Введение в юнгианскую традицию или о реальности психического
Дамы и господа, я рад приветствовать вас в этом зале, где вы собрались, чтобы раздвинуть горизонты познания. Как вы знаете, я представляю юнгианскую традицию, которая носит название аналитической психологии (сокращённо А.П.). Также я являюсь последователем Алистера Кроули, и ближе к концу нашего курса я немного расскажу вам о нём и приведу ряд любопытных параллелей между А.П. Юнга и Телемой Кроули.
Я предлагаю поразмышлять над одним любопытным фактом, который, думаю, большинству собравшихся известен, хотя вряд ли кто-нибудь из вас обращал на него серьёзное внимание. Я имею в виду надпись над входом в храм элевсинских мистерий в Афинах, которая имела следующее содержание – “Познай себя”. Эта фраза в наше время стала банальностью, а, как известно, лучший способ спрятать истину – это превратить её в банальность и вывесить на лозунги и транспаранты. В нашем случае важно другое – то, что эта надпись находилась не над философским собранием или, скажем, театром, а над входом в храм. Храм, церковь, религия традиционно у нас отождествляются с чем угодно – будь то поклонение, служение, молитва, но только не познание. Мы привыкли считать Бога чем-то внешним по отношению к себе, и потому фраза “познай себя” над входом в храм покажется, на первый взгляд, верхом нелепости.
Потому вполне законно и справедливо ваше недоверие, которое вы, возможно, почувствуете, когда я буду говорить о том, что психологическое и оккультное знание, по сути, является единым.
Увы, культ рабских богов привил нам достаточно специфическое восприятие религиозного благочестия: большинство либо принимают этих рабских богов, сами становясь рабами, либо напрочь отвергают всё религиозное и оккультное, выплёскивая вместе с водой и ребёнка. В сознании западного человека проведена демаркационная черта между наукой и религией, и то, каким образом некоторые пытаются перебросить мост, увы, выглядит неубедительным. Но, как свидетельствует данная надпись, эта граница была не всегда, и для благородных эллинов боги были чем-то вроде частей их души, их психического, их я. Познавая богов и их тайны, эллин познавал себя.
Если пофантазировать и представить, что я открыл некую территорию, которая была бы территорией юнгианского сообщества, я бы, без сомнений, повесил над входом две таблички. Первая надпись была бы уже упомянутая “Познай себя”, а вторая – цитатой из Данте “Оставь надежду всяк сюда входящий”. Эта вторая надпись так же выражает суть юнгианского учения, как и первая. «Оставь надежду» – значит, не надейся остаться прежним, не цепляйся за иллюзию, соверши прыжок в неизвестное и насладись им, не надеясь и не боясь.
Проходящий путь самопознания становится символическим героем – архетип, подробно разобранный в одной из последующий лекции. А как известно из любого мифа, путь героя начинается с символической некеи – спуска в ад, подземелье, после которого он уже никогда не будет прежним.
К сожалению, современная психологическая традиция на 90 процентов представляет собой продукт рабской культуры потребления. Достаточно полистать тот банальнейший набор штампов, которыми изобилуют работы таких известных “психологов”, как Карнеги, Шестром, Наполеон Хилл, чтобы убедится в этом. Подобная «психология» направлена не на освобождение индивида, а на его ещё большее порабощение, превращение в винтик культуры потребления. Покой и счастье, но не восторг и свободу предлагает нам такая психология, и мы с презрением отвергаем эти дары. Нечто подобное в свое время произошло и с религией – из системы самопознания и изменения она превратилась в “культ рабских богов”, как Алистер Кроули презрительно называл христианство.
К счастью, не вся психология такова, и юнгианская традиция – прекрасное исключение, предлагающее свободу вместо уютного покоя адекватности и путь выдающейся личности вместо уютной утробы приспособленности в смысле растворения в массе. Ключевое понятие юнгианства – индивидуация, что значит превращение в отдельного, осознающего себя индивида.
Чтобы подчеркнуть разницу между юнгианским подходом и большинством прочих психологических школ, я расскажу одну любопытную историю, приведенную ученицей Юнга Марией Луизой Фон Франц: “Два друга, страдавшие очень похожим неврозом, решили таки серьёзно заняться освобождением себя от оных страданий. Один уехал в Цюрих к ученику Юнга, другой в Вену к ученику Фрейда. Они условились возвратиться через полгода. Когда они встретились, второй сказал: “Теперь я полностью освободился от своих демонов. Я осознал, что это всё было просто проекцией моих эдиповых желаний и теперь поднялся по службе, нашел жену и начинаю полностью нормальную жизнь». Другой ответил ему: “ А вот я стал понимать ещё меньше, чем раньше, что-то открылось мне, но те вопросы, которые оказались передо мной теперь, ещё сложнее, их ещё больше. Но я чувствую, как во мне открылся источник силы, словно сам бог помогает мне”. Второй задумался и говорит: “Знаешь, я действительно убил в себе всех демонов, но похоже, что и ангелы ушли вместе с ними”.
Итак, перед вами два пути. Тысячи школ с удовольствием сделают вас счастливым и адекватным, вы забудете своих демонов и перестанете страдать. Мы же можем предложить вам лишь некоторые новые инструменты и понятия, которые, может быть, я повторяю – может быть, позволят вам несколько раздвинуть границы вашей свободы.
Первое базовое представление юнгианской традиции – это тезис о реальности психического. Это основа. Если вы ее принимаете, вы становитесь юнгианцем, даже если не согласитесь с Юнгом во всей остальной теории. Это тот изначальный посыл, над которым необходимо размышлять как можно больше, так, как ученики дзен медитировали над коаном. Идея может показаться вам простой, но уверяю вас – это простота обманчива, и часто бывает легче разобраться в тончайших хитросплетениях философской мысли, чем постигнуть этот простейший посыл.
Западный человек отличается уникальным презрением к внутреннему миру в угоду миру внешнему. Неважно, религиозен он или нет, по сути, любой западный человек является материалистом, ибо Бог для него – та же материя, находящаяся только выше и больше его. Эту западную религиозность превосходно высмеял Виктор Пелевин в блестящем романе “Чапаев и пустота”, сравнив религию с зоной. Сверху – пахан, внизу – дерьмо. Вовремя говном себя назови (то бишь покайся), авось пахан до ништяка и допустит. Пелевин высмеивает православную книжонку о мытарствах души после смерти.
Но давайте обратимся к восточной литературе на эту тему. Бардо тхедол – тибетская книга мертвых, призывает умершего вспомнить свою истинную природу, понять, что он и есть тот чистый свет, который видит перед собой и воспринимает как внешнюю силу. Эта книга призывает его не бояться самых страшных гневных богов, объясняя, что они лишь порождения его ума, истинной природой коего является изначальный свет.
Однако мы не можем слепо заимствовать богов востока, ибо мы не в состоянии понять их правильно. На западе Юнг был одним из первых, кто в открытую и без намеков и многосмысленностей заговорил о реальности психического. Основная ценность открытий Юнга именно в том, что эта идея впервые осмысляется не мистиком или философом, а ученым, и весьма убедительно доказывается. В дальнейшем я подробно воспроизведу эту систему доказательств, сейчас же остановлюсь на ней по возможности кратко.
Западный человек может спорить до хрипоты о том, являются ли ангелы или инопланетяне “реальными” объектами либо это “всего лишь” галлюцинации, порождения ума. Для юнгианца такие вопросы – пустая праздность. Если бы юнгианец и ставил перед собой подобный вопрос, то звучал бы он совершенно по-другому: являются ли ангелы – инопланетяне частью нашей внутренней жизни или всего лишь внешние объекты? Надеюсь, вы уловили известную долю иронии в поставленном вопросе, но за этой иронией стоит реальный вызов всему образу мыслей, который, начиная от культа рабских богов и заканчивая рекламой гамбургеров, пытается убедить нас: внутреннее – ничто, внешнее – всё. Идея реальности психического – это бомба, которая должна быть взорвана.
Разумеется, не Юнг впервые открыл эту идею. Уже много тысяч лет в том же Тибете каждый монах знает, что Боги, которым он поклоняется и выполняет их практики, являются порождением его ума и в тоже время полностью реальны, во всяком случае, более реальны, чем майя коллективных условностей.
Однако ценность открытия Юнга именно в том, что эта идея впервые осмысляется не мистиком и не философом, а учёным и весьма убедительно доказывается. В дальнейшем я подробно приведу эту систему доказательств, сейчас же остановлюсь на ней по возможности кратко.
Существует определённая категория переживаний, которые традиционно относятся к священным или религиозным. В юнгианской традиции они определяются как переживания связи с архетипом, с тем уровнем психических содержаний, которые едины для всего человечества и из которых наше сознание вырастает, точно древо из земли. Для этих переживаний характерно особое чувство нуминозного, когда вершина восторга смешана с вершиной ужаса от переживания в своей душе силы, много превосходящей Эго. Обычно такие переживания определялись как присутствие Бога или Дьявола, однако, учитывая крайнюю противоречивость информации, воспринимаемой разными людьми, предположение о существовании единой объективной силы, обладающей сознанием и волей, выглядит по меньшей мере спекулятивно. Логичнее представить, что сама сила, присутствие которой переживается эго, достаточно безлична и двойственна и потенциально содержит в себе всё. Всякий раз, проходя через призму сознания, эта сила определённым образом окрашивает его, что и воспринимается, как “откровение”.
Если идеалисты от религии придают таким переживаниям сверхличную ценность, проецируя их на внешний объект, то материалисты упорно пытаются обесценить подобные переживания, определяя их как “всего лишь галлюцинации”. Даже если и так, разве переживание предельного восторга обесценивается тем фактом, что оно всего лишь галлюцинация и полностью субъективно? Задумайтесь – какая для вас разница, насколько объективен источник вашего переживания, если само переживание реально переживается?
Более того – можно доказать, что наличие определённых переживаний, природу которых мы не можем определить, совершенно конкретно влияет на внешнюю реальность, опровергая наивный посыл материалистов, что сознание лишь эпифеномен материи. Более десяти лет Юнг сотрудничал с выдающимся ученым-физиком Вольфганом Паули. Каждый из них – один, как психолог, другой, как физик – пришли практически к идентичным выводам. Наше сознание парадоксальным образом воздействует на внешний мир, притягивая к себе то, к чему мы имеем склонность, как правило, неосознаваемую. Думаю, нам всем известны типичные неудачники, которые, по едкому замечанию одного психолога, “умудряются в последний момент вырвать камень поражения из когтей птицы успеха”, и победители, которые непонятным образом способны выходить из самых тупиковых ситуаций.
Однако важно понимать, что этот процесс является достаточно глубинным, и не совершать ошибку, в которую впадают многие последователи учения нью-эйдж – на наше сознание, на эго они возлагают ответственность за всё, что происходит в нашей жизни.
В глубинном смысле это имеет под собой основу, но увы, зачастую принимает гротескную форму. Психика – это не только Эго. Напротив, Эго подобно лодке в безбрежном море психического. Потому достижение совершенства, вопреки заверениям мошенников, которые обещают его вам в случае прохождения их семинара за триста баксов, невозможно по определению. Индивидуация позволяет нам начать осознавать значительно больше и расширить границы своей свободы, но полное и окончательное освобождение недостижимо.
В следующем занятии мы подробнее рассмотрим значение учения Юнга для развития всей мировой мысли. Мы постараемся понять, на какой ступени находится каждый из нас.