13.09.2007
0

Поделиться

Магия таро. Искусство прорицания

Магия таро. Искусство прорицания

Итак, получив представление о символизме таро, мы становимся перед вопросом его практического использования. Практика таро имеет два аспекта: предсказательный (дивинация) и ритуальный.

Разница между ними очевидна: прорицая, мы исследуем будущее, используя магию — пытаемся на него активно влиять. Принято считать, что женщинам лучше даются предсказания, и я никогда не упускаю случая вытянуть карту из колоды опытного мага-женщины. Мужчинам, напротив, легче бывает осваивать активный, магический аспект. Однако следует помнить, что вышесказанное является не математическим законом, а приблизительной тенденцией: так, встречаются мужчины, которым легче дается искусство предсказания, и женщины, использующие таро прежде всего в магических целях.

Не забывая о том, что высшее предназначение таро — не предсказания и даже не магия в ее прикладном аспекте, а постижение универсальных законов коллективного бессознательного и самопознание, ведущее к богопознанию, мы, тем не менее, считаем, что нет смысла пренебрегать и более приземленными аспектами хотя бы потому, что такая практика помогает лучше понять символы Таро.

Говоря о прорицании, нельзя забывать, что это искусство отнюдь не равнозначно вынесению приговоров. Процесс прорицания — это, скорее, разговор со своим Святым Ангелом-Хранителем, из которого мы узнаем, на что нам стоит обратить внимание, какие опасности нам угрожают и какие перспективы перед нами открываются. Прорицание указывает на наиболее вероятный исход, но не на заранее запрограммированное будущее. Таким образом, свою собственную жизнь все-таки выбираете именно ВЫ.

В этой книге я хочу предложить вашему вниманию один чрезвычайно эффективный расклад, который мне удалось разработать . «Велик ли интерес — расклад», — скажет искушенный читатель, знающий десятки вариантов «кельтских крестов», тетраксисов и треугольников.

Однако, изучая различные расклады, я обнаружил, что абсолютное большинство из них составлено совершенно произвольно или, по-народному говоря, «от балды», то есть без знания конкретных магических формул. Между тем, классические магические формулы, созданные еще в глубокой древности и находящие подтверждения в новейших научных открытиях, вниманием явно обойдены. Но разве не очевидно, что, если делать расклад по магической формуле в соответствии со всеми правилами искусства, точность прорицания будет гораздо больше? К сожалению, большинство авторов явно недооценивает интеллект своих читателей и старается все упростить до той степени, на которой происходит потеря смысла.

Свой расклад я назвал «королевским». Его основой является древняя формула тетраграмматона, переходящего в пентаграмматон. Согласно представлениям средневековых каббалистов, четырехбуквенное имя бога — Йод-Хе-Вау-хе (Яхве) — является самой могущественной магической формулой и заключает в себе четыре стихии: «йод» — огонь, «хе» — вода, «вау» — воздух (интересно, что в индуисткой традиции боги воздуха именовались «вайю»), вторая «хе» — земля. В главе, посвященной Иерофанту, мы кратко коснулись соответствий, существующих между стихиями и основными психологическими функциями: огонь-интуиция, вода-чувство, воздух-мышление, земля-ощущение.

Однако это еще не все. Человек, согласно магическим представлениям, несет в себе высшую духовную сущность, которая является его божественной частицей, или духом. В образе классической пентаграммы мы видим идеальную «психологическую карту»: элементальные психические функции подчинены высшей духовной функции. В каббалистических представлениях средневековья в четырехбуквенное имя добавлялось «шин», и имя «Яхве» превращалось в «Иешуа», то есть в имя Иисуса Христа. Вполне возможно, что многих читателей будет раздражать христианский акцент, потому оговорюсь, что речь идет об универсальном архетипе одухотворения, который можно встретить во всех традициях, и его христианская интерпретация — лишь одна из возможных.

«Но при чем здесь практика?» — спросите вы. Мы собирались говорить о раскладах, а вместо этого погружаемся в тонкости средневековой каббалы. Однако этот экскурс необходим для того, чтобы понять глубинный механизм расклада, ибо он основывается на формуле пентаграмматона.

Несколько слов о приготовлениях. Самой лучшей подготовкой будет ритуальное прочтение текста Либер Исрафель, который призывает снизойти на вас и на колоду бога мудрости, прорицания и слова Тота, или Тахути. Слишком нетерпеливый читатель, в принципе, может пренебречь предварительным этапом, однако эффективность в этом случае несколько снизится.

Взяв колоду, мы разделяем ее на две неравные части — большие и малые арканы — и после этого тщательно перемешиваем каждую из них. Это действие необходимо потому, что даже опасные и неблагоприятные большие арканы имеют высшее, архетипическое значение и скрывают истины гораздо более сложные и многозначительные. Каждая карта большого аркана амбивалентна. К примеру, Башня может означать радикальное разрушение внутренней темницы, а Звезда — излишнюю идеалистическую мечтательность. Карты малого аркана, напротив, полностью личностны и материальны и имеют достаточно четкое и определенное значение.

Поэтому сначала, тщательно перемешав карты, мы вытаскиваем одну из стопки больших арканов и помещаем ее в предполагаемый центр расклада. Это и есть карта духа, то духовное ядро, универсальный архетип, под воздействием которого происходит и будет происходить процесс вашей жизни.

Затем, не открывая этой карты, мы перемешиваем вторую стопку, где остались малые арканы, и, начав сверху, выкладываем квадрат. Если представить расклад как циферблат часов, то шин — архетипическая, главная карта — будет находиться в центре циферблата, а по четырем сторонам, в позициях «12», «3», «6» и «9», будут выложены карты малого арканах. Когда мы кладем карту «12», то громко и четко произносим «йод», «3» — «хе», «6» — «вау», и, наконец, «9» — снова «хе». Обратите внимание, что «шин» мы не произносим, поскольку он является «непроизносимым».

Этот же расклад можно было бы представить как пентаграмму, поместив единственную карту большого аркана в ее верхний угол. Однако, как подсказывает мой опыт, это было бы не вполне оправданно: основной для данного расклада является не столько пентаграмматическая идея «контроля» духа над четырьмя стихиями, сколько то, что дух является источником этих четырех стихий, порождающим их из себя.

Надо ли говорить, что столь мощный расклад не стоит делать часто: выполняйте его либо в дни, традиционно связываемые с прорицанием (святки, Новый год, день рождения), либо оказавшись в крайней точке кризиса, когда необходимо разобраться в нахлынувшем хаосе. Для решения рядовых вопросов вполне хватает «мгновенного» расклада, то есть одной карты, вытащенной из колоды.

Но вернемся к обсуждаемому «королевскому» раскладу. Карта «йод» соответствует стихии огня, интуиции, творческой активности и связи с духовным началом. Из четырех стихийных карт она наиболее важна и часто скрыто пересекается с центральной картой большого аркана. Карта «хе» соответствует воде, отношениям с противоположным полом, эмоциям, мечтам — словом, всему, что традиционно относится к сфере чувств. Карта «вау» — это воздух: ваше мышление, интеллект, способность к анализу и дифференциации явлений. Земля — это мир материальных ценностей, сенсорика, деньги, карьера.

Глядя на центральную карту, вы узнаете, какой архетип доминирует в вашей жизни, а глядя на четыре боковых аркана — как этот архетип преломляется вашей жизни. Помните, что вам стоит доверять своей интуиции и использовать традиционные интерпретации исключительно как точку отсчета.

Действие карты многократно усиливается, если масть совпадает с положением. Скажем, семерка чаш в положении «6» говорит о том, что ваша интеллектуальная активность блокирована низшими побуждениями, но, если семерка чаш оказывается в своей стихии, то это означает полный крах в сфере чувств. Существует и обратная закономерность: к примеру, шестерка мечей не в своем доме будет относительно нейтральна, но, оказавшись в сфере воздуха, она будет сулить интеллектуальные прозрения, которые обязательно произойдут, если вы сосредоточите свои силы в сфере мышления.Полное отсутствие совпадающих мастей говорит о дисбалансе и хаотичности вашего положения, но, если нет откровенно негативных карт, этот хаос безопасен и со временем будет структурирован.

Стоит затронуть один технический вопрос, связанный с искусством прорицания и, в частности, осуществлением предсказаний для других. Оправданно ли это? Весь мой опыт говорит о том, что следует устанавливать личные отношения со своей колодой и только в крайних случаях и с соблюдением необходимых предосторожностей заниматься прорицанием для других.

Практически ни в одной из известных мне книг, за исключением «Книги Тота», нет ответов на вопрос о глубинных механизмах процесса прорицания. К таро подходят как к телевизору или холодильнику — главное, чтобы работал, а каковы скрытые принципы этой работы — не важно. Однако подобный подход неприемлем для мыслящего человека, и сейчас я хотел бы коротко изложить свой взгляд на эту проблему.

Процесс прорицания во многом схож с психоанализом и имеет в своей основе примерно такие же механизмы, только действующие более интенсивной форме. Поэтому ключом нам послужат десять рисунков средневековой алхимии, которые Юнг использовал как иллюстрацию отношений между аналитиком и анализируемым в процессе психоанализа в работе «Психология переноса».

Юнг указывает на интересный феномен: в процессе анализа аналитик, разбирающий сны и воспоминания анализируемого, берет на себя часть его подсознания. Вот почему психиатрия является до некоторой степени областью табу, а психиатры инстинктивно дистанцируются от пациентов, сводя все к биологическим процессам. Речь идет о страхе психического заражения, который далеко не так призрачен, как кажется. Одним из излюбленных героев голливудских триллеров является психоаналитик, который оказался в плену демонического бессознательного своего пациента.

Смешение психик, конечно же, происходит далеко не сразу, а в тех случаях, когда оказываются задействованы глубинные архетипы коллективного бессознательного, для которых привычные нам карты реальности, попросту говоря, не действуют. А поскольку прорицающий непосредственно обращается к колоде таро, как к миру архетипов, опасность заражения оказывается наиболее актуальна. Вот отсюда и происходит страх профанов «взять на себя чужую карму», который, как мы видим не лишен смысла даже с точки зрения психологии.

Есть люди, рожденные быть психотерапевтами, а есть призванные быть прорицателями. Для таких людей все мои предостережения абсолютно излишни, поскольку они интуитивно знают об опасностях и защищаются в меру своих умений. Однако для мага, целью которого является не предсказательная деятельность в салоне, а самопознание, предсказания для других все же достаточно опасны и могут быть оправданы только в отношении очень близких друзей или учеников.

Еще один расклад, который стоит упомянуть, осуществляется по структуре древа жизни. Вы можете встретить его в каждом учебнике раскладов, и, казалось бы, на нем можно бы было и не останавливаться. Однако мой опыт говорит, что если выполнять этот расклад по всем правилам искусства, то эффект увеличится на несколько порядков. Использовать его имеет смысл не столько для прорицания, сколько для психологической диагностики вашего психологического и духовного состояния. Расклад «Древо жизни» — это своего рода карта вашей психической реальности на данный момент. Рекомендуется обращаться к нему не слишком часто, желательно не чаще, чем один раз в год.

Перед вами схема Древа жизни.

Рисунок. Древо жизни.

Как вы знаете из предыдущих глав, 22 больших аркана соответствуют 22 путям между числовыми сфирами, а числовые карты соответствуют десяти сфирот. В раскладе мы используем всю колоду, но задействуем только десять основных сфирот, выкладывая карты от одной до десяти в соответствующем положении. Каждый раз, доставая карту, следует пропеть божественное имя конкретной сфиры.

Выкладывая первую карту, произнесите: «Эхие».

Выкладывая вторую карту, произнесите: «Йод-хе-вау-хе».

Выкладывая третью карту, произнесите: «Иегова Элохим».

Выкладывая четвертую карту, произнесите: «Эль».

Выкладывая пятую карту, произнесите: «Элохим Гибор».

Выкладывая шестую карту, произнесите: «Элоа Ва Даат».

Выкладывая седьмую карту, произнесите: «Иегова Цебаот».

Выкладывая восьмую карту, произнесите: «Элохим Цебаот».

Выкладывая девятую карту, признесите: «Шаддаи эль Хай».

Выкладывая десятую карту, произнесите: «Адонай Малек».

Первая карта отвечает за вашу связь с божественным. Она сообщает о том, как работает ваша высшая чакра связывающая вас с божественным принципом. По сути, это самая важная карта расклада. Тем не менее, позитивная карта здесь, при откровенно негативных в других разделах, говорит о слишком большом крене в сторону духовного мира и риске потерять связь с жизнью.

Вторая карта говорит о том, как работает ваша внутренняя мудрость. Это карта вашей творческой энергии, способности быть активным. Плохая карта в этом разделе также может указывать на сильный недостаток энергии и проблемы со здоровьем.

Третья карта очень сложна. С одной стороны, она связана с вашей материнской функцией (если вы женщина) и восприятием матери (если вы мужчина). Но также эта карта указывает на вашу способность принимать то, что дает вам жизнь, и открытость для новых идей, веяний.

Четвертая карта указывает на природу ваших отношений с отцом и отцовским началом в себе. Также она может сообщать о том, насколько вы уравновешенны, спокойны и устойчивы.

Пятая карта говорит о Воле к власти и Мужестве. Она указывает на вашу способность или неспособность отстаивать свои интересы, участвовать в жесткой борьбе, конкуренции, противостоять вторжениям в вашу жизнь. Что вы предпочитаете — руководить или подчиняться? Как вы реагируете на вторжение — бегством или противостоянием?

Шестая карта соответствует центру малого лика и говорит о вашей способности к самопознанию, о том, насколько хорошо вы осознаете свои мотивы, желания и обращаете ли вы внимание на свои сны. Это карта высшей магии, целью которой является приближение к собственному центру.

Седьмая карта — это карта любви. Она указывает на природу ваших отношений с представителями противоположного пола, мир чувств и эмоций и желаний. Это карта вашей сексуальности.

Восьмая карта — карта ваших интеллектуальных способностей. Какое место занимает интеллектуальное в вашей жизни? Может быть, ваши чувства недостаточно сбалансированы, а, может быть, наоборот, вы слишком рациональны? Также эта карта отвечает за вашу способность к коммуникации, налаживанию нужных контактов.

Девятая карта — это мир фантазий и сновидений. Кроме того, она отвечает за освоение простейших магических способностей, таких, как осознанные сновидения, астральные выходы или ясновидение. Она тоже, в определенном смысле, соответствует сексуальности, но в отличие от седьмой карты, сексуальности природной, инстинктивной.

Наконец, десятая карта расскажет вам о том, насколько надежно вы укоренены в материальном мире. Это карта материальной успешности, реализма, физического здоровья.

Некоторые советуют делать этот расклад только на больших арканах, однако я считаю это нелогичным хотя бы потому, что в традиционной системе большим арканам соответствуют пути между сфирами, а не сами сфиры. Поэтому целесообразнее будет использовать всю колоду.