Вселенная
Мы подошли к последнему из больших арканов Таро — двадцать первому по номеру и двадцать второму по счету. Этот аркан — воплощенный парадокс. Двойной символьный ряд, представленный в книге «777», позволяет ему транслировать символьные соответствия двух принципиально различных порядков. А специфика его положения на Древе Жизни связывает его с двумя полярными процессами — рождением и смертью, воплощением и развоплощением. Все зависит от того, какую из сфир мы берем за точку отсчета, а какую — за цель. Однако в любом случае Вселенная является завершением некоего процесса, будь то процесс воплощения (идеи, духа, рождения) или процесс умирания как разрыва с материальной формой.
Парадоксальность аркана Вселенная проявляется и на уровне его прорицательных интерпретаций. С одной стороны, согласно многим тарологам, «Вселенная — это одна из самых благоприятных карт». Изображенная на картах традиционного Марсельского Таро и Таро Уэйта женщина соответствует Душе Мира (Anima Mundi) и символизирует достижение цели, окончательное исполнение своей Воли. Именно на это указывают лавровый венец победителя и «финишная лента», которая, подобно шарфу, окружает тело женщины.
С другой стороны, одно из двух базовых соответствий аркана Вселенная — Сатурн, планета, связанная со смертью, временем и печалью. Мы встречались с влиянием Сатурна в других арканах, таких как Смерть, Дьявол и Отшельник, однако во Вселенной Сатурн предстает нам в том аспекте, в каком он традиционно был представлен в птолемеевской космологии, — как предел, конец пространства (транссатурновые планеты тогда не были известны). Как Сатурн, двадцать первый аркан соответствует идее завершения, и это может быть как позитивное, успешное завершение некоего проекта, осуществление цели, так и завершение негативное, то есть прекращение процесса без каких-либо результатов. Именно поэтому при всей своей позитивности именно аркан 21, Вселенная (а не аркан 13, Смерть), чаще может означать естественную смерть тела и одновременно бессмертие духа, окончательную кристаллизацию истинной сущности, сотворение алмазного тела.
В качестве иллюстрации действия данного аркана мы приводим сновидение одного больного, которому жить оставалось не более месяца:
Трудная, почти невыполнимая задача поставлена передо мной. Твердое и тяжелое бревно завалено деревьями в лесной чаще. Он должен подобраться к нему и отпилить от него кругляш, а затем вырезать на этом кругляше рисунок пятилепестковой структуры. То, что у меня получится, необходимо сохранить любой ценой, поскольку это никогда уже не повторится, и ему угрожает опасность исчезнуть навсегда. Одновременно с этим должна быть сделана магнитофонная запись, подробно описывающая то, что получилось, то, что это собой представляет, смысл всего в целом. В итоге и сама вещь, и магнитофонная запись должны быть сданы в публичную библиотеку. Кто-то произносит, что только в библиотеке знают, как уберечь магнитофонную пленку от разрушения в течение пяти лет.
Это сновидение является одним из самых наглядных иллюстраций «сатурнианского» характера аркана 21. Тяжелый труд (Тройка Дисков), который связан с отделением круга (индивидуального «я») от коллективного сознания, и кристаллизация всего опыта индивида в одном символе «магнитофонной ленты». Символика числа пять в виде «пяти лет» и самого символа, который был нанесен на кругляше, указывает на особую ценность индивидуального начала, переходящего в принципиально иной статус.
Фактически здесь продолжается идея двадцатого аркана, идея времени, но только здесь благодаря хозяину времени Сатурну оно окончательно преодолевается. Именно об этом говорят странные слова Иоанна Богослова «времени уже не будет». Можно вспомнить идею о том, что в момент смерти вся полнота жизненного опыта схлопывается в одну точку и переходит в новое качество. То, что происходит в двадцатом аркане, завершается здесь — фокус внимания переходит от иллюзорного к реальному, от опыта к носителю. Это переживается как апокалипсис, погибель мира, схлопывание бытия, но одновременно это и предельное его сохранение, переход на иной уровень. Не случайно в изображении аркана 21 у Кроули мы видим все то же око Гора, которое ранее выступило в качестве разрушителя на карте Башня. Но то, что происходит здесь, нельзя даже назвать разрушением. Это все равно что проснуться от сновидения, в котором вы прожили целую жизнь, а оказывается, что в реальном мире не прошло и пяти минут.
Здесь конец сходится с началом, а Алеф продолжает Тау на новом уровне. Точка смыкания уровней — Тау одного уровня — ЕСТЬ Алеф другого. Распространенная ошибка — обмануться названием и понять эту карту как образ мироздания. Здесь представлена не Вселенная, но мгновение творения или разрушения Вселенной. Локальные состояния, представленные промежуточными арканами, могут быть дифференцированы как только творение или только разрушение, но первый и последний арканы представляют одновременно и то, и другое. Это завершение, но это и начало, космогония, сотворение. Изображение карты ясно указывает нам на миф древних пеласгов о творении Вселенной. В этом мифе
богиня Эвринома возникла из Хаоса, отделила море от неба, одиноко танцуя на волнах; великий Змей Офион, появившись из Северного ветра, оплодотворил ее. Эвриона затем обрела ипостась голубки, снесла Яйцо Мира; Офион проплыл вокруг него семь раз, после чего яйцо треснуло пополам, из него высыпалось все, что ныне существует: Солнце, Луна, звезды, планеты, Земля, животные, растения и люди.
На карте мы видим все составляющие процитированного мифа — Богиню, танцующую в объятиях змея, космическое яйцо и, наконец, то, что должно из него проявиться. Более того — космическое яйцо по углам карты окружают четыре традиционные составные части тетраморфа — Лев, Телец, Орел и Человек. Наиболее очевидно их соответствие четырем стихиям, хорошо известное даже начинающим исследователям оккультного. Однако в данном случае гораздо важнее то, что эти образы также вписываются в миф о творении: первичное существо, рожденное из космического яйца, Фанес — это, согласно описаниям Блаватской (см. «Разоблаченную Исиду»), «существо, снабженное головами человека, орла, быка-тельца и льва».
Слова Кроули о том, что в итоге Маг создает свою собственную Вселенную, могут показаться непостижимыми, но именно эта карта позволяет нам понять, о чем идет речь. Фактически в двадцать первом аркане сам практик уподобляется Эвриноме и, соединившись со своим творящим потоком, создает собственную Вселенную. Именно потому для понимания этого аркана нам так важны самые древние космогонические мифы о сотворении — мифы, которые заново проигрываются в душе каждого, кто достиг соответствующего уровня индивидуации.
Что значит создать свою Вселенную? Здесь, в этой точке, слишком легко понять эту идею неправильно или поверхностно. Согласно философии Телемы, Вселенная, как мы ее знаем, появляется в результате соединения индивидуального взгляда и безличного наблюдаемого, которое кристаллизируется под этим взглядом. Иными словами, любая установка, любое явление, любое убеждение и любой предмет есть «результат соединения», то есть магическое дитя субъекта и объекта, конечного и бесконечного.
Значит, каждый создает свою Вселенную? До определенной степени это так, но и не так. Дело в том, что наше Эго состоит в основном из интроектов, то есть элементов, позаимствованных из окружающего мира в процессе воспитания. То есть все, что мы «творим», в конечном счете оказывается не более чем симулякром, копией без оригинала, воспроизводимой коллективным сознанием. Это можно называть «матрицей» или «согласованным трансом» (когда одни и те же принципы разделяет группа людей и не возникает даже сомнения в их подлинности), или как-то еще. Подробно мы рассмотрели этот механизм в главе о восемнадцатом аркане, в котором принцип иллюзии предстает перед нами в наиболее очищенном виде.
Освободившись от «нижних вод» Луны, индивид достигает трех последних арканов практически одновременно. В некотором смысле Солнце, Эон и Вселенная представляют различные грани одного и того же предельного достижения. В аркане Солнце проявляется световая составляющая предельной реализации, в аркане Эон — темпоральная, а в аркане Вселенная — могущество ВОПЛОЩАТЬ свою Вселенную, то есть свой образ Мира.
Тайна двадцать первого аркана — это тайна воплощения. Душа, воплощающаяся в тело. Замысел, достигающий сотворения. Художник, который переносит на холст свои видения. Момент воплощения, формирования — это ключевой момент музыки Великого Делания, без которого композиция будет неполной. Если цель делания — уподобление Божеству, то сутью Божества является творчество, сила творить. Именно в этом уподобляется Божеству человек в своей предельной реализации.
Мало произвести только «символические» изменения. Мало только осознать свои комплексы. Мало совершить ритуал исключительно на уровне воображения. Необходимы материализация, кристаллизация, воплощение. Пришедший образ следует выбить в камне, изобразить на бумаге или хотя бы проиграть в танце. Наше пространство должно быть не просто пространством, в котором мы живем, но продолжением нас, отражением нашего бытия во внешнем мире. Наши квартиры, наши дома суть физическое выражение нашей духовной природы. Что вверху, то и внизу.
Не случайно завершением магистерия Юнга стала постройка личной башни собственными руками. Башня и камень, на котором Юнг лично совершал гравировку, были материальным выражением того Великого Делания, которое произошло в его психике в годы написания «Красной Книги». Камень Юнга — это зримое свидетельство могущества его духа, магистерий, не просто описанный и рассказанный, но ВОПЛОЩЕННЫЙ в камне.
Камень Юнга
И здесь мы переходим к другому символьному ряду, в центре которого находится четвертая стихия — земля, которая и ответственна за воплощение летучего в фиксированное. Оба значения — воплощение и развоплощение — видны в расположении пути Тау, соответствующего двадцать первому аркану на Древе Жизни. Путь Тау связывает две сфиры — Малкут и Йесод. Сфира Малкут есть весь физический материальный мир. Часто Малкут соотносят с Землей, что не совсем корректно, ибо на самом деле Малкут — это вся физически проявленная, материальная Вселенная. Йесод же соотносится с миром Луны и пространством астральных форм, реальностью образов, символов в их наиболее плотном, сформированном виде. Можно также сказать, что Йесод представляет собой мир сновидений — не какие-то отдельные сновидческие события, но само пространство, где происходит встреча различных сил, образов, архетипов в пространстве сна. Йесод — это пространство творящего воображения в чистом виде, и аркан Вселенная является путем от материального состояния к состоянию воображения.
Следует отметить особую связь нулевого и двадцать первого арканов, начала и конца, Алеф и Тау. Именно благодаря этой связи в разных системах отсчет больших арканов может начинаться как с Дурака, так и с Вселенной. Здесь все зависит от того, что является для нас точкой отсчета — путь на Древе Жизни или образность карты.
С одной стороны, последовательность инициации можно считать именно с последнего аркана, ибо каждый из нас начинает свою эволюцию с материального плана, которому соответствует десятая сфира — Малкут. И здесь первым путем реализации является именно путь Тау, которому соответствует аркан Вселенная. Именно здесь мы находим подтверждение связи карты Вселенная с космогонией древних пеласгов, который был приведен ранее.
Но буква Тау имеет еще одно немаловажное значение. В алхимической символике змей часто изображался пригвожденным к кресту, имеющему формулу греческой буквы Тау (T), или тау-кресту. Такой «фиксированный» змей указывал на процесс «фиксации летучего духа», то есть опять-таки на материализацию и кристаллизацию духа в материи.
Змей на тау-кресте. Алхимическая гравюраXVII в.
Змей, пригвожденный к тау-кресту, — это дух, помещенный в бутылку, подвижная, летучая, активная часть, привязанная к статическому носителю. На картине двадцать первого аркана у Кроули вместо тау-креста изображена женщина, и аналоги подобному изображению мы можем найти в герметическом искусстве. Так, у Михаэля Майера в «Убегающей Аталанте» на эмблеме 50 «дракон убивает женщину, а та — его». Любопытно, что данное изображение является последним в цикле алхимических гравюр «Убегающей Аталанты». Неизвестно, знал ли Кроули о системе Майера, или он воспринял этот символ из «алхимического бессознательного», но, в сущности, это не так уж и важно, ведь между изображением Майера и арканом 21 существует огромная разница. У Майера соитие убивает обе стороны. У Кроули — является началом творения.
Эмблема 50 из «Убегающей Аталанты» Михаэля Майера (1618)
То, что алхимику-герметисту представлялось трагедией и изображалось ими в мучительных и трагических образах (ведь даже распятый на тау-кресте змей первоначально был гностической аллегорией Иисуса, провозгласившего: «Будьте мудры, как змии»), в Новом Эоне становится увлекательным приключением. Именно это и имеет в виду Кроули, когда пишет об изменении цвета стихии земли — с черного на изумрудно-зеленый. Черный покров — это покров скорби. Со скорбной точки зрения, воплощение есть худшее зло, пленяющее свободный дух. «Черные» традиции оплакивают воплощение как космическую трагедию, мироздание считается результатом ошибки. Именно такой позиции придерживались раннехристианские гностики, утверждавшие Иалдабаофа как «слепого творца Вселенной».
Гностицизм был важнейшей вехой эволюции сознания, когда индивидуальное сознание впервые оторвало себя от коллективной матрицы, однако для современного человека такой односторонний взгляд был бы невыносим. Герметизм уравновешивает некоторую односторонность гностической идеи, однако и в герметических трактатах часто скользит мотив иллюзии, обмана и пленения. Так, согласно одному из герметических мифов, творение начинается с того, что Габриций, перворожденный сын Небесного Отца, слишком долго не отводит взгляда от вод нижней бездны и в результате оказывается очарован своим отражением и пленен этими водами.
С другой стороны, это пленение оказывается необходимым процессом. Духовность, оторванная от нижних вод, оказывается слишком статичной в своем совершенстве, а нижние воды, лишенные света сознания, слепы. Необходим длительный процесс взаимодействия двух начал, чтобы произошло «одухотворение фиксированного и фиксация летучего». Чтобы стало возможно движение. Формула этого движения представлена четырнадцатым арканом, но его суть, его ядро, его итог — это двадцать первый аркан, карта, в которой начало смыкается с концом, Тау с Алеф, рождение со смертью, дух с материей.