Регулирование (Справедливость)
Восьмой аркан — первый из четырех арканов, у которых Кроули изменил не только изобразительный ряд, но даже и название. Это очень важно, поскольку Кроули всегда в высшей степени внимателен к именам. Имя — это самодостаточная духовная сущность, выраженная через свою неповторимую вибрацию и числовой код. Поэтому изменение имени равняется изменению сущности.
Даже изменение изобразительного ряда не столь важно, как изменение имени. Полностью изменив образный ряд Иерофанта и Влюбленных, Кроули, тем не менее, оставил их прежние имена, тем самым сохранив связь прошлого и настоящего. В случае же с Регулированием все в точности наоборот — большая часть образного ряда сохранена, а наименование стало совершенно другим.
Смена названия аркана символизирует различия между системами ценностей старого и Нового Эонов. Эти различия будут рассмотрены подробно в надлежащем месте и в надлежащее время, однако уже в этой главе мы видим контуры новых берегов, к которым ведет нас колода Тота.
Прежде всего необходимо задуматься: почему Регулирование (старое название — Справедливость) находится именно в этом положении — после Колесницы (карты, выражающей триумф Эго), но перед Отшельником (символизирующим самоуглубление и интроверсию)?
Само по себе место этой карты в ряду арканов в высшей степени символично: ранее Эго достигло своей вершины, приблизилось к солнцу-Самости настолько, что практически отождествилось с ним. Это отождествление приводит к тому, что человек начинает утверждать свое Эго единственным реальным центром, не подозревая, что он бессознательно присваивает себе то, что ему не принадлежит.
Такой ложный триумф не может длиться вечно. Восьмой аркан как будто ставит предел экспансии и прогрессии, утверждаемой ранее. Здесь герой сталкивается с законами, которые находятся вне его власти, — законами, которые призывают к жизни подлинную религиозную установку.
Эти законы символизирует великая богиня суда, равновесия и справедливости. Ее аналоги мы можем найти в самых разных традициях. Так, в греческой традиции это Фемида, а в древнеегипетской — Маат. Она — богиня судьбы. Судьба, рок, фатум, карма — пожалуй, главное значение этой карты. Это безличная сила, на которую невозможно оказывать влияние извне.
Мы говорим о судьбе всякий раз, когда силы, не подконтрольные нашему «я», врываются в нашу жизнь и несут нас к неизбежному взлету или падению. Рок — это тотальная власть Иного. Соприкосновение с этой властью рождает первый реальный религиозный опыт.
Карта восьмого аркана Таро выражает принцип подлинной религиозности, уже не спущенной от Суперэго властных авторитетов (Иерофант), но родившейся непосредственно от реального опыта столкновения с Иным, которое зачастую проявляет себя как предел дальнейшему одностороннему развитию.
Главная идея этой карты, в сущности, очень проста. Это восточная идея кармы, или причинно-следственной связи, — связи между прошлым и настоящим, мыслью и действием, внутренним и внешним. Пока сознание находится на стадии «первой рациональности», или «господства Эго» символизируемого Колесницей, эти тонкие связи ускользают от восприятия, однако по мере развития они постепенно приоткрываются перед индивидом.
Взглянув на древнейшие картины восьмого аркана, мы увидим традиционное изображение Фемиды, богини правосудия и справедливости, которая держит в одной руке меч а в другой весы. Меч здесь — оружие наказания, «меч карающий», инструмент сфиры Гебура. Но если задуматься, то этот меч — еще и оружие меры: то, что отрезает, отсекает все ненужное или отжившее. Можно сказать, что карта наглядно иллюстрирует пословицу «семь раз отмерь (весы — орудие меры), один раз отрежь (меч — орудие отсечения, сепарации)».
На карте Справедливость в колоде Висконти идея суда усилена образом всадника Апокалипсиса, который изображен летящим в небе и замахнувшимся своим мечом на окружающий мир. Должно быть, это один из четырех всадников Апокалипсиса — а именно второй всадник, символизирующий войну.
В XIX веке оккультисты английского ордена «Золотая Заря» внесли в символику карты Справедливость важные изменения, которые нашли отражение в популярной колоде Артура Уэйта, тоже бывшего членом этой организации. Эти изменения, впрочем, связаны не с символическим рядом, а с числовым. Пытаясь привести большие арканы Таро к «идеальной» астрологической последовательности, деятели «Золотой Зари» (и вслед за ними Уэйт) поменяли местами карты Справедливость и Сила (в терминологии Кроули — Регулирование и Вожделение). Идея понятна: если закованный в броню Колесничий (аркан 7) соответствует знаку Рака, а одинокий и замкнутый Отшельник (аркан 9) — знаку Девы, то логично между ними расположить карту, соответствующую знаку Льва, а после них — карту, соответствующую знаку Весов. Символика Весов и Льва явно и неоспоримо присутствует на картинах Справедливости и Силы, но в «традиционной» (марсельской) системе это арканы 8 и 11 соответственно. Если же сделать Силу (Льва) арканом 8, а Справедливость (Весы) арканом 11, все выстраивается очень красиво.
Такую перестановку можно было бы представить как разумную модернизацию, связанную с энергиями Нового Эона, если бы не многочисленные и достаточно очевидные факты, свидетельствующие против этого. Справедливость — карта суда, рока и кармы — должна идти сразу после Колесницы, ибо связана с ней самыми очевидными узами причинно-следственной связи: победитель, достигший всего, впервые понимает, что не все подчиняется его желаниям. Привести же новый порядок, популяризованный Уэйтом, в логическую последовательность духовного пути, или Пути Героя, не представляется возможным.
Именно поэтому Кроули возвращается к традиционному порядку, для особенно любознательных предложив идею «зодиакальной петли», связанной с принципом движения созвездий по небу. На самом деле эта первая зодиакальная петля интересна еще и тем, что оба аркана первой зодиакальной петли в Новом Эоне меняют свои имена (то есть свою сущность): Справедливость становится Регулированием, а Сила — Вожделением.
«Диаграмма двойной петли» из «Книги Тота» Кроули. Цифрами обозначены большие арканы Таро. Зодиакальный круг образует две петли, и сейчас нас интересует правая петля. Обратите внимание, что после Рака, как и положено, идет Лев, затем Дева, затем Весы и Скорпион. Круг же арканов петель не образует, и после Колесницы (7) идет Справедливость (8), затем Отшельник (9), затем Сила (11), затем Смерть (13).
(Арканы 10 и 12 не имеют зодиакальных соответствий.)
Кроули не просто восстанавливает традиционную последовательность больших арканов, но и полностью переосмысливает смысл карты Справедливость. В чем же заключается это переосмысление?
Образ греческой Фемиды коренится в архаичной идее посмертного суда, имевшей широкое распространение в древнем мире. Так, согласно египетскому мифу, богиня правосудия Маат держит весы. Сердце умершего помещается на весы и при взвешивании должно оказаться легче пера Маат. Если это так, душа отправляется в райскую обитель Осириса, а если нет — немедленно пожирается хтоническим чудовищем Аммат.
Суд Осириса. Иллюстрация из древнеегипетской «Книги мертвых».
Обратите внимание, что мифологема измерения, меры органично переходят из древнеегипетской мифологии в древнегреческую, а затем и в христианскую. Есть православная икона, на которой мы видим сцену взвешивания души Сатаной и архангелом.
«Сатана и Архангел Михаил взвешивают души умерших». Современная православная икона.
Итак, идея измерения, меры, суда, является универсальной архетипической идеей, преобладавшей в последние две тысячи пятьсот лет — во время, которое Алистер Кроули определяет как «Эон Осириса». Это преобладание, как мы видим, не зависит от религиозных границ, и древнеегипетская религия оказывается на удивление единодушна с христианством. Можно сказать, что для человека предыдущей стадии развития идея справедливого устройства реальности была одной из определяющих, осевых идей.
Однако сейчас мы можем задать очевидный вопрос: а существует ли справедливость как объективный закон? Если существует, то каковы ее правила? Перефразируя знаменитый вопрос Понтия Пилата, мы можем спросить: «Что есть справедливость»? Возможен ли абсолютный нравственный закон?
Еще в древности некий царь показал относительность всяких законов, когда вначале предложил мешок золота греку за то, что тот съест своих умерших родителей, а затем — такую же награду африканскому аборигену за то, что тот не съест их, как велит обычай племени, а похоронит. Оба, не задумываясь, отвергли «чудовищное» предложение царя.
Закон кармы лучше всего иллюстрирует следующий анекдот: как устроить ад для христианина, мусульманина и викинга? Ответ очень прост. Отправьте их в рай: викинга в христианский, христианина — в мусульманский, а мусульманина — в Вальхаллу.
Справедливо ли «сжечь еретика»? Или «съесть поверженного врага»? Современному человеку такие вопросы кажутся чудовищными, но в свое время и в своих культурах ответы на них считались сами собой разумеющимися. И как знать, быть может, многие из тех мнений, которые сейчас кажутся «нормальными» и «естественными», лет через четыреста будут восприниматься как апофеоз дикости и варварства! Признаться честно, глядя на некоторые процессы в современном политическом поле, я бы очень хотел в это верить.
Получается, само понятие справедливости, добра, объективной истины — не более чем фантом, призрак. Меняется власть, меняется культура, меняется религия, меняется установка сознания — и то, что казалось самоочевидным, оказывается абсурдным. Не существует формулировки закона, которая могла бы кристаллизовать идеальную справедливость, которая была бы применима ко всему. Но не существует и высшей справедливости, которая бы вершила свой суд в соответствии с нашими представлениями о ней. Можем ли мы назвать историю двадцатого века «справедливой» хоть в малой степени?
Однако здесь мы можем впасть в очень опасную ошибку, решив, что если справедливости нет, то все позволено. В мире действует некий закон, который существовал от начала времен и очень часто принимался за «справедливость» и «воздаяние». Это закон равновесия, баланса. И любое нарушение этого закона неизбежно вело к печальному результату.
Равновесие — строгий судья, не знающий пощады. За грубым нарушением последует мгновенное наказание. В исключительных случаях любое зло может быть оправдано, но человек, привыкший оправдывать свое зло, неизбежно окажется раздавлен чашей весов. В этом нет ни справедливости, ни мести, ни высшего суда. Просто определенные действия ведут к определенным результатам, и, совершив преступление, человек уже несет в себе образ наказания другой чаши весов. Невротическая личность, тупо следующая каждому своему импульсу, неизбежно нарушает равновесие, и это нарушение настигает его в виде результата его же действий.
Карма — это универсальный закон равновесия или баланса. Кроули формулирует это с восхитительной лаконичностью: «Природа не справедлива — она точна». В природе равновесие достигается естественным путем, и если в лесу расплодилось слишком много оленей, — значит, вскоре вырастет поголовье волков.
Закон регулирования уничтожает любые нарушения равновесия — не только в сторону «зла», но и в сторону «добра». «Слишком хороший» так же обречен на разрушение, как и «слишком плохой». Об этом Юнг весьма выразительно писал Рихарду Вильгельму:
вы не должны растаять, или исчезнуть как-то по-иному, или заболеть, но грешные желания должны привязать вас к земле, так чтобы ваш труд мог продолжиться. Нам всем известна фраза: «Он был слишком хорош для этого мира». У святых и духовных людей часто короткая жизнь. В прошлом они нередко умирали от туберкулеза. Опасно быть односторонним, даже односторонним в совершенстве.
В институте Юнга пациенты, у которых происходило что-то очень хорошее, должны были в течение месяца мыть на кухне посуду — таким образом доктор возвращал их к утраченному равновесию.
Таким образом, восьмой аркан вновь ставит нас перед проблемой противоположностей, с которой мы впервые соприкасаемся в аркане Влюбленные. Но если во Влюбленных противоположности находятся в состоянии радикального разделения и между ними отсутствуют какие-либо пути соединения (именно поэтому базовое значение карты Влюбленные — выбор), то в аркане Регулирование противоположности представлены в симметричной и уравновешенной системе. Решение проблемы противоположностей посредством торжества Эго потерпело закономерный крах, и архетип равновесия ставит задачу поиска нового решения. Регулирование в его несбалансированном виде — это закон энантиодромии, согласно которому любое явление несет в себе зародыш своей противоположности и неизбежно в нее превращается. Тирания переходит в анархию по смерти тирана, а анархия легко становится диктатурой, когда в борьбе всех против всех побеждает сильнейший.
Карл Юнг заново открыл закон энантиодромии в психологии, обратив внимание на то, что бессознательная установка всегда противоположна сознательной. Яркий пример тому — сновидения. Святому снятся все мыслимые пороки, а сновидения преступника призывают его к добропорядочной жизни. Компенсация — основной принцип действия бессознательного, и этот закон шаг за шагом открывается в аркане Регулирование. Вместе с тем нетрудно заметить, что такой уровень понимания — это серьезный шаг вперед по сравнению с тотальным расколом во Влюбленных.
Энантиодромия — теневое действие аркана: вы рискуете превратиться в то, что более всего ненавидите, а то, с чем вы сражаетесь, рискует захватить вас со спины.
Эзотерически восьмой аркан — один из самых сложных. Как утверждает Кроули, Регулирование — партнерша Дурака. Иными словами, Регулирование создает бинер с той тотальностью Плеромы, которую представляет нулевой аркан. Если нулевой аркан представляет чистую потенциальность, или Ничто, которое есть Нечто, то Регулирование — это, наоборот, Нечто, которое по сути своей — Ничто. Иными словами, мы имеем дело с метафизическим перевертышем: Дурак представляет собой изначальную тотальность, не определяемую никакими понятиями и законами, поэтому часто определяемую как Ничто (Нирвана). Однако на самом деле это самое Ничто — единственное, что действительно существует. Регулирование же, напротив, манифестируется самой реальностью с ее безжалостным судом и непререкаемыми ограничениями, в то время как метафизически эта реальность — не более чем иллюзия, или Лила (Игра Бога).
Кроули изображает женскую фигуру в танце. Ее меч представляется не столько карающим оружием, сколько неподвижной осью, сравнимой с Шивалингамом, вокруг которого танцует Шакти. Меч как оружие воздуха также отсылает нас к символизму Алеф как Супруга Регулирования. «Женщина Удовлетворенная» танцует вокруг своего меча так же, как Шакти танцует вокруг Шивалингама, пробуждая его к творению. Меч — единственный недвижный элемент на этой карте, в то время как все остальное находится в состоянии постоянного сбалансированного ускорения.
Глядя на изображение восьмого аркана у Кроули, мы отмечаем поразительную симметрию. Каждый элемент картины уравновешен противоположным: — Альфа на одной чаше весов — Омегой на другой чаше, синий круг — зеленоватым, зеленоватый — синим. Меч же, находящийся в центре карты, представляет собой что-то вроде неподвижной оси мира, вокруг которой происходит вращение. Кроме того, меч расположен так, что его можно сравнить с осиным жалом (название буквы Ламед означает «стрекало» или «жало»), которое сокрыто внутри, но готово быть пущенным в ход, если равновесие нарушится.
Глубочайшая философская идея, заключенная в этой карте, — это ницшеанская идея «любви к року», «страсти к судьбе». Страстное приятие жизни, даже слияние с ней, достигаемое как на пике экзальтации, так и в точке падения, отличает тех самых «возлюбленных судьбы», которые во всех культурах естественным образом составляли высшую касту.
При прорицании основное значение этой карты — предупреждение. Она еще не предрекает несчастие и крах. Но она уже предупреждает, что если дальше вести себя в том же духе, крах будет неизбежен. В отличие от арканов Башня или Луна, в которых точка невозвращения пройдена, Маат своим танцем как бы предупреждает нас: осторожно! Это не красный, но желтый свет светофора, который говорит нам: пришло время притормозить, осмотреться, переосмыслить свои действия. Где-то было нарушено равновесие. Но где? И в какую сторону? На этот вопрос карта не отвечает — здесь каждый должен сам себе найти ответ.
Дорогие друзья.
Если вам понравились фрагменты моей книги «Таро для всех и для никого» вы можете купить ее перейдя по ссылке
Другая моя книга по Таро — это «ПРыжок в бездну вершин», может быть рекомендована как более ранняя но содержащая те материалы к котором мы впоследствии не возвращались — например магия таро. Вы можете купить ее перейдя по ссылке
Среди десятков и сотен авторов пишущих о таро, я хотел бы вам рекомендовать одного, человека который как я считаю единственный в русскоязычном пространстве кто значительно превзошел меня по глубине, тонкости, масштабу исследования, и чей авторитет для меня незыблим. Это Григорий Зайцев и три из семи написанных им тома о философии, символизме, истории арканов Таро. Никогда прежде еще никто не предпринимал столь масштабное исследование, обращаясь как к давно забытым, архивным изображениям арканам, так и к самым последним достижениям философии и науки. Григорий дает одновременно взгляд несколько школ таро и является пожалуй единственным человеком чьи работы могут быть интересны представителю любой школы, а чей подход достоин стать примером для подражания. Из семи томов им написано три — «Лики мистерий», «ТАинство пути» и «Бездны и выси» — кликнув на называния книг вы можете купить один том или сразу три по желанию. Книги великолепно иллюстрированы, в альбомном подарочном формате.
Из книг иностранных авторов по Таро, наиболее заслуживает внимания работа Салли Николз «Юнг и таро», где каждый аркан рассмотрен во всей полноте архетипической перспективы. Именно эта книга на данный момент является абсолютным лидером продаж не только в графе Книги по Таро, но и в общем списке, гранича с «Красной книгой» Юнга и «Путем сновидений» Фон Франц.
Еще огромного внимания заслуживает двухтомник Алехандро Ходоровского «Путь таро». Он состоит из двух томов — Старшие арканы и Продвинутый уровень. Чтобы понять ценность этой книги достаточно вспомнить кто такой Ходоровский. Талантливейший режиссер, некогда работавший совместно с Сальвадором Дали, и едва ли не единственный кто применил в кино принцип «психошаманизма». Махатма помогающий множеству ищущих зачастую исключительно из любви к искусству. Поэт, художник, автор комиксов, режиссер, писатель. Очевидно что обращаясь к таро, человек такого уровня вне сомнения привнес сюда немало ценнейших прозрений. Обратите внимания что Ходоровский обращается к тому единственному таро у которого нет автора — Марсельскому Таро
В качестве дальнейшего развития понимания именно Телемитского Таро, мы рекомендуем книгу Лон Мило Дюккета «Таро Тота». Книга написана легким, даже игривым языком, но при этом объясняет сложнейшие тонкости символизма Таро Тота уходящего в глубины каббалы и алхимии Телемы.
И наконец книга Майкла Даммита «История Оккультного таро». Можно не соглашаться с теми оценками, и установками которые порой сквозят у исследователя к исследуемому материалу, однако нигде и никогда не приходилось нам встречать столь подробного, детального исследования истории практических всех эзотерических школ и традиций, от рассвета до заката.