16.09.2007
0

Поделиться

Некоторые соображения относительно дивинации

Некоторые соображения относительно дивинации

Искусство дивинации является весьма сложным и многогранным искусством и, к сожалению, часто бывает, что нам не хватает понимания сути законов, по которым оно работает. В этой статье я хотел бы коснуться некоторых аспектов дивинационной работы с таро, что поможет отчасти прояснить вопрос и дать энтузиасту кратчайший путь овладения этой практикой.

Прежде всего, я хотел бы изложить некоторые соображения о салонной магии и гадании для других. Знание некоторых магических законов доказало мне, что подобная операция должна осуществляться крайне осторожно и только в исключительных случаях. И уж не в коем случае не становиться источником заработка.

Этот вопрос, как и вся магия, не имеет никакого отношения к морали, речь идет исключительно о целесообразности или нецелесообразности действий с точки зрения продвижения по пути великого делания.

Что происходит в процессе дивинации между оператором и квирентом? Почему-то ни в одной из известных мне книг по таро этот вопрос не был так или иначе затронут, хотя имеет первостепенное значение. Каждый знает, что дивинация является процессом взаимодействия с отдаленными архетипами коллективного бессознательного, но давайте задумаемся, что из этого следует.

В «психологии переноса» Юнг анализирует глубинные механизмы взаимодействия аналитика и анализанда в процессе прохождения архетипических областей. Этот анализ осуществляется на примере десяти стадий-иллюстраций алхимического «Розариума философов», в которых Юнг усмотрел лучший пример для иллюстрации тончайших психических механизмов. Я не вижу смысла вдаваться в этот вопрос подробно, поскольку это было бы темой отдельной статьи, но упомяну, что, согласно открытиям Юнга, в процессе взаимодействия аналитика и анализанда происходит процесс слияния бессознательных, и бессознательное анализируемого становится одновременно бессознательным аналитика. Именно здесь и находится ответ на вопрос о сущности психологической проекции – аналитик становится чем-то вроде шамана, который должен изнутри, через себя проникнуть в мир анализируемого, чтобы привести к излечению. Но при этом всегда существует опасность «психического заражения», вот почему психиатры инстинктивно стремятся отгородиться от своих пациентов, порой даже стеной враждебности.

Разумеется, этот процесс становится актуален на глубоких уровнях, когда в процессе активируются архетипы коллективного бессознательного. Так вот, я берусь утверждать, что тот же самый механизм лежит в основе взаимодействия при дивинации, поскольку активируются те же самые архетипы, при чем без предварительной подготовки и логического каркаса со стороны оператора.

Именно отсюда проистекает суеверный страх «нацеплять чужую карму». Вам может повезти, и процесс, который проходит квирент, имеет вполне позитивные архетипы, но может и не повезти. Самое худшее в том, что эти закономерности коллективного бессознательного, как правило, не осознаются и приходят в качестве «непонятных сюрпризов».

Любопытно, что в среде профессиональных гадалок существует запрет на магическую работу для себя, об этом я узнал из романа Макса Фриша «Жалобная книга». Но в этом случае гадатель должен быть «человеком без судьбы», абсолютно прозрачным проводником, на что едва ли способны многие.

Так же следует рассмотреть те случаи, когда дивинация может осуществляться для квирента. Хорошие результаты дает дивинация между аналитиком и анализандом, поскольку они уже изначально находятся в одном архетипическом потоке, и сам характер их взаимодействия располагает к осознанию этих закономерностей. По той же причине отношения учителя и ученика предполагают, чтобы ученик мог попросить наставника провести дивинацию. Допустимо, когда эта практика осуществляется между друзьями, поскольку они опять же изначально находятся в информационном пространстве друг друга и имеют возможность интегрировать открывшееся в результате дивинации.

Основой к пониманию законов, по которым работает дивинация, является фраза изумрудной скрижали «Что внутри – то и снаружи, что верху – то и внизу». Если бы человечество обладало способностью понимать хотя бы один процент этой простой, на первый взгляд, истины, мы жили бы в совершенно ином мире. Эта фраза открывает нам королевскую тайну психологических процессов

Именно на этом принципе построена дивинация – обращаясь к дивинационной системе, мы как бы прощупываем поле дальних и пока неосознанных архетипов и комплексов нашей психики, заставляя их проявиться на материальном плане еще до того, как они войдут в свою фазу.

Из этого следует, что результат дивинации – это не приговор. Более того, как это ни парадоксально прозвучит, искусство дивинации позволяет нам менять свою судьбу, вмешиваясь в процесс еще до того, как он начнет разворачиваться на арене нашей жизни. Мы как бы под микроскопом смотрим, что сейчас прорастает в нашей душе. Если это благая сила, мы всячески содействуем ей, если же прорываются энергии деструкции, потери, разрыва, мы имеем возможность отыграть их на уровне активного воображения, выкорчевываем их, словно сорняки, не давая прорости в нашей жизни.

Я позволю себе привести подобный пример из своей дивинационной работы, наглядно иллюстрирующий вышесказанное. Утром, когда мы с моей любимой женщиной собирались на первую в нашей практике официальную гностическую мессу в Ордене, она сделала расклад, и выпала десятка мечей. Я обратился к своей колоде, но и она не предсказывала ничего хорошего.

Ситуация достаточно очевидна, ибо десятка мечей, в отличие от больших арканов, не подразумевает двойных истолкований и не дает возможность какого-либо утешения – погибель, катастрофа, она и есть катастрофа.

И действительно, десятка не заставила себя ждать уже в электричке, когда я по некоторым причинам чувствовал волны ревности, смешанные с яростью. На какой-то момент мне показалось, что образ любимой стал смешиваться с другим, ненавистным мне образом матери, и я был в шаге от того, чтобы взорваться, как баллон с газом. Но и моя спутница была в состоянии, близком к десятке по своему эмоциональному фону. Что заставляло меня сдерживаться изо всех сил – это осознание значения выпавшей карты, которая со всей наглядностью говорила – ошибка сейчас будет фатальной. Благодаря предсказанию я получил дополнительный и весьма сильный аргумент в пользу отказа от потворства своим бессознательным неврозам и проекциям.

Следующий эпизод не заставил себя долго ждать: вскоре я оказался в весьма унизительной для себя ситуации, когда не смог оплатить диск, который стоил в три раза дороже, чем обычно. Не зная о цене, я попросил показать этот диск, и когда оказалось, что у меня на данный момент не хватает денег, я был готов взорваться от отчаяния.

Комплекс, связанный с деньгами и всем, что имеет к ним отношение, является для меня одним из самых мучительных и непроработанных, посему можно представить мои чувства. В другой ситуации я наверняка оказался бы одержим своим отчаянием, сорвался бы на свою спутницу, вошел бы в какую-нибудь из деструктивных ролей. Но именно четкая память об утреннем предсказании хранила мой разум. Ясное понимание, что сейчас нашим отношениям грозит погибель, позволило мне дважды пройти по краю пропасти, не упав в неё. Утренняя дивинация стала своего рода интеллектуальным буфером, который успешно тормозил мои реакции и блокировал наиболее вероятный исход.

Прежде чем продолжить, я хотел бы сделать несколько общих замечаний. При работе с таро существуют две противоположные опасности. Первая опасность выражается в том, что, получив неблагоприятный прогноз, мы спешно «перегадываем», требуя у колоды что-нибудь более приятное. Конечно, если сто раз тянуть карту, по крайней мере одна из них будет позитивна. Здесь мы имеем дело с желанием смазать прогноз, как бы обесценить его в своих глазах или, на худой конец (что совсем не годится), сказать что-то вроде «ну это всего лишь карты» и постараться прогнать неприятные мысли. Это очевидное неуважение к системе, с которой работаете, рано или поздно будет наказано.

Другая опасность – воспринимать предсказание как приговор, который не подлежит обжалованию. На самом деле точная дивинация – отнюдь не приговор, а выяснение, какие силы в нашем бессознательном наиболее активны и скоро отыграются вовне. Конечно, превратить «Луну» или «Башню» в «Звезду» едва бы удалось даже самому Кроули, (впрочем, Кроули, наверное, нашел бы свою прелесть и в болотах «Луны»), но вот пройти Луну с минимальными потерями, предвидя, что на пути болото и заранее соорудив хороший посох – явно не повредит.

Задача мага – спокойно отнестись к предсказанию и по мере возможности увеличить свою осознанность, если речь идет о предсказании плохом. В этом отношении дивинацию можно сравнить с регулярной медицинской диагностикой, только диагностике подвергается не физическое тело, а психическое пространство. К примеру, при своевременном медицинском лечении смертельная болезнь на ранней стадии может быть локализована и побеждена, точно так же и семена разрушительных настроений, вовремя выведенные на уровень осознания, могут быть благополучно нейтрализованы до того, как станут необратимыми.

Читатель может обеспокоиться по поводу: не нейтрализуются ли подобным образом и позитивные события нашей жизни? Но это абсурд: неужели, узнав о готовящемся проявлении в нашей жизни дружественного нам архетипа, мы встанем у него на пути? Пожалуй, на это способны только крайние невротики. Напротив – узнав, в какой области ждать приятных сюрпризов, мы в соответствии с Дао станем более открыты и начнем идти навстречу тому, что нас ожидает, усиливая это своим желанием и Волей.

Таким образом, дивинация становится своего рода духовной практикой следования потоку Дао. Если на пути потока неизбежны камни, эта практика поможет подготовиться к прохождению тягостной фазы. Скажу больше, в некоторых случаях таро способно показать единственный выход и направить нас к нему, даже в весьма безнадежных ситуациях.

Приведу следующий пример. Некогда, оказавшись в кризисе из-за разрыва личных отношений, которые на тот момент мне были особенно дороги, я решил обратиться к картам Таро. Расклад ошеломил меня точностью предсказаний.

Первая карта называлась «то, что прошло», и в ней был Иерофант. Дело в том, что я действительно в свое время был учителем и наставником женщины, о которой шла речь, но сложившиеся обстоятельства сделали невозможными ни духовные, ни личные отношения. Иерофант в разделе «то, что прошло» был мне чем-то вроде удара под дых, и я поспешил открыть другую карту.

Вторая карта обозначала «то, что сейчас», и была Колесничий. Это очень сложная карта, которая, с одной стороны, связана с волевым усилием к кристаллизации психики, а с другой – с сильнейшим эмоциональным аффектом: воды великого моря Бина как бы «выплескиваются» в Гебуру. Колесничий предельно точно отразил тяжесть того состояния, в котором я пребывал.

Следующая карта была ответом на вопрос «Что будет, если цепляться и упорствовать на прошедшем». Ответ был явно неутешителен и весьма конкретен – тройка мечей, то есть вся тяжесть и скорбь великого моря. Действительно, в той ситуации, в какой я находился, любой активное действие было обречено усугублять невыгодность моего положения.

На четвертую карту возлагались особые надежды, поскольку она должна была показать альтернативный путь, выбор, другой вариант, нежели на который я рассчитывал. Результат озадачил – Королева чаш.

Мы знаем: если выпадают большие арканы, речь идет о глобальном архетипическом влиянии, если малые – то обычно это личные комплексы. Но карты двора представляют влияние других людей, которое по какой-то причине стало определяющим.

Вот это да, думал я, да где же в моей жизни может появиться женщина, да еще Королева чаш? С Королевой чаш у меня была ассоциация весьма конкретных качеств и свойств, и тогда я ошибочно думал, что они несовместимы с высоким интеллектуальным уровнем. Как оказалось, это было обычное мужское предубеждение.

Покопавшись в памяти, я решил, что больше всего на Королеву чаш похоже одна женщина из моего далекого прошлого, которая в свое время стала причиной пробуждения во мне кундалини. Тогда я был слишком молод, слаб и наивен, но с тех пор приобрел уровень и знания, которыми не обладал никто, по крайней мере в губернии, где мне выпало родиться и жить. Я продумывал налаживание контакта с тщательностью шпиона, но мой план был провален намертво в связи с такими истерично-шаблонными установками последней, что останавливаться на этом подробнее я не вижу необходимости.

Но не может же быть, что карты что-то напутали в таком раскладе, думал я. Королева чаш должна быть обнаружена, я внимательно просматривал «по характеристикам» женщин, с которыми так или иначе пересекался, пока наконец не получил озарение.

Карты оказались полностью правы, и та, что на самом деле явилась, как Королева чаш, оказалась для меня истинным спасением и идеалом, который я искал все это время.

На этих двух примерах я продемонстрировал некоторые тонкости работы с таро, которые могут быть непонятны в самом начале практики, но которые важно осознавать.

Пожалуй, на этом я закончу эту статью и каждый вправе делать свои выводы.