Юнговская неоплатоническая интерпретация uniocorporalis и герметическая квинтэссенция.
Неоплатоническая интерпретация Юнгом тонкого тела как реализации личной типологии и личной тени.
Юнг написал «Психологию переноса», посвященную интерпретации алхимического текста «Розариума» в 1943 году а в 1946 году она была опубликована. Интересно, что Юнг в интерпретации к восьмой гравюре толкует uniocorporalis следующим образом: Алхимик берется произвести новую, летучую (а потому воздушную или «духовную») сущность, обладающую corpus, anima и spiritus, где corpus естественным образом понимается как «тонкое» тело или «тело дыхания» ;.
Создание тонкого тела в моей терминологии: наблюдение создания материальной или телестной души. Интерпретация Юнга, приведенная выше, подразумевает, что трансформация происходит не только в духовном, но и в психическом, и даже в психофизическом теле. Таким образом, Юнг был очень близок к открытию двух принципов, которые я называю биполярностьюдуховнойителесной\\материальнойдуши.
Тем не менее, далее, в 486 пар. он держит курс в сторону неоплатонической интерпретации, то есть он пытается объяснить uniocorporalis только в однополярном модусе духовной души. Он пишет, что тонкое тело: даже ‘если его понимать как Тело славы, грубее, чем anima и spiritus, «остаток земли», пусть он и очень тонок, по необходимости тяготеет к земле
Неоплатоническое ограничение проявляется в том, как он интерпретирует росу, падающую на землю с привнесением земли.В психологии Юнга этот символ всегда означает воплощение, конкретизацию. То есть, в нашем случае это означает интеграцию новых когнитивных содержаний, извелеченных из бессознательного посредством активного воображения, в реальную жизнь.
Тем не менее, воникает вопрос: а какие, собственно, содержания должны быть осознаны и интегрированы? Юнг считает так: современная форма uniomentalis, активного воображения, основанная на мышлении, то есть на способности с помощью одной лишь мыслительной функции интегрировать земной аспект тонкого тела на современном языке будет означать интеграцию чвствующей и ощущающей функции, описанную в его типологии, в обновленное и расширенное сознание. Поэтому мы можем сделать следующий вывод: юнговская итерпретация сотворения тонкого тела, главный вызов uniocorporalis — это необходимость интеграции четырех функций сознания в квартерность, утвержденную Юнгом в его «Психологических типах» в 1921 году. Таким образом создается сознательное дополнение к его четверичной самости, центру коллективного бессознательного. Затем сознательная и бессознательная целостность соединяются вместе, выстраивая хорошо известный квартерион юнгианской психологии.
Имплицитное предположение этого аргумента в том, что процедура интеграции функций начинается с мышления как главной функции. То есть получается, что активное воображение по сути связано с личным психотипом Юнга, в котором мыслительная функция является доминирующей, а чувствующая подчиненной. Тем не менее, девиз Делания Герхарда Дорна – «Порвите книги, пока не разорвались ваши сердца» — требует так называемого sacrificiumintellectus, жертвоприношения интеллекта.Иными словами, чисто интеллектуальная позиция должна быть оставлена.
Однако при этом перед нами появляются дополнительные проблемы. Еслиактивное воображение начинается с использования мыслительной (иногда соединенной с интуитивной) функции, перед нами появляется простой вопрос – будет ли эта процедура так же действенна для, к примеру, чувствующего типа. Позже читатель увидит, что я не согласен с такой позицией и предлагаю дополнительную процедуру, которую я называю «телесно-ориентированным воображением», основанным на другом типе сознания – то есть том, что я называю «ЭросЭго» (сознательнойматериальнойдушой).
Десятилетием после интерпретации Розариума, в MysteriumConiunctionis Юнг удивляет нас совершенно иной интерпретацией неоплатонического тонкого тела. Он говорит нам, что дальнейшая цель современного unio corporalis, по сравнению с unio mentalis — это моральная и интеллектуальная оценка результатов процесса активного воображения. Конкретно это означает, по Юнгу, что сознание должно перейти от чистого восприятия к суждению. Однако мы знаем, что Юнг определял интуицию и ощущение как воспринимающие функции, а мышление и чувство как функции оценки. Таким образом, получается что процесс активного воображения начинается с ощущения и\\или интуиции, а затем должен перейти к мышлению и чувству.
Думаю здесь не только я, но и читатель оказывается полностью сбит с толку, ведь то, что Юнг говорит здесь, полностью противоположно его интерпретации тонкого тела в «Психологии переноса». Здесь мыслительная функция должна быть оставлена для того чтобы достичь более тонких аспектов типологии. Здесь цель в интеграции мыслительной (и чувствующей) функции. Поскольку эти две интерпретации противоположны, просто невозможно решить, что есть тонкое, а что есть грубое тело.
Но вернемся к интерпретации тонкого тела, предложенной Юнгом в «Психологии переноса». Там он приравнивает ощущения к сенсорному восприятию реальности. Таким образом, очевидно, что он говорит об экстравертном ощущении, то есть ощущении, сфокусированном на внешнем мире. Далее для иллюстрации действия чувствующей функции Юнг приводит пример бегства Фауста из его лаборатории ради активной жизни, подчиненной принципу удовольствия. Это значит, что и чувствующая функция, о которой идет речь, так же экстравертна.
Двойной аспект алхимической сублимации: Квартерное сознание и Герметическая Квинтэссенция.
В алхимии утончение сознание обозначается понятием «сублимация». В примачении к «Психологии переноса» Юнг цитирует «Розарий», объясняющий эту процедуру:
Есть двойная сублимация. Первая — удаление излишнего, с тем чтобы остались наичистейшие составные части, свободные от осадка элементов, а потому обладающие качествами квинтэссенции. Другая сублимация — сведение тел к духу, то есть преобразование телесной плотности в тонкий дух (Юнг «Психология Переноса» Пер. М.А. Собуцкий)
Разумеется, двойная сублимация Розариума — это то же самое, что Герхард Дорн определял как первую и вторую фазу опуса. В первой фазе unio mentalis производится caelum, Небеса, духовная утонченность, то есть одухотворенная душа; на второй фазе uniocorporalisполучается роса, т.е. материальная душа, алхимическая квинтессенция, аналогичная Красной Тинктуре или Солнечному Младенцу. Он есть пятый элемент, сущностно превосходящий землю, воду, огонь и воздух, и символизируется Лилией. Позднее этот символ был ярко проявлен в мистицизме швейцарского святого Николаса Флуе. Из-за двойной триадической структуры лилии она является символичесим эквивалентом Звезды Соломона. Хотя это может показаться нам странным, алхимическая квинтессенция является эквивалентом Лилии и через нее Звезды Соломона.
Тем не менее, поскольку Юнг не осознал биполярность энергии, он не мог заметить,что тонкое тело связано не только с очищением экстравертного сознания, то есть с неоплатонической сублимацией земной души в небесную или одухотворенную душу, но и с материальной душой, внутренним аспектом материи и тела, сокрытой тени материи. Потому неоплатоническая духовная утонченность, описанная выше, очищенное сознание, сопровождается квинтессенцией, второй и последней целью и паралеллью герметическому алхимическому тонкому телу, Солнечному младенцу и Красной тинктуре, которую я называю материальной душой.
Тем не менее, далее мы увидим, что сотворение тонкого тела герметической алхимии в большой степени связано с Эросом сознания, то есть с сознанием, порожденным интровертной интуицией, интровертным чувством и интровертным ощущением. Эти грани сознания неоценимы для телестно-ориентированного воображения, предложенного мною, важным аспектом которого является сознательное подавление мышления в процессе воображения. Таким образом, Эго оставляет принцип Логоса и открывает принцип Эроса.
Определив два различных типа сознания, то есть Логос Эго с (главным образом экстравертным) мышлением, ощущением, интуицией и чувством, как подчиненной функцией и Эрос Эго с интровертным чувством, ощущением, интуицией и мышлением как подчиненной функцией, мы можем освободиться от путаницы в определениях Юнга относительно начала и дальнейшего развития процесса активного воображения. Мы видим, что активное воображение является инструментом для логоцентричного сознания, а телесно-ориентированное воображение связано с интровертным чувством и принципом Эроса.
Для того, чтобы войти в Телесно ориентированное воображение, эго оставляет экстравертный Логос и входит в интровертный Эрос. Концепцию трансформации Логоса Эго в Эрос Эго я предложил еще два десятитетия назад. Для меня было очень неожиданнооткрыть подтверждения своей правоты в герметическом алхимическом Опусе Розария в процессе написания этой работы.
А именно, очевидно, что на восьмой гравюре заложена алхимическая модель для такой трансформации сознания. Алхимик определил бы этот процесс, как трансформацию водяного пара в росу, как это было описано ранее. В этой трансформации вода оставляет воздух и соединяется с землей. На языке современной психологии это значит, что сознание одухотворенной души, Логос Эго, воспринимающий реальность через мыслительную функцию, превращается в материальную душу или Эрос Эго. Без гипотезы биполярности психической энергии такая трансформация невозможна. Поскольку, как мы увидим далее, темная материя души (психофизическая «материальная душа») может быть обнаружена только с помощью интровертированного сознания Эроса Эго, прорыв к сознательному наблюдению процесса сотворения тонкого тела в герметическом алхимическом смысле был недоступен для Карла Юнга. Эта задача является настоящим вызовом для мыслителей нашего времени.
Перевод Атон (Лит обработка Sedric)