ане мнение автора о нём.
В этой статье делается попыткаисследовать вклад Алистера Кроули в западную мистическую традицию. В ней мыпопробуем объяснить незнакомому с Телемой читателю данную систему магическихзнаний, которая образовалась в результате достижений Алистера Кроули в областигерметической науки. Информация является основной и достаточно упрощённой, темученикам, кто будет заинтересован, мы можем порекомендовать более глубокоеизучение.
Эта статья также посвященаотношениям Кроули с герметическим орденом Золотой Зари, так как его обучение ичленство в нём до сих пор влияет на учеников западной мистической традиции, внезависимости от их целей и базовых знаний.
Для придания статье глубины при изучениивклада Кроули в западную мистическую традицию необходимо создать некий образ человекаи его окружения на разных стадиях его жизни. Всеми силами необходимо былоизбежать сенсационных и неподтверждённых историй, или включения эпизодов,вырванных из контекста.
Читателю необходимо помнить о невыполнимости задачиправдивого описания сущности такого сложного и неоднозначного человека, какАлистер Кроули.
Эдвард Александр Кроули родился12 октября 1875 года в Англии в городе Лемингтоне. Время его рождения где-томежду 11 вечера и полночью в восходящем знаке Льва.[2] Родители называли его«Алик» и воспитывали в условиях строгой христианской морали.[3]
Для маленького Кроули отец,пивовар по профессии [4] и священник по призванию, был идеалом. [5] Эдвард Кроули путешествовал по стране, проповедуяучение «Плимутского братства». Эти последователи Нельсона Дэрби жили в страхеконца света, буквально руководствуясь Библией.[6]
Регарди полагает, что это детскоеблагоговение перед отцом повлияло на всю последующую жизнь Кроули. Молодой «Алик»восторгался отцовской страстью и красноречием. Множество фактов жизни Кроули иего ощущение Мессии берут здесь начало.[7]
Отношения Кроули со своей матерьюЭмили были несколько хуже. Он смотрел на неё с презрением, как на слабую иглупую.[8] Казалось, что мать не может справиться или понять нелепые выходкималенького мальчика. Именно она стала называть его «зверем», привив к нему навсю жизнь отождествление с чудовищем из библейского Апокалипсиса.[9]
Будучи ребёнком, Кроули принимали одобрял верования родителей. Вспоминая детство, Кроули пишет, что он«стремился быть самым преданным последователем Иисуса в школе».[10]
Единственной разрешённой книгойдля «Алика» была Библия короля Иакова.Больше всего его впечатляло описание Апокалипсиса. Можно предположить, чтоКнига Апокалипсиса несла в себе такой же психологический заряд, сколько несут всебе для сегодняшних подростков Звёздные войны, Люди-Икс и Могучие рейнджеры.Имея в качестве книги с историями только Библию, «Алик» искал в ней волнующихприключений. Зверь, Змей, Вавилонская блудница и лжепророк стали героями великолепной саги,описывающей вечную битву добра со злом. Сегодня дети приходят в тот же восторгот таких антигероев, как Дарт Мол из Звёздных войн или заклятые враги Бэтмена –Джокер, Пингвин и Женщина-кошка.[11]
Вспоминая детство, Кроулиназывает эти годы счастливыми. Он посещает частные христианские школы. Первуюсвою школу он возненавидел,[12] и через небольшое время его перевели в другую.»В этой школе он был полностью счастлив; мальчики любили и восхищались им;в своих занятиях он заметно продвинулся и был очень горд за свой первый приз,экземпляр «Естественной истории Селборна» Гилберта Уайта за отличия в учёбе попредметам, религиозные знания, классические языки и французский». [13] Впервые десять лет Кроули стал весьма приспособленным к жизни ребёнком, хотя ибыл шаловливым и развитым не по годам. О своём детстве он говорил: «этот духсложно было обуздать…Земля была мала, чтобы удержать его на себе»[14].Возможно, только этот образ останется постоянным в том сонме меняющихсяперсоналий, которыми обладал Кроули.
На одиннадцатом году в жизнимальчика произошло несчастье. Его отец, его идол и образец для подражания, умер5 марта 1887 г. после десяти месяцев болезни. По словам Кроули «с этого месяцавсё стало иным…появилась новая сила, и имя ей было смерть». [15]
Трагический поворот событийпроизвёл сильное влияние на жизнь молодого Кроули. Он потерял своего героя,идеальный образ, бывший центром его вселенной. Он также потерял и остатоксвоего окружения. Его мать переехала в Лондон, поближе к своей семье, оторвавмальчика от своего дома и от членов Братства, которые окружали егосентиментальной заботой.[16]
Вместо отца, роль мужчины в семьемальчика стал исполнять брат его матери, Том Бонд Бишоп. Вместо того, чтобыбыть благосклонным учителем, направляющим мальчика во взрослую мужскую жизнь ипрививая ему высокие идеалы посредством твёрдой веры, дядя запугивал «Алика»,откровенно переступая через те христианские основы, которые сам исповедовал.[17] Регарди рассматривает эти болезненные отношения с дядей как ключевойфактор, повлекший за собой кардинальные изменения взглядов мальчика нахристианство. [18]
Регарди сочувствует и оправдываетмолодого Кроули за те страдания, которые он перенёс. «Его эмоциональная травмав годы взросления была настолько сильна, что психолог наверняка удивился бы,что из него вообще смог вырасти полноценный человек». [19]
Его личность и самооценка упали,у «Алика» стали появляться проблемы в школе. [20] Меры наказания в школе,которые включали в себя урезание питания до хлеба и воды и ежедневную ходьбувокруг спортивной площадки, сделали своё дело – здоровье «Алика» стало ухудшаться.[21] В итоге его забрали из школы, после чего последовала серия репетиторов,школ-интернатов и т.д., однако ничто не приносило успеха.[22]
Этот негативный опыт сфундаменталистскими школами утвердил в нём растущую веру в то, что христианежестокие и безжалостные. В этих фанатичных институтах Кроули неоднократносталкивался с избиениями, постоянным унижением и непониманием, фанатизмом,паранойей и иррациональностью. По отношению к образовательной среде Кроули,Регарди заявляет, что «морально и физически это должно быть было дьявольскоеорудие разрушения и порока». [23]
Свободным от этого окружениямолодой Кроули стал в октябре 1895 года, когда поступил в Кембриджскийуниверситет.
«У меня былоощущения долгого глубокого вдоха, как вдыхает тот, кто только что вынырнул изводы, или (даже лучшая аналогия) вдыхают воздух у дантиста, собравшись с духоми приготовившись к боли. Я не могу вспомнить ничего лучшего в жизни. Внезапно яощутил себя в совершенно новом мире. Я был причастен к прошлой славе и принялтвёрдое решение послужить для будущей славы» [24]
Кажется, что Кроули решил, что сострогой дисциплиной покончено.
«Когда яузнал, что посещение церкви является обязательным, я отшатнулся. Младший деканвызвал меня к себе за то,что я не посещаю церковь, в которую я твёрдо решил неходить, т.к. это предполагает ранний подъём по утрам». [25]
Недостаток дисциплины Кроуликомпенсировал способностью продолжать учиться, затрачивая на это минимум сил.Сам он говорит об этом так: «На самом деле, в университете я выполнил толькоодну работу, и та состояла в том, что нанятый мальчик читал перевод греческойпьесы, в то время как я следил за ним по тексту». Несмотря на это, онутверждает: «По каждому предмету у меня была оценка с отличием» [26]
Во время учёбы в Кембриджеосновной целью Кроули было войти в дипломатическую среду. Он видел в этомвозможность путешествовать и получать от жизни всё, что она уготовила ему.Однако было в этом выборе некоторое несоответствие. У Кроули не былоспособностей к изучению четырёх иностранных языков, как это требовалось наданную специализацию. [27] Он так же говорил: «В те годы моей юности у меня небыло никакой тяги к тому, чтобы мыслить как политик». [28]
Кроули продолжал заниматься темиувлечениями, которые возникли у него в детстве. Так, в шесть лет он научился игратьв шахматы. [29] В Кембридже он стал президентом Университетского шахматного клуба.[30] Он стал таким мастером игры, что годы спустя, Регарди скажет, что Кроулисмог бы с закрытыми глазами сыграть одновременно две партии: со мной и сДжеральдом Йорком. Держа ситуацию на обеих досках у себя в голове, он бывыиграл обе партии. [31]
Поэзией молодой «Алик» началзаниматься почти с тех пор, как научился печатать на машинке. [32] Болеесерьёзным его увлечение стало в Кембридже, где он опубликовал несколькосборников стихов. Среди них были «Акелдама», которую он назвал «первойсколько-нибудь значащей публикацией» [33], и «Песни духа», сборник поэзии, вкотором неясным образом отражалась тяга к мистическим достижениям. [34]. «ЗелёныеАльпы» и «Белые пятна» являются ещё одними поэтическими публикациями (такжемистического характера) того периода.[35] Для Кроули поэзия станет страстью,которую он пронесёт через всю свою жизнь. В последствие он напишет множество одухотворённыхстихов и поэм. AHA!входящая в первую часть «Книги 4» [36] иявляющейся прекрасной работой, хорошо известной поклонникам мистического. Liber VII vel Lapis Lazuli, и «Liber LXV,Liber Cordis Cincte Serpente» входят в«Святые книги Телемы», [37] а также рекомендованы Регарди ученикам Золотой Зарикак пронизанные Духом.[38]
Liber LXV описывает восход ДухаМудрости, в западной мистической традиции обычно представляемый в видеизвивающегося вверх по Срединному Пути Змея, или египетскими богами, Тифоном иумирающим и возрождающимся Осирисом.
Я — Сердце; и вот Змей, обвитый
Вокруг невидимой сути разума.
Возродись, О, мой змей! Пришловремя
Скрытого и святого невыразимогоцветка.
Возродись, О, мой змей, ввеликолепном цветении
На безжизненном теле Осириса,плывущего в гробнице!
О, сердце моей матери, моейсестры, мое собственное,
Ты отдано Нилу на растерзаниеТифону!
Увы мне! И только великолепиеалчного шторма
Обволакивает тебя и пеленает тебяв безумие формы.
Не тревожься, О, душа моя, чточары могут исчезнуть,
Когда жезлы подняты, и эонысменяются.
Вот! как радуешься ты моейпрелести,
О, Змей, ласкающий венец моегосердца!
Смотри! Мы едины, и буря лет
Снисходит в сумерки, и появляетсяЖук.
О, Жук! печальная мелодия вжужжании твоем
Будет вечнымэкстазом этого дрожащего голоса!
Я жду пробуждения! И призвания нанебеса
от ГосподаАдоная, от Господа Адоная! [39]
За годы обучения в Кембридже,озлобленный на вскормившую его идеологию, но всё же стремящийся кнематериальным ценностям, сокрытым под материей, Кроули стал интересоватьсякельтской церковью.
«Здесь быларомантическая и мистическая идея, которая соответствовала моим политическим ирелигиозным воззрениям. Она (церковь) жила в атмосфере, наполненной эльфами,женщинами-тюленями и магическими ритуалами. Сакраментализм был на первом плане,а отношение к греху было лишено ненависти. Благородство и мистицизм были её основами».[40]
«Смерть Артура», «Лоэнгрин» и«Парсифаль», с этих «святых книг» Кроули начал свой путь за Святым Граалем,путь, который в известном смысле, займёт всю его жизнь, проведёт его по многимстранным местам: как на земле, так и на других планах существования. [41]
В соответствии со своимиинтересами в области кельтского мистицизма, Эдвард Александр принял себе имя,под которым он бы хотел чтобы его знали с этих пор, имя напоминающее о егоокончательном уходе из Малкут. Ощущая необходимость покончить со своим прошлыми его детским прозвищем, и чувствуя несоответствие образу «Эдвард», он берётгаэльскую форму своего второго имени. Он становится Алистером Кроули. [42]
Альпинизмом «Алик» впервыезанялся, когда из-за ухудшившегося здоровья его забрали из школы и вместе сперсональным учителем отправили в деревню в надежде, что там он поправитздоровье.[43] Его интерес к этому занятию рос во благодаря встречам с болеесерьёзными и опытными спортсменами во время путешествий, куда он отправлялсявместе с матерью во времена школьных каникул.[44] Летом 1895 году, как разперед поступлением в Кембридж, он совершил свою «первую серьёзную пробу Альп».
Страсть к путешествиям будетсопровождать Кроули всю его жизнь. Альпинизм, путешествия и мистицизм навекипереплетутся и составят основу его жизни.
Во время своих зимних каникул вСтокгольме, Швеция, в полночь 31 декабря, Алистер Кроули пережил тотмистический опыт, который и определил его путь в жизни. Это событие онопределил как первое из двух, которые «наставили меня на путь к самомусебе».[46] Он описывал это как «ключ к чистейшему и святейшему духовномуэкстазу, который только существует».[47] Подобный опыт повторился спустя ровнодвенадцать месяцев. Кроули писал:
«…мояживотная натура чувствовала себя виноватой и хранила молчание в присутствиинепреходящей божественности Святого Духа; всемогущего, всеведущего ивездесущего, цветущего в моей душе, как будто все вселенские силы вечностисосредоточились и проявили себя в одной единственной розе». [48]
В октябре 1897 года в период обострения болезни Алистерпредался размышлениям о смерти. Это позволило ему понять всю поверхностностьсущего бытия и предзнаменовать собой то, что герметики называли Вселенскимвидением скорби.
«Я был доволентем, что убежал из религии в настоящий мир. Но сейчас я понял, что и здесь нетудовлетворения. Я не хотел быть уничтоженным. Единственное, что оставалось значимым– духовный мир. Мозг и тело не имели цены, разве что как орудия души». [49]
В этой гонке за новым знаниемАлистер упорно искал правильное направление. Он прочитал «Книгу о чёрной магиии договорах» и обратился за советом к её автору, А.Э.Уэйту. Уэйт посоветовалему прочитать «Облако над святилищем» Карла фон Экартсхаузена. [50] ИсраэльРегарди позже назовёт тот факт, что Кроули прочёл эту книгу, ключевым моментомв его жизни.[51]
Летом 1898 года Алистер едет вШвейцарию. Он проводил время, занимаясь альпинизмом и чтением книги С.Л.Мазерса «Разоблачённая каббала». Однаждывечером, в пивном баре, Кроули рассказывал собеседникам о своём увлеченииалхимией. Этот разговор услышал практикующий химик и алхимик Джулиан Бейкер.[52]По словам Кроули, после разговора Бейкер осторожно отвёл его в сторону. ХотяКроули имел в то время небольшое представление о сути алхимии, возможно, Бейкерпочувствовал в молодом человеке искреннее желание. Между ними состоялся серьёзныйи долгий разговор. Кроули был потрясён личностью этого человека и попросилБейкера встретиться с ним в Лондоне и представить человеку, который мог быпомочь в его поиске Свободы.[53]
Бейкер сдержал слово. Онпредставил Кроули одному из тех двух членов «Золотой Зари», которых Регардиназовёт главными учителями Алистера и образцами для подражания. [54] Этимчеловеком был Джордж Сесил Джонс, известный в ордене как Volo Noscere, «Хочузнать».[55]
Вскоре Кроули понял, что Джонсобладает теми знаниями, которые он ищет. Он стал регулярно посещать Джонса. Джонссогласился выдвинуть кандидатуру Кроули для посвящения в орден Золотой зари,тайного оккультного общества. [56]
Вторым человеком из Золотой зари,оказавшим колоссальное влияние на Кроули, был Аллан Беннет. [57] Беннет быладептом Ордена с марта 1895 года, его девизим было Йехи Аур (Iehi Aour), что в переводе севрейского означает «Да будет свет».[58]
Кроули питал большое уважение кБеннету. Об их первой встречи он пишет:
«Я был напугантой гигантской духовной и магической силой, которая, как мне казалось, исходилаот человека, сидящего в восточной стороне. Человека, которого я раньше не знал,но который должен был быть достопочтенным Братом Йехи Аор, известнымчеловечеству как Алан Беннет».[59]
Кроули пригласил Беннета пожить унего, апартаменты лучше этих более опытный маг вряд ли мог позволить, и Беннетсогласился. Выгода Кроули тут была в том, что он имел теперь возможностьрегулярно совершать вместе с Беннетом ритуалы и учиться у него.[60]
Беннет был математиком и учёным,специализирующимся на изучении электричества. Также он был преданным учеником индуизмаи буддизма. Позже Беннет переедет в Бирму, где станет буддийский монахом ивозьмёт себе имя Ананда Меттея. Он сыграет значительную роль в буддийскихдвижениях Бирмы и Цейлона. [61]
«Теснаясвязь с Беннетом сыграла решающую роль в формировании интеллектуального мираКроули, непосредственно связанного с восточным мистицизмом. Благодаря АнандеМеттее он узнал и испробовал на себе индуизм и буддизм, йогу и тантру. Именно стех пор, всё его литературное творчество наполнено глубочайшим пониманием идейПечали, Изменчивости и Непостоянства, тремя идеями, характеризующими основыверования тхеравадийских буддистов».[62]
Однако главная роль вформировании личности, верований и судьбы Алистера Кроули приходится нагерметический орден Золотой Зари. Это утверждение принадлежит Израэлю Регарди,человеку, который начинал свой путь к свободе, учась у Кроули, а затем сам сталтем, кому движение Золотой Зари обязано своим возрождением. [63]
Хотя первые два десятилетия Кроули старался наполнить своюжизнь по максимуму, что-то было пропущено, что-то основательное; он искал это,но не был уверен в том, что он ищет. У герметического ордена Золотой Зари былответ и была возможность помочь ему определить свою цель. Тем, что он искал,была его собственная Божественность, его Святой Ангел-Хранитель, внутреннийСвятой дух.
Подобные описания человека и его святого духа внутри него мывстречаем с давних пор. Апостол Павел указывает на это в христианском Новом Завете.
Первоепослание к Коринфянам:
9 Но, какнаписано: || не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердцечеловеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Боготкрыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто изчеловеков знает, что’ в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?Та’к и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мыприняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, ноизученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевныйчеловек не принимает того, что’ от Духа Божия, потому что он почитает этобезумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовныйсудит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо ктопознал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.[64]
Французский маг Альфонс-ЛуиКонстан, писавший под псевдонимом Элифас Леви, так описывал эту силу:
«В природесуществует сила, совершенно иначе могущественная, чем пар;
благодаря этой силе, человек, который сможет завладеть и управлять ею,
будет в состоянии разрушить и изменить лицо мира. Сила эта была известна
древним; она состоит из мирового агента, высший закон которого —
равновесие, и управление которым непосредственно зависит от великой тайны
трансцендентальной магии…Этот агент… есть именно то, что
средневековые адепты называли первой материей великого дела. Гностики
сделали из него огненное тело Святого Духа; он же был объектом поклонения втайных обрядах Шабаша или Храма, под иероглифическим видом Бафомета или
Андрогина, козла Мендеса». [65]
Главной доктриной Золотой Зариявляется путь к Высшему Я в соответствие с каббалистическим Древом Жизни. [66]Литтон называет это Высшее Я – Адонай. У Абрамелина оно соотносится со СвятымАнгелом-Хранителем. Теософы называют его Молчаливым Наблюдателем или ВеликимМастером. Гностики скажут Логос, египтяне – Азар-Ун-Нефер. [67]
Израэль Регарди описывает учениеЗолотой Зари так, как оно было преподнесено Алистеру Кроули.
«В чёмзначение кабалистической интерпретации религии? Той магии, о которой говорит иАлистер Кроули, и орден Золотой Зари? Я могу сказать, что её целью являетсяпросвещение и расширение сознания, но это не приблизит нас к пониманию сути.«Препровождение к Свету» — это уже более подходящее описание целей даннойсистемы. Это Великое Делание. Нет той неоднозначности ритуалов Ордена, основукоторым заложил Кроули в конце восемнадцатого века. Единые основы пронизываютработу всех членов, от Неофита до Младшего Адепта».[68]
У Регарди нет сомнений в том, чтоначиная с этого момента, путь к Свету стал той страстью, которая полностьюзаполнила собой всё существование Кроули. [69] «Эти корни», он пишет,«претерпели изменения, развились, разрослись, но остались теми же самымикорнями, которые были посажены в Кроули много лет назад». [70]
И хотя Кроули испытывал самыетёплые чувства к метафизическим принципам Герметического ордена Золотой Зари,он оказался втянутым в печальную политическую борьбу с Орденом. Эта борьбазакончилась распадом Золотой Зари на множество небольших обществ и привела кполному разобщению некогда единого братства.
Когда 18 ноября 1898 года Кроулипрошёл инициацию во Внешний орден Золотой Зари, в ордене уже имело место невыносимое на поверхность недовольство. Кроули взял себе имя Пердурабо, чтоозначает «Выдержу все до конца». Это, мы полагаем, заявление о намеренияхдостигнуть высших уровней просвещения. По иронии судьбы, это сталопредзнаменованием конца основному движителю магического ренессанса.
Р.А. Гилберт описывает адептовЗолотой Зари, составлявших основу Ордена, как «потенциально склонный кразрушению центр: будучи энтузиастами, но с независимыми суждениями, они неспособны были принять диктат от всё более авторитарного и эксцентричногоГлавы». [71]
По общему мнению, именно таким ибыл глава адептов Золотой Зари Сэмюэль Лидделл Мак-Грегор Мазерс. По словамГилберта, одного из тех, кто старался возглавить и направлять недовольных,«Мазерс выделяется как действительно великий маг, но как человек, как смертный– он едва ли на что-то способен.» [72] Мазерс требовал полного повиновения от адептов.[73] Гилберт чувствовал, что это то самое, что в итоге приведёт к бунтуадептов. [74]
Вирджиния Мур приводит пятьфакторов, которые привели к великому расколу. В добавок к вышеперечисленнымпричинам, Мур отмечает недовольство лондонских адептов тем, что Мазерс переехалв Париж, оставив в качестве заместителя Флоренс Фарр, и что обещанных болеевысоких степеней адепты вынуждены были ждать годы. Мур также отмечает конфликт,в который был вовлечён Алистер Кроули, в качестве фактора, обострившего и безтого нарастающее недовольство. [75]
Когда Алистер Кроули обратился кглавам Храма Исиды-Урании в Лондоне за получением степени Младшего Адепта, емубыло отказано. В основном это было связано со множеством факторов, в том числеи из-за неодобрения адептами моральных представлений Кроули. Когда адепты ХрамаИсиды-Урании проигнорировали строгое письмо, отправленное Мазерсом, тот личнопригласил Кроули в Париж и посвятил его. [76] Кроули взял имя ХристеосЛюцифтиас, что на енохианском означает «Да будет Свет». В сходстве имён можноувидеть влияние Беннета, чьим девизом было еврейское произношение «Да будетСвет».[77]
Регарди комментирует эти действиятак: «Был ли Мазерс впечатлён подававшей надежды личностью Кроули, полнойэнергии и энтузиазма, или он решил выказать неуважение главам ХрамаИсиды-Урании, мы не знаем».[78]
В любом случае очевидно желаниеМазерса ещё больше усилить конфликт. Следующим шагом Мазерса было назначениеКроули в должность полномочного представителя, перевозившего бумаги излондонского храма, также он стал преемником должности главы Храма Исиды-Урании.Адепты Второго ордена проголосовали за разрыв всяческих отношений с Мазерсом иГерметическим орденом Золотой Зари. Этим актом публичного отречения былоположено начало великого раскола.[79]
После отделения Исиды-Урании отМазерса, Алан Беннет решил уйти и преследовать свою цель, буддизм. Послекороткой встречи с ним в Лондоне, Кроули покинул Англию и начал сериюпутешествий. В 1900 он посещает Мексику. В следующем году он встречает его вИндии и вместе с Беннетом они посещают Бирму. После этого он отправляется в Гималаидля занятий альпинизмом. [80]
В 1902 году Кроули возвращается всвой особняк в Шотландии, который он в 1899 году купил для совершения операцииАбрамелина, магической работы, целью которой является соединение с Высшим собойили Святым Ангелом-Хранителем.[81] Однако, Кроули решает, что он устал и малопроявляет интереса к возобновлению операции.[82] Он непрерывно разъезжает поЕвропе, через Шотландию, Лондон, Париж и обратно. В июле в Эдинбурге, во времяпосещения своего друга, Джеральда Келли, он сблизился с его сестрой Розой.[83]
Кроули путешествует с Розой поЦейлону и в 1904 году возвращается через Каир. Именно в Каире произошло самоевеликое событие в жизни Кроули. Этим событием стало получение от Сущности поимени Айвасс книги Liber L vel Legis,Книги Закона, через жену Кроули Розу, которая выступала в роли медиума. [84]
В 1906 году Алистер пересекает сосвоей женой Розой Китай, после чего завершает Операцию Абрамелина. Роза и Алистерразводятся в 1909 г. После этого Кроули уезжает путешествовать по СевернойАфрике, где он с Виктором Нойбергом практикуют енохианские воззвания д-ра ДжонаДи.[85]
Соединенные Штаты Кроули посещаетв 1900 и в 1906 годах, с 1914 по 1919 живёт там. Во время последнегодлительного пребывания он совершает магическую работу, уединившись сперва наберегу озера Паскуани в Нью-Гемпшире [86] и на острове Эзоп на реке Гудзон.[87]
С 1920 по 1923 гг. Кроули жил вИталии, где основал Аббатство Телемы в Чефалу. Весной 1921г. он уже имеетнаивысшую степень Ипсиссимуса, хотя это и стоило ему нескольких лет упорногомагического балансирования энергиями. [88] В это время он стал чувствовать себяподавлено, впадал в депрессию. [89]
После прихода к власти Муссолини,Кроули был изгнан из Италии. Он отправился в Тунис. Время в Тунисе было самымхудшим в жизни Кроули. Он страдал как от хронического бронхита, так и отзависимости к лекарствам от него. Популярным средством от респираторныхзаболеваний в те дни считался кокаин. Так же возможно, что плохое самочувствиеКроули был связано с проведённым ритуалом, в ходе которого он и получил степеньИпсиссимуса. [90]
В те дни Кроули писал о себе:
«Кульминацияих работ над ним пришлась как раз на неделю до и неделю после ВесеннегоРавноденствия 1924 г. e.v. В эти дни он был болен,почти мёртв. Он был абсолютно один, ибо только Они могли разрешить присутствие только технемногих, на кого Они сами указали, тех, кто может помочь ему в этой последнейинициации. В этом последнем испытании его земная часть растворилась в воде;вода выпарилась в воздух; воздух сталразреженным; пока он не стал свободен для последнего усилия, для шага вогромную пропасть Врат, что охраняет путь к Сфере Огня. Теперь ничтожныйчеловек мог пройти через эти бесконечности. И в этим Огнем он был полностьюпоглощён, и вернулся он только чистым Духом, мало-помалу, в течение несколькихследующих месяцев, вернулся он в тело и разум, которые погибли в этом великомритуале, о котором он только и мог сказать, что «Я умер». [91]
По возвращению в Париж в 1924году казалось, что Кроули обрёл частичку чувства умиротворения и принятия, хотяв нём так же осталась шутовская и отвязная личность. [92]
В течение нескольких следующихлет он путешествовал по Европе и Северной Африке, значительное время жил вГермании.[93]
В 1945 году Алистер Кроулипереезжает жить в переделанный в дешёвую гостиницу викторианский дом вГастингсе, Англия.[94] В нём Алистер умер 1 декабря 1947 года.[95] На его«Последний ритуал» 5-го декабря пришло небольшое количество друзей, средикоторых были брат Ахад, леди Фрида Харрис, Джеральд Йорк и Кеннет Грант. Егодавнишний друг Льюис Уилкинсон прочитал «Гимн Пану», коллекты и гимны из«Гностической мессы» и отрывки из «Книги Закона». [96]
Алистер Кроули, вероятно, хорошоизвестен среди последователей Западной мистической традиции благодаря его тому,что он основал Телему. Телема с греческого означает «Воля». В применении кмистической традицией запада это означает религию, основанную на Liber L vel Legis. Этот документ былпродиктован через его жену сущностью по имени Айвасс в Каире в 1904 году.
Liber L vel Legis,[иногда Liber Al vel Legis], Книга Закона,провозглашает новую эру человечества, Эон Гора. В Эоне Гора человек радипросвещения должен обращаться к внутреннему. В отличие от эры Осириса, когдачеловек искал духовного лидера, который мог бы обучить его духовному.
«Жизнь большене кажется чем-то наполненным страданием и горем, но предстаёт божественной,экстатичной, постоянно разворачивающейся. Природа и жизнь непрерывны. Человекбессмертен (или по крайней мере он может быть, потенциально)»[97]
Главная заповедь Телемы,«Поступай согласно своей воле, — таков закон» (I,40) часто понимается неправильно иливне контекста. В правильном понимании она ссылается на Волю. Это наш истинный исовершенный путь, тот, на который нас наставляет Святой Ангел-Хранитель, когдамы можем слышать и следовать нашему высшему Я. Для призванных, это ВеликоеДелание. «Поступай согласно своей воле» не означает, «Делай, что хочется». Этоапофеоз Свободы, но одновременно и максимально возможное ограничение. всехвозможных. Поступай согласно своей Воле — и неделай ничего иного. Пусть ничтоне отклоняет тебя от этой строгой и священной задачи. Поступать согласно воле -означает полную свободу, но устремись к чему-то еще — и тут же неизбежновозникнут препятствия. Любое действие, не лежащее на этой определенной орбите,- замешательство, помеха.»[98]
В 1907 году Кроули вступил вгерманское розенкрейцерское общество, Ordo Templi Orientis, основанное в 1895 году Карлом Кёлнером.[99] Его лидеромбыл Теодор Ройс.
В том же году он основал A.’.A.’., организацию, направленную наподдержку индивидуального изучения оккультизма в строгом соответствии ссистемой Золотой Зари.
В 1912 Кроули получает грамоту,дающую право на открытие его собственной ложи ОТО в Англии.[100]
Привнеся телемитские ритуалы(основанные по большой мере из ритуалов Римской католической церкви) соспецифическим символизмом Телемы, Кроули стал основателем уникального общества,состоящего из трёх разных, но взаимосвязанных направлений. Эти сообщества: OTO, A.’.A.’. и Гностическая церковь, в соответствии со стихом (I, 40) в Liber L vel Legis который гласит, «Ктоназовет нас Телемитами, не ошибется, если изучит это слово внимательно. Ибо внем — Три Степени: Отшельник, Влюбленный и Человек Земли.» [101]
В настоящее время существует множество телемитскихорганизаций:
- Ordo Templi Orientis, U.S.Grand Lodge
- Thelemic Golden Dawn / Телемитская Золотая Заря
- College and Temple of Thelema /Колледж и Храм Телемы
- Ordo Argentum Astrum
Алистер Кроули был плодотворнымавтором, оставившим богатое наследие учебного материала для желающего изучатьмагию.
Полную onlineбиблиотека работ Кроули можно найти на сайтах:
- http://www.otohq.org/otodocs.html
- http://www.hermetic.com/crowley/index.html
- ftp://ftp.mysticalnet.net/pub/mysticalinternet/winhelp/
Книга IV состоит из четырёх небольших томов:Магика (элементальная теория), Магия в теории на практике (ключевая книгасистемы магии Кроули), Мистицизм (общий обзор мистицизма и йоги) и Liber L vel Legis (Книза Закона).
Большинство работ Кроули написаныв виде коротких произведений, называемых Libers, большая их часть была опубликована в «Equinox» в 1909-1913 и 1919 годах. Такжесуществуют работы большего объёма. Среди них опубликованная в 1939 году книга«Восемь лекций по йоге», «Книга Тота», вышедшая в 1944, и «РавноденствиеБогов», 1936.
«Книга лжей», многоплановаяработа, полная игры слов и являющаяся благодарной основой для каббалистическихразмышлений, была опубликована в 1913 г. «Святые Книги», 1909-10, содержатдуховную и божественную поэзию. Liber777 и соответствующее всестороннее исследование каббалы впервые былоопубликовано в 1909г.
Черты более зрелого Кроули можнонайти в его работах «Небольшие эссе касательно Истины» (1938) и «Магия безслёз», которую он начал в 1945 г. после своего уединения в Гастингсе. [102]
В 1904 А.Э.Уэйт сделал следующий комментарий относительноЭлифаса Леви:
«Ни один изсовременных исследователей оккультизма не может сравниться с Элифасом Леви, исреди древних толкователей нет ни одного, хотя их авторитет и выше, все ониуступают ему в жизненности и ясности, ибо он является тем духом современности,несущим через времена ответ из древних оракулов. Отсюда следует и то, что средивеликих имён нет того влияния и той привлекательности оккультной литературы,которая превосходила бы этого французского мага.»[103]
Сегодня интересно рассмотретьэтот пассаж в свете заявления Кроули о том, что он есть реинкарнация Леви.Уэйт, который являлся одним из членов, составлявших руководствующий органордена Изиды-Урании и был против принятия Кроули во внутренний орден, вполнемог бы написать также и о Кроули, если бы дожил до настоящих дней.
Невозможно точно сказать, был лиКроули на самом деле инкарнацией Леви, или он сам только стремился походить нанего и превзойти его. Одно можно утверждать, что все теперь уступают Кроули внатурализме и жизненности, т.к. он без сомнения наиболее яркая и спорнаяличность в истории герметических наук.
Кристофер С. Хайят пишет, что«А.К. вспыхивал истиной (бросая ее прямо в лицо и тыча в неё нашим носом)публично, без всяких извинений и «хорошего тона». [104]
Роберт Антон Уилсон, Ph.D. говорит о комментарии, данном емучленом ОТО, Калифом Гименеусом Альфа, что «Нет смысла пытаться «отмыть»репутацию Кроули: Алистер потратил всю свою жизнь, систематически очерняя её.»[105]
Точка зрения Уилсона на спорывокруг личности Кроули следующая: «Кроули всегда был эксцентричным,принципиально несдержан, иногда порочен, но он уникален среди Иллюминатов тем,что никогда не пытался это скрыть, но наоборот, делал всё, чтобы последующиеего ученики не могли сентиментально обожествлять его.»[106]
Определённо есть множествоаспектов поведения и жизненного стиля Алистера Кроули, которое принципиально непринимается обществом; такие как беспорядочность сексуальных связей,экспериментирование с наркотиками для расширения сознания и разрушениерелигиозных табу. Также есть множество мифов и слухов о Кроули, которые немогут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Возможно, интересно было быпорассуждать на тему тех крайне противоположных мнений о Кроули, которые имеетобщество.
Кристофер Хайят отмечает, что этареакция часто превосходит причину и совершенно не соответствует реальнымслучаям.
«На мойвзгляд, страх и проклятия по отношению к Кроули не связаны с его яркойсексуальностью; все люди осознают или оказываются вовлечёнными в сексуальнуюреволюцию в той или иной форме. Другим объяснением неприятия его личностиявляется то, что он употреблял наркотики, однако Лири и другие превзошли Кроулив данной форме экспериментов над сознанием. Ещё одной причиной стала егоненависть к Христианскому Туннелю Реальности.До сих пор когда в книжных магазинах нет книг Кроули, они предлагают«Сатанинскую Библию». Интересно, почему?»[107]
Каждый раз, когда в дискуссииупоминается имя Алистера Кроули, возникает упоминание о его привязанности ккокаину. Хотя хорошо известно, что в то время это было распространённоелекарство от недугов, и что зависимость Кроули произошла от его употребления сцелью облегчить тяжёлый хронический бронхит. Ту же самую ситуацию мы видим сЗигмундом Фрейдом, который был зависим от кокаина по тем же самым причинам.[97]Так же невозможно перечислить всех американцев, попробовавших кокаин в качестве«забористого» ингредиента Кока-Колы.
Подобным же образом именаКазановы и Дон-Жуана в основном используются с положительной коннотацией,означая очаровательных дамских угодников. Почему же мы называем Алистера«женоненавистником», вместо того, чтобы применять его как обозначение мужчины,«успешного» в сексуальном плане? Кажется, что мнение общества достаточно шаткоеи далеко от определённости.
Хайят предлагает одним извозможных объяснений, нападки Алистера Кроули на Эго, как часть его постоянногостремления к высшему или изменённому состоянию сознания. Хайят полагает, чтонаше собственное Эго чувствует нависающую над ним угрозу отказа от «нашейсвятой личности и системы, питающейся за счёт ригидности и страха». [108]
Это святое Эго, по его словам,«наше великое препятствие на пути к Истинной Воле», которую он соотносит стермином Великого Делания. По словам Хайята, эго – «это беспорядочная коллекциявходных данных, собранных из полученной нами информации (или дез-информации) оМатери, Отце, Учителе, Культуре, Друзьях, Религии и Истории». Это есть причинаболи и посредством этого проявляется наше истинное и совершенное Я. [109]
Роберт Антон Уилсон, Ph.D. соглашается в том, что «Кроули, как ивсе мистики, пытался уничтожить эго».[110] Он отмечает диссонанс междунеобходимостью постоянного размытия границ эго в процессе Великой Работы иневозможностью полного их стирания ввиду их эволюционной необходимости, что ипослужило причиной такой эксцентричности Кроули.
Кроули, по словам Уилсона,«разработал и воспитал в себе иерархию отдельных Я, каждое со своими функциямии уровнем осведомленности». «[111] Это одновременно и необходимое и мистическое.Этим также объясняется разноплановость, которую мы можем видеть в Кроули, отего действий, до его слов и суждений как трансценденталиста и визионера.
Уилсон пишет, что «Кроули билсянад этой проблемой со всей присущей ему безрассудной преданностью. Он раздвинулграницы техники церемониальной магии далеко за те горизонты, за которыебольшинство оккультистов не решались ступить.»[112]
Джон Саймондс в целом соглашаетсяс Уилсоном, хотя очевидно, что он видит уничтожение эго в менее выгодном свете.
«У некоторыхлюдей нет эго, они слабы, но религия Кроули состоит из его слабости, из «бытиябез эго». Я знаю, что отсутствие эго – это состояние, которое индийскаяфилософия почитает как высшее, и к которому стремится садхака, но в случае Кроули – этоточка, с которой всё только начинается…По сути, он бросается к ангелам там, гдесадхаки боятся сделать шаг…Ему всегда не хватало препятствующей силы, и онвсегда бросался в магические и другие приключения.» [113]
Однако, иногда наиболее простоеобъяснение может оказаться наиболее точным. Кевин Карлион, названный английскойгазетой The Observerодним из известнейших белых магов, сказал: «Тем, кто последует за ним я скажу,остерегайтесь, ибо он передразнивал всё. У него было хорошее чувство юмора ипоэтому не стоит ему верить.»[114]
Сам Алистер Кроули говорил, чтообнаружил в себе эту черту, чтобы популяризировать себя. Однажды он рассказывал,как «написал пародийную Ирландскую Декларацию Независимости». С несколькимидрузьями, включая девушку ирландского происхождения, в состоянии алкогольногоопьянения, они поехали на моторной лодке к Статуе Свободы. Там он прочиталДекларацию, поднял ирландский флаг, порвал старый почтовый конверт, уверяя, чтоэто был его британский паспорт, и выкинул его в воду. Его подруга-скрипачка играла«Носящий зелёное». Затемони пошли выпивать и завтракать, а затем вернулись домой и уснули.
О реакции со стороны своей родинеКроули говорил: «Всю Англию охватил ужас. Я не могу представить, что случилосьс их чувством юмора.»[115]
Мнение автора на этот счёт такое,что чувство юмора было неотъемлемой частью Алистера Кроули.
В 1928 году Алистер Кроулиприглашает молодого американца, интересующегося мистицизмом и оккультизмом, дляпутешествия в Париж в качестве своего секретаря. В то время он не подозревал,что дружба с этим человеком замкнёт круг его взаимоотношений с Золотой Зарёй.Этим человеком был Израэль Регарди. Однажды Израэль Регарди запишет иопубликует учение и ритуалы Золотой Зари, тем самым передав некоторый аспектДуха Великой Работы будущим поколениям.
Влияние Регарди на современноедвижение Золотой Зари трудно переоценить, так же как трудно переоценить влияниеКроули на Регарди.
В 1932 году Регарди также был сКроули, когда Мандрейк-Пресс, издатель Кроули, прекратило своё существование,тем самым вынудив Кроули оставить Регарди без работы. Они остались друзьями,хотя через пару лет и обменялись по почте нелестными словами в адрес другдруга. Это была мелкая ссора, похожая на передразнивание меленькими детьми другдруга. Общение между двумя людьми было прервано, а вокруг Регарди ещё долговитало нелестное ругательство, автором которого тот считал Кроули.[116]
То, что Регарди сохранил уважениеи преданность к старшему другу, видно из его ретроспективной биографии, «Глаз втреугольнике». На протяжение всей биографии Регарди проявляет сочувствие изащищает своего бывшего наставника. Это можно заметить во многих цитатах, приводимыхвыше.
Позже, когда Регарди вступил вОрден Золотой Зари, реорганизованный в Stella Matutina (Утренняя Звезда), он бы проявлял к нему большеинтереса, если бы до этого не начал заниматься сам, живя с Кроули и узнав унего многое об Ордене. В это же время он узнал большую часть теоретическогокурса Золотой Зари.
Регарди часто ссылается на Кроулив своей книге «Полная система магии Золотой Зари». [117] При разработкеритуалов самоинициации и основных идей храма Золотой Зари, Регарди используетоткровения из работ Кроули, в частности из книги Liber HHH [118] Учеников ЗолотойЗари он отсылает ко второй части «Книги Четыре» за информацией о создании ииспользовании магических инструментов. [119] Он восхищается Кроули за то, чтоон описал важность умеренного наслаждения сексуальным, хотя и понимал, чтосамому Кроули это давалось струдом.[120]
Обсуждая подводные камни иопасности Магической системы Золотой Зари, Регарди цитирует Liber O Кроули, упоминая средипрочих вещей об опасности в ощущении объективной реальности при астральныхпутешествиях и о преждевременных перерывах или прекращении Великой Работы. [121]
В рассуждениях о полезности духовного литературноготворчества для учеников Золотой Зари, Регарди пишет.
«Я долженобратиться к работам Алистера Кроули, который после всего, что он когда либосказал или сделал, всё таки одно время был членом ордена и многим ему обязан всвязи со своей инициацией в ордене. Особенно рекомендую к чтению егоинструкцию, в которой сделан обзор всего восточного миропонимания Бхакты — Liber Astarte vel Berylli…Лично для меня этакнига является шедевром, которую я очень рекомендую к прочтению тем, ктожалуется на отсутствие духовной литературы в ордене.»
«…Крометого, и я считаю его более важным, это ранний шедевр Кроули – «Три СвятыеКниги» …Этот сборник содержит Liber LXVили Книга Сердца обвитого Змеем, Liber VII или Книга Лазурита и, наконец, Liber 813 vel Ararita. Все три книгивеликолепно написаны, а каждое слово пропитано божественным… Возможно, слишкомрано загадывать, что это книги станут частью духовной литературы Ордена. Но сдругой стороны, я считаю, что они более достойны этого, чем скрупулёзныетрактаты мистера А.Э.Уэйта… по мне, так они несут в себе больше духовности илюбви…»[122]
Совершенно ясно, что основысовременного течения Золотой Зари и Телемы неразрывно связаны между собой. Обав своей основе заявляют о связях с германским розенкрейцерством, существовавшемзадолго до того, как Алистер Кроули начал изучать оккультизм.
Первый свой осознанный путь кдуховной трансформации Кроули начал с инициации в ордене Золотой Заре и егоучений. После основания Телемы он, рискуя быть осужденным[123], способствовалпубликации материалов Золотой Зари, тем самым вынося знания и ритуалы из безвестности.Доступный новым поколениям, этот материал вдохновил бессчетное количество людейкак на индивидуальное их изучение и практику, так и на создание для этогомногих сообществ.
Есть несколько различий между орденами,считающими себя телемитскими и орденами, следующими традиции Золотой Зари.
Одним из различий является отношение к сексуальной магии.
Телемитская сексуальная магиясосредоточена на использовании тонких но мощных энергий различных аспектовсекса для «катапультирования» сознания в высоты трансцендентального процесса.
Отнешение к сексуальной магии вТелеме корнями своими упирается в тантрическую йогу и проходит сквозь основыгерманского ОТО (до того, как туда был посвящён Кроули [124]) а также черезувлечение Кроули восточными практиками, начало которому положила его связь сАленном Беннетом и время проведённое ими вместе на востоке.[125]
Другим отличием Телемы от орденовЗолотой Зари является использование символизма из Liber L vel Legis, чтимую в Телеме, но не включённую в магическую системуЗолотой Зари.
Большая часть символизма можетбыть отнесена (возможно и достаточно спорно) к детскому очарованию, котороеКроули испытывал к библейском апокалипсической литературе. Применительно ккабалистическому Древу Жизни, он также иллюстрирует дуалистическую природуХокмы и Бины, первого проявления Божественного в своём мужском и женскомаспектах.
Регарди так сказал о Кроули:«Сексуальный экстаз он уподоблял экстазу духовного опыта». [126] В символахТелемы можно найти тому множество подтверждений.
Ключевым отличием Телемы являетсяутверждение о том, что человечество вступило в «новый эон».
Подробное обсуждение этогоотличия доктрин заслуживает более тщательного изучения, которое в данной статьене может быть приведено, но должно быть сделано как можно скорее. Однако одинаспект этого различия имеет отношение ко многим работам Кроули, которые,несомненно, являются высшими откровениями. В традиции Золотой Зари существуеттри теоретических степени, относящихся к «Третьему Ордену». Одни полагают, чтоэти степени невозможны, другие считают, что невероятны, так как они «по тусторону Бездны».
Телема полагает, что сейчас, вЭон Гора, это высшие степени посвящения возможны. Это разногласие являетсяключевым, когда определяется значимость работ Кроули по трансцендентной магии.
Что бы кто ни домысливал,невозможно, чтобы ЗЗ и Телема пребывали в различных эрах. Нет никаких сомнений,что со времён викторианской эпохи, когда проходило детство Кроули и основаниепервого Герметического Ордена Золотая Заря, в западной культуре произошлизначительные перемены. Однако каждый волен делать выбор сам. Подобно тому, как трудно представить, чтодемоны по-ту-стороны-Бездны допрашивают идущего о его верности ордену.
И Золотая Заря и Телема несут всвоей основе каббалу, точнее Эц Хаим, Древо Жизни. Эта идеология, теургия,описывает воплощение Божественного начала через несколько планов существования.Боги различных культур соотносятся с этими «образами» или воплощениями всоответствии с их характернымиособенностями. Сказать, что они управляются различными богами — значит войти впротиворечие с их изначальной основой. Однако мы можем использовать различныйаспект этой изначальной энергии, обращаясь к конкретной Сефире во времяритуала.
Как бы кто что ни называл, какиебы временные рамки не ставил, западная культура и человечество находятся в томвозрасте, который есть. Извечные законы природы и высших сил сами определяют тетрансцендентные высоты, которые можно достичь.
Такой подход не оставляет местоспору, какие именно ограничения предоставляют природа и высшие силы. На этот вопросне ответить и всем герметическим магам. Что несомненно, так это то, что ни одинпрактик западной мистической традиции не совершал больших усилий и не написалбольше, чем Алистер Кроули. Стивен Скиннер довольно точно отметил, что «Кроулиосмеливался штурмовать небесные вратачерез заднюю дверь, любыми другими способами. Если ему это и не удалось,то уж точно не из-за недостаточного упорства.»[127]
Были ли попытки Кроули успешными– каждый читатель должен решить сам. Однако, для тех, кто решил сам «идти доконца», игнорировать обширные трактаты Кроули на тему Бездны и высших плановбытия, основанный на его жизненном пути (пути, который абсолютно отличен от тойжизни, которая у него могла быть), включающий в себя знания и откровения отСвятого Ангела-Хранителя, — значит быть непродуктивным и обречённым на провал.
Библиография
CaliphHymeneus Alpha. Personal correspondence to: Wilson, Robert A. Introduction. TheEye in the Triangle: an Interpretation of Aleister Crowley. By Israel Regardie.Tempe, Arizona: New Falcon Publications, 1997.
Carlyon,Kevin, quoted in, «Crowley Reborn As Demon of the Internet». TheObserver. 17 Oct. 1999.
Crowley,Aleister, Liber DCLXVI, http://www.lapulce.it/thelema/l666_al_crowley_biographical_note.html
Crowley,Aleister. Book Four: Part I, AHA!. http://www.hermetic.com/crowley/lib242.html
Crowley,Aleister. The Confessions of Aleister Crowley: An Autohagiography. Ed. KennethGrant and John Symonds. New York: Penguin Books/Arkana, 1989.
Crowley,Aleister, The Equinox, Vol. 1, No. 1.http://www.hermetic.com/crowley/index.html
Crowley,Aleister. The Holy Books of Thelema. Ed. Hymenaeus Alpha and Hymenaeus Beta.York Beach, ME: Samuel Weiser, Inc., 1983.
Crowley,Aleister. The Holy Books of Thelema, Liber LXV — Liber Cordis Cincti Serpente.Ed. Hymenaeus Alpha and Hymenaeus Beta. York Beach, ME: Samuel Weiser, Inc.,1983.
Crowley,Aleister. The Law is for All. Ed. Louis Wilkinson 1946 and Hymenaeus Beta 1996.Tempe, Arizona: New Falcon Publications, 1996.
Crowley,Aleister. Magical Diaries of Aleister Crowley: Tunisia 1923. Ed. StephenSkinner. New York: Samuel Weiser, Inc., 1999.
Crowley,Aleister, and Ruess, Theodor. OTO Rituals and Sex Magick. IHO Books, 1999.
Frater 93.A Crowley Timeline. The Enlightened Page.http://www.geocities.com/Athens/Acropolis/1896/actimeline.html
Gilbert,RA.. The Golden Dawn Scrapbook: The Rise and Fall of a Magical Order. YorkBeach, ME: Samuel Weiser, Inc., 1997.
The Holy Bible.Revised Standard Version. New York, NY: Meridian Books, 1974.
Hyatt,Christopher S. Preface. The Eye in the Triangle: an Interpretation of AleisterCrowley. By Israel Regardie. Tempe, Arizona: New Falcon Publications, 1997.
Kuntz,Darcy. Ed. The Golden Dawn Sourcebook. Edmonds, WA: Holmes PublishingGroup,1996.
Levi,Eliphas. Transcendental Magic. Trans. A.E. Waite. Chicago,: The OccultPublishing House, 1910.
Moore,Virginia. The Unicorn. New York: MacMillan, 1954.
Personalinterview. E-mail. St. J.O.N.
Regardie,Israel. The Eye in the Triangle: an Interpretation of Aleister Crowley. Tempe,Arizona: New Falcon Publications, 1997.
Regardie,Israel. The Complete Golden Dawn System of Magic. Pheonix, Arizona: FalconPress, 1984.
Skinner,Stephen. Ed. Magical Diaries of Aleister Crowley: Tunisia 1923. by AleisterCrowley. New York: Samuel Weiser, Inc., 1999.
Symonds,John. Introduction: the Mind and Mask of Aleister Crowley. The Confessions ofAleister Crowley: an Autohagiography. By Aleister Crowley. New York: PenguinBooks/Arkana, 1989.
Waite, A.E.Ed. Biographical Preface. Transcendental Magic. By Eliphas Levi. Chicago: TheOccult Publishing House, 1910.
Wilson,Robert A. Introduction. The Eye in the Triangle: an Interpretation of AleisterCrowley. By Israel Regardie. Tempe, Arizona: New Falcon Publications, 1997.
Примечания
[1]Regardie. The Eye in the Triangle, p.XXIII
[2] Ibid.p.35
[3] Ibid.pp.36-61
[4]Symonds, p. 14
[5]Regardie, The Eye in the Triangle, pp. 29-30
[6] Crowley,Confessions…, p. 14
[7]Regardie, The Eye in the Triangle, pp. 29-30
[8]Crowley, Confessions…, pp. 36, 48 also Regardie, The Eye in the Triangle, p. 46
[9]Symonds, p. 14; also Regardie, The Eye in the Triangle p.46
[10]Crowley, Confessions…, p. 49
[11] Ibid.p. 44
[12] Ibid.p. 48
[13] Ibid.p. 49
[14] Ibid.p. 52
[15] Ibid.p. 52
[16] Ibid.p. 54
[17] Ibid.pp. 54-7
[18]Regardie, The Eye in the Triangle, pp 46-7
[19] Ibid.pp 47-8
[20]Crowley, Confessions…, p. 66
[21] Ibid.p. 70
[22]Regardie, The Eye in the Triangle, pp. 51-2
[23] Ibid.pp. 48
[24]Crowley, Confessions…,p.
[25] Ibid.p. 108
[26] Ibid.p. 109
[27] Ibid.p. 115
[28] Ibid.p. 120
[29] Ibid.p. 48
[30] Ibid.p. 135
[31]Regardie, The Eye in the Triangle, p. 15
[32]Crowley, Confessions…, pp. 73,82,85,93,120-1
[33] Ibid.p. 138
[34] Ibid.p. 138
[35] Ibid.p. 139
[36]Crowley, AHA!
[37]Crowley, The Holy Books of Thelema
[38]Regardie, The Complete Golden Dawn, p. 16
[39]Crowley, The Holy Books of Thelema: Liber LXV
[40]Crowley, Confessions…, p. 121
[41] Ibid.p. 121
[42] Ibid.p. 141
[43] Ibid.p. 70
[44] Ibid.p. 88
[45] Ibid.p. 101
[46] Ibid.p. 123
[47] Ibid.p. 123
[48] Ibid.p. 124
[49] Ibid.pp. 124-5
[50] Ibid.p. 126-7
[51]Regardie, The Eye in the Triangle, p. 38
[52]Skinner, p. 10
[53]Crowley, Confessions…, pp. 164-5
[54]Regardie, The Eye in the Triangle, pp.38-9
[55]Skinner, p. 237
[56]Regardie, The Eye in the Triangle, p. 38-40; also Crowley, Confessions…, p.176-7
[57]Regardie, The Eye in the Triangle, p. 40
[58] Kuntz
[59]Crowley, Confessions…, p. 178
[60] Ibid.pp. 181-3
[61]Regardie, The Eye in the Triangle, p. 40
[62] Ibid.p. 42
[63] Ibid.p. 59
[64] TheHoly Bible
[65] Levi,pp. 13-14
[66]Regardie, The Eye in the Triangle, pp. 64-9
[67]Crowley, The Equinox, p. 132
[68]Regardie, The Eye in the Triangle, p. 64
[69] Ibid.p. 60-69
[70] Ibid.p. 60
[71]Gilbert p.46
[72] Ibid.p. 113
[73] Ibid.p. 48
[74] Ibid.p. 44
[75] Moore,p. 142
[76]Regardie, The Eye in the Triangle
[77] Kuntz
[78]Regardie, The Eye in the Triangle, p. 93
[79]Gilbert, pp. 54-6
[80]Skinner, p. 11
[81]Crowley, Confessions…, p. 185
[82] Ibid.p. 337
[83] Ibid.p. 336-66
[84]Skinner, p. 11
[85] Ibid.p. 11
[86]Crowley, Confessions…, p. 810
[87] Ibid.pp. 783-8
[88]Crowley, Liber DCLXVI
[89]Symonds, p.21
[90]Crowley, Magical Diaries
[91]Crowley, Liber DCLXVI
[92] Ibid.
[93]Skinner, pp. 13-4
[94] Frater93, Timeline
[95]Wilson, p. XIII
[96]Symonds, p. 24
[97] St.J.O.N.
[98]Crowley, The Law is for All, I,40
[99]Regardie, The Eye in the Triangle, p.13
[100]Crowley and Reuss, pp. 13-26
[101]Crowley, Liber L vel Legis, I,40
[102]Skinner, pp. xiv-14
[103]Waite, p. ix
[104]Hyatt, p. XIX
[105]Caliph Hymenous Alpha, Wilson, p. XIIII
[106]Wilson, p. XIII
[107]Hyatt, pp. IX-XXI
[108] Ibid.p XIX
[109] Ibid.p. XVIII
[110] Wilson,p. XII-XVI
[111] Ibid.p. XIV
[112] Ibid.p. XIII
[113]Symonds, p. 22
[114]Carlyon, Kevin
[115]Crowley, Confessions…, p. 753
[116]Regardie, The Eye in the Triangle, p. 6-9
[117]Regardie, The Complete Golden Dawn…
[118] Ibid.pp. 8, 10-11
[119] Ibid.p. 14
[120] Ibid.p. 18
[121] Ibid.p.20
[122] Ibid.p.16
[123]Gilbert p. 195
[124]Crowley and Reuss, pp. 13-26
[125]Regardie, The Eye in the Triangle, p. 40
[126] Ibid. p. 62
[127] Skinner, p. xvi
Библия короля Якова (англ. King James Version, KJV) —перевод Библии на английский язык, выполненный под патронажем короля АнглииЯкова I и выпущенный в 1611 году. Вплоть до настоящего времени Библия короляЯкова носила статус утвержденного, «авторизованного» королем перевода. Здесь и далее прим. переводчика.
Тимоти Лири (англ. Timothy Leary; 22 октября 1920 — 31мая 1996) — выдающийся американский писатель, психолог, участник кампании поисследованиям психоделических препаратов, в том числе ЛСД.
Туннель реальности — термин, введенный РобертомУилсоном, американским писателем, философом, футурологом. «Туннельреальности» определяет онтологию, способы коммуникации, образ действиячеловека или группы, вплоть до воплощения в соответствующей материальной культуре.
Садхак(а) — ученик на духовном пути развития. Человек,практикующий садхану, духовную практику, «средство для достижения чего-то».Садхана включает в себя ряд духовных дисциплин различных индуистских ибуддийских традиций. Садхане следуют ради достижения разных духовных иритуальных целей, ради духовного очищения и прогресса в духовной жизни.
«The Wearing of the Green«ирландская баллада неизвестных авторов, датируемая 1798г и повествующая особытиях времён Ирландской революции 1798.
Бха́кта или бхакт («преданный») в индуизме — человек,поклоняющийся Богу в одной из Его форм, такой как Вишну, Кришна или Рама. Частоэтот термин используется по отношению к поклонникам Шивы и также широкораспространён в сикхизме, где Гуру Нанак объявил о том, что «получил знание овсемогуществе Бога от бхакт». В более общем значении слово указывает на того,кто следует по пути бхакти, практикуя бхакти-йогу.
Пер Константин Григорьев