Рене Розен
Богиня без традиции:
Моя личная теология Лилит
Неоязычник,собравшийся поклоняться Лилит, как богине, сталкивается со множествомтрудностей, не знакомых обычному неоязычнику. Если неоязычник решит поклонятьсятипичному божеству из дохристианских времен, он столкнется с необходимостьюисследовать древние традиции, связанные с этим божеством и создать по этимтрадициям рабочую теологию и множество обрядов. Обычно информация о древнихтрадициях, которой мы обладаем, носит отрывочный характер – по меньшей мере, имнения большинства ученых не сходятся по сути как самой теологии, так иобрядов, связанных с конкретным божеством.
Однако, вотношении Лилит, это еще труднее, поскольку изначально она была демоном, а небогиней, и поэтому не существовало никаких древних практик, связанных с ней, заисключением ритуалов и амулетов, оберегающих от нее и ее потомства. ПочитательЛилит должен не только создать посвященную ей теологию, представляющую ее вположительном свете – какой древние никогда не обладали, но ему такжепотребуется набор обрядов для поклонения Ей – каких до этого века несуществовало.
Для меня,вопрос теологии первичен, поскольку я не придерживаюсь конкретной традиции, накоторой могли бы основываться вышеупомянутые обряды. Возможно, скажем, длявиккана, ритуальный аспект значительно проще, поскольку он может простопредставить Лилит в качестве одного из аспектов Тройственной Богини ииспользовать традиционные викканские обряды поклонения Ей. С другой стороны, яне пользуюсь подобным набором обрядов, к тому же я хотела бы иметь возможностьчествовать саму Лилит, а не выдергивать методику разработки ритуала укаких-либо неоязычников.
В силунедостатка ритуальных работ, напрямую посвященных Лилит, сейчас я собираюсьсосредоточиться на ее истории и теологии, хотя этот веб-сайт является попыткойсовременного «служения», в Ее честь. (См. обсуждение обоих мои идеи,стоящих за созданием Святилища Лилит, а также в целом концепцию виртуальныхсвятынь в моей статье «Виртуально Лилит» в выпуске «Зеленого Яйца» заавгуст / сентябрь 1997 года). Мое толкование Лилит является современным инаходится под влиянием других современных интерпретаций Ее. Впрочем, в отличиеот некоторых современных интерпретаций, моя учитывает то, что известно о ееистории, в отличие от проецирования моихсовременных убеждений на верования древних. Я полностью признаю, что мояинтерпретация Ее значительно отличаются от древних и не стану извиняться за это– я не жила в древние времена, и не могла смотреть на мир подобно древним,посему мое толкование божеств значительно отличается от античных.
Для меня,Лилит – богиня женских независимости и автономии, как в сексуальном, так и вдругих аспектах жизни. Лилит не склоняется ни перед одним человеком, ни передодним богом, ни даже перед самим Яхве. Она также богиня женской сексуальностидля удовольствия ради, а не только в репродуктивных целях. В отличие от обычнойбогини плодородия, половой акт для Лилит не так сильно связан с размножением.
Основнымисточником, связующим Лилит с женской независимостью является история ПервойЕвы, берущая начало в средневековом еврейском труде под названием «АлфавитБен-Сиры». Хотя эта история далеко не столь же древняя, как другие мифы оЛилит, она стала самой влиятельным дополнением к ее мифу, с момента первогопоявления Лилит в еврейской мифологии и фольклоре. Этот миф вдохновилбольшинство феминистских и неоязыческих трактовок, хотя немногие знают, какнедавно, собственно говоря, миф образовался.
Хотя этот мифне самый древний среди прочих, это не обесценивает его использование длятолкования Ее природы. (Это лишь делает несостоятельным использование его вкачестве «доказательства» факта, что Лилит первоначально былабогиней, а не демоном). В конце концов, крайне маловероятно, что подобнаяистория была бы написана, если бы она не вписывалась в раннюю концепцию Лилит –кровососущего суккуба и ведьмы, убивающей детей. (В этой статье, термин»ведьма» употребляется не в неоязыческом смысле, когда отдельно неуказанно обратное, а в более популярном смысле злой колдуньи, поскольку именноподобное представление использовалась при описании Лилит).
Обычнымтолкованием происхождения истории Первой Евы является то, что раввины тоговремени воспользовались историей Лилит для объяснения противоречий междуисториями сотворения в Быт. 1:1 и Быт. 1:2-3. По соответствующей истории в Быт.1:1, мужчина и женщина сотворены в одно и то же время, тогда как в Быт. 1:2-3,мужчина, Адам, сотворен первым, а женщина, Ева, создается позже. Посколькураввины того времени толковали Тору в буквальном смысле, им пришлось выступитьс объяснением очевидного противоречие между двумя историями. Отшлифованный мифо Лилит с историей Первой Евы стал их ответом на этот вызов.
Хотя это можетбыть одной из причин для создания истории Первой Евы, я сомневаюсь, что этопричина была единственной или даже очень серьезной. Во-первых, история неразрешает все противоречия между двумя создания историями сотворения – сампорядок творения как и прежде различен в каждом предании. Если это была толькопопытка разрешить противоречия, следовало ожидать, что автор разберется и сдругими несоответствиями, подобными этому.
Однако чтоважнее, сам характер Алфавита Бен-Сиры делает такое толкование весьмамаловероятным. Алфавит Бен-Сиры – не типичный раввинистический мидраш, какимего хотят видеть некоторые современные авторы. Напротив, это спорный труд,считаемый большинством исследователей сатирой на иудаизм и еврейскую культуру,хотя некоторые ортодоксальные евреи считают его антисемитской работой,написанной, чтобы опорочить иудаизм. Независимо от истинного характера Бен-Сиры,в произведении, скорее всего, не предпринималось серьезной попытки объяснитьочевидные библейские противоречия.
Хотяразрешение библейских расхождений возможно и не было изначальной задачейистории Первой Евы, вероятно это послужило причиной того, что впоследствиилегенда стала настолько популярна как среди иудеев, так и среди христиан.Другая причина популярности этого мифа в том, что он хорошо согласуется спредыдущей интерпретацией характера Лилит. В двух основных аспектах природыЛилит до истории Первой Евы, она была вампиром-суккубом и ведьмой, убивающейдетей. Оба этих аспекта олицетворяли зло, так же как идея независимой женщины.
Кроме того,история Первой Евы весьма драматично и безапелляционно утверждает второсортныйстатус женщин, что немаловажно хоть с учетом поддержки такого неравенстваиудеями и христианами Средневековья вплоть до ХХ века, а также, скорее всего,автором Бен-Сиры, хоть с учетом противостоящих этому в числе современныхфеминисток и неоязычников. Кроме того, история Первой Евы был первым мифом оЛилит, придающий многогранность ее личности.До истории Первой Евы, она лишь ночной демон, одной из многих. Хотя онаобладала большей спецификой, чем другие, она не являлась вполне многограннойфигурой с какими-либо задатками личности или чертами характера, кромесоблазнения спящих мужчин, и убийства новорожденных в колыбели. Поэтому неудивительно, что важнейшая часть ее мифа средневекового происхождения, которойстала история Первой Евы.
ПониманиеЛилит, как богиню женской сексуальности удовольствия ради, является гораздоболее поздней интерпретацией Ее, хотя оно также основана на ее древних чертах.Как я упоминала ранее, в древнем толковании, двумя ее чертами были суккубизм иведьминская природа. Черты суккуба, однозначно, являются важнейшими в моемпонимании ее, как богини женской сексуальности, хотя ведьминская природа такжесыграла свою роль. Лилит получает любого мужчину, которого хочет, в любоевремя, когда захочет (пока он спит). Она берет его, хочет ли он того или нет.Детоубийственную ведьминскую природу Лилит можно считать частью этойинтерпретации, а учитывая, что результатом секса часто становятся дети, Лилитизбавляется от этого результата (даже если убитые дети не являются ее собственными,хотя надо помнить, что по одной из версий легенды, она порождала тысячи детейкаждый день, а частью ее проклятия за покинутый райский сад, было уничтожениеполовины этих детей ежедневно). Она хочет секса ради секса, а не радисохранения рода.
Восхищениеэтой чертой Лилит ни в коей мере не оправдывает изнасилование или сексуальноенадругательство женщин над мужчинами. Скорее это ближе к почитанию Пана за егонеутомимую сексуальность, хотя технически многие его «соблазнения»будут считаться изнасилованием по сегодняшним меркам. Восхваляется неумолимая,бескомпромиссная сексуальность Лилит, а не последствия для жертв вышеупомянутойсексуальности. Последовательницы Лилит не должны домогаться мужчин, как ипоследователям Пана не следует домогаться других, за исключением, возможно,ритуальных рамок, в данном случае это не будет насилием, учитывая согласиеучастников. Не следует подражать богам вслепую, но стоит научиться у нихприменимому к человеческой жизни.
Лилит, какбогиня женской независимости и женской сексуальности ради удовольствия можетстать могущественным божеством для современных женщин, а также для мужчин, хотябольшинство мужчин будут относиться к ней иначе (за возможным вычетомтрансвеститов, травести, и остального среднего пола, выходящего за рамки даннойстатьи). Для женщин, она представляет сильный образец для подражания. Однакоженщинам не следует, забывать ее негативные черты, например детоубийство. Этинегативные аспекты могут служить напоминанием, что независимость и ярость могутзайти слишком далеко, став разрушительными и бесполезными. С другой стороны,если женщины будут иметь это ввиду, Лилит может оказать мощное воздействие наих раскрепощение.
Для мужчин,Лилит также образ сильной женщиной, которую можно почитать. На основе уваженияи почитания Лилит, они могут научиться восхищению ей, как независимой женщиной,а не просто богиней, которая издавна служившей людям. Однако всегда существуетриск для мужчин, что они будут поклоняться Лилит, но не окажут подобногоуважения реальной женщине.
Мужскойтенденции поставить богиню и идеализированную женщину на пьедестал, нообращаться с реальными женщинами, как с не вполне равными людьми, следуетостерегаться, как женщинам, так и мужчинам. В противном случае, культ Лилитможно было бы использовать, чтобы держать женщин на своем месте, особенно еслиучитывать только сексуальные аспекты Лилит. Существует тенденция для мужчиныжелать исключительно сексуального раскрепощения женщин, но не в других аспектахих жизни, лишь для того, чтобы мужчинам удавалось чаще затащить их в постель.Женщинам следует непрестанно держать это в уме и полагаться на собственнуюприроду Лилит, чтобы требовать их равенства во всех проявлениях жизни, а нетолько в сексуальном. Да, сексуальное освобождение женщин имеет большоезначение, но оно не должно достигаться ценой полного освобождения женщин.