Майкл Осирис Снаффин
Колесо Юпитера
Одна их главных идей аркана Фортуна состоит в том, как достичь центра колеса. «Ось неподвижна: постигни это»[1]. Динамическое понимание природы трех принципов Колеса и их взаимодействие с осью прекрасно демонстрируются в Ритуале Юпитера Кроули. Кроули вводит основную символическую нагрузку аркана в Ритуал, превращая принципы в Офицеров-участников Ритуала и подготавливая храмовое помещение в соответствии с оформлением карты:
Храм представляет Колесо Фортуны в Таро. Осью служит алтарь, на котором восседает C[entrum]. [In] C[entri]. T[rigono]. На ободе Колеса, восточной спице, — С[финкс], Г[ерманибус] — на северо-западной, Т[ифон] — на юго-западной. На западной части Колеса завеса.
Офицеры на ободе Колеса представляют триединые энергии индийских гун и алхимические элементы. Германибус — раджас и Меркурий, Тифон – тамас и Соль, а Сфинкс – саттву и Серу. Кроули описывает эти триединые принципы как «три формы энергии, которые управляют ходом вещей», и «три формы бытия».[2]
Ось Колеса представлена Centrum in Centri Trigono, «точкой в центре треугольника», это аллюзия на Глаз в Треугольнике. CICT — это Юпитер, источник всех трех принципов, сокрытый в центре Колеса.
Ритуал Юпитера начинается с призывания гостей на пиршество к Отцу Богов. После этого Тифон и Германибус узнают друг друга и вопрошают, как каждый из них связан с Юпитером:
Тифон: Приветствую тебя, о великий бог Германибус!
Не посланник ли ты Юпитера?
Германибус: Приветствую тебя, о великий бог Тифон!
Не ты ли тот, кто исполняет месть его?
Два бога решают найти центр колеса и вместе со Сфинксом обходят колесо вокруг по ободу до тех пор, пока не выбиваются из сил. Нисколько не приблизившись к центру, Тифон и Германибус решают «спросить у оракула Богов». Они падают ниц перед Сфинксом, вопрошая ее раскрыть «тайну, через которую мы сможем приблизиться к центру колеса». Она отвечает:
Сфинкс: Ни праздность, ни действие не откроют мою тайну. Ни причиной, ни эмоцией нельзя понять меня. Как вы теперь приблизитесь к центру колеса?
Сфинкс соотносит Тифона с праздностью и эмоцией, а Германибуса — с причинностью и активностью, качествами тех гун, которые им соответствуют.
Германибус задает Сфинксу вопрос:
Германибус: Матерь тайн, каково твое положение на Олимпе?
Сфинкс: На ободе колеса.
Германибус и Тифон понимают, что Сфинкс, как и они, застряла на ободе колеса. В этот момент CICT начинает говорить:
Мысли, чувства и восторг
Лишь саван погребальный Мой.
Вы отброшены будто планеты от Солнца
И вы лишь спутники Единого.
Но раз остановившись, вы падете.
Безудержно кружась в Душе единой,
Все части разом станут Целым.
И лень, и мир, и действие.
Когда ж поймете вы
Что нужно прекратить движенье?
Заметим, что Сфинкс олицетворяет саттву и ее качества — мир и экстаз. Офицеры на ободе смущены сказанным:
Тифон: Как смогу я подавить апатию?
Германибус: Как смогу я подавить активность?
Сфинкс: Как смогу я отказаться от экстаза?
CICT: Что сияет надо лбом вашим?
Т,Г,С (хором): Глаз в Треугольнике
CICT: Что пылает на груди вашей?
Т,Г,С (хором): Роза и Крест.
CICT: Братья Розы и Креста! Искатели Серебряной Звезды! Ваш поиск окончен, ибо вы пришли к центру колеса.
В следующей сцене Тифон, Германибус и Сфинкс выражают намерение начать пиршество, каждый в соответствии со своими качествами. Тифон говорит: «Я желаю начать пир», выражая этим эмоции. Германибус убеждает начать пиршество потому, что это необходимо сделать. Сфинкс молча вопрошает CICT, тот отвечает стуком и говорит:
Ни страсть, ни причина, ни душа человеческая не волнуют меня.
Тем самым он провозглашает три своих атрибута, каждый из которых выражается через музыку Сфинкса. Через его позитивную реакцию каждый из Офицеров на ободе Колеса отождествляет себя с одним из качеств CICT: Сфинкс с его волей, Германибус с его разумом, и Тифон с его сердцем. Ни один из Офицеров не выражает неудовольствия музыкой другого и после этого CICT повторяет пророчество, но в еще более базовых терминах:
Несовместимы вы, дети мои, но как же вам удалось разделить пиршество Юпитера и достичь центра колеса? В том тайна Юпитера, ибо он, кто создал вас, есть в каждом из вас, а вы есть часть целого. Пред ним вы равны, кружащиеся во времени и пространстве, тогда как он недвижим и находится внутри.
После паузы Тифон начинает декламировать стихи об изобилии и угасании жизни, о том, как Весна сменяет Зиму, постепенно усмиряя свою страсть. Он движется на Восток, низко кланяется перед Сфинксом и встречает CICT. Германибус декламирует стихи, прославляющие пробуждение змея Кундалини, распаляющего его страсть, и затем присоединяется к распростертому перед Cфинксом Тифону. Теперь мы видим все три принципа объединенными в один, расположенный в направлении центра. CICT произносит речь и пиршество Юпитера начинается.
Три Офицера двигаются к центру, чтобы служить CICT. После этого характер ритуала меняется, разделяясь с символикой Фортуны. CICT сбрасывает покров и оказывается Юпитером, демонстрируя этим, что только тогда, когда все три принципа объединятся, прекратив движение, они смогут достичь центра колеса и познать Бога.
Copyright (c) 2010 Michael Osiris Snuffin
[1] Crowley, Aleister. The Book of Thoth, page 257. Originally published as part of «The Two and Twenty Secret Instructions of the Master» in The Heart of the Master.
[2] Crowley, Aleister. The Book of Thoth, page 90.
Пер. Дмитрий Шляпин