02.04.2012
0

Поделиться

Опасный метод. Реж. Д.Кроненберг

Опасный метод. Реж. Д.Кроненберг.

Стоит ли говорить, что выход этого фильма на экраны кинотеатров (и, будем честны, наших компьютеров) для юнгианского мира был пожалуй одним из самых больших событий. Еще бы – ведь фильм о взаимоотношениях легендарной триады Юнга, Фрейда и Сабины Шпилерейн снимает сам Дэвид Кроненберг – режиссер мирового уровня и мастер арт-хауса.

А ведь фильм имел хорошую информационную поддержку. Потому что когда этот фильм идет в одном из главных московских кинотеатров – это не так удивительно, в конце концов в Москве народ культурный и просвещенный, но когда несчастной, забытой всеми богами Калуге, в главном кинотеатре города две недели показывали «Опасный метод» — это, должен сказать, впечатляет.

Составив свою личную статистику, я заметил что 95 процентов известных мне людей оценили этот фильм весьма негативно. Основные претензии к фильму, как и следовало ожидать были две – это клиповая эстетика, как будто снимал не Кроненберг а какой-нибудь Грымов, и историческая недостоверность. Что до первого, то с этим пожалуй можно согласиться, и бешенная (клиповая) скорость смены событий изрядно удручала. Зритель, а особенно зритель непосвященный, просто не успевает понять суть происходящей драмы противостояния двух великих людей, а эпизоды взятые из биографий и переписки, кажутся какой то малосвязанной друг с другом пестрой нарезкой, так что единственное что скорей всего запомнит средний зритель – это роскошные эротические сцены с Кирой Найтли и харизматического Отто Гросса которого (и в этом несомненная заслуга режиссера) наконец то вывели из несправедливого забвения.

С другой стороны, художник (писатель, режиссер) и не претендует на создание документального сюжета. Речь идет о произведении искусства созданном «по мотивам» жизни великих людей, и это вполне традиционное для искусства направление. Едва ли Александр Македонский был таким как его рисовал Оливер Стоун а Чапаев таким как его описали братья Васильевы.

В своем отзыве я постараюсь избежать однозначных и тенденциозных оценок. Я лишь попробую по мере возможностей обозначить наиболее очевидные плюсы и минусы фильма, а также обозначить там, где несоответствие истории наиболее разительно (самый популярный вопрос с которым мне приходилось сталкиваться у людей после просмотра фильма – «порол ли ремнем Юнг Сабину» — ответ отрицательный).

К наиболее очевидным минусам, на мой взгляд относится уже указанный клиповый стиль фильма. Я не большой поклонник длинных полотен в кино, и уж тем более не большой поклонник сериалов, но это тот редкий случай, когда если уж режиссер взялся передать колорит истории противостояния двух гениев, фильм следовало делать длиннее как минимуум раза в два, а переходы между сюжетными событиями – ну хоть немного плавнее и ровнее. Ощущение что режиссер не может прочувствовать драму взаимоотношений и показывает только ключевые точки — как будто у него просто не хватает воображения, проникновения, чтобы заполнить эти лакуны.

С другой стороны, к очевидным плюсам можно отнести то, что это первая в истории попытка посмотреть на эту историю не столько с точки Сабины (как то было например в фильме «Сабина» где Юнг представлен прямо скажем не лучшим образом) но с позиции самого Юнга. То что режиссер, ближе к второй половины фильма пытается уйти от жанровости перенеся акценты с отношений Юнга с Сабиной на отношения Юнга с Фрейдом. Более того, насколько мне известно – некоторые эпизоды, описанные в автобиографии Юнга (например обморок Фрейда и его отказ обсуждать свое сновидение в страхе потерять репутацию) вообще впервые были выведены на экран. Жаль только что из за клиповости контекст этих эпизодов существенно теряется, а по настоящему понять их смысл может только тот кто уже и так хорошо знаком с этой историей. Поэтому, увы, просветительская роль фильма оказывается сведена к минимуму, и не смотря на огромную популярность он оказывается «узнан» только небольшим кругом которые и так «посвящены» в эту историю.

Не знаю как вам, но меня лично изрядно задела последняя сцена, где актер играющий Юнга, говорит о своей новой любовнице что она лишь «бледная тень Сабины», даже не называя её имени. Что не говорите, но Тони Вульф, женщина которая была единственной с кем Юнг в период Ночного плавания по морю говорил о своих видениях, которая помогала ему писать Красную книгу и была допущена в Святая Святых – единственной комнате в «Башне» куда был закрыт доступ даже членам семейства. Женщина которая до конца жизни была активным творческим участником большинства семинаров Юнга в чем легко убедиться почитав его семинары. Женщина с которой Юнг поддерживал связь более сорока лет, могла быть кем угодно но только не «бледной тенью», мечущийся истерички Сабины.

Впрочем, как я уже сказал, эти несоответствия – не более чем игра воображения режиссера. Совершенно поразительно то, как он выкручивается описывая переписку Юнга и Фрейда, смешивая реальные письма и фантазии, которые были необходимы ему по сюжету.

Теперь что касается плюсов. Одним из самых больших плюсов фильма, является выведение из несправедливого забвения Отто Гросса – трагического персонажа, ставшего для Юнга своего рода «посвятителем» в темные мистерии пола. Отто Гросса – по праву можно назвать предтечей таких освободителей как Вильгельм Райх, Тимоти Лири и Роберт Антон Уилсон. Если встреча с Сабиной была для Юнга открытием Анимы, то его взаимодействие с Отто Гроссом, можно рассматривать как встречу с тенью. Если Святой Антоний, признавая что подчас демоны говорят правду, призывал все равно отвергнуть эту правду, Юнгу хватило мужества эту правду услышать. Пожалуй можно сказать, что Гросс был темным двойником, теневым братом Юнга, открывшем ему подлинное измерение. Здесь мне кстати очень интересна — фраза которую перед расставанием пишет Гросс Юнгу — имела место или это фантазия режиссера. Уж больно хороша эта фраза.

Можно выделить очень интересную структуру взаимодействия в системе Фрейд-Юнг-Гросс. Если фрейдовский полюс утверждающий власть сияния чистого разума (в чем его биография в высшей степени интересна – потерявший девственность в 30 лет, Фрейд более всего боялся дать волю своей сексуальности и как описывает Лу Саломе когда она попыталась его приобнять он «отшатнулся и в глазах его читался слепой ужас») очевидно неполноценен, то и Гросс с его ничем не скомпенсированной властью страстей не менее односторонен чем Фрейд, хотя и более привлекателен эстетически. В этом смысле, Юнг очень тонко показан как тот кто смог соединить в себе оба полюса. Юнг смог принять в себе немного Гросса, но это «немного» не означало для него полного отказа от своей роли и своего статуса и своей жизни. История не терпит сослагательного наклонения, но я рискну предположить, что если бы Гросс смог также принять хотя бы отчасти аполонический элемент, который представлял для него Юнг, его судьба могла бы стать не столь трагической.

Да, как мы уже сказали, в реальности Юнг не только не хлестал Сабину, но и даже факт прямой сексуальной связи является с точки зрения большинства историков крайне спорным. Тем не менее, давайте отрешимся от исторических данных и обратим внимание насколько Кроненберг выбирает правильный контекст для подачи этой сцены. Дело в том, что до «Опасного метода», если темы перверсий и обыгрывались некоторыми смелыми режиссерами, итоговая идея повествования была весьма печальна – смешение эротики и боли приводило к разрушению и саморазрушению героев (например Поланский «Горькая Луна»). Думаю что режиссеры прошлого, таким образом обманывали свое навязчивое суперэго – дескать мы хоть и показываем хаос извращенных страстей, мы и показываем к чему они приводят. Здесь же, жесткая сексуальная игра выделена режиссером как совершенно нейтральный элемент, но даже оказывается «целительной». Фактически – по фильму, Сабина начинает приходить в норму, именнр когда принимает собственную природу подчинения. И это несомненно плюс.

И все же история неполна. Сосредоточившись на неточно переданной драме Юнг-Сабина, режиссер так и не рискует войти в символическое измерение его гения. Не смотря на то, что на момент съемок «Красная книга» уже была доступна для прочтения, центральная мистерия Юнга остается за кадром. И мы видим только одну сторону – Сабину но не Саломею, Фрейда но не Илию, и наконец Отто Гросса а не Издубара. И уж совсем точно остается нераскрытым и непонятым Филемон – эйдетическое имя самого Юнга.