Можно много смотреть кино, картинки, читать отчеты о путешествиях других и даже использовать программы виртуальных путешествий. Но по сравнению с реальной встречей – это ровным счетом ничего не значит. Правильное путешествие — это погружение в Иную реальность. И эту иную реальность я усиленно пытаюсь понять.
Первое что бросается в глаза в этой иной реальности это Велосипеды. Велосипедов на порядок больше чем машин. Водители авто подчеркнуто аккуратны, а вот велосипеды носятся так как будто перспектива столкновения с другим объектом их вовсе не беспокоит. При этом возраст велосипедистов имеет самый широкий разброс – от 4 до 70.
Кстати, следующее впечатление – это пожилые люди. В России – человек в старости сохраняющий дух – это исключение. Обычно это либо преподаватель, либо человек имеющий по меньшей мере статус доктора наук, либо какой то особый индвидуал который прожил столь самобытную жизнь что получил право на благородную старость. В среднем же старики представляют собой жалкое зрелище ненавидящих все ворчунов воспроизводящих как магнитофоны одни и те же фразы в духе «а вот раньше» и разваливающихся. Еще раз – исключений и я знаю предостаточно но «в среднем по больнице» это так. И это впечатление настолько вьелось что кажется что иначе в общем и быть не может. Против физиологии не попрешь, и против астрологии тоже – таки сатурн. Так вот – открытие которое настигает в Европе как молния – Иначе быть может. То есть может не в качестве выдающихся исключений, а именно как нормальная, естественная для человека ситуация. Старики искренне радующиеся жизни, следящие за своей физической формой, постоянно снующие во всех просветительских и спортивных программах и главное – на скорости рассекающие на велосипеде – это впечатляет.
Еще что радует – равное количество мужчин и женщин за рулем. У нас – хотя формальных препятствий для женщины получать права нет – все же существует некоторый психологический барьер, переступание которого уже является поводом к уважению. И процент женщин за рулем гораздо ниже. Может быть и потому что шовинистической мрази готовой вставить шуточки на тему «бабы за рулем» предостаточно. Хотел бы я посмотреть на эту сволочь в Этой культуре.
Еще один момент – это изобилие домашних животных. Собак конечно и у нас любят. Но количество, друзья мои количество! Я вам не скажу за всю Италию но в Римини — у каждого третьего – собаченка – обычно декоративных пород, и на перекрестах иногда можно наблюдать целые парады собачьих знакомств, так что кажется что где то поблизости проходит выставка собак. А вот бродячих собак и кошек просто нет. Как класс отсутствуют. Пытаюсь осмыслить это психологически – должно быть инстинктивная, животная энергия для европейца является значительно более прирученной и интегрированной.
Теперь о минусах. В просвещенной Европе в гостинице на вокзале, в метро нет ВайФая. Пустяк казалось бы но я уже привык что на вокзалах в аэропорту метро и почти всех кафе есть вай фай. Там — только в отдельных исключительных кафе с весьма дорогим соком. Так что за весь отдых мог выйти в сеть только пару раз зайдя в местный бар и выпив там соку за три евро.
Еще один минус — высокие цены. Реально высокие. В Кафе я не заходил принципиально, в местном универсаме покупал сырое мясо и рис и в номере в пароварке всю эту прелесть готовил. Отсутствие холодильника омрачало картину окончательно приходилось пользоваться холодильником на вахте. Реакция администратора — вы что сырое мясо едите? ))) На что довольный ответ — «конечно же».
Да по поводу цензуры. Последний минус. Мне как западнику неприятно это говорить но цензура в Европе таки есть. Ибо например сеть «вКонтакте» в Италии тотально запрещена. Правда обойти запрет не представляло сложностей стоило набрать «Анонимайзер Хамелеон». Но вот сам факт показался неприятным ибо если я столкнулся с действием цензуры в первый день пребывания — значит она реальна и весьма реальна.
Итак первый день становится днем знакомства с новой и неведомой реальностью. Утром нас подробно инструктируют о экскурсиях на неделю и мы берем полный пакет на все дни. Соседи смотрят на нас как на самоубийц. Вся эта программа на двоих обходится порядка 800 Евро и я понимаю что поездка обойдется мне втрое дороже чем я рассчитывал.
В первую половину дня мы решаем поехать на выставку недалеко от Римини «Италия в миниатюре». Почти полное разочарование. Наверно единственное серьезное разочарование в путешествии. Выставка действительно красиво выполнена, но… все эти грандиозные макеты не передают дух, эйдос реальности соприкоснуться с которой мы приехали. Ярко. Но не более чем ярок рекламный плакат или витрина туристической фирмы с грамотно выполненными макетами. И ради этого – ехали, брали такси, тратили деньги.
Правда всей этой миниархетектуре придавали колорит регулярно снующие взад и вперед ящерицы. Так что временами наблюдаемое чем то напоминало начальные сцены из «Священной Горы», но ожидаемый эпик не наступает.
Правда разочарование смягчает единственный аттракцион выставки. Помните когда то в Москве по всему городу выставляли шары где вас могли покрутить десять минут. Если верить рекламщикам на таких тренировали космонавтов. Так вот здесь такой шар (разумеется с вами в центре этого шара) на жгутах под сто метров выстреливали прямо в небо и это же вращение проходило в свободном полете пареньи пружинивании. Ядерное впечатление но второй раз одного и того же человека не пускают – говорят мол опасно для бюстибюлярного аппарата.
Пройдя миниатюрные копии зданий и пробежав выставку макетов, мы срочно летим обратно в Римини – должна начаться пешеходная экскурсия по историческому центру Римини. Как говорится «добро пожаловать в реальный мир». Улицы которым больше двух тысяч лет. Самый древний мост в истории человечества – мост императора Тиберия. Триумфальная арка Августа, и камень Юлия Цезаря – поставленный на месте где он собрал своих солдат и объявил что они пойдут на Рим. «Жребий Брошен». Великая история. Великая жизнь. Погружаюсь в ТОТ Рим с головой, с собой «Воспоминания Адриана» Юрсенар — пожалуй лучшая книга о римской империи когда либо написанная.
Особое впечатление в Римини — Храм Сигизмунда. Кафедральный собор Римини. Здесь с римской Империи делаем прыжок в Ренессанс. Последние несколько лет я очарован ренессансом, но это очарование было очарованием идеей, принципом, взятым интуитивно, бессознательное. А здесь я наконец-то встретился с ним лицом к лицу. Потом — на пятый день была божественная Флоренция — колыбель и сердце ренессанса. Но первое знакомство, первая встреча — именно здесь в храме Сигизмунда.
Храм в котором мы оказались – не смотря на все христианские атрибуты был в сути своей храмом античного духа, языческим храмом человека. И это язычество было даже не столько в стеллах с изображением планет и знаков зодиака, что само по себе дарило отраду моему телемитскому сердцу. Нет, прежде всего это было выражение величия того кто создавал этот храм. Его Триумф. Его судьба. Человек который собрал армию и подавил восстание в 14 лет. Как говорится «были люди в То время». Экскурсовод сказал забавную историю что сам папа сказал что это церковь в которой возможно молиться только дьяволу. Да – на мысли о христианской покорности храм точно не наводил.
Именно здесь понимаешь, чему наследовал Кроули провозгласив Нет бога кроме человека. И именно здесь понимаешь что было тем культурным бэкграундом вдохновившем Юнга запечетлеть свой миф в камне. Юнг был последним. Воистину – это не церковь Исуса или Богоматери. Это церковь Сигизмунда Малатеста аристократа и воина, который обрел полноту вечности.
Уже в первый день обратил внимание на впечатления которое оставляют католические храмы. Я не говорю о церкви малатеста – даже более нейтальные соборы, самой своей архитектурой почему то не вызывали того отторжения которое вызывает у меня православная церковь. Не в смысле что я в католики собрался, нет ) Просто сравнивая энергии, я вижу в самом устройстве католического храма куда больше героического, мужественного, острого. Острые шпили. Острые углы стен. НАпряженная архитектура рывка. Симметричных квадратных и прямоугольных стен. как будто взывали к динамизму. Заостроенность шпилей будто жаждущих пронзить небо. Вверх, ввысь, к действию, к активности. Духовность без активности без действия – лишь призрак. Здесь же все пронизано волей к действию. Римской Волей и этим все сказано.
Особенность католического монашества — монах должен быть не только монахом но делателем – исследователем, комментатором, проповедником. Православие в своих округлых, материнских формах как будто говорит – смирись, растворись, не будь, расслабься иначе ты ранишь маму. Но в архитектурной структуре католических церквей уже заложено это стремление к действию, к воле. Глядя на одну из таких церквей я понял почему Юнг называл третью стадию Анимы – Марией. Для нас Мария, богоматерь воспринимается как утешитель слабым, эдакая защита упавшего, защита которая дается в обмен на готовность уснуть в материнском бытии. Тотальная теллурия. Поэтому читая лекции по Суверенному Юнгианству я всегда заменял Марию Афиной как более подходящий пример. Но там в Римини я впервые понял почему у Юнга была именно Мария, МаДонна, – вдохновитель и психопомп.
Возможно это лишь мои проекции и фантазии. Пусть так. Но любая фантазия если она появилась – имеет свой смысл и когда нибудь я наверняка смогу понять смысл тех фантазий которые родились в моем разуме при разглядывании внешней стороны кафедрального собора Малатеста, украшенного знаком поразительно напоминающим знак Доллара. Кто такой мистер Джон Голд – и так ли случайно что Американцы принципиально выделили деньги на восстановление этого храма после войны и требовали чтобы деньги пошли только на этот храм. Где только не встретишь тебя мистер Джон. Правда здесь это было лишь первые буквы имени Сигизмунд, но, разве символ ограничивается тем смыслом который в него вкладывает тот кто его невольно открыл?
Экскурсия подошла к концу, а мы с супругой решили пойти в местный музей. Потрясающее место. Вот только, я понял все «прелести» хождения без экскурсии. Мало того что не было никого кто мог бы нам хоть что то рассказать. Но даже таблички экспонатов были только на итальянском. Если бы они были на английском я бы понял процентов 80. По Итальянски мы могли только опознавать год создания данной картины или скульптуры. Если в классическом искусстве мы уже начали что то понимать сами – если груди отрезали то Святая Агата а если застрелен стрелами – святой Себастьян, то в том что касается авангардных картин двадцатого века – то это была почти практика теста Рошаха. Хотя на уровне эмоций все таки чувствуешь — все смотрят в бездну и соревнуются кто дальше заглянул. Да да — современная авангардная живопись это «Водолазы ищут клады в пасти озера коцит».
И тем не менее прогулка удалась. Вот – роскошная картина с медным змеем Моисея. Вот – современная версия джокера. А вот – совершенно безумная картина современного художника передающая какой то настоящий ужас распада форм – старых и новых. Как только восстановим фотоаппарат — обязательно напишу.
После Римини я стал задумываться о своем гербе. Я стал понимать почему так важен личный герб. Наши Аватарки — это в общем современная форма герба ) .
Вечер закончился на берегу моря. Где я если не искупался (море было еще холодное — мы поехали за две недели до сезона) то слегка промокнув ноги, сделал вечерний Реш глядя на роскошное закатное солнце…
День второй – Венеция.
О Венеции я до сих пор не знал практически ничего. Разве что слышал про венецианские карнавалы и каналы но представить КАК это может быть в реальности я даже не пытался. Но описание города меня весьма заинтересовало и я ждал его с нетерпением.
Утро – подъем в пять утра. Впрочем, для человека четверть жизни проведшего в электричках добрать недостающие часы сна в автобусе не вызывает сложностей, если конечно гид не начинает выполнять свою функцию Гида прямо с пяти утра что раздражает (
Слушая подгтовительную лекцию гида в первый час, ловлю себя на мысли что практически ничего не знаю о Венеции. Где то что то слышал, где то как то додумывал, пару раз видел в кино. Но в этом и главная проблема – фрагментарность знания. Моя поездка — попытка преодолеть фрагментарность через прикосновение к пространству где создавался контекст культуры.
С автобуса нас сразу пересаживают на катер и мы едем по главному каналу. Глядя по сторонам чувствуешь легкую ошеломленность. Здания как будто вырастают из воды. Ни Береговой линии, ни тротуара, ни пляжа. Город кажется затопленным, но по косвенным признакам понимаешь что в нем все также бурлит жизнь. Кажется что попал в сон, эго начинает плыть вместе с городом. В этом очень много от режима воды. Чувствуешь завороженность. Экскурсовод говорит о гондолах и гондольерах и я пытаюсь вспомнить где я слышал это слово. Оказалось — в песне Алекса Полякова.
Сойдя на сушу сталкиваешься с другим шоком. Улиц в нашем привычном смысле в Венеции просто нет. Есть проходы между домами, тропинки, дома пронумерованы непонятно как. Заблудиться здесь – гораздо легче чем в лесу.. Практически в каждом доме встречается магазин, но при этом ощущение что все продают одно и тоже – сувениры. Мне было остро нужен шнур для фотоаппарата поскольку память была переполнена, но ни одного магазина электроники не удалось найти за целый день.
Порадовала геральдика главного собора Венеции – в котором встречались столь обожаемые мной Павлины. (Здравствуй Мелек Тавур) хотя в христианской иконографии Павлин символизировал Иисуса поскольку мясо павлина не гниет. Впрочем то что мясо Павлина не гниет ровно в той же степени истинно как и то что Христос Воскрес поэтому да — символы достойны друг друга.
Последнее впечатление – дворец Дожей. Знаете в чем характерная особенность этой культуры? Самые Великие правители (доджи) изображались коленопреклоненными. Додж мог быть преклонен перед крылатым львом (символизирующим народ Венеции) или какой то из религиозных фигур. Да и сам тронный зал был выполнен очень символично – трон доджа был на том же уровне что и трон его шести советников. Это история. История древнейшей в человечестве демократии которая существовала почти восемь веков.
Дворец назывался «Дворцом доджей» но в нем все – напоминание правителю – ты лишь первый среди равных. От картин и до системы тронного зала. Где трон — не возвышается а стоит в равном ряду стульев но в центре. Поразительная культура. И так – со времен начала с 12го Века. И Веками, в этих народах формировалось уважение к личности, культуре, правам и свободам. Еще в мрачное средневековье каждый свободный гражданин здесь мог прийти в зал власти и прочитать конституцию и воспользоваться своими правами. Здесь особенно остро чувствуешь величие и силу демократической идеи, родившейся там. Там в Венеции родился Либерализм. Потому — все бокалы за Венецию.
До отъезда оставался час свободного времени и последние наблюдения мы сделали зайдя в одну местную католическую церковь. Обычная церковь, которую ни гиды ни атласы никак не отметили. Просто времени на поиски чего то не было и стали смотреть все что находили. В церкви играла музыка Вивальди. В церкви, действующей церкви (!!!) рядом с иконами был потрет Вивальди. Понимаете? Интересно так было всегда или это только после ослабления иудео-христианства? Как вышло что мир людей и богов, материи и идей, имеет точки взаимопроникновения в том же католичестве в десятки раз больше чем в нашей ортодоксальной.
И здесь я крепко задумался. Вот мы знаем инквизицию, цензуры, индексы запрещенных книг, подавление Ересей. А у нас вроде бы ничего этого не было. А на деле? Если в нашей истории все так хорошо то где наши еретики, художники, скульпторы философов спорящих с церковью? И не получается ли в католической реальности, изначально значение индивидуальности было таково что подавляли и жгли только когда кто то становился крайне опасным для самой доктрины. То что жгли — не оправдываю — но важен факт — оно прорастало. Значит на одного кого жгли пять на кого смотрели снисходительно.
А в РПЦ вообще ничего такого возникнуть не могло. На корню. По сути. Не растет оно тут и все. Потому что в католичестве мадонна – это все таки Анима Третьей степени, а в православии – уроборическая мать. Только не поймите неправильно – не оправдываю конечно – маразмов и в католичестве хватало и тогда и сейчас (ибо христианство по своей природе не может без этого) но… все познается в сравнении.
На обратном пути нас ждал неприятный сюрприз – в автобусе по телевизору стали показывать какую то голливудскую поделку про Казанову. Повод законный — дело в Венеции было, лучший фильм о Венеции (по мнению гида — я бы предпочел «Смерть в Венеции» Лукино Висконти). Ибо глядя на то что поставил гид я вспоминал известную поговорку что «в аду для металлистов круглые сутки играет попса».
День третий. Сиенна и Пиза.
Следующая экскурсия – в средневековый город Сиенна. Это сразу прыжок в иную реальность, отличающуюся и от Римини и от Венеции. Вот здесь хочу сказать очень важное. Мы говорим Италия, и мысленно в одном слове для себя объединяем целый конгламерат культур и явлений имеющих между собой сходства столько же сколько к примеру пингвин и павлин лишь потому что обе птицы и начинаются на букву П а заканчиваются на Н. Но именно поэтому из тур путевок надо ехать именно в Италию — там за неделю вы знакомитесь не с одной культурой а с несколькими совершенно разными культурами эстетически, ментально, духовно. Только в Сиенне я начал понимать как граммотно составлена программа позволяющая нам пусть бегло, но все же соприкоснуться со всеми гранями культур сосуществующих на территории Италии. Впрочем со всеми ли? Очень сомневаюсь. Если буду жив — поеду в следующем году уже прицельно на Чефалу.
Так вот Сиенна — это квинтессенция среденевековья. При чем средневековья высокого, благородного. Мозг тяготеет к упрощениям — мы знаем что средневековье это точно плохо и только плохо а ренессанс только хорошо. Но как сказала экскурсовод, для той же Сиенны — в средневековье они достигли вершины культуры когда город заботился о сиротах и пристраивал их в приличные дома, а в эпоху ренессанса мерли от чумы как мухи. Поэтому и поныне в узких улочках Сиенны чувствуется какая то ностальгия именно по средневековому миру — миру когда Сиенна достигла своего высочайшего рассвета.
Очаровательно и занятно пройтись по этим кварталлам улиток, гусей, носорогов, и их продолжающееся соперничество пришедшее со времен средневековья и поныне. Практически полное сохранение тотемической традиции в современном европейском городе. Забавно видеть площадь где те кто живут на ней могут сдавать квартиру лишь один раз в год на четыре часа получая по две тысячи евро. И все же этот средневековый мир, даже в его самом возвышенном образе завораживает но не вызывает любви. Особенно это почувствовалось в музее средневековых изваяний. Все эти статуи святых с суровыми лицами полными скорби и осуждения, престерты пальцы, отрубленные груди, спущенная кожа. После таких музеев выходишь на улицу как после нырка в подводный мир.
Здесь в этих подвалах, (а ребята умеют стилизовать — не только скульптуры но и атмосфера, освещение сделаны на славу) остро понимаешь почему Кроули называл христианство «черным братством» а для Юнга «господь Иисус» был неразрывно связан с культом смерти и могил (читайте Воспоминания сновидения размышления). Вот что имел в виду Мережковский в «Юлиане отступнике» — раннем романе Мережковского когда жизни в нем было больше чем смерти. Именно в этом готическом музее понимаешь до конца что это не ругательство, не риторическая форма — а историческая и религиозная данность. Смерть против жизни. Христианство против античности. Вечная борьба которая впрочем проходит не без взаимопроникновения.
Последнее испытание – восхождение на главную колокольню Сиенны и созерацание города с высоты птичьего полета. Правда подъем вымотал настолько что ни о чем более я думать больше не мог, и в нашем втором пункте назначения – Пизе – на пизанскую башню лезть отказался.
Пиза была следующим пунктом находящимся от Сиенны в часе езды. Вообще если бы эти экскурсии проходили не сутки а двое суток с ночевкой в заявленном городе — польза была бы гораздо больше. А так — остается ощущение постоянного бега. Например в Пизе у нас был только ЧАС. Зашли в главный собор, склеп (на пизанскую башню и в музей уже не пошли — не было времени — хотя все рядом). Впрочем это все бледнеет по сравнению с четвертым днем когда было приготовлено самое главное.
Исторический центр Пизы сжат на небольшом пятачке. Собор, Башня, кладбище. Кладбище, возможно после скульптур Сиенны, поразило больше чем легендарная башня. Представьте композицию – под вашими ногами – гробы и склепы, так что сложно пройти не наступив на чей то гроб а главным укрошением является сцена изъятия душ у умерших – Ангелы и Демоны вытаскивают души изо рта оставляемых ими тел, при этом параллельно играет какая то совершенно запредельно тоскливая музыка. Картины о смерти обычно придерживаются трех целей. Одни стараются провести через смерть к жизни, другие защититься от смерти смехом, обесцениванием, а третьи именно погрузить в мир смерти. Так вот это огромное полотно на стене было самым ярким примером того третьего искусства от которого делалось жутко. Казалось тела блевали душами (души выходили через рот буквально вытекая) и рядом толпились крылатые и рогатые падальщики главное для которых было не упустить их законные трофеи.
Из всех страшных судов — этот пизанский самый впечатляющий. Я вспомнил один из трипов — и стал понимать откуда природу этих образов. Мы не можем знать смерть но мы можем иметь опыт смерти эго, основанный на тех же архетипических структурах.
Медитацию на смерть прервало ощущение времени — автобус грозил уехать без нас.
На обратном пути, благо ехать было четыре часа на микроавтобусе (в Сиенну от всего заезда поехало только шесть человек — все предпочли шопиться в Милане благо экскурсии были поставлены одновременно) разговорились с нашим гидом – женщиной живущей в Италии уже больше 15 лет. Случайно упомянутое в контексте итальянского возрождения «Таро Висконти-Сфордса» становится темой для долгого разговора – на какое то время мы с ней поменялись ролями и я честно читал лекцию по истории таро и практике гаданий. ПО опыту – одна из самых сложных задач – объяснять чем ты занимаешься человеку искренне заинтересованному, образованному, но в данном вопросе не имеющему даже базовых, азбучных представлений почему гадание работает и что вообще такое эзотерика.
Я же со своей стороны пытался выяснить то что меня интересовало больше всего. Разница между европейской и русской ментальностью. То что я отмечал в первые дни — скорей внешние формы. Хотелось понять глубже. Гид для этого идеально подходила — по происхождению русская в 20 лет уехала из Перми вот уже двадцать лет живет в Италии. Да еще и работая гидом — так что общается и стой и другой группой более чем. Как, спрашиваю, отличается модели мышления? В чем разница ощущения жизни,себя, мира.
Ответ поразил меня просто до глубины души — у русских больше понтов. Итальянцы покупают маленькие машины потому что так удобнее, русские большие — потому что так круче. То есть для европейца будучи сыном богатого отца студенту нормально подработать официантом. Для русского — сфера обслуживания — всегда что то унизительное, для итальянца — нормальное. Взгляд свысока — как правило у русских. Понятно что она свидетель заинтересованный, но уже то что так много тех кто перебирается туда и так мало кто обратно — говорит о многом. В общем послушав Светлану, я начал задумываться — а не является ли вся современная великодержавность явлением того же порядка и из того же источника, как понты братка золотой цепью и (комическая история от гида) «нашими самыми крутыми пробками — разве это пробки у вас тут». Конечно Светлана человек заинтересованный, но то что так много тех кто приехал и так мало — кто уехал обратно (если только не из за великой любви) говорит о многом.
Правда мышей европейцы не ловят. Та же Света сказала что правительство запретило «вКонтакте» и говорила об этом как о некоей данности. Раскопать анонимайзер даже в голову не приходит не только местным но и нашим по крови но потерявшим нюх, хотя даже такой тотальный чайник как я разобрался с ним в течении трех минут (это слава богу не тор — вот там правда нужно крутым техником быть — хотя будет надо — научимся). В общем, если говорить о том в чем русские превосходят Европу это в таланте обыгрывать систему, создавать горизонтальные структуры, связи. Тем и спасаемся. .
День четвертый – Сан Марино. Государство в государстве. Республика существующая с четвертого века. Город на вершине горы. И снова другой мир, другая реальность, другая тональность. Правда сувениры везде примерно одни и те же — но это потому что одни и те же мы )
В Сан Марино поражаешься как можно любить свою культуру. Когда даже пешеходные переходы делают в своем бело голубом цвете. Впрочем, из всех экскурсий эта произвела на меня самое меньшее впечатление (если не считать «Италия в миниатюре») но это исключительно потому что после Венеции и Сиенны даже величественные горные замки Сан Марино смотрелись несколько блекло.
Кстати всем кто решит поехать по нашим стопам — предупреждаю. На дегустации вин вина не покупаем. Все пробуем, все смотрим и тихо выскальзываем и идем в город. Мы с супругой лоханулись взяв бутылки эксклюзивного вина за 15 евро — стоило углубиться в город и зайти в любой магазин это вино там стояло всего за 5. Впрочем то что у них за пять — у нас вообще нету. Кстати господа, на Касталийском собрании планирую угостить нашу команду настоящим итальянским Вином из Сан Марино. Так что ближайшее собрание НЕ ПРОПУСКАЕМ.
Забежали в музей. Те же черепки, картины, статуи. Правда пару интересных образов удалось поймать
День пятый. Рим. Вечный Город Юлия, Адриана и Флавия Юлиана. До этого момента я до конца не знал зачем я еду. Но именно в этот день, трясясь в автобусе и после того как наконец то закончилась пытка попсой, я понял.
В самом деле – почему именно Рим? Не Лондон, не Каир, не Болингем наконец. С учетом моих интересов — было бы логичнее. Но эта поездка не была выбором эго. Это было то что родилось — я в одно прекрасное утро я проснулся и понял — я должен увидеть Рим. Надо.
Возвращаясь из Рима я понял почему Надо. Вечное. Вечное как спасение от виртуальности, иллюзорности, относительности, призрачности наконец. Рим — это единственный символ стоящий над невыносимой легкостью бытия, монолит. Рим вечен. Таким он был зачат Ромулом и рожден Адрианом. Таким был есть и будет. И когда семена засеянные в этой жуткой чехарде не смотря ни на что стали прорастать я понял — я был в Риме.
На этот раз попсовые комедии казались просто оскорбительными. Нет — это были вполне приличные классические произведения середины прошлого века, слава богу не «Американский пирог». Но легковестность комедий, здесь была особенно неуместной.
И вообще – так ехать в Рим нельзя. Город который меня потряс более всех. И экскурсия которая по организации, структуре меня разочаровала более всех. Экскурсоводов можно понять — хочется охватить необъятное. Но — минимуум три дня. А в идеале семь. А так — получается как в том ролике эзотерика за тридцать секунд. Эдакое слайд шоу, проносящееся перед глазами на бешеннйо скорости. Рим за день это примерно то же самое.
Пробежали вокруг Колизея, прошли мимо форума, потрогали арку Константина и колонну Траяна, бросили монетку в фонтан, вихрем пронеслись по музеям Ватикана за пять минут посмотрев сикстинскую капеллу Микельанжело. За день невозможно. Возможно друзья мои, возможно. Но что от этого останется? Мне повезло — я был готов. Не я звал Рим, Рим изнутри позвал меня. Поэтому этого хватило для главного. Но черт возьми, какое разочарование — войти бы внутрь, прогуляться бы по развалинам. Вокруг Вечный Город. Вокруг — единственное противоядие небытию. Остановится. Вдохнуть. А надо – вперед. А надо – бежать.
Так ехать в Рим нельзя.
Но все же. Пантеон. Храм созданный Адрианом. Я хотел рассчитать так чтобы въезжая в Рим читать «Воспоминания Адриана» Юрсенар, но жизнь внесла свои коррективы – я просто проспал всю дорогу, туда а на обратном пути претерпевал пытку комедиями. Но здесь в Пантеоне я вновь вспомнил про великого Императора, императора строителя, императора любовника, императора эстета. Императора с именем которого связывается золотой век. Каково это было – создать пантеон? А каково Пантеону – выжить лишь превратившись в христианскую церковь? Все было разрушено кроме Пантеона. И хотя сейчас это христианская церковь — Пантеон — это языческий храм. Чтобы сделать его христианским надо было затмить дыру в куполе закрыть неастоящее небо нарисованным. Слава богам теперь это невозможно. И у нас есть возможность увидеть и пережить КАКИМ должен быть языческий Храм.
Да, имено здесь, в пантеоне открывается главная разница между христианством и язычеством. Купол языческого храма – открыт. И с неба нисходит живой свет солнца. Храм всех богов – это прежде всего храм неба, храм всех звезд, и солнца которое своим светом словно сгущается в верхней точке. Открытое язычество всегда противостояло закрытом христианству как открытый купол пантеона – храма неба противостоит любому закрытому христианскому куполу.
Я все таки сделал исрафель. Нас подгоняли, но я остановился в точке, сделал руки в знаке Тахути и прочитал Исрафель. Тихо и незаметно. И что то еле слышно завибрировало точно соглашаясь что храм ВСЕХ богов не может стать храмом одного бога.
Потом колизей. Только мимо как вы понимаете. Развалины Форума мы вовсе проезжали на автобусе, зато у фонтана Де Треви дали 15 минут времени выпить воды, купить мороженного и бросить монетки.
Впереди музеи Ватикана. Только не смейтесь. Два часа на все музеи. На сикстинскую капеллу – 15 минут. Ни у одного экспоната – ни остановится, ни поразмыслить. А там – тысячи изваяний. Не сотни даже. Тысячи.
В памяти отпечаталось два образа. Бронзовый геркулес. Как известно сохранились в основном мраморные скульптуры римской эпохи. Греки делали в Бронзе, но за века – бронзовые изваяния переплавляли на пушки, стрелы и арбалеты. Греческих оригиналов сохранились единицы. И один единственный бронзовый великан Геркулес стоит в музее Ватикана. Один на весь Ватикан. Оказалось что в него попала молния. И люди решили что статуя прогневала богов. И закопали её. А потом, в двадцатом веке, при раскопках нашли. На тысячи римских копий — один греческий оригинал. Геркулес с безумными глазами. Черт возьми — смотреть на открытки бесполезно — надо лично заглянуть в эти глаза и понять почему я говорю о скрытых в них безумии.
Так то что казалось древним проклятием оказалось благословением. Так бог возлюбил своего Геркулеса. Его взгляд — это путь в какой то танец хаоса. Такова печать избранничества богов – жуткая и прекрасная печать вечности.
А еще была артемида эфесская. Та самая Великая мать. Удивительно что и ей нашлось место в христианском государстве Ватикана. Я не раз видел её изображения и вот — оригинал. Почему христиане сохранили её? Что заставляло пап и кардиналов сохранять образ изначально враждебного им божества? Ведь могут прийти такие как я чтобы хотя бы внутри себя воздать ей молитвы. Я ответил себе так истинные и лучшие папы римские были больше Римлянами чем Христианами. Потому что Рим – вечен. А христианство – лишь одно из облаков скользящее по вечному небу.
Удивительно, но на следующий день дочитывая «Воспоминания Адриана» я столкнулся с той же мыслью как бы излагаемый из уст умирающего императорп. Кто бы не пришел на наше место, даже христиане — они будут вынуждены стать такими как мы. И Артемида Эфесская и избранный богом безумный бронзовый Геркулес — это души однажды нашедшие приют в Риме и здесь обретшие свою вечность.
День шестой — Флоренция.
Быть в Италии и не побывать во Флоренции — невозможно. Здесь началось все что нам дорого. Ренессанс. Здесь впервые человек в полной мере стал в центр мандалы бытия. Здесь произошел взрыв свободных искусств и волею великой семьи Медичи культура поднялась на небывалую доселе высоту.
И первое куда пошел — это Церковь Святого Креста. Потому что там похоронены Титаны. Никола Макиавели, Галлилей, Микельанжело. Здесь начиналась История нового Мира. Да Рим был первым в духе, но тонкую материю души, отраженную на изысканных полотнах и сложнейших статуях Флоренция чувствовала глубже даже самого Рима.
Главная подлянка — легендарная Галерея Уфицци в этот день не работала. Зато адекватная замена была представлена — это прогулка по дворцу Пацци (потом ставший дворцом Медичи) в созерцании полотен Рафаэля, Караваджо, Бернини.
Ну и конечно как всегда не хватало времени. Можно было пройти по улочкам Данте но времени на музей уже не было, можно было зайти в главный собор города — пожалуй самый красивый христианский собор на земле, но времени подняться на колокольню — ну вы меня поняли. На Флоренцию тоже нужно три дня.
День седьмой. И решил я отдохнуть. И поехали в миробиландию — местный парк аттракционов размером с диснейленд. вот только одного не учел. Шатлы до ЖД станции ходят только утром и вечером. А если ты не с группой и днем ты захочешь оттуда уехать — вариантов нет 15 км пешком. А самолет — в семь вечера уже улетает.
В общем покрутился я на американских горках с турбоускорениями, водными аттракционами, совершенно жуткой каруселью пролетающей на огромной высоте вращающейся вокруг своей оси. Кайф. Адриналин. А как обратно выбираться? Выходим из парка — ни одной машины. Ни одного человека. Только автобусы стоят. Которые вечером уйдут- чуть позже нашего самолета. Вот тут я и понял — приплыли.
Спасло — чудо. В качестве чуда выступил водитель автобуса говорящий по английски — на жутком английском я объяснил что произошло. Он вызвал нам такси правда из за отвратительного английского (в Римини как не странно каждый четвертый говорил именно по русски) мы не смогли объяснить и он повез нас на дальнюю станцию.
Но черт возьми нет худа без добра. Электричка уходила с этого вокзала через два часа, самолет через три электричка шла час. И мы решили немного пробежаться по Равенне. Естественно успели зайти только в пару местных церквей, но уже этого было достаточно чтобы понять — Равенна — это совершенно особая культура, отличающаяся от других культур Италии. И в Равенне был Юнг. И как знать быть может в этот день мы пробежались по той тропинке где ровно лет 80 назад ходил он. В конце концов все дороги ведут на вокзал а там мы точно были ))))