05.02.2015
0

Поделиться

Новый мистицизм и жизнь после смерти

Ремо Рот

Возвращение Мировой Души: Вольфганг Паули, К.Г.Юнг и вызов психофизической реальности
Глава 2

1.2 Синхрония Fludd/flood

В декабре 1947 в письме Юнг просит Вольфганга Паули стать научным руководителем Института К.Г.Юнга, который собирался основать его студент. Паули дал согласие на это предложение и отписал в ответ следующее[1]:

«Тот факт, что ваши исследования и алхимия согласуются, является для меня серьезным доказательством того, что развиваемое является показателем тесного слияния психологии и научного эксперимента в процессах материального физического мира. [выделено мной; Рот

Как и Юнг, Вольфганг Паули всегда верил, что глубинная психология является частью не гуманитарных, а естественных наук. Позже он писал[2]:

«Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что психология всегда считалась одной из гуманитарных наук, но Юнг самолично подчеркивал естественнонаучную природу своих идей, и своей работой вымостил дорогу к интеграции психологии бессознательного в естественные науки.»

Обещание Вольфганга Паули стать научным руководителем нового Института было, очевидно, обусловлено желанием того, чтобы юнгианская психология была не только эмпирической наукой, но и была интегрирована с мощнейшим математическим аппаратом физики. Но в 1953 после тяжелой битвы с Марией-Луизой фон Франц[3], он отказался от этого ‘захвата’ физикой глубинной психологии и заменил его требованием воссоединения физики с парапсихологией.

В письме 1947[4] года Паули также говорит о новом проекте. Он пишет, что его ‘внимание сильнейшим образом сфокусировано на влиянии архетипических концепций… на научные определения’, и он проиллюстрирует это посредством диспута между Иоганном Кеплером и герметическим алхимиком Робертом Фладдом (Robert Fludd), который представил ‘противоречие между магическо-алхимическим и новым (в XVII веке) научным способом мышления’. Затем он добавил, что это было ’противоречие, которое вернулось на более высоком уровне в бессознательном современного человека’.

Озабоченность Паули этим диспутом между алхимиком и одним из основателей современной численной науки началась в 1940-м[5] г. и еще более возросла после сна в 1946-м[6] г. В этом сне он был обвинен в объективизации вращения. Мы разберемся с этим сном во втором томе после того, как увидим символическое значение этого термина. Конечно, это немедленно напоминает нам об одной из важнейших областей исследования Паули, о спине.

24 апреля 1948 года состоялась церемония открытия Института К.Г.Юнга[7]. Когда Паули вошел в комнату, проявился так называемый эффект Паули. Безо всякой внешней причины китайская ваза упала на пол, и вода пролилась, в итоге превратившись в поток (flood). Если смотреть символически, то мы можем сказать, что этот психокинетический феномен был Китайским водным потоком (Chinese water flood).

С другой стороны, мы видим, что Паули начал изучать герметического алхимика Роберта Фладда. Следовательно, мы можем заключить, что эти два события входят в синхроничность: психическое(внутреннее) явление, состоящее в напряженности Паули по поводу дискурса между Иоганном Кеплером и Робертом Фладдом, и физическое(внешнее) явление, состоящее в этой странной психокинетической аномалии, т.е. эффекте Паули, перевернутой вазы, которая обернулась потоком(flood).

Эта синхронистичность насыщена смыслами, которые будут рассмотрены в следующих частях и интерпретированны в следующих главах. Первый смысл очевиден: подобие потока воды (flood) из перевернутой вазы фамилии Роберта Фладда (Fludd). Значит, мы должны исследовать общее содержание работ Фладда и символику водного потока. Мы можем сказать, что символический смысл этого потока следующий: архетипическая концепция, которая имеет много общего с ‘водностью’ и ’текучестью’, которая еще была жива в герметической алхимии Фладда, но позже была подавлена Иоганном Кеплером, желающим встроиться в новый дух времени(zeitgeist) XXI века.

Следующая деталь показывает, что эта синхронистичность имеет отношение к Новой Эре Водолея. В позднем письме[8] Юнг упоминает, что астрологическим символом этой Новой Эры является человек, который льет воду из своей вазы(см. рис. 2.1). Другое описание Водолея – это водонос, носитель воды (water bearer), как и в случае с Китайской вазой. Т.о. мы можем заключить, что синхроничность Fludd/flood может показать нам некоторые новые принципы, которые мы должны представить в порядке объяснения крайне странных и чуждых событий[9], которые проявятся в ближайшем будущем, и которые мы не сможем понять ни с помощью современной науки, ни с помощью глубинной психологии XX века.

Согласно Юнга нам следует извлечь смысл из такой синхронии, чтобы добыть новое сознательное знание о сформированном архетипе и досознательное знание, которое стоит за ним, которое покажет нам каковы реальные цели и замысел Самости- центра коллективного бессознательного. Из того, что эта синхрония проявилась на церемонии открытия нового Института, который был основан для научных изысканий и воспитания Юнгианских психотерапевтов, становится очевидным, что смысл этой синхронистичности имеет отношение к будущим научным вызовам Институту К.Г.Юнга.

Рис. 2.1: Водонос как символ Водолея[10].

2.2 Интерпретация Паули пролитой воды.

До того, как мы продолжим с интерпретацией этой синхронии, давайте спросим себя, а как ее истолковал Паули. В письме от 16 июня 1948 он писал Юнгу[11]:

«Когда этот занятный ‘эффект Паули’ с перевернутой вазой проявился на торжествах по случаю открытия Института Юнга, я немедленно и ярко ощутил, что должен ‘пролить воду внутри’(‘innen Wasser ausgiessen’- если использовать символический язык, которому я у Вас научился). Затем, когда связи между психологией и физикой была посвящена большая часть вашего выступления[12], для меня стало еще яснее, что я делал. Результаты всего этого во вложенном эссе[Выделено мной;Рот

Вышеупомянутое вложение было эссе Moderne Beispiele zur ‘Hintergrunds-physik[13](Современные примеры ‘Фоновой физики[14]’). В нем Паули разбирается с фактами ‘появления численных выражений и концепций в самопроизвольных фантазиях[и снах; Рот] в качественном и фигуральном, т.е. символическом смысле[15]’, которые появились в 1934 или 1935[16]. Впервые возникнув, они шокировали рациональный разум как ‘надругательство над научной терминологией[17]’. Но, затем он продолжил:

« Позже, тем не менее, я начал осознавать объективную природу этих снов и фантазий… Т.о., постепенно я пришел к осознанию, что такие сны и фантазии не являются ни бессмысленными, ни абсолютно случайными, но в большей степени выражают и сообщают в некотором роде ‘второе значение’ применяемых терминов[выделено мной; Рот] »

И он заключил, что[18]

«Бедная психологическая трактовка охватывает только полдела. Другая половина раскрывается архетипическим базисом терминов, применяемых в современной физике. Что итоговый[телеологический; Рот] метод наблюдения и должен распознать в продукции ‘фоновой физики’ через бессознательное современного человека, так это устремление к будущему описанию природы, объединяющему физичное( physis) и Психэ, форме описания, прочувствовать которую до настоящего момента мы могли только в донаучной эре. Для достижения такого унифицированного описания природы основополагающим кажется возврат к архетипическому происхождению научных терминов и концепций.[Выделено мной; Рот

Как Паули уже писал в 1946, отправной точкой такого воссоединения является вызов сформулировать так называемый ‘нейтральный язык[19]’, который бы объединял физику и глубинную психологию в единую науку. Позже, в 1953, он даже рассматривал парапсихологию на роль такой науки. Насколько такое объединение возможно, мы откроем по ходу книги.

Вводные слова к Фоновой физике показывают нам, как Паули интерпретировал символическое ‘пролить воду внутри’. Он позволил себе выдавливать по капле чисто рациональное понимание физических терминов и заменить его пониманием сиволическим.

Позже в письме Луизе фон Франц, датированном 18 июля 1954[20], он описывает этот проект более точно: ни язык физики(первый язык), ни язык глубинной психологии К.Г.Юнга(второй язык) не достаточны для выражения структуры и процессов пока неизвестной реальности. Поэтому бессознательное говорит на физико-символическом языке[21](третий язык), который мы должны перевести в ‘нейтральный язык’, который будет понятен для рационального сознания. На мой взгляд это вызов XXI века- найти тот самый, четвертый, нейтральны язык.

Мы можем суммировать выводы Паули, выведенные из его психокинетического эффекта Паули на Собрании по случаю основания Института К.Г.Юнга, в следующем: символическое выражение ‘пролитой воды’ значит раскрыть рациональный разум с намерением найти нейтральный язык. Нейтральный язык описывает с помощью физико-символических терминов мир, который стоит за(или даже выходит за пределы) физикой и глубинной психологией- мир, который позже, в 1953, Паули определит как универсальную психофизическую реальность, которая должна быть описана абсолютно новым языком, ‘psychophysische Einheitssprache’, ‘унифицированным психофизическим языком[22]’.

Я разрабатываю этот нейтральный язык, в соответствии с запросом Паули, во втором томе. С одной стороны это сделает возможным для нас описать внешние аспекты этих процессов. С другой стороны это поможет нам теоретически понять терапевтический метод для лечения психосоматических и соматических заболеваний так же, как и специфических психически заболеваний. Я называю этот метод Симпто-Символической Трансформацией, или более обще Телесно-Центрированным Воображением.

2.3 Эссе Кеплера/Фладда 1952 года Вольфганга Паули.

Когда мы оглядываемся назад на сознательные причины Паули для написания Фоновой Физики, мы можем видеть, что его озабоченность Робертом Фладдом, которая усилилась после сна о воплощении вращения в 1946, по факту не играла особой роли. Поэтому выглядит так, что в 1948 он не в достаточной степени выделял тот факт, что поток из Китайской вазы имел отношение к его заинтересованности спором между Иоганном Кеплером и Робертом Фладдом.

Но мы знаем, что Паули- спустя два с половиной года после этой синхронии- написал(25 декабря 1950го) Маркусу Фирцу(Markus Fierz), что он верил[23]

«Что я несу ‘Кеплера’ так же, как и ‘Фладда’, в себе, и что для меня является необходимостью соединить эту пару противоположностей так хорошо, как только я смогу»

Мы также знаем, что он продолжил разбираться с ситуацией крайнего напряжения, которая возникла в начале XVII века, когда численная наука начала вытеснять архаическо-магическое мировоззрение алхимии Средних веков. Результатом была статья Der Einfluss archetypischer Vorstellungen auf die Bildung naturwissenscbaftlicher Theorien bei Kepler(Влияние архетипических идей на научные теории Кеплера[24]), которую он опубликовал в 1952 совместно со статьей К.Г.Юнга Syncbronizitdt als ein Prinzip akausaler Zusammenhdnge[25](Синхрония: Беспричинный связывающий принцип) в книге Naturerklarung und Psyche[26](Интерпретация Природы и Психэ[27]).

Сегодня в научных кругах эта статья называется Эссе Кеплера(Keplerstudie or Keplerartikel). Но, когда мы ее читаем, мы видим, что она имеет как минимум такое же точно отношение и к Роберту Фладду. Если мы включим дополнения, то увидим, что Вольфганг Паули написал 48 страниц из 84 (147-194) о последнем и его алхимической философии. Значит мы можем заключить, что в своей статье Паули пытался найти соединение Кеплера и Фладда внутри самого себя. Был он в этом успешен или нет, мы обсудим в главе 5.

2.4 Значение синхронии Fludd/flood.

2.4.1 Необходимость решения психофизической проблемы.

Как мы увидели, причиной, по которой Паули принял приглашение стать руководителем нового Института, была его вера ‘что то, что он разрабатывает, указывает на тесное слияние психологии с научным экспериментом в процессах материального физического мира.’ Более того, несколько месяцев спустя в речи по поводу открытия ‘связь между психологией и физикой заняла относительно большую часть.’ Таким образом вторым значением синхронистичности Fludd/flood является необходимость научного поиска решения так называемой психофизической проблемы[28].

Подавление anima mundi, мировой души в средневековом мировоззрении, которая была связующим звеном между материей и духом, оставило предыдущую связь без какой-либо ясности и определения. Для объяснения этого ‘пропавшего звена’ Лейбниц и Спиноза[29] придумали так называемую ‘психофизическую параллельность.’ В пренебрежительной манере Паули назвал эту идею ‘ментальной туманностью’(a mental nebula; ein geistiger Nebelflecken[30]). Он утверждал, что в детерминистическом мире должно быть возможно объяснить эти отношения в причинном ключе так, что этот нелепый параллелизм более не будет необходиммым. Но, если мы не верим в причинно-следственные отношения, то будет лучше поискать связь синхронистическую[31]. В следующем разделе мы увидим, что этот искомый процесс даже глубже, и что с его помощью мы вернемся к Герметической магии на более высоком научном уровне.

2.4.2 Возвращение к мировоззрению Герметического алхимика Роберта Фладда на более высоком научном уровне.

В Герметической алхимии Роберта Фладда мировая душа(anima mundi) была до сих пор vinculum amoris(связкой любви) между материей и духом. Т.о. мы можем заключить, что третьим смыслом синхронии Паули является вызов вернуться во времена до Кеплера к мировоззрению Роберта Фладда с целью отыскать новый способ свести воедино божественные принципы Мужского и Женского.

Эта задача завершится воссоединением количественного(численного) описания природы- которое началось с Кеплера(а еще ранее с Галилео)- с качественным/символическим описанием роберта Фладда. Конечно, сегодня мы можем это сделать лишь через включение результатов современной науки, что означает невозможность регрессии в донаучный мир философии Новой Эры. Мы разберемся с этим во втором томе посредством количественно-качественной интерпретации стародавней алхимической Аксиомы Марии Прорицательницы(Axiom of Maria Prophetissa), которая показывает нам, что мы должны вернуться к термину биполярной энергии вместо униполярной в научной терминологии так же, как это сделано в глубинной психологии К.Г.Юнга.

Как мы увидим, такого рода задачи требуют новой теории, которая есть объединение эпистемологических инсайтов квантовой физики с опытом глубинной психологии, а также с включением объяснений паранормальных феноменов: телепатии, предвидения, психокинеза. Более того, это объединение должно происходить на фоне единой психофизической реальности(unus mundus), которую Вольфганг Паули и К.Г.Юнг искали, но пока не смогли описать на научном языке.

2.4.3 Решение проблемы психокинетического эффекта Паули путем расширения концепции синхронистичности.

Ваза упала на пол без каких-либо внешних причин, когда Паули вошел в комнату. Следовательно, мы должны заключить, что так называемый эффект Паули произошел в начале церемонии открытия Института К.Г.Юнга. Как подвердили множество его коллег, Паули был окружен некоей мистической аурой, которая, казалось, имеет своим источником странные психокинетические феномены. Например, множество раз, когда он входил в лабороторию своего коллеги Отто Стерна в Гамбурге, физический эксперимент нарушался и приборы взрывались[32]. В феврале 1950-го, когда он был в Принстоне, сгорел циклотрон[33], и он почувствовал, что причиной этого повреждения был эффект, названный его именем. Маркус Фирц(Markus Fierz) его коллега, который знал его довольно близко, раскрыл[34], что Паули сам верил в этот психокинетический феномен. Паули сказал ему

«…что он заранее почувствовал это повреждение как неприятное напряжение, и когда ожидаемое несчастье таки произошло- опять!- он почувствовал странную свободу и легкость.»

Если мы включим этот факт в контекст синхронии Fludd/flood, он покажет нам четвертый смысл: что будущее исследование должно также разобраться и с этим психокинетическим аспектом физических аномалий. Этот аспект особенно важен, т.к. имеет отношение к принципу синхронистичности, определенному К.Г.Юнгом. Он и особенно его соавтор, и мой учитель, Мария Луиза фон Франц постоянно отмечали, что связь между двумя событиями синхронии является одним из смыслов- что также означает и одной из физических энергий- и не может быть обменом физической энергии, т.к. при таком допущении мы откатимся в мир магической обусловленности. Мы утверждаем обусловленно(причина и следствие),когда мы думаем, например, что сон служит причиной для внешнего события, но мы не знаем никаких математических/причино-следственных законов, касающихся этого процесса. Так как, тем не менее, при описанном выше эффекте Паули прибор взорвался, то в таком психокинетическом феномене должен быть обмен энергии, при котором пока неизвестная не-физическая энергия трансформируется в физическую[35]. Вследствие этого концепция синхронистичности неприменима для такого психокинетического феномена. Т.о. четвертый смысл синхронии Fludd/flood состоит в том, что мы должны дальше искать не-физическую энергию, которая обуславливает странные, в основном психокинетические физические феномены. Как читатель увидит, мы нашли этот новый энергитический принцип во втором аспекте определенного мной термина биполярной энергии, который я назвал нейтральным языком материи-психэ.

2.4.4 Включение биполярного энергетического принципа Инь/Ян.

Ваза, которая упала на пол, была Китайской. Мы знаем, что Паули очень увлекался Даосизмом[36], где воссоединение двух энергетических принципов Инь и Ян в моменте Дао играет чрезвычайно важную роль. Таким образом, пятым смыслом синхронии Fludd/flood является включение Инь/Ян- биполярности энергии в доработанную философию природы и научное мировоззрение.

2.4.5 Резюме и анонс

Суммируя смыслы и значения синхронии Fludd/flood Фольфганга Паули, мы получим следующее:

Институт К.Г.Юнга, основанный в 1948, должен принять вызов разработки научного исследования, касающегося объединения современной физики и глубинной психологии, которое было целью Вольфганга Паули и К.Г.Юнга. Результатом исследования должна стать новая теория, основанная на Герметическом мировоззрении, и которая также должна включать эпистемологию квантовой физики и опыт глубинной психологии.

Полем этого исследования должно стать расширенное понимание синхронистичности, которое-на основе символически усиленных физических концепциях- должно включать в себя телепатию, предвидение и психокинез. Гипотезой общей психофизической реальности должна быть: 1, нечто, стоящее в основе объяснения этих феноменов так же, как 2, новая научная интерпретация энергетического принципа как ‘текучей’ или ’жидкой’ биполярности Инь/Ян(как в Даосизме и Герметической алхимии)


[1]AaA, p. 32; German original in PJB, p. 36; ‘Психологические письма’ Паули не были опубликованы в WB до 1950, поэтому обозначения WB здесь нет.

[2] AaA, p. 212; German original in PJB p. 207.

[3] Про этот диспут см. WB 4/11, особенно письма [1598], [1624] и [1667].

[4] Далее см. AaA, p. 33; German original in PJB, p. 37.

[5] Enz, Charles P., No Time to be Brief: A scientific biography of Wolfgang Pauli, Oxford University Press, Oxford, 2002, p. 417

[6] AaA, pp. 30-32; German original in PJB, pp. 34-35

[7] Enz, 2002, p. 416.

[8] Jung, CG, Letters, vol. 2, p. 616, footnote 4.

[9] Также глубинный психолог был глубоко обеспокоен грядущей катастрофой. В своей книге об НЛО он писал:’Не самонадеянность движет мной, но моя медицинская совесть, которая призывает меня исполнить мой долг и подготовить тех некоторых, кто услышит меня, о грядущих событиях, которые согласуются с окончанием Эры… Я, говоря откровенно, озабочен теми вопрошающими, кто застигнут событиями врасплох, и расстроен их непонятливой натурой’.[Летающие тарелки (CW 10, §§ 589-90)]

[10] Источник: Wikimedia Commons

[11] AaA, p. 33; German original in PJB, p. 37

[12] Текс выступления опубликован в CW 18/11, § 1129-1141

[13] PJB, pp. 176-192

[14] AaA, pp. 179-196; German original in PJB, pp. 176-192

[15] AaA, p. 179; see also p. 11; PJB, p. 175

[16] See letter [9P] in AaA, pp. 8-9; German original in PJB, p. 13

[17] Далее см. AaA, pp. 179-180; PJB, pp. 176-177.

[18] AaA, p. 180; PJB, p. 177.

[19] Впервые упомянут в 1946 в контексте сна об объективации вращения (Обсуждение во втором томе); AaA, p. 31; PJB, p. 35.

[20] WB 4/11, pp. 713-716, letter [1847]; в этом письме Паули впервые использует форму ‘Du’. Далее в письме он впервые говорит о мечте Марии Луизы фон Франц о ‘психологическом эквиваленте атомной бомбы’.

[21] В письме [13] от 2 октября 1953 в PJB, стр. 15 Паули говорит ‘(symbolisch aufzufassenden) physikalischen Ausdriicken’, что Роско(Roscoe) перевел на английский как ‘(symbolically interpreted) physical expression’((символически интерпретированное)физическое выражение). [AaA, p. 11; German original in PJB, p. 15]

[22] WB 4/11, p. 141. Он говорит далее о ‘psychophysische Monismus’, ‘психофизическом монизме’. В замечании к WB 4/11, стр. 43 также и редактор Wissenschaftliche Briefwechsel Карл фон Майен подчеркивает тот факт, что Паули искал ‘im Sinne einer psycho-physischen Einheit erweiterten Naturwissenschaft’(расширенную естественную науку в смысле психофизической гармонии и единства)

[23] Enz, 2002, p. 421; German original in WB 4/1, p. 226

[24] In Pauli, W., Writings on Physics and Philosophy, ed. Charles P. Enz and Karl von Meyenn, Springer, Berlin, 1994, pp. 219-279.

[25] Today in GW 8, §§ 816; English translation in CW 8, §§ 816.

[26] Ed. Meier, C.A., Rascher Verlag, Zurich, 1952.

[27] Bollingen Series LI, Pantheon Books, N.Y., 1955.

[28] Паули уже предвидел такую психофизическую реальность, предсказав психическую относительность пространства и времени в письме [33P] of 1947 (which also Enz stresses); AaA, pp. 32-33; PJB, pp. 36-37.

[29] См. WB 4/1, p. 634: ‘der im Anschluss an Leibniz und Spinoza ausgebildete Begriffdes

Parallelismus.’ (Термин ‘параллелизм’ был создан Лейбницем и Спинозой.)

[30] WB 4/1, p. 634.

[31] Там же

[32] Enz, 2002, p. 149. Он отвечает Отто Стерну:’Количество эффектов Паули… чрезвычайно велико.’

[33] WB 4/1, p. 37

[34] Далее см. Enz, 2002, p. J50

[35] Во втором томе я называю эту энергию материя-психэ(matter-psyche) и показываю, что с одной стороны она относится к созданию иного качества физической энергии, а сдругой- к созданию иного качества объективной психической энергии. Последнее описывает синхронистичность, в которой иное качество объективной психической энергии, высший порядок, проявляется относительно синхронно внутри, а затем снаружи. Творение иного качества физической энергии, с другой стороны, относится к психокинетическим явлениям, таким как встречи и похищения НЛО, и эффек Паули.

Более пристальный взгляд на синхронию Fludd/flood Паули показывает, что это была смесь синхронистичности и психокинетического феномена. Это синхронистичность, т.к. и внутренее, и внешнее имело тот же смысл. Иное качество физической энергии(которое позволило Китайской вазе упасть на пол) тем не менее психокинетическое, что означает, что обмен между неизвестной энергией и физической энергией имел место. Т.о. существует еще ‘психокинетическая синхронистичность’, комбинация синхронистичности(в этом значении смысла) и психокинетического/магического обмена энергий.

Похоже на то, что Юнг предвидел такое явление. В письме от 17 января 1949(Letters, Volume I, p. 522) он писал:’Несомненно существует синхронистические эффекты с ‘живительной’ силой, т.е. феномены, которые не только синхронистичны, но также позволяют сделать вывод о том, что психическая энергия влияет на живые и неживые объекты таким образом, будто ‘анимированное’ психическим содержимое чужеродно для них, что они вынуждены представлять ее так или иначе.’ Тем не менее он не смог осознать, что выделяя термин ‘эффекты’ в контексте синхронистичности, он запутал обусловленное и беспричинное объяснение.

[36] Особенно в связи с визуально-аудиальным переживанием танцующего китайца, Кольца Соломона, квинтэссенции и Квадрата; см. второй том