06.09.2009
0

Поделиться

Роса как душа материи и биполярность энергии

Смерть Небесного Короля как тайна герметического опуса.

Проблемы Юнга при интерпретации unio corporalis.

Как я уже упоминал, через двенадцать лет после написания «Психологии переноса» в своей работе «Mysterium Coniunctionis» Юнг сравнивал unio mentalis с освобождением души из оков материи или тела (см. седьмую гравюру) и её объединение с духом для сотворения одуховторенной души в христианских небесах с активным воображением. Поскольку целью последнего является сотворение одухотворенной души, она сравнивает свой метод воображения с алхимическим получением caelum, «небес». На языке психологии он интерпретировал первую фазу Делания Герхарда Дорна как интеграцию личной тени с помощью активного воображения. Таким образом, для него выполнение этой задачи является истинным самопознанием.

Как инструмент освобождения духа или души (Юнг не проводил особой разницы между ними) из оков материи или тела, Активное Воображение per se является неоплатонической идеей. Очевидным результатом этого оказывается то, что физическое тело остается вне процесса и глубинная психология Юнга заканчивается на неоплатонической стадии, или на современном unio mentalis.

Далее я продемонстрирую, что вторая фаза Делания Герхарда Дорна, unio corporalis, второе coniunctio, эротическое единство Бога и Богини, целью которого является сотворение тонкого тела, Лилии или Звезды Соломона в герметическом алхимическом смысле, не учитывается, потому что Юнг интерпретирует тонкое тело неоплатоническим образом — как сотворение «небесной утонченности», квартерности функций сознания и как интеграцию тени с помощью активного воображения.

Это оказывается невозможным прежде всего потому, что активное воображение оказывается освобождением души от материи и её объединением с духом. На языке алхимии душа оставляет тело и объединяется с духом в небесах. Тогда как в процессе unio corporalis душа двигается в противоположном направлении, оставляет дух и вновь соединяется с землей или телом.

Именно здесь Юнг сталкивается с неразрешимой проблемой, ибо с этого момента невозможно уподобить нисхождение души, процесс, являющийся ключевым для unio corporalis и её новое воссоединение с материей или землей в Росе, с прямо противоположным по направлению Активным воображением, которое, как мы увидели, является освобождением души от материи и воссоединением с небесным духом. Поэтому, на мой взгляд, пытаясь идентифицировать вторую фазу Делания Дорна с активным воображением (то есть освобождением души из оков материи), Юнг очевидно противоречит сам себе.

Нисхождение и смерть Бога в утробе Богини.

Вразделе «Monocolus» своейработы «Mysterium Coniunctionis» Юнгописываетпроцесс unio corporalis. Он помещает в тему несколько образов так называемого monocolus, алхимического короля, бога. Эти гравюры опубликованы в Парижском кодексе, автором их является Абрахам Элеазар. НаседьмойгравюреизображеноединениеКороляиКоролевы.

В par 734 Юнг описывает этот образ следующими словами:

«То что говорится в этом тексте Abraham le Juif о царственных персонах похоже на мифологему: солнце, царь голубого неба, опускается на землю и она становится ночью, затем он соединяется со своей женой, землей или морем. Первобытный образ Урана и геи вполне может лежать в основе этой картины. … Французским алхимикам восемнадцатого века был известен царь, горячее, красное серное золото, которое они называли «Озирисом»; влагу (aquosum) они называли Исидой. (Карл Юнг Mysterium Coniunctionis пер. О. Чистяков)

Хорячий красный сульфур или яркое золото небес, одухотворенная душа, которая появилась в результате unio mentalis, Король как персонификация принципа Логоса — еще не философское золото, еще не окончательная цель делания. Для бракосочетания с Королевой он должен спуститься вниз. Только таким образом Красный Сульфур может вновь соединиться с Белым Сульфуром (или солью), который есть холодная и подобная луне влажная субстанция. (См. Юнг par 720 «Красная сера символизирует мужской принцип солнца, белая – принцип луны») Только после этого оказывается достигнута финальная цель, которая, по словам цитируемого Юнгом Альберта Магнуса «Золото, которое «внутри» серебро и наоборот», тождественная Лилии, Звезде Соломона, Квинтессенции, Солнечному младенцу и Красной тинктуре.

Такое описание lapis как воссоединенных противоположностей подводит Юнга к мысли, что unio corporalis затемняет солнце. Очевидно, что это обозначает затмение. Затмение солнца и Луны – еще один образ для коньюнкции. Юнг говорит нам, что французские алхимики также использовали образ Божественной Пары Исиды и Осириса, который после стал повелителем подземного мира. Это также подтверждает наше подозрение о том, что соединение происходит не в небесах но в недрах земли.

Как я уже продемонстрировал, миф о Исиде и Осирисе — это вегетативный миф, в котором после расчленения Бога подземного мира (что также является центральным процессомunio corporalis) Исида не находит его фаллос. Поэтому воскрешая его физическое тело, она сделала ему деревянный фаллос взамен не найденного. Символически рассмотренное, дерево означает «вегетативное», «растительное». Эта деталь показывает нам, что эта часть Делания является глубоко интровертной процедурой и связана с симпатической (вегетативной) нервной системой, как и практики тибетского буддизма и индийского тантризма.

То, что очаровало Волфганга Паули в опусе Роберта Фладда — это то, что небеса спускаются вниз. Компенсацией этого движения становится то, что Земля начинает подниматься, и эти двое встречаются ровно на середине пути и создают срединный мир. Это и есть тонкий мир, который мы можем приравнять к unus mundus – психологической реальности, которая является «невидимой потенциальностью реальности, существование которой может быть обнаружено только опосредованно, через наблюдение её эффектов».

В алхимическом видении Арислея король даже проникает в матку королевы и растворяется там на атомы:

«Затем Бейя (королева) обратилась к Габрицию и сокрыла его в своей матке так, чтони части его не было видно. Она обняла Габриция с такой любовью, что полностью впитала его в свою природу и разделила его на неделимые частицы»

Еще один пример «Серебра, скрывающего золото» или единства Красной и Белой серы,есть в «Cantilena Рипли»:

Usterly perish’d is the Flower of Youth,

Through all my Veines there courses naught but Death.

Mavelling I heard Christ’s voice, that from above

I’le be Reborne, I know not by what Love.

Else I God’s Kingdom cannot enter in:

And therefore, that I may be Borne agen[15],

I’le Humbled be into my Mother’s Breast,

Dissolve to my First Matter, and there rest.

And he concludes[16]:

Юности цветущей и в помине нет,

В жилах моих смерть оставляет след,

Послышались мне слова христа что высшейф волею,

Буду я внвь рожден, хоть и не знаю чьей любовью.

Но в Царство Божие мне не войти вовек,

И потому, чтобы снов мне прийти на свет,

Я к грудям матери покорно припаду,

На элементы разложусь и в том покой свой обрету.

(Пер О. Чистяков)

«Для того, чтобы войти в Царство Божие, Король должен трансформировать себя в прима материи, то есть в теле своей матери и вернуться во тьму первичного состояния, которое называется алхимиками «хаос». В этой massaconfuse элементы находятся в состоянии постоянного противостояния и вражды – все связи растворены. Растворение является предварительным условием воссоединения. Участник таинства должен был страдать, метафорически умереть для того, чтобы достичь трансформации.»

Чуть ранее Юнг показал нам реальную революцию, которая по моему мнению крайне важна сейчас, в начале двадцать первого века. Он акцентировал кощунственное отождествление Алхимического короля с Богом, кощунственное потому, что первый стар, дряхл и бесплоден. Затемонпродолжает.

«В сущности, здесь мы сталкиваемся с новым религиозным мифом: Бог не только в неоскверненном теле Христа и неприрывно явит себя в священной гостии. Но таинственный факт в том, что он также сокрыт в «дешовой», «презираемой» и «бросовой» субстанции в грязи этого мира.»

Очевидно, что цитата, приведенная выше, напоминает нам центральный тезис Алхимии, который я приводил во введении: In stercore invenitur – «В грязи мы находим его», не вульгарное золото, но философское золото, «серебро покрытое золотом» или «позолоченное серебро» — единство противопложностей.

В своей работе «Психология и алхимия», Карл Юнг идет дальше и ошеломляет читателя утверждением паралеллизма lapis или философского золота с христианским богом, так что Алхимик становится «спасителем Бога, тем кто дает выкуп за него». Очевидно, что этот выкуп должен быть оплачен на глубине, на которую в процессе unio corporalis низвергается король, почти тождествененный христианскому Богу.

В особой ветви иудейсткого мистицизма, каббале Исаака Лурии (1534 – 1572), есть впечатляющая параллель этому воззрению: когда бог создает древо жизни, состоящее из десяти сфирот – гностический образ Антропоса, только первые три сфирот были достаточно сильны чтобы принять в себя божественный свет. Остальные были слишком слабы и разбились в результат ечего они были проглочены демоническими силами и пленены материей. В результате этого разделения антропоса и произошло творение. Поэтому человек должен совершить так называемый «тиккун» — восстановление Антропоса (Богочеловека) в его целостности. Таким образом, каждый человек помогает богу восстановить разрушенное творение в первоначальном сиянии. Если мы посмотрим на пороки современного мира, нам вполне может прийти в голову мысль, что подобный метод может является величайшей и последней попыткой спасти человечество.

Юнг был под впечатлением идей Лурианской Каббалы. Он видел в нихсоответствие процессу индивидуации, раскрываемой в непосредственноп опыте. Водномизписемонписалследующее.

«Здесь впервые появляется мысль, что человек должен помочь Богу восстановить поврежденное Творением. Впервые признается космическая ответственность человека.»

Смерть небесного короля как необходимое состояние для сотворения Квинтессенции или материальной души

Еще раз вспомним, что в Розарии алхимическая сублимация описана двумя различными путями: один вид сублимации — это сотворение духовной утонченности, другой — сотворение квинтэссенции. Для достижения духовной цели душа должна покинуть тело и соединиться с небесным духом (1 стадия coniunctio или unio mentalis). Для создания квинтэссенции (2 стадия coniunctio или unio corporalis) одухотворенная душа должна оставить дух и вернуться обратно на землю. В этот момент одухотворенный король в небесах умирает и вступает в действие упомянутый ранее вегетативный миф.

Поэтому миф герметический алхимии на стадии unio mentalis Делания Дорна рассказывает нам не историю обожествления одухотворенной души в христианских небесах или платоническом Эмпиреи, но понять необходимость смерти «короля голубых небес». Небеса темнеют в затмение, и король растворяется в теле королевы. Только после этой жертвы он может быть заново рожден, восстановленный и вновь молодой.

Ранее мы видели, что во время прохождения unio mentalis два тела объединены, но мертвы (шестая и седьмая гравюра). Тем не менее, начиная с этого момента, душа или жизненная сила оставляет дух (как короля или маскулинного бога) и одухотворенная душа, созданная в течении первой фазы или в результате активного воображения, умирает. Смерть принципа Логоса в течении unio corporalis происходит, когда водяной пар конденсируется в росу, как это показано на гравюре 8. Таким образом, unio corporalis описывается как вторая смерть, следующая за первой смертью тела на гравюре 6. На этой стадии умирает Логос Короля или одухотворенная душа, однако рождается материальная душа, которая и воскресит мертвое тело. Как мы увидим далее, алхимический символ Лилии, Звезды Соломона, солнечного младенца, красной тинктуры или квинтэссенции, связанной с Душой Материи, является и катализатором и целью второй стадии coniunctio, unio corporalis

Перевод Атон (Лит обработка Sedric)