Cymbaline
Лики Луны
Солнце и Луна
На алхимических иллюстрациях в лаконичной и понятной форме представлен наиболее сложный аспект мира — Солнце и Луна, мужское и женское начало. Алхимическая концепция Луны поражает своей целостностью и универсальностью по сравнению с символами феминности в других мифологических системах. Луна — это и отражение света Солнца, и неизменный спутник Земли, и символ ночи, когда все покрыто мраком, где только Луна способна вывести потерявшихся путников. Разумеется, все это не только символы женского начала, но также аллюзии к бессознательному, что для старого эона одно и то же, так как Великой Работой до сих пор занимались по большей части мужчины, бессознательное которых женственно и персонифицировано анимой-Луной. У женщин сознание лунное, а бессознательное — солнечно.
Следует учитывать, что все духовные системы в эоне Осириса рассчитаны исключительно на мужчин, а от мистерий эона Исиды остались одни лишь обрывки легенд.
По степени универсальности с алхимией может, пожалуй, сравниться еще и китайская даосская система, которая выделяет Дао как мужской принцип и Дэ как женский.
В египетской культуре концепция центрального феминного божества Исиды была также достаточно универсальна. Исида почиталась как богиня Нила и плодородия, как Луна, как супруга Осириса (Солнца), как мудрость и даже как вечная Дева — сестра Осириса.
В отличие от этих, в некотором смысле, дуалистических систем, в греческой мифологии мы находим целый пантеон совершенно разных женских божеств, вмещающих эти концепции. С одной стороны, здесь уже нет той легкости и простоты. С другой, благодаря античной мифологии, нам удастся рассмотреть большинство аспектов божества.
Уже при первом взгляде греческий пантеон богинь интуитивно можно на три части: богини-девы, богини-матери и богини-старухи. Символизм числа три, связанный с тремя фазами Луны, и соответственно, с возрастами женщины отображен в мистической традиции через сфиру Бина, Великую Мать Древа Жизни, а также в статуях Гекаты, древнегреческой богини Луны, которые имеют три головы. Статуи Гекаты ставили на перекрестках трех дорог, там же совершались ритуалы жертвоприношений, посвященных этой богине. Иногда Гекату изображали в виде трех танцующих богинь, которые впоследствии превратились в Три Грации, три Парки, «три девицы под окном»…
Разделение женского пантеона на три связано с такими инициатическими моментами в жизни женщины, как свадьба и климакс, делящих ее жизнь на три части: девичество, материнство и старость. В этом женщины кардинально отличаются от мужчин. Для последних, чтобы пройти инициацию, согласно мифам, нужно сражаться на войне, совершить подвиг и стать героем вне своего дома (то есть, в социуме). Женщине же, как пассивной (интровертной) силе, все это совершенно необязательно — ее инициация заключается в прохождении ею этапов «дева-мать-старуха». Конечно же, такой путь не всегда приводит к просветлению, впрочем, как и мужчину его поход «на войну». Опять же, в современном мире существует огромное количество женщин, предпочитающих найти себя в социуме и вполне успешно. Я не буду впадать в излишнюю сентиментальность, вспоминая набившее оскомину выражение «женское счастье» и приводя ставшие штампом «примеры из жизни» про несчастных в личном плане карьеристок. Но в пассивной позиции женщины заключена, безусловно, древняя мудрость, которой ей стоило бы овладеть. Во всяком случае, открещиваться от мифологемы и пытаться пройти мужской путь, наверно, не стоит.
Разделение полов происходит на инстинктивном уровне, когда девочки начинают тянуться к куклам, а мальчики — к машинкам и пистолетам. Попытки воспитывать мальчиков как девочек и наоборот заканчиваются глубокой психологической травмой для ребенка — тому есть немало примеров, а самый яркий описан в книге «Мальчик, который был воспитан как девочка».
Так сложилось в нашем обществе, что девочек с малолетства воспитывают как будущих жен и матерей. Нервным феминисткам, у каждой из которых проблемы на личном фронте, доказывающим, что мир принадлежит мужчинам, следовало бы оглядеться вокруг, ведь само существование общества как такового обязано своим появлением женскому лону.
Молодая Луна
С момента рождения и до замужества над девушкой властвует архетип богини-девы, наиболее полно представленный через миф об Артемиде-охотнице. В Херсонесе в античные времена существовал культ богини, которую так и звали — Дева. Это та же греческая Артемида, олицетворяющая дикую, непокоренную природу: девственность. Миф об убийстве Актеона намекает на то, что в жизни девственницы нет места для мужчин, хотя сама природа охотницы подразумевает противоположное. В этом заключается парадокс.
Мне трудно сдержать улыбку, когда я читаю высказывание Кроули из книги 777, следующее за списком богинь-дев: «Функция Девы — вдохновляющая». Разумеется, это ссылка на аниму мужчины, а не на самостоятельное женское божество. Как мне кажется, вдохновляющую функцию анимы лучше всего олицетворяет Афина Паллада, которая достаточно мужеподобна. Ее мудрость — мудрость из марсианского мира мужчины. Афина рождается из своего отца Зевса без участия матери. Существует мнение, что культ Артемиды и Афины Паллады пришел из до-еврейского Ханаана в виде их богини Анату и уже после был разделен на две ипостаси сугубо эллинским умом.
Вернемся все же к женскому аспекту божества. В юном возрасте девушка живет с матерью, и учится быть женщиной на ее примере, а потому волей-неволей ее в некотором роде отражает подобно зеркалу. На этом этапе ее подстерегает три опасности: либо это гипертрофия материнского элемента, либо отождествление с матерью, либо наоборот, сопротивление матери.
Трагичность судьбы Персефоны, дочери Деметры, которую похитил Гадес в том, что она так и осталась дочерью своей матери, не найдя постоянного убежища в доме мужа.Богиня-дева олицетворяет возрождающуюся природу, проснувшуюся после зимней спячки. Друиды представляли смену зимы на весну в виде мифа, где на смену дряхлой старухе в черном приходит девушка (богиня Бригитт), одетая в белое. Время Бригитт с начала февраля до второй половины марта. Сейчас в это время Католическая церковь празднует Очищение Богородицы, и день святой Бриджет. Когда девушка достигает половой зрелости становится очень заметно сексуальное соперничество между матерью и дочерью, которая проецирует еще инфантильную сексуальность на всех окружающих. В этом и проявление мифа — старуха была свергнута со своего трона, чтобы на нем воцарилась богиня-весна.
Культура Эллады дает нам два примера положительного развития событий в жизни девушки, свободной от влияния материнского комплекса. Один из них — это миф о Дельфийском Оракуле, где жрицами служили исключительно девственницы до двадцати лет. Пифии садились на трон посреди пещерного зала и, надышавшись подземными испарениями, предсказывали судьбу пришедшим. Их очень уважали жители Дельф, а за нанесение оскорбления жрице могли даже казнить. К сожалению, не осталось свидетельств, куда уходили жрицы после достижения двадцатилетия, но вполне возможно, они, богатые и состоявшиеся, выходили замуж и рожали детей. Второй пример, поражающий своей актуальностью для нашего времени — это миф о Гебе, богине юности, которая была виночерпием на Олимпе, то есть наливала и подносила нектар богам. Впоследствии она благополучно вышла замуж за героя-Геракла и родила двоих детей.
Переход Персефоны в царство Гадеса — это символ потери девственности. В царство мертвых можно попасть лишь после смерти, недаром Гадес мотивировал свой отказ отдать Персефону Деметре, так как та уже вкусила гранатовых зерен Аида. Сейчас часто можно услышать, что оргазм — это маленькая смерть, и что смерть — это начало нового этапа. В контексте женского божества, потеря девственности — это начало новой жизни — жизни жены и матери. Из мифа о Психее мы узнаем, что Афродита пророчила Психее замужество за смертью, тогда как Психея впоследствии стала женой бога любви.
В новом эоне символом богини-Девы является Нюит, небесная богиня. Она уже не та опьяненная от запаха нарциссов Персефона, которую неожиданно похищает теневая субличность (по сути — непроработанный анимус). В первой главе Книги Закона и в Гностической Мессе хорошо виден характер этой девушки — решительная, бесстрашная и раскрепощенная. Скорее она, а не мужчина совершает «обряд первой ночи пророка и его невесты», то есть, по сути, совершает самоинициацию. В этом контексте вспоминается Лолита из романа Набокова.
Разумеется, в современном мире потеря девственности чаще всего не несет такой насыщенной идеи изменения, так как первой ночи с мужчиной не предшествует свадьба и не всегда за этим следует уход из дома. Начало совместной жизни не знаменуется браком. Поэтому сам инициатический момент бывает весьма размытым во времени. Это говорит о том, что наше общество полностью теряет свои инициатические традиции. Жизнь требует от нас наивысшей осознанности. Момент осознания, что прошлая жизнь осталась позади, и впереди ждет что-то качественно новое и есть момент инициации, даже если это произошло через год после «свадьбы».
Полная Луна
Богиня любви, Афродита, согласно Гомеру, и Анандиомена (форма той же Афородиты) из видения Гесиода — обе вышли из морской пены. Само имя «Афродита» происходит от греческого слова «афрос», что означает пена. Имеется более древний самобытный вариант мифа — после оскопления Урана его гениталии были выброшены в море. В Риме считали, что Венера появилась из раковины мидии, которая, совершенно очевидно указывает на женские половые органы. Объединяя эти идеи мы получаем концепцию рождения от соединения Великого Отца, Неба, и Великой Матери, Моря.
Связь Афродиты с водой наталкивает на размышление о совершенной женственности воды во всех мистических системах. Вода — это пассивное вещество, способное принимать любую форму. К тому же, это единственное вещество в мире, которое способно находиться в трех состояниях в естественных условиях, что снова указывает на священное число Великой Матери. Любовь, которую олицетворяет Афродита, имеет абсолютно эмоциональный характер, в связи с чем вспоминается двойка чаш из колоды Тота — гармоничная Хокма в эмоциональном аспекте.
Пример Афродиты показывает нам, кем становится женщина в период после вступления в брак и до рождения ребенка. К сожалению, мало кому из женщин удавалось побыть Афродитой достаточное время для осознания ее природы в силу того, что не успев выйти замуж она сразу же зачинала. Кроме того, в Эоне Осириса вообще всякая женская сексуальность была вытеснена, да и сама любовь тоже, ведь родители подыскивали будущих партнеров своим детям сами. С наступлением Нового Эона ситуация будет меняться в сторону все большей осознанности, во всяком случае в этом вопросе.
Телема дает нам пример современной жрицы любви: Бабалон, которая уже не дева, но еще не мать. Ее аспекты не только водные, но и огненные, то есть динамические. Это свидетельствует о том, что роль женщины в мире будет становиться все активнее, а сама любовь будет все более освобождаться от вытеснения сексуальности и приобретать в некотором смысле первобытный характер. Миллионы одиноких женщин, которые вынуждены воспитывать детей без мужа — первый звоночек Нового Эона, когда узы брака уже не держат людей рядом с нелюбимыми. Это еще раз напоминает о необходимости осознанности, чему развитие химии всячески способствует.
Из мифа об Одиссее, который спускался в Аид, мы узнаем о Персефоне, которая стала царицей царства мертвых, имеющей там свой голос и свои обязанности, правда, в силу характера этого царства, достаточно мрачные. Здесь намек на возможное саморазвития на этапе «жены».
Фробениус в книге «Лицо судьбы» цитирует некую благородную Абессинку: «Откуда мужчине знать о жизни женщины. С момента рождения до полного увядания жизненных сил мужчина почти не меняется. После ночи, проведенной с женщиной, мужчина уходит. Женщина же зачинает. По сравнению с бездетной женщиной, женщина-мать — другой человек. Появляется нечто, что никогда не покидает ее жизнь. Теперь она — мать. И она останется ею, даже если ребенок умрет, даже если умрут все ее дети». Рождение новой жизни из женского лона — самый загадочный и мистический аспект ее жизни. Теперь женщина уже не вода, а земля — та самая Мать Земля, которой поклонялись древние аграрные цивилизации, видевшие связь между способностью земли давать урожай и такой же способностью женского лона. Несмотря на всю инициатичность момента рождения потомства, на этом этапе женщине не нужно ничего предпринимать и целенаправленно стремиться к этому — любовь к детям появляется сама по себе, в силу природы. Если же не появляется — то тут, пожалуй, сделать ничего нельзя. Знаменитая греческая богиня-мать Гея и сменившая ее Рея олицетворяли бесконечное терпение, спокойствие и материнскую любовь.
Как ей не привязаться к ребенку, и всегда помнить, что он — гость в ее доме? Часто после рождения ребенка, женщина становятся исключительно матерью, теряя свою индивидуальность и угрожая индивидуальности ребенка. Та же Деметра слишком привязалась к своей дочери, почему и рвалась в Аид, и не могла выполнять свои божественные обязанности (буйство природы) без дочери. С одной стороны — это иллюстрация материнского инстинкта, когда даже слабая и хрупкая женщина вдруг становится волчицей, спасая свое дитя от неминуемой опасности. С другой стороны, этот инстинкт может зайти настолько далеко, что мать просто не способна адекватно воспринять ребенка как самостоятельную личность и не позволяет ему уйти из дома, чтобы прожить свою собственную жизнь, вмешиваясь во все. Пример такой женщины — Фетида, мать Ахиллеса, восклицающая в гимне Гомера: «Сын мой, на что воспитала тебя я, рожденного к бедствам?». Знаменитая Ахиллесова пята, единственное уязвимое место героя, — это символ катастрофического вмешательства матери в жизнь сына.
Сполна вкусив материнства, женщина часто не способна быть личностью, она — только мать и жена. Ей, тем не менее, придется добиться чего-то и для себя, так как в противном случае, на следующем этапе своей жизни она будет глубоко страдать.
Убывающая Луна
Беременность и роды при всей своей грандиозности не сравнятся с силой влияния, которое оказывает климакс, который лишает женщину способности «плодоносить». Часто этот период совпадает с моментом ухода детей. На этом этапе, комплекс материнства, к которому она так привыкла, иногда выливается в любовную связь с мужчиной намного младше ее самой. Тенесси Уильямс прекрасно изобразил эту историю в своей книге «Римская весна миссис Стоун», в самом названии которой изображено стремление осени снова стать весной. Время не остановить и бездну между поколениями не перейти, так что такая связь ни к чему не приводит, кроме дополнительного стресса.
Сама идея старости женщины, которая до того была «самой жизнью», видимо сильно пугала народы прошлого. В мистических традициях почти не осталось положительных женских божеств, олицетворяющих мудрую, состоявшуюся женщину, перешедшую климактерический рубеж. Единственный пример, который дает нам общество — образ доброй бабушки, хотя здесь сплошная проекция того же комплекса, и нет развития и перехода, который должна была принести инициация — та же мать, только уже мать детей своих детей.
В древних матриархальных общинах славян главной жрицей была одна из «бабушек» — самая мудрая и уважаемая, которая считалась матерью всех инициированных юношей, перешедших в общину невесты от своих родителей. Ее называли Бабой. Когда матриархат сменился патриархатом, и женское начало было вытеснено, появился образ Бабы Яги, злой старухи-отшельницы, которая бесится от потери возможности воспроизводить потомство. Все изображения старух Эона Осириса пестрят ужасающими ведьмами в черных мантиях с крючковатыми носами и всколоченными седыми патлами. В своем «алхимическом котле» они варят какое-то зелье, которое, несомненно, смертоносно. Следующий символ — это та же старуха с косой. «Сама жизнь» стала «самой смертью». Даже Кроули называет Гекату, Нахему и Кали «совершенно злым символом».
Это не совсем оправданно. Страх перед старостью — это инстинктивный страх первобытных людей перед зимой с ее смертями от голода, холода и болезней. В настоящее время, в связи с техническим и медицинским прогрессом, бояться нам нечего, кроме самих себя. Даже если сам страх смерти еще не искоренен, до нее еще нужно дожить. В «зимний» период своей жизни женщина полностью освобождается от того основополагающего принципа ее существования, который Оскар Уайльд выразил в своем афоризме: «Самое трагичное в жизни женщины в том, что прошлое — это всегда ее любовник, а будущее, это, как правило — ее муж». В старости она предоставлена сама себе и полностью свободна от своей физиологии. Теперь она может стать мудрой наставницей, жрицей. В более позднее время в Дельфах начали выбирать жриц Оракула среди женщин старше пятидесяти.
Неизменный атрибут Гекаты — факел, олицетворяет свет Лунной мудрости, которым она освещает свою отшельническую пещеру. Таким образом, если в молодые годы индивидуация мужчины и женщины проходила совершенно различными путями, то к старости эти пути, по идее, должны прийти к одному и тому же — т.е. к архетипу Мудрого Старца.
К сожалению, таких примеров во всеобщей истории нет, так как женщин не допускали ни к духовной ни к общественной жизни социума…
Придется нам, женщинам нового эона, восполнить этот пробел.
Работать над соответствиями можно бесконечно долго, находя все новые и новые ключи, которые открывают глаза на «скрытые» тайны. При этом достаточно лишь посмотреть на стадии Лунного цикла, который организм женщины переживает не только в макрокосме, но и в микрокосме беспрерывно, и становится очевидным, что имеется в виду в мифологии, когда говорится о девушке, женщине и старухе. В медицине это объяснили бы уровнем гормонов в крови, и были бы абсолютно правы. И как человеков разумных, нас прежде всего интересует, какую духовную пользу можно извлечь из этих параболических колебаний.