31.03.2014
0

Поделиться

Метафизика Воды

Метафизика Воды.
Сегодня я хочу говорить о воде. А это значит я буду говорить обо всем. Потому что вода — первооснова жизни. Мы говорим о Теле, о телесности, но наше тело состоит из воды на 60 процентов. Мы говорим о переходе от тела к духу, но выясняется что во всех традициях этот переход происходит посредством вод в ритуале крещения.
Вода — основа и матерь всех вещей, учил Фалес Милетский. А между прочим — Фалес это первый из философов. Так что можно сказать что философия до некоторой степени родилась из воды. Потом, Гераклит попытался предложить альтернативный взгляд — все из Огня. Вода не простила ему этого — Гераклит умер от водянки, тщетно пытаясь исцелится огнем.
Наша конференция посвящена женским архетипом. Но первоисток всех женских архетипов — вода. Афродита восходит из воды, точнее из пены морской. Вы понимаете — по большому счету — Афродита правит всеми богами. Любовь — это не только сила связи но и сила превращения. Метаморфоза. Метаморфоза может подвергаться только структура в которой вода преобладает — Камень не может подвергнуться метаморфозе. А метаморфозы бывают разные. Кого то вода превратит в свинью кого то в героя.
Мифология — это всегда режим воды. Мы видим сложный процесс перетеканий, скольжений, изменений обликов. По сути есть только два режима — вода и земля.
Наша повседневная реальность — это реальность земли. Мы знаем определенность предметов, форм. То не это это не то, А = А. Камни никогда не станут хлебом, правда хлеб, если его слишком передержать может обрести каменную консистенцию. В режиме земли все идет к окаменению, окаменелости, последнему рубежу за которым — смерть. Помните — первый мистик известный человечеству — Лао Цзы говорит что Мягкое и слабое — это спутники жизни а твердое и сильное спутники смерти. А еще он говорит что первичное Дао подобно воде. То есть водный мир оказывается единственной истинной реальностью.
Мне вспоминается сон. В этом сне я иду по центру города, площадь победы… Магия названий — эго всегда стремится одержать победу над всем что является не собой. И в этот момент — декорации окружающего меня мира начинают распадаться как карточный домик. И остается только океан. Понимаете — не воды затапливают город — просто город безвольно осыпается в океан который был есть и будет. Потрясающее зрелище. И совершенно ни с чем не сравнимый опыт. От этого можно сойти с ума — зыбкость реальности становится данностью с которой надо жить — единственную плотную форму можно обрести в себе. В центре. Когда противоположности взаимосвязаны — все хорошо, но стоит войти в конфликт — воды смоют все.
В средневековье очень интересно рисовали карту мироздания. В центре — Иерусалим. Хотя никто толком не знал где он находится. Произвольно — известные страны и города. А вокруг мира — змея обвивающая его и кусающая за хвост. И — океан. Который по большому счету был единственной реальностью. Потому что миры из этого океана появлялись и исчезали и будут появляться и исчезать. А вот сам океан — неизменен.
В режиме воды все казавшееся фундаментальным, становится призрачным. Призраки оказываются живыми, живые — призраками. Сами явления теряют свою определенность.
В режиме воды открывается еще одна данность бытия. Данность заключается в том, что реальное значение имеют не явления а связи между ними установленные. Мы создаем систему связей и набрасываем её как сеть на окружающий хаос. И закинул старик невод в море. Невод это наше восприятие, тонкие связи. Если в нашей сети по какому то произволу одно явление оказывается связано с другим, которым в мирах других оно не связано — это будет совершенно особенный мир. Мы творим свой мир выстраивая связи между явлениями и в отличии от того какие мы связи выстроим — таким и будет наш мир.
Понимаете в чем дело — иллюзорность или относительность бытия легко доказать невозможностью определить предмет отдельно от других предметов. Помните водную загадку Эзопа когда он спас своего хозяина от позора — «я согласен выпить море но без воды рек впадающих в него — отделите воду рек от моря и я его выпью». Попробуйте определить любое явление — Солнце на небе или вот эту кружку на столе не обращаясь к другим предметам, другим данностям то есть не проводя связей. Абсолютно невозможная задача!
С точки зрения режима земли — мир воды абсурден, нереален, фантастичен. Но Фантазия фантазии рознь. Если я опишу космический корабль который несется на сверхсветовой скорости — это будет лишь фантазия в режиме земли, где А = А. Сейчас корабля не существует, но мы не можем исключать его возможность в будущем. Мы знаем только что его нет сейчас. По большому счету то что мы называем «попсой» или «мейстримом» это и есть фантазирование в режиме земли. Такие фантазии удивительно однотипны и повторяемы — они всегда обращены к конкретному результату — будь то описание несостоявшейся любви или какие-нибудь ура-патриотические бредни.
Пространство режима воды — это всегда переходное пространство. Это вечный лимен, граница, переправа, между этим миром и тем, между прошлым и будущим, между небом и землей. В ветхом завете творения начинается не с отделения воды и огня как было бы логично предположить, а с разделения верхних и нижних вод. Кроме воды — ничего. Готов ли ты перейти эту реку вброд — поет БГ. Какую реку? Может быть реку смерти? Ахеронт? То есть что — давайте все умрем? Или может быть смысл в том, что пока мы не посвящены, мы сами мертвы — переход реки — переход к новой жизни? Тогда песня БГ обретает воистину платоновское измерение — перейти реку вброд — значит перестать принимать тени за явления.
Сюрреализм обращается к сновидению в поисках вдохновения. Но действительно ли эстетика сюрреализма передает причудливый мир сновидений? Посмотрите на живопись Дали, на его знаменитую картину с растекающимися часами. Это и есть режим воды — застывшие и фиксированные формы переходят в состояние неопределенности.
Вода — смерть и вода жизнь. Вода верх и вода низ. Мифология живой и мертвой воды — одна из важнейших мифологем сказочного путешествия героя, выражена в изображении 17го Аркана Звезда, где Богиня льет воду из двух кувшинов — на землю и в море. Подумайте — по символике этой карты и над землей и над морем одинакого властна вода, точнее та кто владеет водой.
Мир вод — это мир абсурда. Весь двадцатый век — это история грандиозного потопа, вызванного чрезмерной претензией рационализма. Просветители 18го века, уповая на господство разума как будто повторили трагедию нефелимов. Инфляция сознания неизбежно влечет потоп — и чем страшнее инфляция, тем более неотвратим и чудовищен потоп. Если какая то сила упражняется в твердости, и говорит о своей неизменности — воды моментально опровергнут эту гипотезу на практике. Весь двадцатый век — это попытка перейти модуса застывших форм к модусу воды.
Библия — жуткий текст с метафизической точки зрения. Потому что Яхве всегда выступает как водный бог. Он карает всех людей потопом, потом топит всех египтян в красном море, потом вызывает бурю чтобы команда выбросила Иону за борт, потом перед Иовом похваляется лучшим из созданий своих — Левиафаном. Примитивное представление фантазирует о власти Грома и молнии но молния бьет мгновение а вода может литься сто лет. «И объяли меня воды до души моей» восклицает Иона. В алхимическом мифе Аполлон и Диана — тонут в алхимическом бассейне, а король который находит «свою любимую Воду» начинает пить эту воду так, что его тело разбухает и он заболевает водянкой. Как Гераклит поверивший ненадежному огню. Впрочем вылечить воду водой тоже получается не всегда.
Посмотрите еще раз на образ потопа. Ангелы совокупляются с женщинами в результате чего рождаются гиганты. О чем этот миф? Миф всегда имеет сокровенную суть которая говорит что то о нас, относится к нам. В противном случае, миф не обладал бы таким очарованием. Итак появились гиганты. Нечто очень большое. Величественное. Имеющее власть. И потом ставит этому предел. Иными словами, потопу всегда предшествует нечто, что можно было бы определить как «иллюзорный триумф». Например триумф Нефелимов создавших цивилизацию. Или триумф просветителей утверждающих господство рационального начала. Или триумф алхимической коньюнкции где царь наконец обрел царицу. Триумф всегда иллюзорен пока есть вода.
И единственная сила имеющая здесь лигитимность и власть — вода. Мир нефелимов уничтожает потоп. Ни один из детей Самьязы не спасся. Но странное дело — ангелы и их дети затоплены, но их дары продолжают сопровождать человечество — города, косметика, оружие. Все достижения цивилизации — лишь плод странного эротического притяжения между небесными ангелами и земными женщинами. Водой и водой. Говорят что ангелы бесполы, но при этом они властны проявлять тот пол который в настоящий момент востребован агентом. В мужском мире, ангелы — это небесные девы сжигающего язвами страсти Мефистофеля, и возносящие душу Фауста. В женском — совершенные возлюбленные, персонификация чистой идеи. Но брак Ангелов и женщин — это брак небесных и земных вод. Огня здесь нет. Водой рожденное, водой уничтожается — я тебя породил я тебя и убью. Яхве отделил «Воду от воды» в первой главе Книги Бытия — попытка реинтеграции — это прямое вмешательство в его епархию. Яхве уничтожает Нефелимов потому что они оказываются противоположным потоком, воссоединяющем нижние и верхние воды.
Потому — мир воды это мир безнадежности. Столетний дождь топит Макондо как библейский потоп топит человечество. Воды Меркурия топят Диану и Гелиоса. Но вместе с тем, только через эту безнадежность, через безумие, через кислоту внешних вод, происходит расширение. Рождение. Изменение. Только здесь можно обрести свободу от навязываемых тоннелей реальностей, сетей которые улавливают восприятие заставляя верить в чужие мифы. Только войдя в воды мы становимся опасны для Системы. Только войдя в воды мы обретаем шанс стать Демиургами.