Лекция 11.
Аркан Вожделение
Соответствия по «Liber 777»:
Буква – тет.
Значение – змей.
Управитель – лев.
Положение на древе – Хесед – Гебура.
Цвета – желто-зеленоватый, тёмно-пурпурный.
Египетские боги – Ра-Гор Кхуит, Пешт, Сехмет, Мау.
Индийские боги – Вишну.
Медитация – труп, изглоданный дикими зверями.
Греческие боги – Деметра (как рождённая львами).
Римские боги – Венера (представляющая огонь вулкана).
Животные – лев (страж огня).
Растения – лотос.
Драгоценные камни – кошачий глаз.
Магическое оружие – предварительные операции.
Ароматы – ладан.
Снадобья – все тонизирующие средства.
Магические силы – приручение диких зверей.
Тело человека – сердце.
Мифические существа – драконы.
Болезни в случае неправильной работы – обморок, проблемы с сердцем.
Смягчай энергию любовью; пусть любовь всё пожирает.
Поклоняйся имени ABRAHADABRA, Квадратному, мистическому, чудесному
И имени Его дома 418.
Возможные значения при дивинации: «Храбрость, сила, энергия и действие, великая страсть, прибегание к магии, применение магической силы» (Алистер Кроули «Книга Тота»).
«Сила Зверя в Жене Багряной», — сказал Алистер Кроули. «Шива без Шакти – Шаво (труп)», — написано в тантрических текстах. Великий посвященный русского рока Борис Гребенщиков почти процитировал эти слова в песне, посвященной Лилит: «А сильные сильны только тем, что знают, где сила. А сила на ЕЁ стороне». Тайна одиннадцатого аркана – это прежде всего тайна святости сексуального экстаза и вожделения.
Посмотрим на карту. Багряная Жена, в чьих руках чаша Грааля, оседлала Зверя о семи головах. Все залито солнцем восторга и экстаза. Эротическая подоплека символов карты очевидна. Иконы богов в состоянии сексуального единения, конечно, не новы – еще в древней Индии Шива и Шакти рисовались как единое божество, тоже самое касается и тибетских Будд и богов. Но для западной традиции это является поистине революционным событием, в этом смысле аркан Вожделение может стать ключом к запретным тайнам сексуальной магии.
Новый эон, наступивший в 1904 году, принес полную переоценку ценностей. Прежде всего, эта переоценка коснулась отношения к сексуальности. В прошлом эоне торжествовала установка отношения к сексуальности как к чему-то греховному и порочному, оправданному исключительно в браке и только с целью деторождения. Как метко сказал Ницше, «христианство не убило Эрота, но низвело его в порок». С начала двадцатого века христианские установки стремительно теряли силу – дух нового эона породил огромное количество мыслителей, которые полностью переосмыслили отношение к сексуальности и эротизму: Фрейд утверждал, что любое действие человека имеет сексуальную подоплеку, Райх поднял знамя сексуальной революции, за что и принял мученическую смерть в американской тюрьме. Знамя не оказалось потеряно, и уже в шестидесятых под него встали тысячи и миллионы людей, почувствовавших дух нового эона в свободной любви хиппи. Человечество стремительно вошло в фазу новых ценностей, и временные откаты не могут остановить это.
Последнее время даже в христианство стал проникать дух нового эона. Например, несколько лет назад глава англиканской церкви официально объявил, что их церковь не считает грехом секс до брака, если основой этой связи является осознанное чувство, а не слепая страсть. Сексуальность заняло свое законное место.
Сексуальная революция – лишь первый шаг на пути глобального процесса сексуальной эволюции, итогом которого должно стать осмысление сакральности секса. Первые тенденции сексуальной эволюции уже стали просачиваться в массы – взять хотя бы основную идею романа Дена Брауна «Код Да Винчи».
Именно в этой переоценке ценностей и сокрыта причина изменение имени 11 аркана. Прошлое название карты – Сила, новое – Вожделение, «ибо вожделение предполагает не только силу, но и радость применения этой силы. Это энергия и восхищение энергией» (А.Кроули).
Чтобы понять всю суть трансформации, давайте проследим эволюцию одиннадцатого аркана с самого начала. В самом первом варианте на колоде Висконти-Сфорда изображался Геракл, убивающий немейского льва, что четко указывает на доминирование патриархальной установки. Затем, уже в марсельском варианте, Геракла заменила женщина, разрывающая пасть льву. Некоторый приоритет изменился, однако сама позиция противопоставления сознания и инстинкта осталась неизменной: животное должно быть укрощено силой.
Для человека прошлого эона карта Сила символизировала недостижимую мечту о полном преодолении, убийстве в себе природного, инстинктивного, хаотического, женского. Идеалом духовности патриархального эона являлся аскет или монах, полностью преодолевший земные страсти.
Пришел новый эон, и требования изменились. Теперь необходимо не уничтожение Зверя страстей, а осознанное единение с ним, «Любовь, направляемая Волей». Монах предстает в глазах современного человека беглецом от жизни и дезертиром. Новая форма духовности должна реально объединять плоть и дух, внешнее и внутреннее, эрос и логос.
Символом этого слияния и является изображение в колоде Кроули: вместо льва мы видим солнечного зверя о семи головах, которого оседлала Жена Багряная – образ конфликта и победы сменился образом страстного единения.
Значение числа одиннадцать в прошлом негативное: это было число греха и неконтролируемых страстей. В новом эоне эта символика радикально переосмыслена. Одиннадцать ныне – это число свободы, экстаза и великого делания. 11 – это освобождение от привычного, восторг страсти, которая объединяет противоположности. «Взорвите стены и потолок, чтобы увидеть все комнаты сразу», – эта фраза прекрасно выражает настроение шестидесятых и суть аркана Вожделение.
В нумерологии 11 – это брешь между мирами, через которую можно выбраться, дыра между циклами. 10 сфирот и 12 знаков зодиака представляют собой полный цикл. 11 является тайным проходом за пределы цикла. Это число любой магической работы от простейшего ритуала воли до сложнейших ритуалов инициаций. В Книге Закона сказано: «Число моё 11, как и все числа тех, кто с нами».
«Но пусть не путают глупцы – есть любовь и есть Любовь», — сказано в Святой Книге Закона. Обратите внимание на интересный парадокс: хотя самым сексуальным из карт большого аркана является одиннадцатый, тем более называемый Вожделение, все соответствия, связанные с сексуальностью, даны в третьем аркан Императрица – мягкие чувственные ароматы, афродизиаки, любовные зелья. Венера и Афродита соотносятся с третьим арканом. Так какая разница между любовью и любовью, Императрицей и Вожделением?
Сексуальность, связанная с Императрицей, — это слепая сила природы. Это цикл зачатий, рождений, смерти, подчиненный слепой силой к слиянию. Это матриархальная сексуальность эона Исиды, безличный поток, на пути которого христианство пыталось соорудить плотину, но даже во времена своего рассвета эта плотина прорывалась, и не только чернь, но и монашеская и правящая элита вовлекались в хаос стихийных оргий, незаконнорожденных детей и лицемерия, пытающегося прикрыть свой стыд. Непойманные судили пойманных с остервенением, которое помогало не заметить собственные страсти.
В прошлом эоне не было и не могло быть ЛЮБВИ, ПОДЧИНЕННОЙ ВОЛЕ. Либо хаос страстей и вовлечение в круговой цикл рождения, совокупления и смерти, либо попытка полностью разорвать с физическим. Поэтому в некотором смысле вожделение – это качественно новый архетип, который стал возможен только с новым эоном.
Вожделение – это не просто любовь, но любовь, подчиненная воле. Это солнечная, осознанная сексуальность, свободная от бессмысленных запретов и ограничений, но это и экстаз вдохновения, сознательное использование сексуальной энергии на своем духовном пути. Вожделение отличается от Императрицы так, как свобода отличается от вольницы. Вот почему одиннадцатый аркан является ко всему прочему и символом сексуальной магии, то есть осознанного использования сексуальности в высших духовных достижениях.
Есть еще один нюанс, отличающий Императрицу и Вожделение. Формула Императрицы подразумевает итоговую аннигиляцию через слияние. Если переводить это утверждение в психологическую плоскость, можно сказать, что союз, основанный на формуле Императрицы, означает полную смерть идентификации мужчины и женщины в процессе любовных отношений. Это может быть и позитивным изменением в сторону появления более сложной психической структуры, но в жизни, как правило, происходит наоборот, и оба партнёра медленно опускаются так, что не могут видеть дальше материи, малкута. В некоторых крайних случаях формула любви может приводить даже к смерти, как мы знаем это из большинства трагедий мировой литературы.
Формула Вожделения совершенно иная. Здесь не происходит полная потеря себя, скорее, речь идет об особом процессе взаимообмена энергией, который обогащает обоих. Партнеры черпают друг у друга необходимую силу, вдохновение и страсть для исполнения своих задач. В качестве примера подобного типа взаимодействия я обращусь к образу Сабины из «Невыносимой лёгкости бытия» Милоша Кундеры. Её самые страстные отношения с мужчинами были чем-то вроде дров для топки художественного вдохновения.
Смена эона породила необходимость переосмысления образов Зверя и Вавилонской Блудницы из Апокалипсиса. То, что раньше символизировало зло и грех, сейчас рассматривается как два высших космических принципа – женского и мужского, солнца и луны. В чем же причина такого переосмысления, ведь до сих пор мифология знала только обратный процесс: бывшие боги превращались в демонов, а затем – в сказочных персонажей?
Дело в том, что в западной традиции нет ни одного божественного образа, напрямую связанного с сексуальностью и экстазом. Заимствование восточных символов никогда не шло западной культуре на пользу, а поскольку за две тысячи лет христианство смешивало с грязью все, что связано с эротизмом, своих символов у запада не было. Боги, связанные с сексуальностью, сознанием и магией, например, Солнце – Терион и Луна – Бабалон, противопоставлялись христианскому архетипу.
И Кроули и Юнг в одну эпоху, не сговариваясь между собой, пришли к выводу об ограниченности невротичной позиции Иоанна Богослова, высказываемой в апокалипсисе. Параллель провести несложно: Согласно Кроули, Иоанн находился на очень низкой ступени посвящения, согласно Юнгу – страдал невротической диссоциацией. Наиболее точной фразой Юнга является утверждение, что «желаемое уничтожение в финале апокалипсиса Иоанна вавилонской блудницы есть уничтожение жизни вообще». Это один из самых принципиальных моментов в наследии Юнга, так часто игнорируемый его христианскими интерпретаторами: Карл Юнг напрямую соотносит Вавилонскую блудницу с самой жизнью и дарительницей жизни, что полностью соответствует святому закону Телемы и ее Символу Веры: «И верую в единое лоно, которым порождены все люди и где они упокоятся, тайное тайных, имя же её Бабалон»
Еще один отрывок, полный страсти и восторга, написан Кроули о Бабалон в «Книге Алеф»:
Свята, да будет свята во веки веков наша Госпожа БАБАЛОН, хлеставшая меня ТО МЕГА ТЕRION, своим бичом, дабы принудить меня к созиданию и разрушению, которое есть одно, в рождении и в смерти, это Любовь! Свята Она, объединяющая Яйцо со Змеей, и возвращающая человека к его матери, земле! Да будет свята Та, что дарует красоту и экстаз в оргазме каждого изменения и что вызывает восхищение и поклонение от созерцания множества хитростей Ее ума! Да будет свята Та, что наполняет свою чашу всеми каплями моей крови, так что моя жизнь полностью растворяется в вине ее восторга! Смотри, как пьяна она от нее, шатается на небесах, валяется от удовольствия, громко распевая песнь величайшей любви! Не она ли твоя истинная мать среди звезд, о, сын мой, и не обнимаешь ли ты ее в безумии инцеста и прелюбодеяния? О да, да будет свята Она, да будет свято Ее Имя, и Имя ее Имени, во веки веков!
Есть весьма интересная параллель между Бабалон в апокалипсисе и талмудическом преданием о Лилит. До недавнего времени эта первая жена Адама и супруга Люцифера тоже считалась демоницей, а с началом нового эона ее имя – Лилит – стало синонимом свободной, прекрасной и независимой женщины. В апокалипсисе, как и на карте одиннадцатого аркана, Жена багряная восседает на Звере, а согласно талмуду, конфликт между Лилит и Адамом произошел на сексуальной почве в связи с предпочтением запретной в патриархальной культуре позы наездницы. Для современного человека смешение сексуальности и власти кажется верхом варварства, а имя Лилит носит не демонический, а романтический оттенок, потому мы едва ли можем до конца понять те чувства, которые лежали в основе первых мифов.
Это имеет весьма глубокую основу, потому какую бы сексуальную позу не предпочитала конкретная пара, практики, связанные с сексуальной магией, обычно осуществляются в позе женщина сверху, что имеет глубокую символическую нагрузку.
В лекции о пятом аркане мы говорили о духовном освобождении женщины, которое есть обязательное условие нового эона. Здесь же мы должны рассмотреть и сексуальное освобождение, которое происходит со второго пятидесятилетия двадцатого века.
Сновидения, связанные с архетипом Вожделения, совершенно особые. В них женская фигура является инициирующей. Ниже я приведу сон, который наиболее ярко передает суть этого архетипа:
«Я стою на вершине огромной горы. Мне неведомо, как я сюда попал и что ждёт меня в будущем. Я словно оказался в центре мира, в точке, где господь встречается с Люцифером. Только здесь жизнь, всё остальное – лишь отражение. Ко мне подходит женщина. Никогда еще я не видел подобной. Описать её невозможно. В ней объединились предельная чувственность и стальная воля. Я приближаюсь, и желание захватывает меня. Я прикасаюсь к её руке, и внезапно она одним движением сбрасывает с себя одежды. Я охвачен желанием, начинаю ласкать её. Внезапно она изменяется в лице и спокойным голосом произносит: «Ты можешь всё». Я не понимаю, о чем она, и пытаюсь овладеть ею. Внезапно, резким толчком она сталкивает меня вниз с горы. Я падаю. Кажется, бездна раскрывается передо мной, и я лечу в сам центр ада. Я слышу её голос: «Ты можешь всё». Я лечу вниз всё быстрее, в своём падении я подобен молнии, которая живет только долю секунды и, ударившись о дерево, перестаёт существовать. В моих ушах всё ещё звучит её голос: «Ты можешь всё». Со мной начинает происходить нечто странное, чем ниже я падаю, тем больше становится моя уверенность, что мне ничего не угрожает. Я могу все, а значит, я могу и летать. Что-то происходит с моим телом, и я начинаю выдавливать из своей спины крылья, как зубную пасту из тюбика. Я испытываю сильную боль, моё тело словно разрывается. В чем-то это подобно родам – в муках я рождаю крылья. Внизу ад. За какую-то долю секунды, мне удаётся сделать взмах крылом, и холодные бивни камней, которые ещё немного – и утолили бы вековую жажду моей кровью, остались далеко внизу, и я со скоростью мысли устремляюсь в небеса».
Рекомендуемое чтение: Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия», прежде всего, обратите внимание на Сабину как на образ женщины нового эона.