Томми Вестланд
Обзор алхимической и магической системы Ордена Золотого и РозовогоКреста (Gold und Rozenkreuz Order)
Изображение Mysterium Magnum Studium Universali изрукописной книги «Тайные символы розенкрейцеров конца XVI—XVII веков», появившейся в 1785 году (из архива Sodalitas Rosae+Crucis & Solis Alati)
Большинство людей, интересующихсязападной герметической традицией сегодня, знают, что Орден Золотого и РозовогоКреста был высокоуровневым Масонским Орденом с сильным уклоном в лабораторную алхимию.
Тем не менее, не всем известно,что эти занятия считались подготовкой к магической и теургической работе,которую изучали на высших степенях, и в завершении этой системы член орденадолжен был стать пророком, наподобие тех, о которых мы читаем в Ветхом и Новомзавете.
Цельэтой статьи – пролить некоторый свет на этот аспект, и в то же времяпредставить обзор того, как Орден был структурирован, показав эту систему так,как она была бы представлена её членам.
Источникомсведений стала бывшая Шведская Ложа Ордена Золотого и Розового Креста, котораяобладает богатым и до сих пор не опубликованным материалом, сейчас оберегаемыморденами Sodalitas Rosae+Crucis & Solis Alati.
Орден Сэмюеля Рихтера
Первое упоминание об ОрденеЗолотого и Розового Креста появилось в XVIII столетии, когда Sinserus Renatus (Семюель Рихтер)опубликовал работу «Истинное и подробноеизготовление Философского Камня Братства от Ордена Золотого и Розового Креста»
Инициация в то время была оченьпростой, и необходимы были лишь ночь и место в храме. Кандидат должен был бытьподготовлен в течение трех месяцев своим попечителем и встречал посвятителявпервые у алтаря в храме. Инициация проходила в три этапа;
1. Церемониальные действия.(наподобие бритья головы, которое распространялось на всех вплоть до главыОрдена, и пролития крови);
2. Клятва;
3. Молитва.
Впоследствии неофит получал, сострогими наставлениями, порцию Философского Камня. В целом, это было очень далекоот поздних масонских ритуалов и проработанной структуры Ордена, но лишь этотобразец установил новый стандарт для последующих времен. Тем не менее, ссовременной точки зрения маловероятно, что существовала некая связь между этимОрденом и основанным 50 лет спустя, помимо опубликованной книги, хотяопределенная розенкрейцерская активность в Европе наличествовала
ДостойнейшийОрден Золотого и Розового Креста
Будучисоздан (или, в соответствии с некоторыми данными, восстановлен) на юге Германии,вероятно около 1756-1758 гг., он быстро распространился по Германии, и, вконечном счете, достиг Польши, Швеции и России. В течение этого первогопериода, члены Ордена не обязательно должны были быть масонами и христианами, иОрден подчеркивал свою связь с древнейтрадицией рыцарей-тамплиеров. В 1767 году имела место серьезная реформация:структура степеней изменилась от 7 до 9 градусов, стала более библейскиориентированной, и организационно очень проработанной. Затем он стал масонскойсистемой высших степеней, и даже притязал на сообщение тайных знаний элите и,так сказать, метил в заменители религии. Его весьма точно описывали кактеософское масонство. Десять лет спустя, в 1777 г, произошла другая основательнаяреформация, и большая часть существующего материала происходит из этогопериода.
Целью ордена было восстановить человека обратно к егоисходной чистоте (возродить в библейском смысле), восстановить образ Бога наэтой стороне бездны, и с помощью Иисуса Христа бороться против дьявола и тьмы, строяЦарство Света, чтобы таким образом все реинтегрировалась к первоначальномусостоянию. Средством, чтобы этого достигнуть, было обучение искусству алхимии,магии и предсказания посредством проработаннойсистемы степеней. Что важно понимать здесь, так это то, что на Орден сильноповлияла теософия, и Орден считал, что болезни и смерть были результатомпервородного греха и последующего человеческого падения. Алхимия была, такимобразом, путем очищения от греха, излечения болезней, продления жизни, ивыполняла совершенствование тела, души и духа. Только затем могла проводитьсяработа по магии и теургии, что будет показано далее.
Приведеннаяиллюстрация — из тайных указаний Ордена Золотого и Розового Креста,которая объясняет, как Королевская дорога алхимии открывает семь печатей (изархива Sodalitas Rosae+Crucis & Solis Alati).
Ритуалы Ложи
На ритуалы инициации повлияло «голубое» масонство, алхимическиесмыслы и символизм которого они часто пытались объяснить. Вдобавок, они имелито, что мы можем назвать очищающим аспектом. Для каждой степени требовалосьспециальное помещение ложи с несколькими секциями (раскрашенными в соответствиис алхимическими стадиями), и во время инициации брат, вероятно, заходил вразные помещения, с которыми затем попадал в помещение степени, в которую ондолжен был быть посвящен. Вся эта церемония проходила с вопросами, паролями и знаками.Следующее описание помещений и их секторов взято из ритуала инициации в степеньФилософа.
В первом помещениистоит зеленый стол и три зеленых стула. На столе лежит обнаженный меч, красный шнурок, кубок с вином и хлеб. Всередине стоит свеча. Комната охраняется всего одним Учеником.
Во второмпомещении стол покрыт разными цветами, ичетыре стула раскрашены соответственно. На столе две свечи, два шнурка, один белыйи один красный, два обнаженных меча, один литой кувшин, содержащий розовуюводу, один умывальник и одна салфетка. Комната охраняется двумя Теоретиками.
В третьемпомещении пять стульев, и стол накрыт серым, на нем три свечи, три шнурка,красный, белый и черный, и три меча. Комната охраняется тремя братьями-Практиками.
В четвертомпомещении стол накрыт черным, на нем должно быть четыре свечи, четыре меча,Книга Конституции, шар, курильница, шкатулка для благовоний, наполненнаястираксом, ладаном, эвкалиптом и миррой, солонка из золота, серебра или стекла.Шесть стульев, накрытых черным, стоят вокруг стола. Двенадцать свеч горят настенах. Братья, одетые в черное, облачены в их орденские регалии, фартуки,держат мечи.
Приведенная иллюстрация содержит формулу посвящения вчетвертую степень
Ордена Золотого и Розового Креста(из архива Sodalitas Rosae+Crucis & Solis Alati)
Глава Ложи властвовал при помощи Жезла Аарона, зеленого и красного ясеневого жезла с золотымиАльфой и Омегой на концах. Им он также касался кандидата на определенном этапе Посвящения.
Кроме инициатических и наставительных церемоний, которыепроводились в рамках масонства, алхимии, теософии и христианской каббалы, у нихбыла традиция совместного ужина в ложе, самым важным предметом на котором быласолонка в центре стола, окруженная тремя свечами. На таких встречах, гдеподавалось не более трех блюд, зачитывался катехизис степени
Для того, чтобы вступить в Орден, кандидат должен был бытьстарше 30 лет, являться Истинным Мастером Света и Утраченного Слова (т.е. бытьМастером-Масоном), обладать видимыми признаками этого, т.е. честью, здравымсмыслом, миролюбивостью, и желанием и стремлением к знаниям. При вступления вОрден, его имя «каббализировалось» Главой или Мастером. Это могла быть или каббалистическаямодификация его мирского имени, или девиз из нескольких слов.
Структура степеней
1 – Ученик
Это была строго теоретическая степень, на которой ученик узнавалоб истоках братства (которое было основано не кем иным, как библейским Адамом),а также то, что предыдущие три ступени масонства были установлены как начальнаяшкола для высших наук. Давалась алхимическая интерпретация этих трех ступеней, а также основное учение относительно четырехэлементов. Четыре алхимических стадии (Нигредо, Альбедо, Цитринитас и Рубедо),изображенные на специальной доске, описывались так:
— Первая, Черный Цвет, Putrefactio или Гниение;
— Вторая, Белый Цвет, Albatio или Очищение;
— Третья, Желтый Цвет, Gradatio или Величие;
— Четвертая, Красный Цвет, совершенство Высшей Тайны.
Ученик должен был изучить несколько страниц алхимическихсимволов и их значений, поскольку каждый знак имел специфическоекаббалистическое значение, которое будет использовано на четвертой степени, атакже обязательный шифр (каждая степень имела свой собственный шифр).
2 – Теоретик
Также строго теоретическая степень, которая носила девиз «Черезсозерцание природы мы приходим к знанию Бога и нас самих». Даваласьалхимическая интерпретация Бытия, а также основное учение о творении и обовсем, что его населяет, а также связь между макро- и микрокосмом. Следующий отрывокиз этого учения кратко объясняет человеческую тройственную природу и состав.
Человек, чье телоиз низших элементов, чья Душа из Средних Небес и чей Дух порожден Богом,объединяет, таким образом, высшее, среднее и низшее, и соткан из видимого иневидимого мира и его многочисленных сил; тем не менее, его природноеустройство и порядок разрушились с тех пор, как свершился Грех и последующеепроклятье, и все его три составляющие подверглись многим болезням.
Человек и его тело
Тело человека неочень отличается от материи и самых совершенных тел среди животных, просто оно болеекрасиво по форме и оснащено инструментами, подходящими для тайных условий(состояний).
Душа
Также, подобноживотным, он обладает чувственной Душой, чтобы она управляла телом и создавалаобразы вещей воспринятых посредством Чувств; эта сила воображения в людях,однако, сильнее, чем в животных, поскольку он также способен к разбору воспринятыхобразов, а также объединению их и созданию новых.
Дух
Но важнее всего, чтолишь человеку был дан живой Дух, вошедший в ноздри, и разумный Дух, свободный ичистый от всякой материи и её элементов. Это зеркало, в котором наиболее отдаленныепредметы являются присутствующими в настоящем, и в котором может быть возвращенопрошлое. Но это духовное и простое существо может не только различать,принимать и отвергать понятия, полученные посредством чувств, но и созерцаниемпостигать Духовные и непостижимые для чувств Вещи. Навык в этом называетсяПроницательностью. Воля его изъявляется в соответствии с тем, что разумом былопринято как доброе или злое. Кроме того, Бог дал Совесть как внутреннегосвидетеля и судью, и потому человек осведомлен об этом знании и действиях. Горетому, кто не прислушивается к ее голосу.
Намерение Творцасостояло в том, чтобы тело управлялось Душой, а она управлялась разумным Духом.Если Душа захвачена чувственным, и даже Дух поддался этой власти, тогда весьпорядок переворачивается, и живой мертвец теряет всю силу познания высшего.Если же Дух соединяется с наивысшей любовью Бога через перерождение, тогда онпри помощи Бога легко может освободитьсяот всех земных образов, а также ими пробужденных страстей. Он будет вознесенМилосердными Лучами Солнца Христова и введен в святой Духовный Храм, где онощутит и вкусит силы Мира грядущего, пребывающего в нем.
Плотская Душа и ееживотные и низшие силы печалятся и мучаются ожиданием, когда разумный Духвозносится к Богу и предстает перед его величественным Троном для полученияБожественного Света.
Изучались и предоставлялись во время посвящения «Золотаяцепь Гомера» и работы Арнольда де Вилла Новы.
3 – Практик
Чтобы получить посвящение в третью степень, кандидат долженбыл правильно понять Три Царства Природы и их Начала; Гармонию Философов, атакже их пути Управления, Печи и Сосуды.
Здесь начиналась реальная лабораторная алхимия, и посвященныйдолжен был узнать о лабораторных условиях, необходимых приготовлениях кФилософской Работе и как приготовить Основнойи Универсальный Растворитель для каждого из трех Царств. После ихприготовления, сказано в наставлениях:
Вот все 4 основных растворителя, и каждый изних несет в себе открытыми Три основных Начала, благодаря и при помощи которыхна Влажном Пути могут быть получены Lapis Mineralis, Vegetabilis, Animalis и Universalis. И хотяэти три жидкости внешне весьма различаются, внутри они все равно однородны, икаждый Брат должен знать, что в каждом таком из них 4 Элемента находятся вСогласии, а именно – Вода, Огонь, Воздух и Земля, но как 3, Дух, Тело и Душа, атакже Alcale, Aridum и Volatile, а они есть2, Мужчина и Женщина, Agens и Patiens, которыерождают, питают, разрушают и снова порождают все.
Следовали алхимические рецепты «Как на Влажном Путиприготовить Минеральный, Растительный и Животный Камни». Однако на этой степенитакже работали с семью операциями Сухого Пути.
4 – Философ
На этой степени продолжались занятия лабораторной алхимией,на которых изучался подлинный облик философского, животного, минерального ирастительного Царств. Алхимические рецепты включали в себя «ПриготовлениеОсновного Растворителя», «Приготовление Минерального Камня согласно ВлажномуПути», «Кальцинация и Путрефакция Золота», «Разложение и Сгущение Золота» и«Как создать вечно горящую свечу» (!). Приводились библейские ссылки, чтобыпоказать важность чисел 4 и 40, которые считались имеющими очень большоезначение для алхимической работы и которые использовались в работах высшихстепеней.
5 – Младший Адепт
Здесь посвященный сталкивался с христианской каббалой,которая, тем не менее, по большей части изучалась применительно к алхимии
Приведенная иллюстрация изображает посвящение в пятуюстепень Ордена Золотого и Розового Креста (опубликовано Бейером, по копии изархива Sodalitas Rosae+Crucis & Solis Alati)
6 – Старший Адепт
Алхимическая работафокусировалась на различных аспектах приготовления Философской Соли и на том,как сгустить (коагулировать) Камень из флегмы. Поскольку здесь училииспользовать желудок в качестве Атанора, на этой степени налагалисьопределенные ограничения в пище. Продолжалась работа на Сухом Пути, в процессекоторой требовалось создать Минеральный Камень. Важными текстами для изучениябыли «Ключ скрытой мудрости» и «Компас Мудрецов».
Приведенное изображение- из тайных инструкций для шестой степени Ордена Золотого и Розового Креста (изархива Sodalitas Rosae+Crucis и Solis Alati)
7 – Свободный Адепт
Алхимическая работафокусировалась на утренней росе, приготовлении Красного Льва из собственнойкрови, а также создании Камней для всех четырех Царств и весьма известногоКамня Философов. В сравнении с предыдущими алхимическими рецептами, дляизготовления Камня Философов не требовалось столько материалов, хотя процессзанимал несколько месяцев и должен был проводиться в одиночестве. Операцияосновывалась на трактате «Splendor Solis»,а также на шведской версии «Arcana Arcanorum».Здесь впервые начиналась работа с Магией (magia naturalis).
8 – Мастер
Продолжалась магическая работа, втечение которой изучался «Opus Astrale Universallisum»- вкратце, то, как Универсальный Дух влиял на Землю с Солнца, Луны и видимыхпланет, и как это влияние отражалось в человеке приливами и отливами. В целом,работа состояла из практики магии в стиле Соломона. Алхимическая работа фокусироваласьна получении Эликсира Жизни.
9 – Маг
Короной системы были камни Урим иТумин, система Шемхамфораш и теургическая работа, так называемая Magia Divina. Сообщалось подлинноеприменение Камня Мудрых, как будет показано ниже.
Относительно искусства магии,Орден учил следующему:
Наша магия – не какая-то обычная магия. Наша магия не природна, как этопонимается всеми философами. Это не какое-то черное искусство, которое требуетработы с дьяволом, а никакой дьявол не посмеет взглянуть в глаза нашего мага.Это не так называемая белая магия, действующая посредством так называемыхдобрых духов, которые, тем не менее, все еще слишком нечисты, чтобы показатьсяперед Господом; наша магия – подлинная божественная магия, сила, которой мы,подобно Моисею и Илие, находимся в связи с Господом, и которой можем передаватьпослания через духов, очищенных Богом и живущих с Богом. Мы обладаем двумяглавными качествами Иеговы, а именно – создавать и разрушать все вещи вприроде. Подобно Моисею, мы можем превратить воду в кровь; подобно ИисусуНавину, можем звуком обратить города во прах.
Шемхамфораш
Система Шемхамфораш, с которойработал Орден, была основана на книге «Шемифораш и Шемхамфораш», опубликованнойв 1686 г.Это трактат о магии Соломона, который сообщает о том, как установить связь сБожественным и его посланниками, как это делали Моисей и Соломон. Членамприставлялся личный ангел, с которым они должны были установить связь. Длятакой операции требовался специальный магический круг, начерченный на полу всоответствии с природой личного ангела или того ангела, с которым нужно былосвязаться/дать приказания (10 разных кругов соответствовали 10 сефирот). Передсобственно заклинанием проводились долгие очищения и молитвы. Заклинание моглобыть проведено тремя разными путями, а именно: 1) если сущность должна былапроявиться во снах; 2) если сущность должна была появиться среди ночи; 3) еслисущность должна была проявиться немедленно в физическом облике перед кругом.
В общем, работы эти были оченьпохожи на операции французской системы Элу Коэн Паскуалли, хотя были немногопроще для понимания.
Magia Divina
На 9ой степеничленам ордена передавался манускрипт под названием Magia Divina, который сегодняшироко известен под названием «Книга святой магии Абрамелина мага»
Будучи впервыесоставлена евреем по имени Авраам фон Вормс, первая глава описывает, как оннаучился системе у своего учителя Абрамелина, отсюда и название. У ОрденаЗолотого и Розового Креста, поскольку он был христианским Орденом, эта перваяглава отсутствовала, и документ, таким образом, содержал только две главы синструкциями и магическими квадратами. Кроме того, некоторые моральныерассуждения, которые можно обнаружить в опубликованных версиях, полностьюотсутствуют в инструкциях, особенно когда дело касается еврейской морали иобычаев, некоторые их которых были переписаны в более христианском тоне. И, кудивлению или нет, все магические квадраты тоже разные; обычно они имеют тот жезаголовок и описания, но, за исключением нескольких случаев, совершенно несоответствуют опубликованным работам. Также добавлены несколько прекрасных идетальных рисунков святилища, алтаря и ритуального облачения.
Урим и Тумин
Высочайшим секретомбыли легендарные камни Урим и Тумин
Чтобы создать Урими Тумин, необходимо было очистить каждый из семи металлов в их специальный деньи час, и соединить их с определенными ингредиентами. В новолуние семь металлов соединялисьи выливались в специальную форму, на которую наносились определенные магическиесимволы, опять-таки, в соответствующие планетарные часы. Затем в следующуюпятницу два больших и пять маленьких кристаллов ограняли и оправляли в золото.Когда Солнце в следующий раз входило в знак Льва, маг помещал четыре Камня вОгонь и создавал Камень Мудрых, который вечно сияет. Он помещался на больший из кристаллов;
В середине большого кристалла размещалсячетвероякий Философский камень; на каждую из четырех сторон – четыре простыхКамня, а именно: Животный, Растительный, Минеральный и Астральный. В небольшомовале выше – Священное Пламя Господа, в котором дети Израиля совершалиЖертвоприношение.
Чтобы сделать это, было необходимо чистоеизолированное помещение (где никто не ел и не пил), в котором семь стульев располагалисьвокруг центрального стола. Каждый из стульев был отмечен знаком соответствующейпланеты. Урим извлекался из ящика и помещался на стол, рядом с двумя горящимисвечами. Проводились медитации, зажигались благовония, читались молитвы ипсалмы, после чего семь старших братьев садились на стулья. Когдаприсутствовало более семи человек, оставшиеся должны были стоять за стульями ипросто наблюдать за церемонией. Семеро старших медитировали в молчании исмотрели на Тумин. Затем с великим смирением они должны были увидеть то, чтожелали увидеть, узнать или понять – касается ли это макрокосма или микрокосма,ангелов, живых или мертвых людей, случившееся в прошлом, настоящем или будущем– что приводило к тому, что между их лицами и Тумином начинал сиять свет. Вовремя и после церемонии им можно было обсуждать полученные опыты только тогда,когда это касалось ордена или его членов
В целом, цель девятойстепени была в том, чтобы стать истинным магом и пророком, что, однако,требовало физической и моральной перестройки, выполненной посредством алхимии имагии. Несмотря на то, что в этом становлении требовалась продвинутаяалхимическая работа, возможно, существовал и иной путь…
Розенкрейцерская церковь
В Швеции существовалатайная церковь розенкрейцеров под названием Theosophia Apostolica Rosae Crucae. Эта теософскаясистема розенкрейцеров открывалась некоторым посвященным братьям высших степенейОрдена Золотого и Розового Креста, и состояла их трех рукоположений: священник,епископ и патриарх – что также называлось «подлинной инициацией». Я, однако,пока не нашел никаких ее следов за пределами Швеции, и велика вероятность, чтосистема эта существовала только там и была создана людьми, наследовавшими идеишведского мистика Эммануэля Сведенборга (1688-1772).
Целью трех посвящений было привести кандидатак сознательному и устойчивому контакту с его Святым Ангелом Хранителем и сравнятьсяс определенным ангелом традиции, и так стать настоящим пророком, видящим изнающим пути Господа. Для этой цели использовались различные магические печати,с которыми кандидат ежедневно работал несколько лет. Кандидат, однако, недолжен был проводить службы для других людей, если только он не был официальнорукоположенным священником, и, таким, образом, это была скорее внутренняяцерковь.
Молебен,использовавшийся при рукоположении, был взят из шведского (протестантского) служебника1693 года, но символ веры был уникален и, вероятно, навеян французской L’Eglise Constitutionelle. Врукоположениях использовался западный диалект арамейского, тот же диалект,который использовали Сирийские Патриархальные Церкви Антиохии. Разнообразную ипрекрасную церковную утварь (от чаши и дискоса и до епископского и патриаршегожезла) каждый член делал сам.
Несмотря наназвание, система эта была скорее сведенборгианской, нежели розенкрейцерской,хотя и с сильным теософским влиянием.
Калиостро и Arcana Arcanorum
Как указановыше, есть большое сходство между системой Ордена Золотого и Розового Креста и Arcana Arcanorum Калиостро
Обе работыбыли направлены на достижение морального и физического преображения черезалхимию и магию, где число 40 было предельным значением. Операции имелиэзотерическую направленность посредством поиска реинтеграции через 4 (царства иэлемента), 1 (Святого Ангела Хранителя), и 7 (планетарных ангелов). Вдействительности между ними существует прямая связь, поскольку, согласноисторику Карлу Фрику, Калиостро, по слухам, создал розенкрейцерское отделение стем же названием, что и отделение в Швеции.
И существуетфактически прямая связь между ними двумя, поскольку, в соответствии с выводамиученого-историка Карла Фрика, Калиостро по слухам был главой розенкрейцеров стем же именем и того же шведского отделения. Ученый-историк Сюзанна Акерманспособна также подтвердить то, что Калиостро совершил визит в Швецию, и с техпор найдены его письма, где он разъясняет определенные алхимические операции,отосланные братьям шведской ложи.
Итог
Итак, мыувидели, что Орден предлагал лабораторную алхимию как подготовку к истиннойбожественной магии, и воспользовавшись и тем, и этим, члены Ордена становилисьпророками. И несколько лет Орден был весьма успешен в Европе. Однако, ничто недлится вечно, и вместо обязательного десятилетнего преобразования (котороедолжно было случиться в 1787г.) Орден медленно угас из-за внутренних конфликтов,алхимических экспериментов со смертельным исходом; Тайных Вождей, которые так ине пришли с новыми, еще более тайными учениями и внешних конфликтов с АзиатскимБратством, иллюминатами и всеми просвещенческими кругами в целом. К концу XVIII столетия слово«розенкрейцер» стало синонимом шарлатана, обманщика и просто невежества.Однако, их учения и доктрины продолжали влиять и вдохновлять группы и отдельныхлюдей, знали они об этом источнике или нет. Таким образом, ордена, подобные Ордену Рыцарей и Братству св. ИоаннаЕвангелиста из Азии в Европе (Азиатское Братство), Английскому Обществу Розенкрейцеров (S.R.I.A.), Ордену Золотой Зари и КраснойРозы и Золотого Креста (G.D., R.R.&A.C.), так или иначе продолжалии развивали наследие старого Ордена Золотого и Розового Креста. И это наследиебыло весьма впечатляющим – что, надеюсь, мне удалось показать в этой статье.
Библиография
Beyer, Bernhard.Das Lehrsystem des Ordens Gold- und Rosenkreuzer. Leipzig, Berlin,1925.
Dehn, Georg &Guth, Steven. The Book of Abramelin. LakeWorth, Florida, 2006.
Frick, Karl R.H.Die Erleuchteten. Graz,1973.
Frick, Karl R.H.Licht und Finsternis II. Graz,1978
Laboure, Denis. DeCagliostro aux Arcana Arcanorum. 1995.
McIntosh,Christopher. The Rose Cross and the Age of Reason. Leiden, 1992.
McIntosh,Christopher. The Rosicrucians. YorkBeach, Maine, 1998.
Renatus, Sincerus.Die wahrhaffe und volkommene Bereitung des philosophischen Steins derBruderschafft aus dem Orden des Gulden und Rosen Kreutzes. Breslau,1710.
Akerman, Susanna.Rose cross over the Baltic. Leiden,1998.
Перевод Юлия Трусова (Редакция Sedric)