Синхронистичность: теория и практика
Для начала определение явления, которое будет рассматриваться далее: «Синхрония – явление, в котором событие во внешнем мире совпадает значащим образом с психологическим состоянием того или иного человека. Повторяющиеся переживания, отражающие события, не подчиняющиеся законам времени, пространства и причинности». В общих положениях юнговское представление о синхронии сводятся к следующему.
Она есть:
-
акаузальный связующий принцип;
-
класс событий, связанных по смыслу, а не по причине (то есть не совпадающих во времени и пространстве);
-
событие, совпадающее во времени и пространстве, но которое может рассматриваться как имеющее значимые психологические связи;
-
явление, связывающее психический и материальный миры (Словарь Валерия Зелинского).
Чтобы дать максимально полное представление о рассматриваемом феномене, я приведу классический пример синхронистичного совпадения, описанного Юнгом из своего опыта в работе, посвящённой синхронистичности: «1 апреля 1949 года, утром, я занёс в свой блокнот надпись, содержавшую образ полурыбы-получеловека. На завтрак мне подали рыбу. В разговоре кто-то упомянул об обычае делать из кого-то «Апрельскую рыбу». Днём одна из бывших моих пациенток, которую я не видел несколько месяцев, принесла мне несколько впечатляющих картин с изображением рыб. Вечером мне продемонстрировали кусок гобелена с изображенным морским чудовищем и рыбами. На следующее утро я встретил свою бывшую пациентку, которая была в последний раз у меня на приёме лет десять тому назад. Этой ночью ей приснилась рыба. Несколько месяцев спустя, когда я включил этот случай в одну из работ и как раз закончил его описание, я вышел из дому к озеру на то место, где я уже несколько раз побывал в течение этого утра. В этот раз я обнаружил на волноломе рыбу длинной сантиметров тридцать. Поскольку поблизости никого не было, то я не имел представления, каким образом она сюда попала» (Юнг «О синхронистичности»).
Как нетрудно понять, обилие подобных синхронистичных совпадений свидетельствует о том, что некий пласт, находящийся глубоко в общечеловеческом, коллективном бессознательном, активизировался в психике данного индивида с такой силой, что сознание, а точнее архетип, прорвавшийся в сознание, начинает воздействовать на материальный мир. На вопрос, каков скрытый смысл появления синхронистичных совпадений в нашей жизни и как следует относиться к подобным событиям, я, в меру своих сил, и попытаюсь ответить в рамках данного исследования. Буду максимально откровенен и приведу все впечатляющие, значимые синхронистичные совпадения в моей жизни, какие мне удастся вспомнить.
Эдвард Эдингер в работе «Сотворение сознания» высказал идею, что Бог (Самость) нуждается в человеке для осознания себя, смысл же человеческой жизни в том, чтобы увеличивать уровень своей осознанности, дабы соответствовать этой задаче. С этой точки зрения синхронистичные совпадения есть некие маяки, определяющие русло течения нашей психической энергии к большему развитию. По моему опыту, синхронистичные совпадения либо просто дают нам понять, что мир не таков, как он есть, выбивая из узких рамок ложных материалистических представлений, либо направляют нас в сторону большего развития сознания, либо просто являются следствием захваченности индивида тем или иным архетипом. В таких случаях все синхронистичные совпадения направлены на поддержание пути и воззрений индивида, как в позитивных случаях (например, приведённый выше пример из опыта Юнга: казалось, всё пространство стремится поддержать его на пути создания его шедевра «Аion» – лучшей работы, когда-либо написанной об архетипе Христа, где главная роль отводится рыбе как его символу), так и в опасных ситуациях, когда захваченность архетипом приводит к полной потере эго-индивидуальности.
Ниже я привожу примеры синхронистичных совпадений и их влияния на мою жизнь, анализируя которые, я постараюсь вывести основные тенденции. Хочу предупредить, что у меня практически не встречается столь впечатляющих синхроний, как у Юнга, что и понятно. Однако и из моего опыта я могу вспомнить достаточно неординарные примеры, способные заставить скептика судорожно чесать лоб, пытаясь придумать хоть какое-нибудь рациональное объяснение. Итак:
1) Первое впечатляющее синхронистичное совпадение, определившее мою дальнейшую жизнь, произошло со мной примерно в шестнадцать лет. Я со своим другом, обсуждая какую-то пустяшную фантастику, шел к его подъезду. Не спеша расходиться, мы продолжали наш разговор, пока к нам не подошла весьма пьяная женщина лет примерно тридцати трех. Мне удалось разобрать из её слов, что «то, о чем вы говорите, ерунда, а вся истина и боль жизни заключена в романах Албера Камю, а особенно в его «Падении». Из её обрывочных фраз мы узнали, что она здесь ждёт мужа от любовницы, потому и напилась. Мой друг поспешил удалиться, а я в течение трёх часов говорил с ней, надеясь соблазнить. Всё это время она что-то несвязно говорила, процентов пятьдесят о Камю, и хотя из её реплик было невозможно составить хоть какое-нибудь представление о произведениях Камю, за это время я был плотно импринтирован на эту тему. Воспользоваться её состоянием мне не удалось, но вот через два дня, прогуливаясь неподалеку от дома, я натолкнулся на продавца, у которого наряду с другими товарами лежали примерно три книги. Одна из них, как нетрудно догадаться, – романы Камю. Порывшись в карманах, я обнаружил десять рублей – именно ту сумму, которая требовалась для покупки. Естественно, прочитав сию книгу, я уже больше не мог читать всякую попсу и начал искать что-нибудь похожее. Данное синхронистичное совпадение двойное и не является таким впечатляющим, как приводимые далее тройные и четверные попадания, однако это событие является особо значимым для меня, ибо оно предопределило мой интерес к подлинной литературе и вывело меня из плебейского состояния. Естественно, после Камю я стал искать что-нибудь близкое и потихоньку, всё больше расширяя круг своих познаний, к двадцати годам хорошо знал большую часть классики двадцатого века и осторожно готовился пойти вглубь истории.
2) Перед тем, как столкнуться на своём пути с аналитиком Сергеем Б., в 1999 году я за один месяц трижды из совершенно разных источников сталкивался с представителями трансперсональной психологии. Причём, первое столкновение было крайне неудачное – эта женщина явно имела поверхностное представление о ней и к тому же была явно отягощена сильнейшим оральным импринтом. Однако второе столкновение, с уже другими людьми – супружеской парой, практикующей тренсперсональную психологию, которое произошло в местном поэтическом клубе, было гораздо удачнее, и хоть я сходу отторг предлагаемые идеи как «опасно-мистические», общение прошло более благоприятно, вызвав у меня смутный интерес. В конце нашего разговора Виталий (так звали этого человека) сказал мне что-то вроде: «Вы ищете, но, должно быть, вы ещё не дошли, всему своё время». И действительно: через какую-то пару недель, от совершенно других людей я узнаю о существовании психологической группы, практикующей в области трансперсональной психологии – группы Сергея Б. Я, хоть с большим страхом и недоверием, согласился принять в ней участие.
3) 22 Декабря 1999 года я окончательно распрощался с прежним собой и впервые столкнулся с непостижимым. Символична сама дата – первый день, когда солнце начинает увеличивать своё ход. Все фантазии, видения, мотивы, появляющиеся в моих рисунках, были словно списаны с восточных учений, мне тогда неизвестных. Например, ощущение, что змея проползает по спине, фантазия о царственном браке солнца и луны (Эх, не знал я, что за ним обычно следует, и хорошо, что не знал), объединение двух персонажей моего воображения – змеи и цыплёнка в пернатого змея.
4) Примерно в то же время мне приснился сон, где я увидел женщину, которая пробудила дремлющую силу во мне и плотно ассоциировалась с Луной. В этом сне она кидает мне всего одну фразу: «Проверь почки». На тот момент у меня разгоралась вражда с одной парой, практикующей черную магию. До меня дошли слухи, что они собираются нанести по мне магический удар, и это меня серьёзно обеспокоило. Как мне посоветовал Сергей Б., я медитировал на воду и начал практиковать йогу. Через неделю я узнал, что у мужчины из этой пары серьёзные проблемы с почками, и я, к своему несчастью, этому порадовался. После чего, через неделю у меня возникают боли в области почек, и через пару недель я узнаю, что заработал хронический пиелонефрит – на редкость пакостное почечное заболевание.
5) Примерно в то же время, в течение целого дня в моём сознании крутилась фраза из песни Бориса Борисовича Гребенщикова «Луна, я знаю тебя, я знаю твои корабли». Решив, что это голос моего подсознания, я тут же нарисовал мандалу с корабликом в центре. Когда я пришёл на группу к Сергею, женщина, которая и пробудила во мне кундалини (на тот период она представляла для меня лунную силу), сказала фразу: «Удивительно, у тебя тоже кораблики пошли». На её рисунках тоже в изобилии были корабли.
6)Примерно через год, когда я уже давно ушел с группы, передо мной стояла достаточно сложная задача: как, исходя из аксиомы, что мир движется от простого к сложного и от худшего к лучшему, оправдать переход от эллинской религии достоинства к плебейскому христианству, что, по логике, является регрессом, а не прогрессом. Я мучился от сложности и нерешимости этой задачи, понимая, что где-то должен быть ответ: в чём христианство действительно более прогрессивно и являет новую ступень эволюции? Началось всё с того, что я стал везде встречать упоминание Тейяра Де Шардена. Вначале, после двух рекомендаций разных, весьма уважаемых мною людей, я начал читать фантастическую эпопею Дена Симонса «Гиперион». Что само по себе было неким исключением, ибо фантастику я к тому времени не читал уже много лет. В этой книги я натыкаюсь на настойчивое упоминание Тейяра Де Шардена и его концепции. Затем, учитывайте, что на тот момент его имя мне было решительно незнакомо, через неделю я натыкаюсь на упоминание о нём в философском труде Пауля Тиллеха. Через неделю моя новая знакомая в философской дискуссии ссылается на Тейяра де Шардена. Ещё через неделю, случайно оказавшись на книжной ярмарке ВВЦ (вообще я каждую неделю закупаю книги в олимпийском, где указанной работы не было, в ВВЦ я поехал из чистого любопытства), тут же натыкаюсь на превосходную работу Тейяра Де Шардена «Феномен человека». Его эволюционная концепция развития к точке Омега идеально решает для меня сложную дилемму. Вообще, в том, что касается книг, небольшие синхронии со мной случаются достаточно часто, всех и вспомнить невозможно. Каким-то непостижимым образом появляются люди, которые рекомендуют мне именно те книги, какие в данный момент необходимы для моего развития. Ни имея никакой системы, я, с удовольствием оглядываясь назад, вижу, что именно там, где могли бы быть серьёзные пробелы, появлялись нужные люди, которые советовали мне нужные книги. Так же не раз и не два оказавшись около лотка с полутора сотней книг, внезапно при виде той или иной книги у меня возникало приятное тепло в теле, я чувствовал энергию Лилит и знал, что эта книга мне нужна. Так, по «рекомендации богини», я прочитал Милана Кундеру «Невыносимая лёгкость бытия», Томаса Манна «Доктор Фаустас», Дмитрия Мережковского «Юлиан-отступник», да и немало других шедевров. Последняя синхрония такого рода произошла не далее как две недели назад – в тот день, когда я обнаружил на сайте Николая Доля работы Роберта А. Уилсона. В одном из писем его труды были мне рекомендованы.
7) Купив некогда весьма специальную книгу Юджина Моника «Фаллос: священный мужской образ», я занял первое же свободное место в электричке, в наугад выбранном вагоне и стал читать. Боковым зрением я заметил, что мужчина, сидевший напротив, читает ТАКУЮ ЖЕ книгу. Для тех, кто не в курсе, упомянутая книга –это специфическая работа, интересная исключительно узкому кругу людей, глубинно работающих в русле юнгеанской психологии. На всю Россию сия книга вышла тиражом 1000 экземпляров, которые до сих пор не все распроданы даже в Москве. К слову сказать, эта синхрония не прошла напрасно, а вылилась в долгое знакомство и сотрудничество. До сих пор собрания узкого круга юнговского общества Aion проходят с периодичностью в полтора месяца.
8)Любопытные синхронии были связаны со сновидениями. Например, в период ведения мною психологической группы мне приснился сон, что я погружаюсь в очень странную воду, которая, во-первых, не выталкивает назад, а во-вторых, в ней можно дышать кожей. В воде я вижу по бокам Андрея и Энн, сидящих в позе медитирующих. Через два дня я узнаю, что Андрею приснилось, что он погружался в воду, в которой можно дышать и которая не выталкивает. Причём, я рассказал свой сон до прихода Андрея, потому у сей синхронии есть много свидетелей.
9)Интересные синхронии происходят в процессе проработки детских психологических травм. Так например, когда я устроил себе домашний мини-холотроп и прорабатывал негативные детские воспоминания, представляя, что разбиваю то окно которое я в 5 лет по слабости сил и воли не разбил. Пред моими глазами в воображении проносились картинки разбивания окна, я подбадривал себя воинственными криками в которых порой прорывались и нецензурные. На следующий день я узнал, что ровно в это же время у моей хорошей знакомой, хулиганы разбили окно. Я счёл это событие весьма любопытным.
10) Я разговаривал с Михаилом о синхронистичности. Этот человек – один из самых образованных интеллектуалов, с кем мне приходилось общаться, но по личным причинам он не принимает юнгианство. Мы говорили о принципе синхронистичности, да и много о чём, и в конце разговора я показал ему недавно приобретённую книгу Ивана Ефремова «Таис Афинская». В следующую нашу встречу я узнал, что ему пришла заказанная примерно полгода назад у московских знакомых «Таис Афинская», причем в том же издании, что у меня, издании достаточно редком. Даже такого бывалого скептика, как Михаил, поразило это совпадение.
Итак, в приведённых мной примерах проявления синхронистичных совпадений можно усмотреть нечто единое. Почти все эти события связаны с эмоциональной заряженностью такой силы, что происходит прорыв в коллективное бессознательное, либо синхрония имеет своей целью открытие индивиду новых горизонтов сознания. К первому варианту, безусловно, можно отнести пятый, восьмой и девятый примеры, а ко второму – все остальные. Без сомнения, из этого можно сделать вывод, что бессознательное каким-то непостижимым образом стремится развить сознание, способствовать выходу личности на новый уровень. Я нахожу этому объяснение в гипотезе Юнга, впоследствии развитой Эдингером, которая гласит, что Самость столь же заинтересована в эго, как и эго в Самости. Вспомним древнее кабалистическое изречение «Человек и Бог – братья-близнецы». Однако согласно Эдингеру, Самость амбивалентна и в некоторых случаях может препятствовать развитию сознания, ибо конфликт в душе человека есть отражение конфликта в самом божестве. Например, один раз я наблюдал, как синхронистичные совпадения подтвердили индивидууму его заблуждения. Можно подумать, что человек в каком-то смысле сам притягивает синхронии сильной эмоциональной вовлечённостью в свой процесс. Невольно вспоминается древнее ведантисткое представление о тождестве Атмана и Брахмана.
Юнг говорил, что легче изучить весь космос в его многообразии, чем полностью познать одну единственную душу. Это истинно, ибо своими корнями индивидуальное Я уходит в коллективное бессознательное. А коллективное бессознательное парадоксальным образом связано с материей, и дуалистические модели противопоставления духа и плоти сейчас выглядят абсурдными, ибо все данные говорят о том, что материя и дух есть части одного целого.