08.11.2009
0

Поделиться

Мифология Лилит

Мифология Лилит

Представленнаяздесь глава, посвященная Лилит, взята из книги Роберта Грейвса и Рафаэля Патая«Иудейские мифы: Книга Бытия» (New York: Doubleday, 1964), стр. 65-69. Грейвс иПатай собрали традиционные иудейские мифы, которые развивают (и иногдарадикально пересматривают) истории Книги Бытия. Эта глава, под названием»Спутницы Адама «, частично разбирает миф о Лилит. Каждый разделглавы, приведенной здесь, рассказывает «историю», собранную изнебиблейских источников, зачастую Талмуда – источники снабжены сносками. Засносками следуют примечания авторских комментариев. «Иудейские мифы» мифовнедавно были изданы в твердом переплете. (Более подробное обсуждение Лилитприводится в книге «Иудейская богиня», того же Рафаэля Патая. «Иудейская Богиня»также в печати и находится рядом…)

Наиболее подробное обсуждение наряду систорической оценкой мифа о Лилит можно будет найти в «Иудейской богине»,Рафаэля Патая (Wayne State University Press, 3-е издание, 1978). Патайпредставляет глубинную оценку важной, но часто игнорируемой роли, которуюиграет женское начало в иудейской мифологии и религии, на протяжении историюиудейской богини древности, через ее проявления в Каббале и в развивающимсямифе о Лилит. Мы чрезвычайно рекомендуем этот труд тем, кто интересуетсяисторией Лилит.

Заинтересованныемифом Лилит также могут счесть полезным эссе, освещающее гностическуюкреационную мифологию творения и ту важную роль, которую играет женское началов уникальном гностическом прочтении Книге Бытия: «Фактор бытия: Гностическаякреационная мифология».

Глава 10:Спутницы Адама

(Выдержки из книги «Иудейские Мифы» РобертаГрейвса и Рафаэля Патая (New York:Doubleday, 1964), стр. 65-69.)

(a) Решив датьАдаму спутницу, чтобы не оставаться ему одному в своем роде, Бог погрузил его вглубокий сон, удалил одно из ребер его, слепил из него женщину, и закрыл рану,Адам проснулся и сказал: «Она будет называться женою, ибо взята от мужа[своего]… и будут [два] одна плоть». Имя, которое он дал ей, было Ева, «матьвсех живущих». [1]

(b) Считается,что Бог сотворил мужчину и женщину по образу и подобию Своему на Шестой День,вверив им весь мир; [2], но Ева еще не существовала. Теперь Бог наказал Адамунаречь каждого зверя, птицу и других существ. Когда они прошли перед нимпарами, Адам – будучи двадцатилетним, почувствовал зависть их любви, и, хотя онискал связи с каждой проходящей женской особью, он не удовлетворился ни однимактом. Тогда он вскричал: «У каждого существа, кроме меня есть пара, емуподобная!», и взмолился, чтобы Бог исправил эту несправедливость. [3]

(c) Тогда Богслепил Лилит, первую женщину, подобно тому, как Он слепил Адама, но использовалгрязь и ил, вместо чистого праха. От союза Адама с этой женщиной-демоном, и сдругой, подобной ей по имени Ноема, сестрой Тувал-Каина, появился Асмодей ибесчисленное количество демонов, все еще преследующих человечество. Многопоколений спустя, Лилит и Ноема пришли к судилищу Соломона, в образе блудницИерусалима «. [4]

(d) Адам иЛилит не обрели мира друг с другом, ибо, когда он желал возлечь с ней, онаоскорблялась его требованию ложиться под него. «Почему я должна лежать подтобой?» — спрашивала она. «Я также сделана из праха, и посему тебе ровня».Когда Адам решил добиться послушания силой, Лилит, в ярости, произнеслаистинное имя Бога, поднялась в воздух и покинула его.

Адампожаловался Богу: «Моя спутница меня покинула». Бог тотчас послал ангеловСеноя, Сансеноя и Семангелофа привести Лилит обратно. Они нашли ее у Красногоморя, области кишащей похотливыми демонами, где она рождала Лилим по сотне иболее в день. «Вернись к Адаму немедля», — сказали ангелы, — «или мыутопим тебя!» Лилит спросила: «Как я могу вернуться к Адаму и жить, как честнаяжена, побывав у Красного моря? «Отказ означает смерть!», — ответили они. «Как ямогу погибнуть», снова спросила Лилит, — «когда Бог выдал мне в распоряжениевсех младенцев: мальчиков до восьмого дня жизни, дня обрезания, девочек додвадцатого дня. Тем не менее, если я когда-нибудь увижу три ваших имени илиобраза на амулете над новорожденным, я обещаю пощадить его». На этом онидоговорились, но Бог покарал Лилит, ежедневно уничтожая сотню ее детей-демонов;[5] и если из-за ангельского амулета она не сможет погубить человеческое дитя,ее злоба повернется против собственного. [6]

(е) Считается,что Лилит правила подобно царице в Змаргаде, и вероятно в Саве, и былаженщиной-демоном, сгубившей сыновей Иова. [7] Однако она избежала смертногопроклятия, настигнувшего Адама, поскольку они расстались задолго догрехопадения. Лилит и Ноема не только душат младенцев, но и соблазняют мужчин,любой из которых, спящий один, может стать их жертвой. [8]

(f) Неразуверившись в своих силах дать Адаму подходящую спутницу, Бог попыталсяснова, и позволил ему смотреть, как он создает анатомию женщины: используякости, ткани, мышцы, кровь и выделения желез, а затем покрыв целиком кожей идобавив пучки волос в нужных местах. Зрелище вызвало у Адама такое отвращение,что хотя эта женщина, Первая Ева, предстала перед ним во всей красе, егоотторжение было непобедимо. Бог понял, что ошибся повторно, и забрал Первую Евупрочь. Куда она отправилась, никто не знает наверняка. [9]

(g) В третийраз попытался Бог, и действовал более осмотрительно. Забрав у Адама ребро, покатот спал, и прежде чем разбудить его, обратил ребро в женщину, потом заплел ейкосу и нарядил,

(h) Естьмнение, что Бог создал Еву не из ребра Адама, а из хвоста, с жалом на конце,некогда бывшим частью его тела. Бог его отрубил, и этот обрубок – теперьбесполезный копчик, по-прежнему хранит Адамово племя. [11]

(i) Другоемнение, что изначальный замысел Бога был сотворить двух человеческих существ –мужчину и женщину, но вместо этого он создал одного с мужским лицом, смотрящимвперед, и женским – обращенным назад. Но снова передумав, он убралоглядывающееся лицо, и сделал для него женское тело. [12]

(j) Третьи считают,что Адам был изначально сотворен андрогином из мужского и женского тел,соединенных спиной к спине. Поскольку это положение затруднило передвижение, иусложнило речь, Бог разделил андрогина и дал каждой половине новую спину. Этихразделенных существ Он поместил в Эдеме, запретив совокупляться. [13]

Примечания поисточникам:

1. Genesis II.18-25; III. 20.

2. Genesis I.26-28.

3. Gen. Rab. 17.4; B. Yebamot 632.

4. YalqutReubeni ad. Gen. II. 21; IV. 8.

5. Alpha Beta diBen Sira, 47;Gaster, MGWJ, 29 (1880), 553 ff.

6. Num. Rab. 16.25.

7. Targum ad job 1. 15.

8. B. Shabat 151b; Ginzberg, LJ, V.147-48.

9. Gen. Rab.158, 163-64; Mid. Abkir 133, 135; Abot diR. Nathan 24; B. Sanhedrin 39a.

10. Gen. II. 21-22; Gen. Rab. 161.

11. Gen. Rab. 134; B. Erubin 18a.

12. B. Erubin 18a.

13. Gen. Rab. 55; Lev. Rab. 14.1:Abot diR. Nathan 1.8; B. Berakhot 61a; B. Erubin 18a; Tanhuma Tazri’a 1;Yalchut Gen. 20; Tanh. Buber iii.33; Mid. Tehillim 139, 529.

Авторскиекомментарии по мифу.

1. Легенда,что первое совокупление человека произошло с животными, а не женщиной, можетбыть связано с распространенной практикой скотоложства среди пастухов наБлижнем Востоке, традицией, на которую обычно закрывают глаза, хотя вПятикнижии она трижды порицается, как серьезный проступок. В аккадском Эпосе оГильгамеше говорится, что Энкиду жил с газелями и сношался с другими дикимизверьми у водопоя, пока его не окультурила жрица Аруру. Насладившись ее ласкамиза шесть дней и семь ночей, он пожелал воссоединиться с дикими зверьми, но, кего удивлению, они бежали от него. Тогда Энкиду понял, что обрел разум, и жрицасказала: «Ты красив, Энкиду, ты богу подобен».

2. Вавилонянеполагали, что первобытный человек андрогинен. Таким образом, Эпос о Гильгамешенаделяет Энкиду андрогинными свойствами: «Подобно женщине, волосы носит, прядиволос как хлеба густые». Иудейская традиция, очевидно, вытекает из греческихисточников, поскольку термины, используемые в таннайском мидраше для описаниядвуполого Адам греческого происхождения: «андрогин» (мужчина-женщина) и«дипросопон» (twofaced). Филон Александрийский, философ-эллинист и толковательБиблии, современник Иисуса, считал, что изначально человек был андрогинен, также считают гностики. Это убеждение явно заимствовано у Платона. Хотя неисключено, что миф о двух туловищах, соединенных спинами, мог быть основан нанаблюдении сиамских близнецов, которые иногда срастаются столь неудобнымспособом. Двуликий Адам, представляется выдумкой, на основе монет или статуйЯнуса, римского бога Нового года.

3. Расхожденияв мифах творения в Быт. I и II, позволяющие считать Лилит первой спутницейАдама, стали результатом небрежного совмещения ранней иудейской и позднейжреческой традиций. В старом варианте упоминается история с ребром. Лилитолицетворяет поклонение Анафе ханаанскихженщин, которым разрешались добрачные связи. Время от времени пророки осуждалиизраильских женщин за следование ханаанским практикам; сначала, по-видимому, содобрения священнослужителей – поскольку их обычай посвящать Богупожертвования, заработанные таким методом, прямо запрещен Второзаконием XXIII.I8. Полет Лилит к Красного моря напоминает древнее иудейское поверие, что водапривлекает демонов. «Мучимые и мятежные демоны», также нашли безопасный приют вЕгипте. Поэтому Асмодей, задушивший первых шесть мужей Сарры, бежал «на крайЕгипта» (Товит VIII. 3), когда Товит предал огню сердце и печень рыбы в первуюбрачную ночь.

4. СделкаЛилит с ангелами аналогична защитному ритуалу, некогда совершавшемусямножеством иудейских общин. Чтобы защитить новорожденного от Лилит – вособенности мальчика, до обретения постоянной защиты, через обрезание, на стенеяслей чертился круг – мелом или углем, со словами внутри: «Адам и Ева.Изыди, Лилит! Также на двери выводились имена Сеной, Сансеной и Семангелоф(значение неясно). Если Лилит все-таки удавалось подобраться к ребенку иприласкать его, тот смеялся во сне. Чтобы обезопаситься, считалось нужнымстукнуть пальцем по губам спящего ребенка, после чего Лилит исчезала.

5. Считается,что имя «Лилит» происходит от вавилонско-ассирийского слова «лилиту»,обозначающего женщину-демона или дух ветра, один из трех упомянутых ввавилонских заклинаниях. Но оно встречается раньше, как «Лиллаке» — нашумерской табличке 2000 г.до н.э. из Ура, повествующей о «Гильгамеше и иве». Там она предстает демоном,обитающим в стволе ивового дерева, посвященного богине Инанне (Анафе), наберегу Евфрата. В привычной этимологии иврита считается, что «Лилит» происходитот слова «лайил» (ночь), поэтому она часто выступает волосатым ночным монстром,подобно бытующему представлению в арабском фольклоре. Соломон подозревал, чтоЦарица Савская и есть Лилит, из-за ее волосатых ног. Его суд над двумяблудницами записан в Цар. III. 16 сл. По книге Исаии XXXIV. I4-I5, Лилитпребывает среди покинутых руин в иудейской пустыне, в окружении сатиров(se’ir), буйволов, пеликанов, сов, шакалов, страусов, змей и коршунов.

6. Детей Лилитназывают лилим. В the Targum Yerushalmi, благословение священника из Чисел VI.26 начинается так: «Да благословит тебя Господь во всех делах твоих, и дасохранит тебя от Лилим!» В четвертом веке н.э. комментатор Иероним отождествилЛилит с греческой Ламией, царицей Ливии, покинутой Зевсом и детей которойзагубила его жена Гера. Теперь она мстит, забирая детей других женщин.

7. Ламия,соблазнявшая спящих, пившая их кровь и пожирающая их плоть, подобно и Лилит сосвоей демонической коллегой, были также известны как Эмпузы, «влезающие»; илиМормоликаи, «пугающие волчицы», и считавшимися «Детьми Гекаты». Древнегреческийбарельеф изображает обнаженную Ламию, восседающую на спящем путнике. Чтохарактерно для цивилизаций, где с женщинами обращались как с имуществом, ипредписывалось находиться внизу мужчины при половом акте – от чего Лилитотказалась. Эти греческие ведьмы, поклоняющиеся Гекате, предпочитали находитьсясверху, что известно из Апулея, и что вытекает из ранних шумерскихпредставлений о сексуальном акте, в отличие от хеттских. Малиновский описываетнасмешки меланезийских девушек, над так называемой «миссионерской позой», вкоторой приходится пассивно лежать на спине.

8. Смысл имениНоема (приятная), объясняется тем, что «демоны пели песни приятные идолам».Змаргад подразумевает «смарагдос», полудрагоценный аквамарин; и поэтому можетбыть ее подводным пристанищем. Демон, именуемый Смарагос, появляется в«Эпиграммах» Гомера.

9. СотворениеБогом Евы из ребра Адама – миф, утверждающий мужское превосходство имаскирующий божественность Еве не имеет почвы в средиземноморской и раннейближневосточной мифологии. Возможно, эта история иконотропически вытекает изантичного барельефа, или картина, показывающей обнаженную богиню Анафу,повисающую в воздухе и наблюдающую, как ее любовник Мот убивает своего близнецаАлияна; Мот (ошибочно принятый мифотворцем за Яхве) вонзил кривой кинжал подпятое ребро Алиян, не вынимая шестое. Сделал свое дело и скрытый каламбур сословом tsela, «ребро» (ивр.): Ева, хотя и предназначалась Адама в помощницы,оказались tsela, «помехой», или «несчастьем». Миф о сотворение Евы из хвостаАдама еще менее ясен, возможно, он вдохновлен рождением детей с рудиментарнымхвостом вместо копчика – что случается нередко.

10. Историяпобега Лилит на Восток и последующей женитьбе Адама и Евы, как ни странно,может отражать случай из ранней истории: кочевые пастухи, были допущены вханаанское царство Лилит в качестве гостей (см. 16. 1), внезапно захватитьвласть и, когда царский двор бежал, заняли второе царство , хранящее верностьхеттской богини Гебе.

Значение имени«Ева» является спорным. Хавва, как объясняется в Быт. III., 20 означает «матьвсех живущих», но это вполне может быть гебраизированной формой божественногоимени Геба, Гебат, Хебат или Хиба. Эта богиня, супруга хеттского бога бурь,изображена оседлавшей льва в наскальной скульптуре в Хаттусе, что приравниваетее к Анафе, и выступает как форма Иштар в хурритских текстах. Ей былапоклонялись в Иерусалиме (см. 27. 6). Ее греческое имя Геба, божественная женаГеракла.

— Иудейскиемифы. Роберт Грейвс и Рафаэль Патай (New York: Doubleday, 1964), стр. 65-69.

Перевод Каин