Марк Стэвиш
Символизм креста
Жесты и символы всегда играли огромную роль в западной мистической традиции. Крест же является наиболее заметным из них, оказывавшим огромное влияние на западных мистиков и искателей древней мудрости.
Хотя крест и кажется теперь исключительно христианским символом, на самом деле он существует уже в ранних мистериях. Египетский тау-крест и анкх, крест – распятие Христа, крест с розой как эмблема средневековых и ренессансных алхимиков, поздневатиканский двойной крест Воскресшего Спасителя – все это разнообразные вариации одного и того же символа, служившего путеводной нитью для значительной части человечества на пути к Богу.
История креста
В общем и целом крест представляет собой сочетание вертикальной линии с горизонтальной или активного (I) и пассивного (-) принципов. Когда эти две силы сливаются в одну, мы получаем третью силу – бытие или идею. Если говорить о сексуальном символизме, то он представлен в образе креста на психологическом и духовном уровнях. Например, египетский анкх или крест с петлей, представляет собой прекрасный образец раннего сексуального (порождающего) символизма, хотя поздние его интерпретации в основном сводятся к жизненной силе и божественной власти вообще.
Юнг предлагает интересную идею о возникновении креста: по его мнению, крест появился у первобытных народов вместе с открытием огня, так как для разжигания пламени требовалось две скрещенные палочки быстро тереть друг о друга. Огонь же, в свою очередь, обеспечивал тепло, защиту, и помогал созданию эффективных орудий труда. Крест, таким образом, можно понимать, соглашаясь с позицией Юнга, и как символ огня. Также любопытно отметить, что слова, обозначающие в различных языках крест, такие, как krois, krouz, kreuz, crux,cruz или croaz имеют этимологически общее происхождение со словами, обозначающими огонь. Корни ak, ur,or, os — все они обозначают космический свет или пламя.
Ранние кресты изображались обычно как (T) и (X). В поздних вариантах появляется дополнительная перекладина и крест уже выглядит как (t или +). Равносторонний крест символизировал обычно четыре стороны света, четыре природных элемента, четыре человеческие расы (в фольклоре индейцев хопи), как и Четыре Неба Зороастра и их позднюю трактовку в иудейской Каббале. Затем появились и значения четырех времен года, четырех жизненных стадий, вообще все ассоциации, связанные с жизнью, смертью и возрождением.
Платон в Тимее пишет, как Демиург сшил вместе отдельные части разделенной «Мировой Души» двумя швами, формой схожими с так называемым «Крестом Святого Андрея» (Х). Египетский анкх для многих до сих пор остается символом воскрешения и вечной жизни вообще, так как похож он на фигурку человека – посвященного, приветствующего новый день с вытянутыми руками и высоко поднятой головой. Один теософский автор называет эту позу «Позой Мадонны»: мы словно пытаемся обнять все творение. Далее она пишет, что такая позиция благотворно сказывается на сердце, побуждая нас к открытости и состраданию, так как именно в области сердца соединяются обе линии креста.
В средневековье крест большей частью ассоциируется с распятием Христа. В результате прямой крест (+) становится символом Божественной Силы и Божественного Присутствия, победы над смертью и невежеством. Соответственно, перевернутый крест, появившийся позже, рассматривается как отрицание жертвы Христа, знак богохульства и демонических сил, несмотря на то, что у этого знака есть и определенная история: в такой позе попросил распять себя Святой Петр потому, что считал, что недостоин быть распятым подобно Спасителю. Мистические доктрины во все времена пользовались крестами разной формы для обозначения потоков Космической Силы, ее ритма и потенциала.
В Англии крест ассоциировался всегда с тисовым деревом, росшим часто на кладбищах. Интересно, что в средневековых сказаниях и песнях Христос упоминался как «повешенный на древе» подобно богу Одину. Христианские мистики позднее заменили его на «Древо Жизни» средневекового иудейского мистицизма – каббалы.
Использование креста
Используя символ креста сознательно, мы можем создать внутри состояние, способствующее разного рода духовным экспериментам и расширению нашего понимания. На самом деле мы и есть открытые каналы, готовые принять Космическую Мудрость, Универсальную Любовь и Творящую Силу, чтобы распространить их и на нашу жизнь и на весь мир в целом. В христианской мистике это состояние называется осью мира, «axis mundi» — божественным браком земли и неба.
В своей книге Происхождение и использование ритуала Роше де Коппенс цитирует масонско-розенкрейцерский текст, в котором некий «епископ Теодот» пишет следующее:
«Когда мы говорим «Именем Отца» и кладем наши пальцы на лоб, мы прямо указываем на тот важный орган нашего тонкого тела как раз ниже того места, где Господь правит нами «в выси своей». Мысли о любви к нашему небесному Отцу приводят в движение вибрации, активизирующие Божественную Сущность «Венца», и истекающие в наше Сердце как невидимая, но истинная Слава (Поток Белого Света). Эту активацию «Венца» описывает и Святой Петр: «и достигнешь ты Венца Славы». Когда мы говорим «и Сына» и кладем пальцы наши на сердце, мы повторно указываем на то место в духовном теле, где находится средоточие Божественного Света, истекающего, по словам пророка Исайи, «с выси небесной» на нас, и указующего на тот орган, что соединяет нас с Божественной Любовью Сына. Когда же мы добавляем «и Святого Духа», почтительно дотрагиваясь до правой и левой груди, мы активируем в данном случае те чувствительные точки, что манифестируют жизненную силу Святого Духа в нашей сути. Наконец, когда мы произносим «Аминь» и соединяем наши руки вместе, подтверждая присутствие в нас Божественной Троицы, мы тем самым замыкаем духовные потоки в пределах нашего тонкого тела, стараясь продлить состояние пробужденного понимания как можно дольше» (S.R.I.A Documents).
Неся крест воплощения, как нес его Космический Христос до нас, мы постигнем и свет нашего внутреннего духовного креста Озарения, Воскрешения и Спасения. Как Константин шел «крестным путем», также и мы понимаем эзотерическое значение «via crucis», «крестного пути», в нашей повседневной жизни. Понимая, принимая и призывая Космическую Мудрость и Универсальную Любовь, соединяя их силой Святого Творящего Духа, мы познаем Христа внутри нас. Когда же это случится, наше общество станет подлинно духовным, воплощая собой Святую Мессу, в которой все мы будем частью «Тайного Тела Христова». Именно о такой Невидимой Церкви истинно верующих писал в свое время Эккартхаузен:
«Необходимо, братья мои, объяснить вам истинный смысл внутренней Церкви, так как сообщество Божие разбросано по миру, но управляется оно единой идеей и объединено единым духом»
«Это самое тайное из существующих обществ насчитывает членов из самых разных сфер и разного уровня; можно назвать это Школой. Внешняя школа всегда базировалась на внутренней, будучи внешним ее выражением. Внутренняя школа была обществом Избранных … и именовалась она внутренним Святилищем или Церковью».
«Но когда умножился человек, проявились бренность и слабость его, потребность во внешнем, скрывающем за собой внутреннее, прячущее за символами дух и истину свою… облаченном в церемониальные и понятные непосвященному одежды… тоже символами, позволявшими безопасно приблизиться к внутренним духовным истинам… так что человек с тонкой душой… мог постепенно… прийти к своей собственной внутренней истине».
(Карл фон Эккартхаузен Облако над святилищем Письмо второе)
Современные практики с использованием креста
Начиная с периода «оккультного возрождения» 19 и начала 20 века, стали известны несколько вариаций символа креста как магического и мистического знака. Многие организации претендовали на владение этими техниками, несмотря на то, что используемые ими методы были довольно сомнительны, а эффективность их спорна. Доверять в любом случае стоит реальным данным и реальным фактам, а не смутным умопостроениям.
Одним из крупнейших и, несмотря на свою раздробленность, на удивление влиятельным движением, был мартинизм. Ведя свое происхождение от французского «неизвестного философа» Луи Клода де Сен-Мартена и его подозрительного учителя Мартинеза Паскуалеса, мартинизм достиг наибольшего расцвета в Европе, Америке и других частях света в период до Первой мировой войны.
Под внимательным руководством Жерара «Папюса» Анкосса мартинизм быстро стал одним из наиболее распространенных мистических учений своего времени. К сожалению, такое быстрое и бурное распространение привело к тому, что сам мартинизм после этого распался на несколько независимых лож и организаций, которые, однако, несмотря на политические и доктринальные различия, все же оставались верны своим ритуалам, методам обучения и основным постулатам веры.
Так как мартинизм определяет себя как «эзотерическое христианское рыцарство», базирующееся на инициации и каббале, неудивительно, что в их ритуалах крест занимает очень важное место и используется в разных вариантах.
В Мартинистской традиции (Т.1) Рене Коссе описывает один из мартинистских ритуалов, причем крест в этом ритуале наделен основными чертами и христианской и до-христианской символики.
Цитируя книгу Жана Даниэлу Les Symboles Chretiens Primitifs (Париж 1961), Коссе указывает, что тау-крест считался «Знаком Посвященного» в Ветхом Завете и прослеживается он до первых посвященных самим Ангелом Яхве. Тау-крест имел важное значение в древнеегипетских, гностических, Элевсинских мистериях, в ритуалах Диониса, задолго до упоминания его в Откровении или ассоциации с символом страстей Христовых.
Первосвященник Израиля во время посвящения возлагает этот крест себе на голову вместе с маслом для миропомазания. Первые христиане в Северной Африке рисовали или вытатуировали его у себя на голове как символ веры. В средневековье же раввины, прежде чем погибнуть на костре инквизиции, визуализировали этот символ как сокращенную версию Тетраграмматона.
Во время проведения этого ритуала советовали начертать символ креста у себя на лбу большим пальцем правой руки (одновременно визуализируя его вышеупомянутым каббалистическим способом) после мольбы о Божественном Заступничестве. Начертание креста имеет очень важное значение для ритуала, причем делать это нужно тремя пальцами, соединяя указательный, большой и средний, которые символизируют действующие совместно различные космические силы.
Крест также можно начертать свечой в воздухе, держа ее на вытянутой руке перед собой. Изображенная так (), она означает воскрешение, а так () – Божественное воплощение и поддержку.
Общество «Золотая Заря»
В то время как мартинизм оказал большое влияние на многие мистические организации, особенно на розенкрейцеров и тех, что разделяли их убеждения, Герметический Орден Золотой Зари все же сделал для развития западной оккультной мысли за последние сто лет несравнимо больше.
Основанное в последней четверти 19 века Общество Золотой Зари было прямым ответвлением парамасонской организации, называвшей себя Society Rosicrucia in Anglia (S.R.I.A). Сформированное группой ученых – масонов, стремившихся отыскать розенкрейцерские корни масонской идеологии, S.R.I.A позднее стало ядром Золотой Зари. Посредством последнего оно стремилось создать внешнюю организацию, члены которой могли бы практиковаться в ритуалах; только после этого их допускали к вступлению в Орден Рубиновой Розы и Золотого Креста, их версию Ордена Розенкрейцеров. Как и мартинизм, появившийся несколькими годами позже, Общество Золотой Зари ставило своей целью поиск пути к истине, ключи к которой были утеряны после исчезновения розенкрейцеров.
Огромный вклад Золотой Зари в понимание символа креста заключался, в частности, в появлении одного из самых почитаемых ими ритуалов – медитации Каббалистического Креста. Во время этого ритуала, как это описывал Епископ Теодот, посвященный должен визуализировать сияющие сферы света, составляющие символ креста, сотканный из белого или золотого света внутри себя, пока он повторяет обращение: «Во имя Тебя, (касаясь лба), Царствия Твоего (касаясь сердца), и Силы Твоей (касаясь правого плеча), и Славы Твоей (касаясь левого плеча), во веки веков, Аминь (руки сложены вместе в молитве)». Этот простой, но очень действенный акт, выполняемый (также в христианском варианте) искренне и с концентрацией, позволит нам соединиться с Космической Мудростью, Любовью и Силой Творения.
Заключение
Несмотря на то, это всего лишь краткое и, надеемся, практически полезное введение в смысловое значение и использование креста, важно помнить о том, о чем не раз говорил Эккартхаузен: мы не одиноки на нашем духовном пути. Нас поддерживает множество «Высших Неизвестных», невидимых союзников, которые постоянно защищают нас в поисках глубинного понимания духовных символов. Распознавая их суть и используя эти символы в наших повседневных медитациях и молитвах, мы тем самым укрепляем себя внутренне и становимся с каждым шагом все ближе к обещанному Царствию Божьему – «Via Crucis!».
Пер. Дмитрий Шляпин