О Телеме и телемизме
Храм открыт. Собравшиеся в небольшой комнате, чудесным образом обращенной в храм, замерли в ожидании святого таинства. Верую в чудо мессы… Через секунду появится Она… Жрица, владычица, королева, та, что с первых слов объединяет в себе неистовую страсть земли и утонченную нежность небес. «Земля и небо приветствуют вас» – вот слова, воплотившие всю полноту Нового Эона в одном отдельно взятом явлении богини.
Начинается мистерия, знакомая каждому из участников до малейшего жеста. Мистерия, которая каждый раз открывается в своей новой, удивительной грани. Она сочетает в себе строгость и определенность каждого жеста и слова, но при этом у ее творцов явлена абсолютная свобода, подлинная свобода, в отличие от той лжесвободы, которую представляет аморфный хаос периферийных оболочек современного мира. Каждый из постоянных участников таинства помнит разные мессы — страстные мессы Бабалон, туманно окутывающие лунные мессы или пронзающие солнечной энергией мессы Отца нашего. Строжайший канон – и абсолютная свобода. Были мессы, несшие в себе нежнейшую энергию небес, а были – неистовые и страстные мессы подземного фаллоса. Каждое слово, каждый жест определен и каноничен, при этом каждый раз месса несет немного другую, неповторимую энергию. Никогда за всю историю святого таинства не было и не будет двух одинаковых месс.
Ритуал как предельное приближение к несотворенной свободе, которая пылает в строгом следовании канону. Дионис и Аполлон именно здесь находят примирение. Нюит и Хадит, Терион и Бабалон, Мужское и Женское именно здесь рождают высочайшую мистерию алхимического союза. Остальные религии, отчуждающие женщину от святого таинства, остаются лишь каноном, лишь мертвой формой ритуального благочестия.
Текст гностической мессы Кроули писал, когда проезжал по России. Рассказывают, что он приходил в восторг от великолепия русской архитектуры и страстного неистовства русской души, вечно ищущей объединения двух начал. Когда Кроули ехал по России, лучшие российские символисты писали свои поэмы и эссе в этой единственной цели найти объединение. Подумайте, как это значимо — корона теургии была создана у нас, в России.
Для меня этот факт особенно важен — известно, что, будучи в России, Кроули посетил два города — Москву и Нижний Новгород. Около двух лет назад мне выпала огромная честь отслужить святую мессу на нижегородской земле. Многое изменилось с тех пор, но только не служение святого таинства — оно воистину соединяет время серебряной нитью.
Ритуал занимает около часа, пока все присутствующие, соприкоснувшиеся с таинством, не получат свое причастие. Дьякон объявляет храм закрытым, и все покидают комнату, неся в себе частицу несотворенной свободы. «Нет ни одной части меня, где не было бы бога»…
21 июля 2006 года. Поезд дальнего следования Москва — Запорожье. Мы с моей возлюбленной супругой, которая послана мне самой владычицей Бабалон, едем в Харьков, и наша главная цель — отслужить мессу. Первую мессу на Украине. Вот именно о таком я мечтал всегда — о свободном и радостном служении принципам Света, Жизни, Любви и Свободы. Принципам Телемы. В тамбуре я наспех выполнил вечерний Тум заходящий, и пока моя возлюбленная Жрица на нижней полке разучивает Ритуал Звездного Сапфира, которым надо овладеть на этой степени, я начинаю читать купленную накануне книгу. Это «Энциклопедия альтернативной культуры». Она кажется мне весьма интересной и важной, поскольку дивным образом дополняет мои знания как раз в области, которая мне особенно интересна.
Альтернатива — одно из слов паролей для всех, кто выбирает индивидуацию, а не индивидуализм, дерзновение, а не дерзость. Альтернатива — это те, кто выбирают путь не как все. Тут не может быть компромиссов — либо ты на этой стороне, либо на той. Либо с Лилит, либо с Иалдабаофом. Вот почему даже самые низшие, бунтующие субкультуры вызывают куда больше моего уважения, чем серый уроборос серых посредственностей. Ведь даже они, пусть неосознанно, пытаются вырваться из лакированного глянца небытия мертвящей шелухи обезличивающей системы. Хотя очень немногие делают и второй шаг, шаг, когда надо перестать бунтовать против Иалдабаофа и просто разорвать с ним, начав терпеливо учиться иному языку, на котором следует не только говорить, но и мыслить.
Книга, которую я читаю, мне нравится. Автор, исследуя различные течения альтернативы и терминологию субкультур, сохраняет, с одной стороны, разумную дистанцию, дабы не отождествиться с описываемым, но и не удаляется настолько, чтобы реальные явления исказились до неузнаваемых стереотипов, как это часто бывает.
Все очень здорово, до тех пор, пока я не дохожу до буквы «Т», в которой, по всей логике, должна быть Телема. Вместо точного и определяющего слова в заголовок вынесен громоздкий неологизм «Телемизм». Я вполне осознаю, что правила русского языка допускают подобное словообразование, но сердце карябает недоброе предчувствие в связи с хорошо известными созвучиями.
Вначале все в норме – автор описывает биографию Кроули, его детство в строгой протестантской семье, получение откровения Книги Закона от Айвасса, ее осознание только через несколько лет, магическое развитие, использование сексуальной магии… Автор даже излагает концепцию Эонов. Однако потом начинает наслаивать нелепицу за нелепицей. Воистину, полуправда — худшая из лжей, и, сказав в первой половине заметки правду, автор начинает подменять реальную и живую традицию Телемы несуществующим телемизмом, подлинность – симулякром, против засилия которого сам же выступает в различных работах.
Оказывается, Телема (извиняюсь — телемизм) — это «ультраправая профашисткая оккультная идеология». «Кроули симпатизировал Гитлеру». Увы, бесполезно объяснять, что лучший друг Кроули — Гермер, чуть было не сгинул в нацистских концлагерях по крайне показательному обвинению в «шпионаже в пользу врага Рейха Франкмасона Алистера Кроули». Что в день начала второй мировой войны Кроули пишет патриотическую поэму «Англия, восстань», что Мартин Бут, беспристрастный биограф Кроули, который не был телемитом и фиксировал самые ужасные факты биографии Кроули, такие, как эпизод с Лией и убийство кота, которое бывает сложно осмыслить многим из нас, тем не менее, уверенно писал: «У Кроули не было иллюзий по поводу Гитлера, он несколько раз побывал в Третьем рейхе и считал фюрера магом, который неверно понял суть оккультизма, чем сам себя и уничтожил». Никто все равно не услышит, что с точки зрения простой математики из двадцати пунктов телемитской декларации прав человека в тоталитаризме могут быть реализованы только три пункта, а в либеральной Европе — восемнадцать, что уже подразумевает большее приближение к телемитской системе ценностей. Нет, если сказали, что «ультраправый», значит, каковы бы ни были факты, так тому и быть.
Если бы речь шла о книге, предназначенной для обывателей, все было бы ясно и никаких вопросов бы не возникало. Рабы должны служить, а обыватели — верить в страшные сказки. Протестант может верить, что в Риме приносят в жертву детей, католик — что этим промышляют протестанты, и те, и другие вполне единодушны в том, что евреи и оккультисты питаются свежими младенцами. Все нормально — никаких вопросов, никаких проблем – те, кто по ту сторону, должны пребывать в скотском невежестве.
Но книга, которую я держу в руках, явно не рассчитана на обывателя. Да и сам автор поумнее многих будет. Остальные заметки приятно читать – честное слово. Становится странно, даже беспокойно, ибо человек, который описывает другие, весьма неплохо известные мне субкультуры без малейшего искажения (ибо это проверено на опыте), относительно Телемы врет и извращается как только возможно. Ни в Москве, ни в Нижнем Новгороде, ни в Харькове, ни в Санкт-Петербурге на святом таинстве мессы среди телемитов не приходилось мне встречать «ультраправых фашистов». В Минске был один такой, в итоге оказался успешно исключен и не в последнюю очередь из-за своих профашистских настроений, дискредитирующих Орден. Парадокс — ОТО — единственная легитимная Телемитская Организация, идущая по линии от Кроули, упомянута только как история, но не как ныне действующая организация. Хотя разные одиночки-экстремисты, считающие себя телемитами, вполне описаны. Из серьезных писателей-телемитов приведен Роберт Уилсон, но никаких комментариев о нем, во избежание разрушения концепции заметки, не сделано, хотя достаточно было бы взять любую цитату из Уилсона, чтобы все построения серьезно зашаталась.
Автора сложно заподозрить в сознательной лжи, он всего лишь добросовестно воспроизводит всё ему известное. Что гораздо хуже, ибо это — попытка заменить в восприятии (даже контркультуры!) Телему телемизмом на уровне матриэгрегора. И причину этой подмены нам следует понять.
Что есть альтеркультура в любом её проявлении, как не Воля к отделению от матриэгрегора, который представляет собой набор мертвых оболочек? Даже самые низкие и примитивные альтеркультуры типа панков направлены на эту цель — сепарацию. Панк, желающий «быть не таким, как все» — уже потенциальный герой сопротивления диктатуре матриэгрегора, Иалдабаофа.
Но, как правило, различные субкультуры делают только первый шаг к отключению, погружению в отрицание, мятеж, конфронтацию. Тем не менее, поскольку этот мятеж несознателен, бунтующий остается в той же системе понятий, которая ему навязана матриэгрегором. Самые отталкивающие проявления альтеркультуры, типа фекализма Сорокина, — это бессознательное стремление осуществить первую часть работ — работу в черном, пройти нигредо, смешать дерьмо с дерьмом, мертвые оболочки кича с тем, что он маскирует. Кроули тоже не отказывался от подобных методов, правда, действуя гораздо более осознанно. Он оставил немало примеров «работы в черном»: «Завещание Магдалины Блэр», «Флотские нужды». Эти работы, вкупе с титулом антихриста, и создали ему славу «самого испорченного человека на земле».
Но если та часть трудов Кроули, которая связана с работой в черном, хорошо известна, то о другой части предпочитают не говорить. Гимны, притчи и откровения потрясающей поэтической красоты, как правило, замалчиваются системой, которой выгодно свести Кроули до симулякра. Кто знает удивительные гимны Кроули, написанные им в Москве и включенные в Святую Гностическую мессу:
— О, Ты, кто есть Я, помимо всего, что Я есть,
Кто не имеет природы и имени,
Когда все исчезает, только ты остаешься.
Ты — сердце Солнца и тайна его,
Скрытый источник сущего,
Неизвестный, отчужденный и одинокий,
Ты пламя истины в тростнике,
Зачинающий и порождающий,
Источник и семя жизни, любви, свободы и света,
Не именуемый и незримый,
К тебе взываю, затеплив огонек свой бледный и чистый,
Рожденный силой моего желания.
К тебе я взываю, О Вечный,
К тебе, сердцу Солнца и Тайне его,
Святейшей мистерии, орудием коей есть Я.
Явись же пред чадом твоим
В самом грозном и милосердном обличье,
Из тех, что Закон допускает!
Или:
Бог тайный и пресвятой, источник жизни, источник любви, источник свободы, пребудь в нас постоянно и мощно, сила энергии, огонь движения; позволь нам трудиться с тобою усердно, чтобы соприсутствовать в премногой радости твоей.
Такого Кроули Иалдабаоф боится гораздо больше, чем десяти тысяч слепых и неосознанных бунтарей. Ибо в 99\\9 процентах «работа в черном», неосознанный бунт и воспевание отчаяния и падения так и не переходят в следующую фазу — работу в белом, фазу, где Иалдабаоф уже не властен над адептом, который находится в другой системе семантических координат. Это не переходит в иную систему интеллектуальных координат, где Иалдабаофу нет места — даже как врагу. Потому системе лучше создать симулякр «ультраправого телемизма», чем дать возможность потенциального выхода.
Следует подчеркнуть, что когда мы говорим «система», «мир», «Хоронзон», Иалдабаоф», мы имеем в виду не совсем то, что гностики, хотя более точных символов, передающих понимание, у нас нет. Гностики подразумевали под Иалдабаофом весь материальный мир, но мы не склонны к пессимизму. Иалдабаоф — это персонификация согласованного транса, та сила, которая старается обезличить человека. Великая персонификация лоска и глянца, ультраправого террора и ультралевого хаоса.
Иальдабаоф — это то, что пытается заставить потерять подлинность, заменив её маской. Здесь мы без труда можем провести параллель с архетипом персоны в юнгианстве, то есть той части психического пространства, которая стремится подчинить наше светоносное бытие, замуровав его в мертвые оболочки ложных ценностей. Персона гораздо коварнее, чем думают начинающие. Бунтуя против персоны, часто просто меняют ее одну на другую. Персона стремится свести всю полноту светоносной реализации к примитивной дихотомии. Эти дихотомии при разных строях имеют различный образ — глянцевый победитель\\серый неудачник, пролетарий\\буржуй, правоверный\\еретик.
Упрощенчество порождает протест у тех, кто имеет индивидуальность. Человек — младший собрат бога («нет бога, кроме человека»), считает унизительным ложиться в прокрустово ложе мира карликов. Если бы Кроули решил перефразировать слова Христа, он мог бы сказать, что «не к покорным пришел я, но к мятежным». Альтернатива — главная цель, к которой должно быть адресовано послание Телемы, но для этого перед нами стоит глобальная задача разрушения тех ложных стереотипов, которыми окружено имя Кроули в матриэгрегоре Иалдабаофа.