Валентин II иТау Павел
ГностическийКатехизис
ВосстановлениеГнозиса
ПостановлениеСинода
СвятойГностический Синод постановляет:
Перваястатья
Восстановлениеиерархии позволяет восстановить гностический символизм.
Ст.II
ВосстановленыConsolamentum, преломление хлеба и Appareillamentum Альбигойского Собрания.
Ст.III
Епископыи их помощники сами могут проводить Consolamentum.
Ст.IV
ВсеПневматики, Совершенные или S.•.I.•. могут совершать Преломление Хлеба.
Ст.V
Appareillamentum- это исключительная привилегия патриаршего трона.
Ст.VI
L’Initiationбудет публиковать эти три ритуала непрестанно.
Ст.VII
ОрденМартинистов объявлен гностическим по существу. Все S.•.I.•. принимают званиекласса Совершенных.
Ст.VIII
Евангелиеот Иоанна — единственное Гностическое Евангелие.
Данов Париже с печатью Святейшего Гностического Синода, в этот 28-ой день седьмогомесяца IV года Восстановления Гнозиса.
ГностическийПатриарх, Примат Альбигойцев, Епископ Монсегюра.
ЕпископТулузский
ЕпископБезье
СофияВаршавы
ПомощникЕго Милости Патриарха, Епископа Миланского
Помощникиз Тулузы, епископ Концореццо
ЕпископИзбранных Авиньона
МандатомЕго Милости и Святейшего Синода
DeaconReferendum
Подлежитисполнению
ИменемСвятейшей Плеромы мы постановляем исполнять это постановление СвятейшегоГностического Синода на всех Собраниях.
ТауВалентин,
ГностическийПатриарх,
ПриматАльбигойцев, Епископ Монсегюра
ГностическийКатехизис
Опуликованпо поручению Его Милости Патриарха
ипо приказу Высочайшего Синода
ПостановлениеВысочайшего Гностического Синода для публикации Катехизиса:
ВысочайшийГностический Синод, объединившийся в Париже, в 10-ый день 7-го месяца V-го годаВосстановления Гнозиса, постановляет:
ГностическийКатехизис, состоящий из трех частей и предваряемый поручением Его МилостиПатриарха, будет публиковаться непрестанно по всей Тьме Кеномы. Такова ВоляСвятых Эонов.
РешениемВысочайшего Синода,
ВеликийСекретарь Печати,
ЕпископКонцореццо и помощник
ЕпископаТулузы, Глава
ОрденаГолубя Параклета:
ТауПавел
Imprimatur[1]
ТауВалентин
Предварительныесведения
Перваяглава
ИсповеданиеВеры
В.- Ты Гностик?
О.- Да, я Гностик.
В.- Что есть Гнозис?
О.- Гнозис — это просвещающая наука.
В.- Что ты имеешь в виду под этим?
О.- Я имею в виду науку Божественного, Человеческого и Природного, Природу илиБесконечное в Конечном.
В.- Тогда кто такой Гностик?
О.- Это тот, кто владеет наукой божественных вещей.
В.- Противоречит ли эта наука Вере?
О.- Наука противостоит слепой Вере, но не Вере осмысленной, глубокой иобоснованной.
В.- Противоречит ли это определение учениям Апостолов?
О.- Нет, поскольку Павел хотел, чтобы коринфяне возрастали в вере, речи, науке идоброй воле (2 Кор., 8:7[2]), а Петрдобавляет Веру к Науке (2 Петр, 1:5).
В.- Что ты заключаешь из этого?
О.- Я заключаю, что подлинный Гнозис владеет «обоснованным и научным знаниембожественных вещей», то есть знанием Абсолюта и проявлений Абсолюта.
В.- Пожалуйста, произнеси исповедание веры.
О.- Я признаю учение об Эманациях и Спасение посредством Гнозиса.
В.- Это исповедание вкупе со нравственностью приводит к Спасению[3]?
О.- Да, милостью Святых Эонов.
ПерваяЧасть
Истоки
ГлаваII — Истоки, или Симон Маг
В.- Расскажи нам о происхождении Гнозиса.
О.- Вечный, как Истина, Гнозис появился в Пространстве и Времени в определеннойформе, вслед за астральным спуском Иисуса, Цветка Святейшей Плеромы.
В.- Где и когда?
О.- В Самарии, после вознесения, через откровение Симона Мага.
В.- Расскажи нам об этом великом человеке.
О.- Маг Самарии — первый теолог Гнозиса; его учение содержит семя величественнойдоктрины, которая является ярчайшим выражением Абсолюта.
В.- Он создал Гнозис?
О.- Нет, это Истина и потому он не создан; он лишь явил его.
В.- Был ли он неизвестен до него?
О.- Да, в своей западной форме; но Восток всегда учил ему в эзотерической форме.Она была и будет мистическим одеянием Истины.
В.- Где родился Маг?
О.- В Гитте, в Самарии.
В.- Какое имя носил он?
О.- Он носил имя Великой Добродетели Бога.
В.- Кто сопровождал его?
О.- Величайшая женщина по имени Елена, которую он встретил в Тире, уведя ее издурных мест и избавив от власти зла и связи с Падением.
В.- Был ли Симон ученым?
О.- Да, он владел наукой Платона, даром ораторства и поэзии. Он знал анатомию. Оноткрыл закон циркуляции крови. Наконец, он был великим теургом и тауматургом.
В.- Это все?
О.- Он имел простую и праведную душу и был исключительно честен.
В.- Согласовались ли его взгляды со взглядами Апостолов?
О.- Будучи уже известен во времена первых христианских общин, он просил окрещении у диакона Филипа как о высшей инициации.
В.- Как ты объяснишь его противостояние Кефе (Петру)?
О.- В том, что он просил Петра даровать ему Святого Духа посредством наложениярук, он не видел противоречия своим принципам. Он не предлагал денег за СвятогоДуха, как предположили некоторые злонамеренные личности, он предложил законнуюцену за инициатическую тайну, принятую в то время. Он сам обладал Святым Духомв высокой степени.
В.- Что он сказал Петру, который критически к нему отнесся?
О.- Он обратился к нему с этими трогательными словами доброты и смирения:
«Помолисьза меня, ибо не имеет места ничто из того, в чем ты меня обвиняешь».
В.- Кем была Елена для Симона?
О.- Она была символом боли, живой картиной падения мысли в материю. Он любил еестоль высокой любовью, на какую только способен человек.
В.- Была ли Елена достона такой любви?
О.- Да, бесспорно, она была достойна ее за свою верую, преданность, поразительныйинтеллект и глубокую привязанность к открывшему Истину.
В.- Как Маг из Самарии умер?
О.- Никто не знает точно, как он умер. Предания о его жизни апокрифическогопроисхождения; они появились по злобе умственно ограниченных христиан, так же,как и его дар левитации.
В.- Создал ли Симон какие-либо работы?
О.- Да, он написал «Antirrhetica» и «Apophasis Megale».
ГлаваIII[4] — Учение СимонаМага
В.- Что Гнозис Симона стремится объяснить?
О.- Все: Бога, Человека и Мир: трилогию синтеза.
В.- Что было в начале?
О.- Огонь. Бог, сказал Моисей, есть всепоглощающий огонь. Этот огонь, весьмаотличающийся от элементарного огня, который является всего лишь его символом,имеет видимую природу и скрытую природу. Эта тайная, оккультная природы самасодержится в его облике. Подобным же образом, облик содержится в его тайне. Невидимоевидимо Духу. Но невежественные люди не могут различить дух в форме, потому чтоони не знают закона соответствий.
В.- Что есть этот огонь в идеалистической философии?
О.- Интеллигибельное и Чувственное, Сила и Действие, Идея и Речь.
В.- Что есть Материя?
О.- Это внешняя манифестация изначального огня.
В.- Что есть Дух?
О.- Это внутренняя манифестация изначального огня.
В.- Тогда что содержит этот огонь?
О.- Он содержит Абсолютное и Относительное, Информальное и Формальное, Дух иМатерию, Единое и Многое, Бога и эманации Бога.
В.- Что можно заключить из этого?
О.- Что это огонь, вечная причина, разворачивается посредством эманаций, которыенаходятся в вечном становлении. Но в процессе развертывания он устойчив,постоянен, стабилен. Он Тот, кто Есть, Был и Будет, Неизменный, Бесконечный,Абсолютный, Субстанциональный.
В.- Почему он развертывает себя?
О.- Потому что, хотя он и неизменен, он не инертен; Бесконечное можетдействовать, поскольку оно есть Разум и Смысл[5]; потому что Богпереходит от Силы к Действию.
В.- Опишите эту эволюцию.
О.- Мысль выражается в Речи, в Логосе (Прим. ред. — во французском слово,использованное здесь, «Verb», означающее «слово», т.е. «Логос», также выражаетвышеупомянутое внутреннее действие Огня Бога, также обозначаемое словом «verb»,напр. «Быть»). Так Интеллигибельное называет себя, и в этом называниидействует, проявляется, эманирует, становится. Произнося мысль, Разум соединяетмоменты этой мысли; он связывает эти мысли друг с другом посредством Смысла. И,как из Одного выходит Два, поскольку Одно становится Двумя через эманацию, этотэманируется по два, парами, сизигиями. И из этих двух один активен, другойпассивен; один маскулинен, другой феминен; один есть «Он», другой — «Она». Этиэманации парами называются в Гнозисе Святыми Эонами.
В.- Назовите Эоны.
О.- Бог эманировал шесть эонов: Дух и Мышление, Голос и Имя, Рассуждение иРазмышление. И Бог всецело властвовал в каждом из этих Эонов.
В.- Что делали Эоны?
О.- Чтобы обрести Бога, Эоны эманировали новых существ. Этого требовалбожественный закон Аналогии. Эти пары, таким образом, продолжались:маскулинное-феминное, активнное-пассивное; это лестница высшего Бытия, которуюИаков увидел во сне, когда спал, лежа головой на священном камне Бет-Эль подзвездным небом пустыни. Эоны восходят и спускаются таинственными звеньями пар.Они создают неразрушимую цепь, которая разворачивается в анабасисе[6] и катабасисе[7], от Бога к мируи от мира к Богу. Их два, мужской и женский, божественная пара, ангел-женщина,связанные формы, соединенные мысли; они составляют структуру Духи и Материи,достигают Бога в вещах и приводят эти вещи обратно к Богу. И Закон, управляющийими, связывающий их, опускающий их и поднимающий есть изначальный Огонь: этоЛюбовь. Как и первый из божественных миров.
ГлаваIV — Продолжение учения Симона
В.- Расскажи нам о срединном мире.
О.- Шесть Эонов, отражение шести высших Эонов, населяют его. Они носят такие жеимена.
В.- Как Симон называл второй мир?
О.- Непостижимый воздух; Отец или Единство живет здесь. Он разворачивается, какразвертывался Огонь в божественном мире. Он проявляет себя через Мысль,Эпинойю. Он также зовется Безмолвием.
В.- Что же случилось?
О.- Эпинойя, женский Эон Безмолвия, эманировал Ангелов и Силы, из которыхпоследовал третий мир, тот, в котором мы живем. — Эти Ангелы хотели держать егов заточении; отсюда Падение, которое требует Искупления.
В.- Откуда пришло Человечество?
О.- Человечество эманировано одним из этих Ангелов, Демиургом, Богом евреев ихристиан.
В.- Что сталось с Эпинойей?
О.- Мысль, Эпинойя, которая содержалась взаперти Ангелами, тянулась назад своимнебесным стремлением, все более жаждала Безмолвия, Отца, которого она оставила.Ангелы держали ее, причиняли страдания. Они заперли ее в тюрьме человеческоготела. Тогда и началось божественное изгнание и, таким образом, ее мучительныепоследовательные перевоплощения. Это падение Мысли в материю; это распад; этопроисхождение зла.
В.- Что из этого следует?
О.- Для всего разрушения необходимо Искупление. Эпинойя перевоплощается из века ввек, от женщины к женщине, подобно аромату из одного сосуда в другой. Так Симони встретил Елену, которая была инкарнацией Мысли, названной Эннойей, полюбилее, преобразил ее, спас и так воплотил притчу об овце, которая потерялась, апотом была найдена.
В.- Подведите итог.
О.- Как Симон спас Елену от предельной деградации, Спаситель, посланный Отцом,спустился в мир в астральной форме и избавил Мысль от тирании неправедныхАнгелов. В Иудее он назывался Иисус и Сын. В Самарии его прозвали Симоном иОтцом. Для будущих народов он будет Святым Духом, которого мы ожидаем, высшейдобродетелью Бога, Девой, которая грядет.
ГлаваV — Василид
В.- Кто второй теолог Гнозиса?
О.- Сирийский Василид, около 130г., учивший в Александрии.
В.- Изложите его учение.
О.- Первоначалом для него был принцип чистого Бытия, идентичного самому себе,неопределимой Сущности, Духа и Материи в одно и то же время, абсолютнаяпотенциальность.
В.- Как он называл его?
О.- Невыразимый Отец. Он устроен из трех частей: Огдоады, Гебдомады и Гилика илиМатерии.
В.- Что такое Огдоада?
О.- Это божественный мир, управляемый высшим Архонтом.
В.- Что такое Гебдомада?
О.- Это срединный мир, управляемый вторым Архонтом.
В.- Что есть Гилик?
О.- Это темная область, где правит хаос.
В.- Как мы назовем комбинацию этих трех миров?
О.- Абраксас. Это последовательность из 365 миров или небес.[8]
В.- Объясните эволюцию и инволюцию.
О.- Бог, распостранившись посредством множественности, в конце концоввосстанавливается, возвращая все к Себе в Единство. Человек — это переломнаяточка этих двух движений.
В.- Как Искупление достигается в этих трех мирах?
О.- В божественном мире Протос Христос, сын высшего Архонта, спасает Эоны. Всрединном мире Дейтерос Христос спасает Духов. В Гилике земной Христос, сынЭона Мириам, спасает Людей.
В.- Какой природы был Иисус?
О.- Астральная природа его была взята из Гилика, душа из срединного мира, а Нусили Дух — из мира божественного.
В.- Напомните нам великие слова Василида.
О.- «Иисус был из первых плодов различения Сущностей; Он — образец истинногоГностика, потому что он спас нас, просветив.»
ГлаваVI — Валентин
В.- Кем был Валентин?
О.- Третьим и величайшим теологом Гнозиса, наследником Симона Мага на патриаршемтроне, Отцом и предшественником нашего Собрания, он был наиболее гармоничным ивыразительным из всех Мастеров.
В.- Что вы можете сказать о нем?
О.- Его учение, которое является и нашим учением, будет изложено далее. Поговоримо самом человеке и его влиянии.
В.- Расскажи нам об этом человеке.
О.- Валентин, как нам сообщает его противник св. Епифаний, родился в Египте вноме Фтенотита и часто посещал школы в Александрии, где он изучал метафизикуПлатона.
В.- Какие сведения о нем оставили нам Отцы Церкви?
О.- Св. Иеремия называет его «весьма ученым»; автор «Диалогов против маркионитов»рассматривает его как высший ум; Тертуллиан славит его глубокое знание теорийвеликого Платона; Клемент Александрийский сражается с ним как с опасным имогущественным противником.
В.- В какое время жил Валентин?
О.- Ученый Амелино, исследования которого сильно поспособствовали нашему Гнозису,установил, что наш знаменитый теолог и Отец пришел в Рим между 135 и 141 гг.н.э. Ему тогда было около сорока лет; умер он в возрасте примерно 70 лет,полный благодати, добродетели и мудрости.
В.- Где умер Валентин?
О.- На острове Кипр, между 160 и 170 гг.
В.- Где Валентин учил?
О.- Он учил в Александрии, Риме и по всему Египту.
В.- Что Валентин говорил?
О.- Он говорил, что является последователем Теодаса, который был последователемапостола Павла и что он получил знания из эзотерического учения, завещанногоИисусом его апостолам.
В.- Какие работы оставил Валентин?
О.- Письма Агатоподосу, из которых до нас дошел фрагмент, проповеди, Речи оДружбе, псалмы и исследование о происхождении зла, из которого Ориген сохраниляркий отрывок. Его главная работа называлась «София».
В.- Какие авторы говорят о Валентине?
О.- Св. Ириней, Клемент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, Филастрий, Теодорет,книга «Философумены» и св. Епифаний.
В.- Процитируй некоторые отрывки нашего Мастера.
О.- «Бог был любовью; но любовь без возлюбленного [бесцельная любовь] — не любовьбольше. Потому он эманировал объект любви». Этот поразительный отрывок содержитжемчужину гностического учения par excellence: эманации.
В.- Продолжай.
О.- «В Несотворенном все вещи сосуществуют. В том, что произведено на свет,феминное дает субстанцию, а маскулинное — форму этой субстанции».
В.- Далее.
О.- «Человек-психик частично дурак, потому что он «под властью Демиурга»».
В.- Дайте нам изумительный отрывок, воспроизведенный Клементом Александрийским в«Строматах».
О.- «Есть только одно доброе Существо, чья сила проявилась через Егоединственного сына. Сердце воистину дворец великого множества нечистых духов.Сердце — оскверненная гостиница, загрязненная глупыми путешественниками. Этипутешественники — демоны. Но когда Отец, который есть Добро, соблаговоляетпосетить его, сердце освящается; оно просвещается чистотой Плеромы; оно сияетподобно звезде. Счастлив тот, кто обладает таким сердцем! Он узрит Бога».
В.- Продолжай.
О.- «После сотворения Человека Логос поместил ангелическое семя в его душу. Этодуховное семя, помещенное в душу Иисусом, Цветком Плеромы, предотвращает ее отразрушения».
В.- Что вы можете заключить из этого?
О.- Что Гилики в конечном счете погибнут: это временное Бессмертие.
В.- Процитируйте нам отрывок из проповеди Валентина своим последователям.
О.- Вы бессмертны с самого начала.
«- От начала вы бессмертны, дети вечной жизни. И вы пожелали распределить смертьмежду собой для того, чтобы поглотить ее и растратить, чтобы смерть умерла ввас и благодаря вам. Когда же вы разрушите весь мир, вы сами не погибнете, нополучите власть надо всем тварным и гибнущим.»[9].
В.- К кому обращен этот отрывок?
О.- К Пневматикам и Избранным.
В.- Как Валентин называл Гнозис?
О.- Тайной, скрываемой столетиями. Чтобы сорвать завесу и обнажить тайну, Иисусродился у Девы Мириам.
В.- Какое счастье Валентин обещал Пневматикам?
О.- «Они пребудут в мире Господа, в Огдоаде. Празднество свадьбы агнца состоитсятам. Они получат ангелов в супруги и их любовь будет вечной».
В.- Закончите прекрасным отрывком Валентина о зле.
О.- «Я не могу найти в себе сил сказать, что Бог автор и создатель Зла. Кто смеетпомыслить против Него такое? Он добр, и нет в Нем никакого зла. Он хочет тех,кто жаждет взойти к Нему, чтобы быть столь же добрыми, как Он. Зло было присущеГилику, когда он был ни создан, ни сформирован, а смешан в хаосе».
ГлаваVII — Гностические школы
В.- Есть ли другие гностические школы?
О.- Да.
В.- Назовите основные школы.
О.- Школы Менандра Самаритянина, Сатурнила Антиохийского, Карпократа и Марселина,Маркиона, Бардесана Сирийского и, наконец, школа Иустина и ветви наасенскойшколы офитов.
В.- Какая основная тема объединяет эти школы?
О.- Великое учение об эманациях.
В.- Попрекал ли Валентин эти школы?
О.- Нет, он уважал их и считал различными аспектами одной и той же Истины.
В.- Тогда все Гностики братья?
О.- Да, все Гностики братья, все признают одни и те же фундаментальные учения иисповедуют Святые Эоны.
В.- А ты, кто ты?
О.- Я валентинианский Гностик. Я чту Плерому Отцом своим, Христа Спасителем,Симона и Валентина как теологов, Елену и Софию — нравственной опорой и ждупришествия Госпожи Нашей Пневма-Айи, вечной Женственности.
В.- Прочтите валентинианскую молитву.
О.- Beati vos, Aeones,
Veravita vividi,
VosEmanationes
Pleromatislucidi,
Adeste,Visiones,
Stolisalbis candidi.
[О вы, благословенные Эоны,
ОживитеИстинной Жизнью,
Овы, Эманации,
Плероманаполняет вас Светом,
Придитевы, священные Видения,
Сияющиев белых одеждах.]
В.- Прочтите ангельскую молитву.
О.- Ave candidum Lilium fulgidi semperque tranquilli Pleromatis, Rosaquepraefulgida coelicae amoenitatis, de qua nasci et de cujus lacte pasci Jesus,Flos Aeonum, voluit, divinis infusionibus animos nostros pasce. Amen.
[Приветствуютебя, сияющая белая Лилия светящейся и безмятежной Плеромы, и вечно сверкающаяРоза небесного очарования, котороя родила и питала Иисуса, Цветок Эонов,возжелавшего, чтобы наши души питались потоками твоей божественности. Аминь.]
В.- Прочтите молитву Пневма-Айи.
О.- Rorate, coeli, desuper et nubes pluant Justam. Rorate, coeli, desuper etnubes pluant Pukhram. Rorate, coeli, desuper et nubes pluant Bonam.
[Даопустится на нас роса и да прольется Справедливость из небесных облаков. Даопустится на нас роса и да прольется Красота из небесных облаков. Да опуститсяна нас роса и да прольется Благо из небесных облаков.]
В.- К какой Церкви ты принадлежишь?
О.- Святое Гностическое Собрание направляется Святым Духом, который феминен,управляется Его Милостью Патриархом и Высочайшим Синодом Епископов и Софий.
ВалентинII
Втораячасть
Учение
Неследует забывать, что это Катехизис лишь частичная работа и что мы публикуемего так, как он озаглавлен. Вторая часть, содержащая Учение, начатая Павлом,Епископом Концореццо, осталась незаконченной; далее мы публикуем только течасти, которые были написаны. Так же обстоит дело с третьей частью, о Церкви,которая даже не была начата. Мы думаем, предпочительнее оставить Катехизис втом состоянии, в котором мы его нашли, нежели завершить его самостоятельно,поскольку наши мысли не могут быть точным продолжением замысла его авторов. [(Заметкаиз журнала «La Gnose»).Нижеследующие главы написаны Полем Седиром (Ивон Ле Луп)]
ГлаваVIII — Огдоада
В.- Точность, возвышенный уровень и чистота твоих ответов повысили мой интерес ивызвали уважение. Некогда будучи ищущим, я стал последователем; некогда япристально всматривался, теперь же я стал почтительным слушателем. О Инициат, яжду от тебя света, который осветит меня, если ты желаешь меня просветить.
О.- Никогда не будет отказано сынам Сета в святейшем Гнозисе. Обрати вниманиесвоего сердца ко мне; установи безмолвие над голосами в твоем разуме; слушайдушой; отдайся мне, как дитя отдается в руки матери; милосердные Эоны дадутсвоему недостойному посланнику Силу и Благо. — Я ожидаю твоего вопроса.
В.- Что было в Начале?
О.- В начале Ничто пребывало во сне. Это Безмолвие; это Бездна[10]. Оно нерушимо,недвижимо, без начала, без конца; оно одно, вездесущее; неразличимо,неопределимо: таково начало.
В.- Изложи, молю, эти идеи.
О.- Оно невыразимо; оно внутри и превыше всякого знания, ищущего знания и дажеспособности знать. Оно тихо спит вне наблюдателя, наблюдаемого и взгляда; оно,однако, в них; оно не имеет атрибутов. Оно в своих проявлениях; оно вне их; ононедвижимый двигатель; оно не знает ни удовольствий, ни боли, но производит их.Оно в центре; оно — бесконечность; оно — Ноль. Это Безмолвие и Бездна.
В.- Что содержит Изначальная Сущность (Проархе)?
О.- Огонь и Свет.
В.- Что ты имеешь в виду под Огнем?
О.- Огонь. Это центр, разворачивающийся на окружность; это жесткое и строгоепорождение и в то же время исключительно сухое и выжигающее влечение. Этовечный Голод и Жажда Бездны. Он нем и не содержит истинной жизни, потому что,излучая и поглощая в одно и то же время, он не может распространиться на второеначало, которое есть Свет.
В.- Что ты имеешь в виду под Светом?
О.- Это абсолютная манифестация жизни. Он произведен лучащимся вознесением Огня,который преуспел в переполнении своей силы влечения. Это источник живой водынепроницаемой Любви, вечная матрица, по которой производится все живое. Огонь иСвет существовали всю вечность, и остаются различными, хотя и содержат другдруга.
В.- Что ты называешь «Эонами»?
О.- Эоны — это творческие силы Изначальной Сущности. Они уравновешивающие силы,эманированные Праотцом.
В.- Как произведены Эоны?
О.- Эоны произведены обособлением способностей Бездны. Вокруг этих центральныхточек они создают себя посредством собственных способностей для постоянногоприятия, всегда тем же путем, высшего импульса и передачи, в той же гармоничнойформе, этого импульса низшим мирам.
В.- Как Эоны эманировали от Бездны?
О.- Сизигиями или Парами. Феминные Эоны производят субстанции, которые в то жевремя оформляются мужскими Эонами.
В.- Тогда каковы отдельные благие качества Эонов?
О.- Благие качества Эонов — это Постоянность и Бессмертие; ибо их сущностьподобна им самим.
В.- Каков порядок этих эманаций?
О.- В начале из невыразимого Безмолвия эманировали: Бездна и Мысль (Битос иЭннойя); затем Дух и Истина (Нус и Алетейя); этот высочайший квартерион проявилсяв Слове и Жизни (Логос и Зоя); в Человеке и Собрании (Антропос и Экклезиа)[11].
В.- Можешь ли ты открыть мне природу этих существ?
О.- Не могу; твой дух слишком слаб, чтобы нести этот сияющий свет; и человеческийязык беден для выражения абсолютных отношений этих Сил. Молись, чтобы Эоныпросветили око твоей души и безмолвии Созерцания. Если твоя молитва будетдостаточно искренней, а желание достаточно велико, они ответят тебе.
ГлаваIX — Декада
В.- Эоны, которые ты перечислил, единственные, которые существуют?
О.- Нет; они составляют в Святейшей Плероме лишь Огдоаду, первую диатезуабсолюта.
В.- Как продолжается эта иерархия Эонов?
О.- Декадой и Додекадой.
В.- Что есть Декада?
О.- Декада — это объединение пяти сизигий, эманированных Словом и Жизньюблагодаря Праотцу.
В.- Из каких Эонов составлена Декада?
О.- Битос (Глубина) и Миксис (Смесь); Агератос (тот, кто не имеет возраста) иГенозис (Единение); Автофийес (тот, кто породил сам себя) и Гедоне(Наслаждение); Акинетос (тот, кто недвижим) и Синкразис (Смесь); Моноген(Единственный Сын) и Макариа (Благословение).
В.- Что представляют эти имена?
О.- Эти имена представляют коллективных инициатов, души жизни и лучи Бездны. Ониобозначают силы Логоса и Зои в проявлении; они показывают способности Сиге. Какты увидишь далее, они распространяют себя до границ Ничто. Они наполняют триМира своим сиянием; в них и посредством их живут все зримые и незримыесущества.
В.- Тогда каковы качества Слова?
О.- Слово — Единственный Сын Отца. Он был первым в Бездне. «Он был в Боге», вотпочему он не имеет возраста; «он Бог», вот почему он породил сам себя; наконец,«все твари порождены им, и ничто не начало быть, что начало быть, без него»,потому он недвижим.
В.- Объясни Силы Жизни.
О.- Поскольку Слово само не двигается, оно проявляет себя движением; потому Зоя -это Миксис и Синкразис. В течение обширных периодов она объединяетпротивоположности, создавая, в соответствии с законом божественной гармонии,Наслаждение и Благословение.
В.- Что символизируют слова Наслаждение и Благословение?
О.- Оно обознают цветение, распространение и полноту жизни, которые происходят извсех гармоничных и обоюдных действий двух сил. Любовь мужчины и женщины, когдаона чиста, разрешается в Невидимом мелодией, которая рождается в битве их душ.То же и во всех остальных областях жизни… потому что «то, что вверху, подобнотому, что внизу и то, что внизу, подобно тому, что вверху» (но в обратномсмысле).
ГлаваX — Додекада
В.- Что такое Додекада?
О.- Додекада — это объединение Сизигий, эманированных от Антропоса и Экклезии,последних рожденных в небесной Огдоаде.
В.- Из скольки эонов составлена Додекада?
О.- Додекада составлена из двенадцати Эонов, эманированных по два.
В.- Каковы эти Эоны?
О.- Они называются: Параклет (Утешитель) и Пистис (Вера); Патрик (Отцовский) иЭлпис (Надежда); Метрик (Материнский) и Агапе (Любовь); Эйонус (тот, кто всегдаосторожен) и Синесис (Разум); Экклезиастик (тот, кто соединяет Собрание) иМакарида (совершенная Радость); Телет (Воля) и София (Мудрость).
В.- Какова роль этих двенадцати Эонов?
О.- Они завершают реализацию и исчисление Сил Отца; они завершают выражениеАбсолюта в Плероме. Вместе с Декадой они образуют полный цикл, потому что их22; и 22 равны 4, которые их создали.
В.- Не резюмируешь ли ты все, что было сказано о Плероме?
О.- Плерома, согласно Учителю Валентину, составлена из невыразимого первого Отцаи тридцати Эонов, которые он эманировал. Изначальная Сущность (Проархе)содержит силу четырех атрибутов, которые есть первые четыре Эона. Онипроявляются во втором квартернионе небесной Огдоады. А из Огдоады эманируютсявсе остальные жители Плеромы. Таким образом, Плерома — Бытие, котороепротивопоставлено Кеноме — Пустоте и нисходит к нему по приказу первого Отца.Теперь мы узнаем продолжение инволюции.
ГлаваXI — Слезы Софии
В.- Пожалуйста, изложите дальнейшее развитие Творения.
О.- Хотя по природе своей они были сходны, Эоны, будучи удалены порядком эманацийот первичного Отца, желали вернуться к Нему и восстановиться в АбсолютномБытии, из которого были изъяты.
В.- То есть Плерома пала от внутреннего беспорядка?
О.- Нет, в Плероме не может быть беспорядка. То, что ты называешь беспорядком,лишь противоположная двойная тенденция Эманации и Восстановления.
В.- Поскольку теперь существует не только одна Плерома, в ней произошла какая-токатастрофа в борьбе между этими двумя Силами?
О.- В сущности, утрата равновесия произошла так: по мере того, как таинственнаяЭогония разворачивалась в сиянии Эмпирей, сила эманаций все убывала, тогда какжелание восстановления росло все сильнее в сердце Эонов. Наконец пришло время,когда это желание было увлечено сияющей Силой: и тогда София началадействовать.
В.- Проясните мне природу Эона Софии.
О.- София — это окраина Плеромы; она тело Плеромы; та, что оживляет ее, и онаостается вечно порождающей создания и обустраивающей все вещи.
В.- Тогда что случилось?
О.- Интенсивное желание восстановления в бездонном Безмолвии в Софии было мощнееСилы эманации. Она знала Бездну Праотца; она знала метод порождения Эонов ихотела подражать этому божественному действию.
В.- К чему же привело желание Софии?
О.- Пыл Софии увенчался лишь созданием бесформенного существа, названногоЭктромой. Эоны, увидев это, пали ниц под ноги Отцу, умоляя Его спасти Софию.
В.- Каковы иные имена Эктромы?
О.- Энтимезис или София-Ахамот.
В.- Что сделала Изначальная Сущность?
О.- Он сжалился над несчастным эоном и заставил вторую сизигию (Нус и Алетейю)эманировать новую пару, совершенный пример целостности.
В.- Каковы были силы этой новой сизигии?
О.- Они были названы Христос и Пневма-Айя, принципы Христа и Нашей ГоспожиСвятого Духа.
В.- Что сделали эти Эоны?
О.- Они начали отделять чистое от нечистого.
В.- Как это произошло?
О.- Отец Отцов произвел Хороса для этой цели, Эон Границы, важнейший, решающий.Вооруженный мечом, он встал у границ Плеромы и его неустанная бдительностьбезжалостно охраняет Плерому от тех, кто не может пройти.
В.- Что сталось с Эктромой?
О.- Это произошло, когда Эктрома усовершенствовалась. Она получила имя Огдоадыили Внешней Софии. Христос и Пневма-Айя затем вознеслись в Плерому, где ихвозвращение восстановило мир и гармонию Эмпиреев.
В.- Как Эоны выражали свою радость?
О.- Как завет Праотцу в познании, они предложили ему Эон, совершенный образединства и гармонии, который с того момента правил в Плероме.
В.- Что это был за Эон?
О.- Это был Эон Иисус, созданный изчистейшей сущности каждого Эона; он — Корона божественных Эманаций,«Цветок Плеромы», Великий Понтифик.
В.- Что случилось с Софией?
О.- Увидев, что Христос и Пневма-Айя покидают ее, Огдоада решила, что онаброшена. Он обращалась к ним с молитвой и просьбой, и Эоны Плеромы, чтобыспасти ее, послали ей Эон Иисус.
В.- Что Иисус сделал для Софии-Ахамот?
О.- Он успокоил ее чувства, ее страх, скорбь, тревогу и просьбы; он превратил ихв постоянные, пластичные сущности.
В.- Как Иисус преобразил горести Софии?
О.- Из страха он сделал психическую сущность; из скорби сделал сущность материи;из тревоги — сущность даймонов, а из просьб — путь, который ведет к покаянию исилам душевной сущности. Этот путь — Демиург, или сущность правой руки.
В.- Носят ли эти три сущности какие-нибудь имена?
О.- Психическая сущность названа «Небесным местом», Гебдомадой, это местоДемиурга. Сущность материи также названа гиликом, или дьявольской; а сущностьдаймонов названа духовной или пневматической.
В.- Что затем случилось с Огдоадой?
О.- София, ныне успокоенная, вернулась к своему супругу Иисусу; и онивоспроизвели в Огдоаде Небесный Иерусалим, эманации Плеромы.
ГлаваXII — Демиург
В.- Кто такой Демиург?
О.- Демиург — это сын Софии, созданный ее движением к Свету. Он властительпсихической сущности, бессознательный исполнитель воли своей матери. Он правитнад Гебдомадой.
В.- Что делает Демиург?
О.- Формирует внешний мир, в котором мы живем, три сущности которого были созданывначале страхом, скорбью и тревогой Софии.
В.- Что создал Демиург?
О.- Он создал всех тварей, тех, кто имеет такую же сущность, как у него, такназываемых правых созданий, а также тех, кто создан из материи, названныхлевыми созданиями.
В.- Чьим образом он является?
О.- Он перевернутый образ Моногена Плеромы, потому что «то, что вверху,подобно тому, что внизу, но в обратном смысле».
В.- Каким образом он создал наш мир?
О.- Прежде всего он разделил две смешанные до него сущности: гилик и психик.Затем он создал правые и левые вещи, легкие и тяжелые, увлеченные вверх илинаправленные вниз. Он включил всех тварей в семь миров Гебдомады[12].
В.- Из какого элемента он всех их взял?
О.- Исходным материалом, который он использовал, был тот, что создан чувствамиСофии-Ахамот.
В.- Какими именно?
О.- Из страха, оставленного Софией, он создал все духовные субстанции тварейэтого мира; из печали он создал все плохое, что есть на земле; иззамешательства и тревоги он создал телесные вещи.
В.- Каково происхождение четырех элементов?
О.- Демиург извлек землю из устойчивости замешательства; воду из слез Софии;воздух из сгущения ее скорби; и наконец огонь из причины, или общего корня этихтрех страстей.
ТауПавел
[ЭтотКатехизис был опубликован в №№ 1 (Ноябрь 1909), 2, 4, 6, 7, 8 (Июнь 1910)журнала «La Gnose»]
[1]Официальное разрешение на публикацию — прим.перев.
[2] Pistei kai logo kai gnosei kai pase spoude
[3]Под Спасением мы подразумеваем освобождение от власти Демиурга и объединение сПлеромой.
[4] Отвечая на различные вопросы нашихчитателей, позвольте заметить, что Катехизис, публикуемый нами, восстановлен побумагам, которые нам оставил Валентин II (Жюль Дуанель). Этофрагментарная работа, которая не может представить целостное учение и в которойимеются определенные пробелы. [Примечание из журнала «La Gnose», как, видимо, ивсе последующие]
[5] Онможет быть активным, хотя и не действующим, поскольку его активность потенциальнаили непроявлена.
[6]Букв. — «подъем вверх» — прим. перев.
[7]Букв. — «спуск вниз» — прим. перев.
[8]365 можно получить из суммы нумерологических значений греческих букв,составляющих слово Абраксас или Абрасакс.
[9]Перевод цит. по Афонасин Е.В., «Античный гностицизм: фрагменты исвидетельства» — прим. перев.
[10]Похоже, здесь путаница: Битос, Бездна — маскулинен, а Сиге, Безмолвие -феминен; но это зависит от точки зрения.
[11]Важно отметить, что есть разные мнения относительно порядка Эонов.
[12]Эти семь миров управляются семью Элохим,из которых Демиург (Адонай Цабаоф или Господь Семирицы) — главный. Демиургаможно также рассматривать как синтез Элохим(природных Сил), как коллективную сущность. Опять-таки, важно отметить, чтосемь миров Гебдомады символизируются «сферами» семи планет, ноабсурдно было бы идентифицировать их с материальными планетами СолнечнойСистемы, потому что это лишь простая аналогия. Каждый из этих семи миров вдействительности является различным планом существования во владениях Демиурга.
Перевод Sedric