Обратите внимания, что одеяния императрицы украшены пчелами. Пчела — чрезвычайно важный символ для понимания природы Аркана. Пчела — универсальный посредник, перенося мужскую и женскую пыльцу, от цветка к цветку, она есть символ космического эроса, соединяющий разрозненные элементы бытия, в эротическом устремлении к дополнению.
Вам хорошо известно, что каббалистическое соответствие императрицы — путь Далет проходящий между Хокма и Бина, изначальным мужским и изначальным женским принципом. Иными словами Сама Императрица, Далет есть — Великая пчела, пчелиная матка, направляющая рядовых пчел как своего рода крылатых и вооруженных жалом купидонов. Её цель — мед, она суть естественный Алхимик, превращающий неоформленную пыльцу в сладкий мед. Это антитеза сублимации — коагуляция или сгущение бытия, воплощение духа в материю или воплощение души. Трансформируя пыльцу в мед, она символизирует перевод абстрактных идей, структур еще не имеющий форму в воплощенную конкретику. Мед — один из обязательных элементов философского камня, согласно Эдварду Эдингеру символизирует «сладость бытия», которая открывается на последних стадиях Великого делания.
Пчела — двойственный символ. Как создатель меда она есть алхимический агент жизни, но как носитель смертоностного жала она есть агент смерти. Здесь мы возвращаемся к двойственности символической пары «воробей»-«голубь» которую уже обсуждали. В отличии от осы, способной жалить неограниченное колличество раз — пчела жалит лишь один раз и после этого обречена на умирание. В этом отношении пчела оказывается символом обнаженной трагичности. Парадокс пчелы в том, что она агент и жертва рока одновременно. Это сравнение предельного эротического одержания с жалом, проходит сквозь всю западную культуру начиная от античных изображений пчелы как существа Афрродиты и заканчивая признанием Акутогавы Рюноске «Я живу нанизанный на жало». Жало в плоть — образ из нового завета, которым Апостол Павел выражает изначальную неполноту, недостаточность человеческой природы.
Подводя итог можно сказать что в образе пчелы сходятся предельные противоположности — жизнь и смерть, эрос и антэрос, любовь и ненависть. Соединение символики любви и смерти неоднократно обыгрывалась в мировой культуре, начиная от «Песни песней» соломоновых, и заканчивая трагедиями Шекспира.
Другая грань символика пчелы связана с абсолютной коллективностью. Аристотель писал что пчелиный улей символизирует идеальный социум, в котором каждая единица точно знает свое место и свою функцию. Однако это имеет свою обратную сторону в такой идеальной структуре индивидуальное бытие не просто преследуемо но вовсе невозможно. Поэтому мы говорим что четыре аркана, проявленные до рождения Слова (Иерофант) представляют самые могущественные но и самые опасные архетипические начала. Они не только глубже человеческого но и глубже самой теплокровной жизни, символизируют предначальные импульсы бытия сопрокосновение с которыми было и остается самой большой сакральной тайной бытия, спасительной и губительной Тайной.
22.01.2014
0
Поделиться