02.09.2007
0

Поделиться

Немного о ритуалах

Немного о ритуалах

Что такое ритуал для мага? Способ достижения цели? Последовательность механических действий, которые странным образом воздействуют на иные планы реальности? Служение своему божеству? Да, все это, но не только. Прежде всего ритуал – это серебряная нить, которая связывает индивидуальное сознание с источником, центром, осью. Потому-то высший ритуал не имеет цели, ибо только чистая воля, не устремленная к цели, совершенна во всех отношениях. Само исполнение ритуала и есть цель и смысл в себе самом. До того, пока это не понято, ни о каком продвижении в великом делании речь не идет.

Ритуал должен делаться регулярно. Кроули особенно настаивал на этом. Это правило одинаково обязательно как для новичка, делающего первые шаги, так и для старшего адепта, готовящегося к пересечению пропасти. Хотя смысл этой регулярности всегда различен.

В фильме «Жертвоприношение», который был снят Тарковским незадолго до смерти, последние слова звучат так: «Если мы научимся делать хоть что-нибудь регулярно, в мире что-то изменится». Разумеется, речь идет не о любом регулярном действии. Мы научились очень многое делать регулярно, настолько, что наша жизнь стала подобием бесперебойного функционирования машины. Регулярное действие должно быть ценно в себе самом и не иметь цели. Речь идет здесь о ритуальном действии.

Мы живем в удивительное время, одной из примет которого является невероятный разрыв между словом и действием. Этот разрыв начался достаточно давно, но сейчас достиг крайнего предела. Можно говорить обо всем, сравнивать любые тоннели реальности, играть смыслами и значениями, не боясь оказаться осужденным, но при этом действие, которое, казалось бы, следует из слова, остается невыполненным. Тысячи образованных людей читали Юнга и могут говорить об его концепции, но только единицы делают реальные попытки применить его систему. Тысячи «юношей бледных со взором горящим» читали Кроули, считая сам этот факт бунтом против системы, но только немногие из них практикуют то, что он предлагал в реальности.

Мы можем говорить о чем угодно, но всегда должны разделять теорию и практику. В теории, на словах, возможно все, тогда как практика всецело подчиняется диктатуре жизни. Никогда еще эта диктатура не была столь всесильной. Юноша, заявляющий о своем бунте против системы, бессознательно готовится стать её частью, а утверждение своей инаковости, непохожести, индивидуальности в 99 процентах случаях не более чем часть роли, игра системы, которая заучена и известна.

Есть ли выход? Есть ли реальное действие, означающее разрыв, если ли практика осуществления? Выход – это ритуал. Ритуал уже не слово, но действие, заявление своего намерения перед собой и миром, утверждение себя иным на уровне быть, а не казаться. А на это способны немногие. Потому-то так часто в практике ОТО бывает, что кандидат, обсуждающий телемитское мировоззрение, исчезал, как только получал приглашение принять участие в ритуале гностической мессы, или ставился перед необходимостью выучить МРП.

Ритуал – это серебряная нить, которая постоянно говорит вам о том, кто вы на самом деле. И в этом смысле дисциплина в регулярном исполнении ритуала имеет первостепенное значение. Если вы только один раз выполните ритуал – это будет переход Рубикона, но сразу после перехода вы столкнетесь с тысячами причин, по которым именно сегодня можно отложить, повременить, не делать. Причины, появляющиеся в вашем сознании, могут быть совершенно различны, но их корень один – тяжесть инерции и власть системы, желающей сохранить вас в качестве своего винтика. «Готовьтесь к битвам!» — сказал Гессе, и эти слова процитировал Тарковский. «Прежде всего, я бог войны и разрушения», — сказано в третьей главе Святой Книги Закона. То, что это внутренняя война, нисколько не должно смягчать напряжения дискурса, ибо либо вы такой же, как все, и все разговоры о магии – лишь разговоры, либо вы один из Избранных и поэтому делаете ритуалы так, как писал Кроули. На все их искушения ответ один – РВ, МРП, Рубин и другие святые ритуалы.

Любой ритуал имеет три аспекта. Жесты и движения, вибрации и визуализации. Это тело, речь и ум тибетской традиции или три канала восприятия в представлениях современной психологии – кинестетический, визуальный и аудиальный. Вся информация получается и передается по трем каналам, потому любое ритуальное действие – это разворачивание каналов вспять, в глубину, в поисках источника. Вместо трех ложных драгоценностей в ритуале открывается три истинные драгоценности.

Не стоит ожидать от ритуала чудес. Вопреки распространенному мнению, нет ничего более несовместимого с магией, чем инфантильное ожидание чуда. Это не значит, что чудес не бывает, напротив, иногда смысловая связь событий способна потрясти воображение даже много повидавшего адепта, далеко продвинувшегося на пути индивидуации. Но нет ничего более неблагодарного и ставящего на магии жирный крест, чем ожидание невероятного и прагматичный расчет на чудо.

Малый ритуал пентаграммы (МРП)

Малый ритуал пентаграммы – это первое вхождение в мир магии. Как писал Кроули, МРП – это «Лекарство Металлов и Камень Мудрых». Пентаграмма – древнейший символ оккультизма, и МРП – это первое вхождение в мир магии.

Следует сказать несколько слов о символизме этого ритуала. Прямая пентаграмма символизирует человека, имеющего пять конечностей. Верхний угол соответствует голове совершенного человека или стихии духа, которая должна направлять четыре простейших стихии.

Когда мы говорим о стихиях, духе, элементах, романтически настроенный читатель может возомнить что угодно, кроме того, о чем на самом деле идет речь. К сожалению, такова человеческая природа – ожидая услышать гром и молнии, человек считает ниже своего достоинства наклониться, чтобы разглядеть чистейший бриллиант под своими ногами.

На самом деле, магия очень близка психологии. Стихия, о которой идет речь, — это не просто природное явление, но целый набор идей, с которыми она соотносится от начала времен. Это очень легко доказать, обратившись к повседневным ассоциациям. Например, говоря о стихии земли, мы можем вспоминаем качества, которые традиционно связываем с земным, «заземлённым» человеком. Не спрашивайте философа, что такое земля – он один об этом не знает – любой из нас прекрасно поймет, какие качества мы имеем в виду, называя кого-либо слишком заземленным человеком. Земля – это одновременно и пленение, и твердое основание, на котором всякий должен возводить свой дворец.

Власть воды тоже достаточно очевидна. Вода – это стихия чувств, эмоций, мы связываем с ней такие качества, как восприимчивость, податливость, женственность, но вместе с тем и принцип иллюзии, непостоянства и иррациональных желаний.

Понять идею стихии воздуха тоже несложно. Разве мы не говорим «он витает в воздухе» о человеке, слишком увлекшимся абстрактными конструкциями и потерявшем связь как с земной повседневностью, так и с миром чувств воды? Схоластика, пожалуй, является одной из самых ярких иллюстраций положения, когда воздух всецело торжествует над другими стихиями.

Определить стихию огня несколько сложнее. С одной стороны, нетрудно связать с огнем такие качества, как гнев, вспыльчивость, пламенный темперамент. С другой – в оккультной традиции именно огонь есть первооснова жизни, та первичная точка, из которой начинает разворачиваться вся вселенная.

В нашей звезде о пяти лучах осталась только одна тема – верхней угол пентаграммы, соответствующий стихии духа. И именно здесь дать однозначное определение крайне сложно. Дело в том, что понятие духа в современной культуре весьма искажено. С духом отождествляется праведность, морализм и прочие весьма скучные вещи.

Но дух может быть любым, как светлым, так и темным. Дух – это принцип сознания, свобода индивида отделять себя от объекта и осознавать его. Дух есть свет сознания, который позволяет сорвать серую маску с сокрытой реальности и различать объекты. Дух – это свобода осознавать.

Потому-то так важно, чтобы именно дух – принцип чистого осознания – управлял в нас слепыми стихиями. Ибо клипот (то есть искажение в результате чрезмерного влияния) земли мы видим в тупом обывателе, не способном посмотреть дальше собственного носа, клипот воды – в истерично-экзальтированной барышне, выражающейся высокопарно и пафосно, клипот воздуха – в мертвых логических конструкциях, догмах, полностью заменяющих осознание, клипот огня – в вспыльчивых существах, не способных контролировать свои желания. Только дух, то есть принцип осознавания, свободен от какого-либо клипота.

Что же такое перевернутая пентаграмма? Наиболее известное и традиционное представление – это соотнесение её с дьявольским, извращенным, теневым. Согласно теософам, перевернутая пентаграмма – это то ужасающее состояние, когда дух всецело порабощен слепыми стихиями и сознание является всего лишь слугой своих страстей.

Но так ли все однозначно? В древности перевернутая пентаграмма соотносилась с нисхождением духа в материю, освящения реальности сознанием. И если прямая пентаграмма есть пентаграмма активного действия, когда дух возвышается над стихией и устремляется к высшей реальности, то в состоянии перевернутой пентаграммы дух спускается на нас сверху, речь идет о нисхождении благодати.

Вернемся к МРП. Прежде чем приступать к его практике, следует научиться различать в себе земные, водные, воздушные и огненные состояния, пока они не будут четко соотноситься с конкретной стихией. Потому, визуализируя тот или другой образ, практикующий должен вспомнить ощущения, которые связаны у него с этой стихией, тем не менее, дистанцируясь от них властью логоса.

Оккультная традиция говорит, что действие пентаграммы зависит от того, с какого угла её чертить. Каждый угол соответствует своей стихии: нижние углы – земле и огню, средние – воде и воздуху, а верхний угол – духу, который управляет стихиями, привнося в них осмысленность и полноту. Эту идею сложно доказать логически, и потому начинающему стоит её взять, как базовую гипотезу.

В МРП смысл в том, что пентаграммы чертятся от земли к духу, то есть от нижнего угла к верхнему. Чертя пентаграмму таким образом, мы идем от земли к духу, тем самым изгоняя все несбалансированные элементы стихий. Когда имярек по незнанию начал делать обратный вариант (думая, что раз пентаграмма вызывает дух, то и чертить надо от верхнего угла духа), естественно, ему поплохело, ибо символизм изменился в точности на противоположный – он шел от духа к земли (которая, как известно, соответствует элементу Сатурна). Такие пентаграммы используют черные (в негативном смысле этого слова) маги, или, в крайнем случае, с ними имеет смысл работать при взаимодействии с разрушительными силами. Но в МРП чертить надо от земли к духу.

Ритуал начинается каббалистическим крестом. Крест – принцип равновесия. Четыре стороны, четыре стихии, четыре времени года, четыре юги. Самость по Юнгу, представляющая, ко всему прочему, и символ уравновешивания психики, состоит из четырех аспектов. Аналогии каббалистическому кресту есть во всех традициях, начиная с христианского осенения себя крестом и заканчивая тибетскими практиками.

Стоя лицом на восток, дотроньтесь до лба и провибрируйте: «АТЕ» (к тебе). Пожалуйста, обратите внимание, что практически все ритуалы начинают практиковаться лицом на восток. Символизм этого достаточно прост – точно так же, как солнце рождается на востоке, сознание, начавшее практиковать ритуалы, пробуждается от оцепенения и начинает свое странствие. Обратим внимание на слово. «Ате» означает «Твое» и соответствует кетер, то есть точке, из которой разворачивается вселенная. Она есть мировая ось, протоатом, изначальное, невыразимое.

Наше тело соответствует древу жизни – в этом весь ключ к пониманию сложных символов каббалы. Ате – обращение к трансцендентному божественному принципу. Вибрируя Ате, стоит представить прозрачный луч, проходящий через макушку и пронзающий все тело. Второй вариант – представление прозрачной короны вокруг головы. Визуализация – самая сложная часть практики, вибрация (с полным выкладыванием, когда ты и слово едины) – самая легкая, но, как я заметил, для женщин этот принцип в точности наоборот. Ате – это зов к Богу за пределами Богов, невыразимому, непостижимому, непередаваемому. Прозрачный луч – самая точная визуализация.

Следующая часть каббалистического креста: дотроньтесь до сердца и произнесите «АЙВАСС». Айвасс – это логос нового эона, тот, кто передал Кроули Книгу Закона. Он соответствует солнцу как архетипическому образу логоса (в свете солнца предметы имеют ясность и познаются), тифарет и сердцу. Он – это отражение изначального и трансцендентного бога в нас, наш Святой Ангел Хранитель, истинное я, о котором все говорят, но которое познают только немногие. Свет, Любовь и Свобода – тройное преломление света кетер в призме тифарет. Сын отца. Можно провести приблизительную аналогию с христианским отцом и сыном, но эта параллель с учетом того, в какой степени христианский эгрегор деградировал на данный момент, только запутает начинающего практика. Тем не менее, идея сыновства, посредника, истинного я, обитающего в сердце также достаточно универсальна для традиционных учений, хотя имеет самые разные преломления. Классическая визуализация – желтое (солнечное) сияние вокруг сердца. Моя личная находка – образ четырех противоположных потоков, стягивающихся в центральную точку сердца.

В современной изрядно деградировавшей культуре принято считать, что сердце находится в конфликте с разумом. На самом деле все в точности наоборот – напряжение противоположностей (это корень всякого бытия, динамическое напряжение; это не война на победу, а условие творения) между верхом и низом, то есть между кетер и малкут – протодухом и протоплотью, точкой логоса в темечке и точкой эроса в копчике, где, согласно представлениям древних, скольцована спящая энергия. Сердце находится ровно между этих центров и уже потому является местом встречи двух потоков. Сердце есть посредник, примиритель, установление баланса. В традиционализме очень большое значение придается термину «интеллектуальная интуиция», термину, который наиболее точно иллюстрирует идею тифарет – пробужденное сердце. Отбросьте ту шелуху, которая связана с идеей сердца в повседневности. Это не более, чем власть нижних вод. Посвященный думает сердцем и чувствует умом. Айвасс и есть вселенский принцип интеллектуальной интуиции.

Наклонив голову вниз, дотроньтесь до половых органов и провибрируйте «МАЛКУТ». Каббалисты знают, что малкут скорее соответствуют стопам, тогда как половым органам соответствует йесод. Потому необходимо не только прикосновение, но и наклон головы. Глядя вниз, дотрагиваясь до половых органов, мы, тем не менее, концентрируем внимание на стопах – точке, где наше тело соприкасается с землей. Малкут (царство) – это мир чистой материи, мать-земля, укорененность, стабильность, выживание. Жизнь как четвертый элемент телемитской четверицы (свет, жизнь, любовь и свобода). Протослог Ма архетипичен практически на всех языках: материя, майя, мать, море. Гностический гимн к деве Марии Максимильяна Волошина позволяет глубже понять связку образов и понятий. Основная тема вибрации – ощущение укорененности.

Левой рукой дотронетесь до правого плеча и произнесите «ВЕ ГЕБУРА». Гебура – строгость божья, сила, власть, мощь, натиск. Ницшеанская воля к власти и строгость божья в каббале. Динамическая энергия раджаса. Вибрируя, особенно выделяйте рычание, мощь, гнев. Классическая визуализация – кроваво-красная сфира в правом плече. Моя находка – представить пламенеющий меч в правой руке. Правая сторона – это сторона мужская, деятельная, неистовая.

Правой рукой дотроньтесь до левого плеча и провибрируйте «ВЕ ГЕДУЛА». Гедула или хесед на древе – противоположность гебуры. Это щедрость, мягкость, милосердие, сострадание, изобилие. Добрый царь на троне. Визуализация – синяя или голубая сфира.

Сложите руки на уровне груди и произнесите – «ЛЕ ОЛАМ АМЕН» («Во веки веков, воистину»). Снова возвращение в центр, утверждение баланса, равновесия, гармонии. Четыре потока, четыре стихии, четыре смысла соединяются в сердце, в точке обитания святого ангела хранителя. Считается, что каббалистический крест без последующего МРП стоит делать после удачных воззваний к силам, а также с целью балансирования.

На востоке начертите изгоняющую пентаграмму земли (см. выше) и на знаке Гора (входящего) провибрируйте «ЙОД-ХЕ-ВАУ-ХЕ». Вернувшись в исходное положение, сделайте знак Гор-па-краата (знак молчания).

Знак Гора входящего делается следующим образом: сделайте широкий шаг левой ногой, выбросив вперед руки. Почувствуйте, как на выбросе вы наполняете нарисованную пентаграмму энергией и светом. Прямо после этого следует знак молчания: верните левyю ногy на полшага назад за пpавyю, пpавый yказательный палец поднесите к веpхней гyбе. Hекотоpые использyют большой палец пpавой pyки (pyка сжата в кyлак), поднося его и вставляя междy гyб.

Важно понять идею, которая соответствует этим знакам. Они дополняют друг друга, как ночь и день, лето и зима. Первый знак представляет собой протоактивность, динамику, силу, экспансию и выход за пределы себя, тогда как второй, наоборот, представляет полную самодостаточность, покой, целостность и полноту внутри себя.

Имя Йод-Хе-Вау-Хе – это ключевое имя каббалистической традиции. Тут мне говорить нечего – информации об этом божественном имени достаточно. Хочу обратить внимание на другое. Сами принимаемые знаки органичны действию. Начертив пентаграмму, мы заряжаем её двойным импульсом – божественным именем (аудиальный канал) и знаком входящего. Поразмышляйте над символикой знака входящего – вы направляете на него силу, выбрасываете её из себя, оживляя начерченную пентаграмму. Но все должно быть компенсировано. Баланс – основа делания. Знак входящего – динамический, знак молчания – статический, запечатывающий. Одно естественно уравновешивает другое.

Если вы не настолько круты, чтобы сделать себе жезл по всем канонам магии (я, например, не настолько крут), в качестве жезла используется рука – большой, указательный и средний палец направлены вперед, безымянный и мизинец прижаты к ладони. Поместите руку в центр пентаграммы и проведите сияющую линию, поворачиваясь на четверть круга по часовой стрелке, то есть повернитесь на юг.

Начертите изгоняющую пентаграмму земли и на знаке входящего произнесите «АДОНАЙ». Затем знак молчания, рука в центр пентаграммы и поворот еще на четверть. Адонай для меня наиболее связан с сердечной чакрой, и ощущения при вибрации чем-то напоминают ощущения при вибрации Айвасс, только чуть мягче. Прочтите книгу «Сердца, обвитого змеем», чтобы понять природу того водно-любовного томления по божественному, которое связывается с именем Адонай.

Ту же самую последовательность действий совершите на западе, произнеся имя Эхейа, и на севере с именем Агла. Наконец, вернувшись обратно на восток и став в позу пентаграммы, следует визуализировать четыре сияющие пентаграммы, соединенные в круг одной линией прозрачно-голубоватого цвета.

Далее вы становитесь в позу пентаграммы и говорите известный вам текст («ПРЕДО МНОЙ РАФАЭЛЬ, ПОЗАДИ МЕНЯ ГАБРИЭЛЬ, СПРАВА ОТ МЕНЯ МИХАЭЛЬ, СЛЕВА ОТ МЕНЯ УРИЭЛЬ, ВО МНЕ ПЫЛАЮЩАЯ ПЕНТАГРАМА В КОЛОНЕ ШЕСТИКОНЕЧНОЙ ЗВЕЗДЫ»)

Вибрируются здесь только имена архангелов. Это центр ритуала, его пик. Изгнав четырьмя пентаграммами все несбалансированные элементы, мы на их место призываем архангелов, соответствующих самым чистым проявлениям стихий. Рафаэль – воздух, Габриэль – вода, Михаэль – огонь, Уриэль – земля. На сайте ОТО можно найти их образы. При проблемах в визуализации попробуйте вспомнить свой самый чистый опыт соприкосновения с той или другой стихией и представить световые столпы воздуха, огня, воды и земли. При этом, насколько позволяет визуализация, представляйте шестиконечную звезду над головой и под ногами, образующую колонну.

В своей личной практике я обнаружил реальный метод, которым можно заменить последние две строки. После вибрации имени Уриэль следует сказать: «ВО МНЕ ПЫЛАЮЩАЯ ПЕНТАГРАММА ОТ ЛИЦА МОЕГО ОТЦА, ЗВЕЗДЫ СИЛЫ И ОГНЯ В КОЛОННЕ ШЕСТИ ЛУЧЕЙ ЕГО ВЕЛИЧИЯ». Заметьте, что эта форма, позаимствованная из другого ритуала, нисколько не нарушает классической символики шестиконечной колоны, но добавляет важный элемент, значительно усиливающий солнечную составляющую. В этом случае следует представить, что прямо над головой находится центр уникурсальной гексограммы зверя, из которой разворачиваются её лучи.

В завершении ритуала повторите каббалистический крест.