посмотрел вчера фильм «Принцесса и воин». картина не сильно известного режиссера Т.Тыквера, который, однако снял всеми любимые «беги, Лола, беги» и «парфюмер». ко второму не прикасался еще, а первый, на мой взгляд, фильм на «посмотрел-забыл», хотя и достаточно оригинальный, не отрицаю. но о вкусах не спорят.
сюжет обсуждаемой картины, сводится к минимуму. он формален и не является сильной стороной. зато детали и то, что прячется за вуалью сценария заслуживают самого пристального размышления.
уже самые первые сцены не могут не приковать внимания, вызывая (тут лично моя ассоциация) параллель с «Фаустом» Эрика Стенбока. вот оно, подумал я, атмосфера и пейзаж, предстающие в воображении при прочтении этого странного рассказа. на скалистом берегу моря, стоит дом, из окна которого мы наблюдаем бекрайние водные просторы и утес на переднем плане. тем не менее герой кадра относит нас скорее к существу, явившемуся Фаусту, нежели к самому Фаусту. Это утонченная андрогинная фигура в красном, сплошном облегающем наряде и с короткой черной стрижкой, очень аккуратной, пишущая письмо. персонаж этот (видимо, сестра главной героини) появляется в самом начале и в самом конце, история к ней не имеет отношения. но эта
ассоциация — наверное самое ценное для меня. кстати, не читавшим этот рассказ («Фауст») — обязательно прочтите.
героиня (принцесса) — санитарка в закрытой психиатрической лечебнице. герой (воин) — парень без прошлого,чья жена трагически погибла в огне, живет со своим братом за чертой города. братья вместе создают удивительно целостный тандем. сочетание флегматичной рациональной четкости и аффективной взбалмошности (которая тем не менее, не выходит из-под контроля — все таки перед нами воин). Старший и мужественный, как отец, брат поддерживает героя, не давая
ему скатится в отчаяние из-за потери любимого человека (как потом оказывается, потеря эта — отнюдь не последствие несчатного случая).
при взгдяле на героиню фильма, принцессу, перед нами предстанет совершенно беззащитная, одинокая и странная девушка. ее явно любят и ценят в лечебнице (каждый по своему). но этого катастрофически не хватает для полноты, у нее нет рядом сестры, которая лишь пишет письма, и у нее также как и воин ранее пережила трагедию. погибла ее мать, когда она была ребенком. вначале это также преподносится как результат обыденной случайности (фен в ванну уронила), но в итоге и эта история обретает другое измерение. оба женских образа (мать героини и жена героя) погибли, тем не менее герой страдает куда больше, видимо поэтому к нему приставлен брат, оберегающий от глупостей и поддерживающий боевой дух. знакомство двух главных
персонажей довольно значимый (хотя на мой взгляд недостаточно прорисованный) момент, поэтому я для сохранения интереса к картине его не затрону. скажу только что оно происходит в момент опасный для жизни героини-анимы.
после выздоровления героиня отправляется искать своего спасителя, не совсем понятно с какими намерениями. вообще ее поведение на протяжении всего фильма вызывает массу вопросов у линейно мыслящего разума, но тем не менее действия в итоге оказываются наполненными мудростью и синхронным порядком. придя к герою, принцесса получает крайне возмутительный и негостеприимный прием. ни брат, ни сам воин не хотят ее видеть и предельно грубо себя ведут. однако принцесса проявляет достаточно смирения и терпения, чтобы в итоге оказатся рядом, когда это жизненно необходимо и в итоге получить свое счастье.
кульминация картины завершается расколом в тандеме двух братьев (старший брат погибает), после чего опустошенный воин остается со своей единственной оставшейся опорой, со своей душой, которая укрывает его в своем доме — психиатрической лечебнице, месте странностей и неожиданностей для сознательного разума.
далее стоит упомянуть важную историю с отцом героини, но она настолько ключевая и
основообразующая, что, полагаю, желающие посмотреть фильм возненавидят меня, если я выложу все карты. скажу только, что в итоге, в лучших (и пожалуй на данном этапе развития сознания, единственно возможных) традициях развития мифического хэппи-энда воин-рыцарь отнимает принцессу из рук ее отца (не без ее согласия) и вместе они отправляются, как было упомянуто в фильме, «далеко отсюда, чтобы никогда не вернуться».
финальные же сцены совершенно поразительны. герои подъезжают к автозаправке, на которой погибла бывшая жена воина. следующий кадр — перед нами воин в туалете, смотрит в зеркало, в котором отражается их машина и напряженно ожидает худшего. далее мы видим как воин расплачивается с заправщиком и благодаря двум-трем мастерским режиссерким приемам перед нами предстают двое воинов. кто из них он, а кто его тень, непонятно вплоть до конца фильма. центр главного персонажа расколот, мы оказываемся на периферии, на границе реальности и безумия, длится это около двух-трех минут, а для персонажей — до того момента, как они подъедут к перекрестку. принцесса ничего не видет, но явно чувствует возможность трагедии. водитель-воин, очень взволнованный, со слезами на глазах (эта его особенность — проливать слезы — отмечена на протяжении всего фильма), резко отвергает милостивую руку принцессы,
желающей утереть ему слезы. за ним, на заднем сидении сидит воин-тень (?), чья мимика совершенно противоположна. он спокоен, собран и лукаво улыбается. на перекрестке, воин, сидящий сзади, закрывает ладонями глаза воина-водителя и они выходят из машины. несколько решительных слов — и нервный, неуверенный в себе и разбитый воин остается стоять на перекрестке в растерянности, тогда как обновленная фигура уезжает с принцессой. на естественный вопрос: «что это было?» он с улыбкой берет ее за руку и показывает, что слез больше нет (и видимо никогда больше не будет). воин обновлен, принцесса счастлива. вместе они приезжают к сестре героини, появляющейся в самом начале, и картина завершается.
особенно хочу обратить ваше внимание, что моя версия — история героя и его анимы. в первую очередь, потому что я сам герой, а не героиня)
фильм же сделан так, что оба персонажа равноцены. с легкостью можно изменить угол зрения и рассмотреть историю героини и анимуса. такая амбивалентность не может не радовать мыслящих в векторе глубинной психологии. в процессе картины выстраивается красивая уравновешенная фигура отношений и диспозиций, в итоге приводящая к символическому дому на краю моря с андрогинной фигурой в красном.
счастье обретается в полноте.
любовь все смягчает, любовь все укрепляет