Жан-Паскаль Ружью
(действующийИмператор ХрамаАхатхор No.7, Париж, Франция),
РОЗЕНКРЕЙЦЕРСКАЯ АЛХИМИЯ ИГЕРМЕТИЧЕСКИЙ ОРДЕН ЗОЛОТОЙ ЗАРИ
Многие люди,думая о Герметическом Ордене Золотой Зари, немедленно связывают его спонятием «магии» или»волшебства». Иные судивлением бы узнали, что Золотая Заря никогда не была «Магическим» Орденом.Внутренним орденом, стоявшим за ЗолотойЗарей, являлся Орден Рубиновой Розы и Золотого Креста» (Ordo Roseae Rubeae et Aureae Crucis).(R.R. et A.C.), который был хранилищем духовной традициирозенкрейцеров. Более того, то, что нынеизвестно под названием «магия», фактически является развитиемтрадиции розенкрейцеров, известной как «Теургия».
Дооснования Внутреннего Ордена, стоявшего за Золотой Зарей, теургия прежденикогда не была главным центром духовной традиции розенкрейцеров, скорее Алхимия занимала это место. Вдействительности, Теургия происходила изАлхимической традиции.
Магия в рамках традиции розенкрейцеров являласьдополнительной дисциплиной к Алхимии. Это было ее истинное место.
Алхимия была частью учебного плана,изучаемого членами Герметического Ордена Золотого Рассвета; но в этот учебныйплан, данный в«Ознакомительных лекциях», были включены очень краткие определения иприблизительные термины, использовавшиеся в Алхимии. Во Внешнем Орденепреподавали лишь малую часть Алхимии.
ВоВнутреннем Ордене R.R.&. A.C.изучали короткое исследование, написанное в 1890 г Fr. Sapere Aude (доктор Уинн Вескотт) под названием «Свиток N° VII».
Единственнымдокументом относительно практической Алхимии был документ Z.2 Mss,но он был доступен только продвинутым членам Внутреннего Ордена.
Этот документ об Алхимии весьма ценен и чрезвычайноинтересен, я попытаюсь проанализироватьего во второй части этой работы. Далее, к учебному плану,изучаемому членами первоначального Ордена Золотой Зари, мы должны добавить всекниги, отредактированные Уинном Вескоттом в его антологии «Hermetica», потому что онасчиталось настоящимучебным планом для всех посвященных членов Внешнего Ордена.
Действительно, эта коллекция книг состоит изочень ценных источников информации относительно ритуалов Внешнего Ордена. Средитрактатов, изданных в Антологии «Hermetica»,имеется несколько посвященных Алхимии.
Вотэти источники:
— Том I. “Hermetic Arcanum” Жана д’Эспанье спримечаниями Fr. Sapere Aude.
— Том III. “Краткое исследованиеотносительно Герметического Искусства” «Возлюбленного Филалета»(с введением в Алхимию и примечаниями S.S.D.D. Флоренс Фарр).
— Том IV. «Эш Мецареф,или Очищающий Огонь»из «Кабалы» Розенрота (переведенный «ВозлюбленнымФилалета» — 1714 г. — с примечаниями S.A.)
— Том VII. «Евфрат,или Воды Востока» Евгения Филалета (Томас Воган) с комментарием S.S.D.D.(Флоренс Фарр).
Примечания и комментарии Frater S.A. и Soror S.S.D.D. вэтих алхимических трактатах отражают глубокое знание предмета. Мы не должнызабывать также, что члены Золотой Зари могли обратиться к известной»Герметической библиотеке Вескотта», которая была основана в 1891 году для удобстваэзотерических изысканий. Эта Герметическая Библиотека содержала многоочень редких книг по Алхимии (на латыни, на немецком, на французском и на английском языке). Вот полный списокэтих книг:
-Абрахам Элиезер:»Древнее алхимическое Делание», переведено на английский язык с немецкой рукописи У.С.Хантера(Франкфурт, 1774).
-Алхимия — 25 алхимических трактатов на латыни.
-Алхимия – «Отчетоб экспериментах на Ртути, серебре и золоте» 1782 г. Дж.Приса(Оксфорд, 1782).
-Алхимия — «Наука о Духовном и Материальном», Sapere Aude (Уинн Вескотт) — Лондон, 1893.
-Бехер – «Tripus Hermeticus Fatidicus» («Тритрактата обАлхимии») — 1689.
— Борихий – «Hermetis Aegyptiorum и chemicorum sapientia» (Hafniae,1674).
— Буржо – «Lettres philosophiques sur la formationdes sels и des cristaux» («Философские письма об образовании солей икристаллов») (Амстердам, 1729).
— Чэмбон – «Traite des metaux et des mineraux» («Трактат о металлах иминералах») (Париж, 1714).
— Комбахий– «Sal Lumen et Spiritus Mundi Philosophici, или восходобнаруженного» (Лондон, 1651).
— Николя Фламель -«Иероглифические фигуры» 1624 (отредактировано Уинном Весткоттом).
— Гебер -Его трактаты по Алхимии на латыни с иллюстрациями (1682).
— Хичкок -«Заметки обАлхимии и Алхимиках»(Нью-Йорк, 1865).
— Кенделл — «Приложениедля неученого Алхимика».
— Кирван -«Элементы минералогии» (Лондон, 1784).
— Михаэль Майер — «Arcana Arcanissima —Cantilene Intellectuales de Phoenice redivivo —Scrutinum Chymicum» (1687) — «Symbolica Aureae Mensae» (1617).
— Museum Hermeticum(21 алхимический трактат).
-Парацельс – «Compendium»(1567).
-Филалет Ириней – «Kern der Alchemie» -(Лейпциг, 1685).
-Филалет Евгений- «Lumen de Lumine, илиНовый Магический Свет и ВтороеОмовение» — (Лондон, 1651).
— ХристианРозенкрейц-«Chymische Hochzeit»(1616, Strasburg)
— СалмонГильом– «Герметический словарь«(Париж, 1695).
— Салмон -«Полиграфия» (содержит ценные статьи относительно Алхимии).
— Стюарт де Шевалье –«Discours philosophiques sur les 3 Principes Alchimiques»(«Философскиеразмышления о трех алхимических принципах»— (Париж, 1781).
— Василий Валентин –»Триумфальная Колесница Сурьмы».
Этот список литературы демонстрирует, насколькоглубоко интересовался Алхимией докторВесткотт. И действительно, анализ его натальной картыпоказывает несколько египетских символических степеней,связанных с алхимией имедициной.
Члены Золотой Зари могли с пользой для себяпрочитать следующие статьи, написанные ученым Артуром Э. Уэйтом (Frater Sacramentum Regis) об алхимии, например:
— «Что такоеалхимия?» (в «The Unknown World review”- 1894)
-«Томас Воган и его «Lumen de Lumine, или Новый магическийсвет» (введение к изданию «Lumen de Lumine, илиНовый магический свет», 1910).
— «Герметический Апокалипсис» (вЭзотерическом Обзоре, Том 17, 1913)
— «Каббалистическая Алхимия» (в Журнале Алхимического Общества, Том 2, 1914).
Все эти статьи были сведены в одно целое Р. А. Гильбертом вего книге «Герметические Работы А.Э. Уэйта, неизвестные сочинениясовременного мистика» (Серия «Roots of the Golden Dawn» — Aquarian Press,1987).
Крометого, А. Э. Уэйт написал несколько интересных исследований об алхимии, такихкак:
-«Биографии Алхимических Философов» (1888)
— «Тайная Традиция в Алхимии»(1926)
— «Раймонд Луллий» (1922)
Уэйттакже отредактировал и перевел множество классических алхимических трактатов:
— «Магические сочиненияТомаса Вогана» (1888)
-«Алхимическийлексикон, или Алхимический Словарь» Мартина Руланда.
— «Герметический Музей,Восстановленный и Расширенный» (1893)
— «Золотая и Священная Шкатулка ЧудесПрироды» Бенедикта Фигула.
— «Триумфальная КолесницаСурьмы» Василия Валентина(1893)
— «Collectanea Chemica»(1893)
— «Алхимические сочиненияЭдварда Келли» (1893)
— «Герметические и Алхимические сочиненияПарацельса» (1894)
— «Turba Philosophorum, или СобраниеМудрецов» (1896)
— «Работы Томаса Вогана» (1919)
Средичленов ЗолотойЗари Вескотт и Уэйт не были одиноки в своем увлеченииАлхимией: кромених это были Мазерс, Флоренс Фарр, Уильям Александр Эйтон,Фредерик Ли Гарднер, доктор Фелкин, доктор Баллок, АллaнБеннетт и Джулиан Бейкер. Среди них только Вескотт, Эйтон Фелкин, Беннетт иБейкер могли практиковатьалхимию, таккак имели профессиональные знания (они были химиками или врачами).
ТАЙНАЯ АЛХИМИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЗОЛОТОЙЗАРИ.
Былали на самом деле тайная алхимическая традиция в Золотой Зареи жива ли она по сей день? Я могу свидетельствовать, что алхимическая тайная традиция Золотой Зарисуществовала и все еще жива, потому что я имел честь принять ее вкачестве Императора ХрамаАхатхор. Я поясню позже, как она передавалась во Франции, где существуетмощная алхимическая традиция, но для начала было бы полезнообъяснить происхождение и истоки Алхимии Золотой Зари.
Корни алхимической традиции Золотой Зари
Каково происхождение алхимической традицииЗолотой Зари? Любопытно, что ответ на этот вопрос связан с тайнымпроисхождением Ордена. Действительно, большаячасть алхимической традиции Золотой Зари происходит из такназываемого «Храма Hermanubis N ° 2″, основанного КеннетомМаккензи и Фредериком Хокли.
Согласно исследованию А. Э. Уэйта, Маккензии Хокли были авторами знаменитых шифрованных манускриптов Золотой Зари.Это утверждение подтверждено несколькими современными учеными и фактическимичленами ЗолотойЗари, такими, например, как Р.А. Гильберт.
Моесобственное историческое исследование относительно этого предмета подтверждаетих заключения; несмотря на заявления Весткотта о передаче так называемых шифрованныхманускриптов Вудфорд, он, вероятно, получил эти рукописи от госпожи АлександриныМаккензи после смерти ее мужа (госпожа Маккензи была среди первых посвященных,принята вЗолотую Зарю под именем Cryptonyma).
ФредерикХокли, вероятно, был основным источником алхимического знания, переданногопервым членам ЗолотойЗари. Среди тысяч книг, которыми он обладал в своей частной библиотеке, быломного старыхалхимических трактатов; но практические алхимические знания однозначнопроисходят от Сигизмунда Бэкстрома.
Известно,что Хокли обладал алхимическим дневником доктора Сигизмунда Бэкстрома исвидетельством о принятии его в «Общество Розы и Креста» графомЛуи де Шазалем на острове Маврикия 12 сентября 1794 года. Хокли сделал несколько копий этого документа подназванием «Журнал философа-розенкрейцера»,который он издал в S.R.I.A. (к которомусам принадлежал). Одним из первых членов Золотой Зари, кто купил копию этогодокумента после смерти Хокли, был Доктор Перси Баллок, и он показалее А. Э. Уэйту.
Знаменательно то, что Перси Баллок больше заинтересовалсяалхимическим процессом делания Философского Камня, описанным в дневникеБэкстрома, чем Сертификатом Розенкрейцера;тогда как Уэйта больше интересовало именно историческая часть документа.Действительно, этотсертификат доказывает, что подлинная преемственность традиции розенкрейцероввсе еще существовала в конце XVIII столетия во французском доминионе (наострове Маврикия). В письме, написанном Александру Тиллоку, датированном 16Марта 1804 года Бэкстром объяснил, что Луи де Шазаль был посвящен в ложурозенкрейцеров вПариже в 1740 вероятно, непосредственноизвестным графом де Сен-Жерменом. Согласно традиционным правилам «Розы иКреста»,граф Шазаль дал Сигизмунду Бэкстрому полные сведения о Великом Делании, потому что это входило в его обязанностивоспитать, по крайней мере, одного ученика перед смертью. (Шазаль был в возрасте97, когда сделал это).
Интересноотметить, что у доктора Бэкстрома во время его жительства в Лондонском районе Мари-ле-Бонв 1805 году также было несколько учеников (например, некий доктор Форд).
Любопытно,что в это же время в Мари-ле-Бонжил Фрэнсис Баррет, который написал знаменитую книгу, посвященную магии под названием «Маг, или Небесный разум».Френсис Баррет утверждал, что он был членом «Розы и Креста».К 1801 году он основал Академию Магии в Мари-ле-Бон, в которойобучалось не более 12 учеников. Хокли был знаком с Барретомчерез своего друга Джона Денли, который был продавцом книг и специализировалсяна эзотерической литературе (Хокли работал для Денли и был вовлечен вкопирование многих оккультных рукописей для продажи); по утверждению Хокли,Денли снабдил обширной информацией Барретта для его книги, «Маг».
Нужнотакже подчеркнуть, что лорд Бульвер-Литтон утверждал, что встретился стаинственным Братом «Розы и Креста»,который дал ему рукопись именно в книжноммагазине Денли. Содержание рукописи было использовано Денлидля написания знаменитого романа «Занони«. Роман розенкрейцераБульвер-Литтонаполностью автобиографичен; например, когда Глиндон спрашивает Занони(своего учителя-розенкрейцера), почему он захотел преподавать ему тайныАлхимии, Занониответил, что знало том,что один из предков Глиндона принадлежал Братству, и поэтому, согласно правиламбратства, его долгомбыло научить Глиндона. Фактически, эта история –непосредственно история лорда Бульвер-Литтона,потому что один из его предков, Джон Бульвер был алхимиком семнадцатогостолетия и предположительно принадлежал Братству Розенкрейцеров…
Далее,возвращаясь к доктору Бэкстрому, Хокли в своем письме, адресованном Ирвину, сообщает,что Бэкстром,до конца своей жизни гнавшийсяза Великим Деланием, умер в большой нужде. Он не преуспел всвоей работе по созданию Философского Камня по инструкциям, полученным от графаЛуи де Шазаля и расшифрованным в «Эссе об Алхимии» (переизданопод названием «Алхимическая Антология Бэкстрома» издательством Kessinger). Заметим также, чтоалхимический путь де Шазаля и Бэкстрома назывался Путем Сурьмы.Весьма ценная информация о методе Бэкстрома дана известным алхимиком Фулканеллив его книге «Философскиеобители».Фулканеллиписал, чтоэто была не совсем Алхимия, а «Архимия«,то есть особогорода метод выделениязолота. Фулканелли дал довольно странную информацию о Бэкстроме и Хокли: оннаписал, что « … среди архимиков,использовавших выделениезолота для увеличения его количества, следует упомянуть (…) Ярдли, английского изобретателя метода, который в1716 году передал этот метод лондонскому перчаточнику мистеру Гарднеру через Хокли, затем этот метод попадает к докторуСигизмунду Бэкстрому (члену Герметического общества, основанного Адептом деШазалем, который жил наострове Маврикий вИндийском океане во время Французской революции). Этот метод был предметомобсуждения в письме Бэкстрома к г. Л.Сэнду в 1804 году».
Такчто,если информация Фулканелливерна,Хокли передал алхимический методБэкстрому. Поэтому можно утверждать, что Хокли был практикующималхимиком. В любом случае, если Бэкстром умер в крайней нужде, то к Хокли этоне относится. Послесмерти Хокли оставил большое состояние — более 3500 фунтов стерлингов(по меркам 1885 года это была солидная сумма). Хокли был бухгалтером и весьмабогатым человеком, но это не исключает того, что часть состояния он получил отприменения алхимических методов. Если он не создал Философский Камень ( он умерв возрасте 77 лет тяжело больным),то преуспел в выделении золота. Похоже,Бэкстром получил от графаШазаля только метод увеличения количества золота, но не метод создания ФилософскогоКамня. Судя по письму, которое Бэкстром написал Александру Тиллоку, можносказать, что графШазаль «обладал истинным Философским Камнем и Животным Камнем.Благодаря первому он обладал тем, что имел, благодаря второму он был здоровымдо 97 лет».
Этаинформация ценна тем, что доказывает: граф Шазаль былдействительно посвящен в истинное братство «Розы иКреста»,малое количество членов которого знают о существовании Животного Камня. Втайну «Животного Камня» посвящены только члены Внутреннего Ордена, подлинного идревнего Братства «Aureae Roseae+Crucis»,она являлась главной тайной «внутренней Алхимии». Согласно документам, которыенаходятся в моем распоряжении, это Братство было основано в 1580 в Германиии реорганизовано в 1666 и 1777 подназванием Масонского Ордена Золота и ОрденаРозенкрейкеров. Интересно отметить, что алхимический метод создания»ЖивотногоКамня«, описанный доктором Бэкстромом, очень схож сметодом немецкого Братства «Aureae+Crucis». По сути дела, доктор Бэкстром поддерживал связь снемецкими братьями из ЗолотыхРозенкрейцерских лож и перевел множество тайных документов, написанныхнемецкими братьямии сестрами, такими как Матаданус, Антон Киршвегер,Дороти Валлахин и др.
Во Франции розенкрейцерская ложа«Aureae Crucis Fraternitatis» была основана в 1624году. Герметическая традиция сохранилась в основном благодаря Масонским ложамиллюминатов в течение XVIIIстолетия и благодаря «Египетскому франкмасонству» в течение XIXстолетия.
Действительно,«Египетское франкмасонство» (которое было основано графомКалиостро) занимало видное место в развитии Алхимии в XIXстолетии.Например, мы знаем, что Фулканеллиподдерживал связь с семейством Де Лессепа, которое принимало участие в постройкеСуэцкого канала в Египте. Фердинанд де Лессеп принадлежал к высоким степенямегипетского Масонства, атакже кочень секретномуегипетскому обществу.Кроме того, мы знаем, чем Фулканеллибыл близким другом Дюжоля, парижского продавца книг, глубоко увлеченного исследованиямиАлхимии и Герметизма.Дюжоль был связан с Томасом Албериком, который занимался астрологией ируководил ложейЕгипетского франкмасонства в Париже,Ложа называлась «Радуга». Согласно Вольжену (французский астролог, которыйнаписал несколько лет назад чрезвычайно интересную статью об «Астрологии итайныхобществах»),Алберик Томаснаходился на связи с определенными членами Храма Ахатхор N ° 7 (основанном Макгрегором Мазерсом в Париже в 1894);Алберик Томас был ближайшим другом брата Ely Star (Эжена Якоба), известногофрацузского астролога,Жреца Храма Ахатхор. Особую важностьпредставляет то, что определенные ритуалы высоких степеней египетскогоМасонского обряда Мемфиса подобны таковым из Золотой Зари(например, имена офицеров одинаковы).
Ноэти ритуалы гораздо старше, чем ритуалы Золотой Зари! Они могли быть главнымисточникомдля зашифрованных ритуалов Золотой Зари. В любом случае, это могло объяснить,почему Хокли и Маккензи были столь очарованы Калиостро, основателем Египетскогомасонства и почему они рассматривали его,как духовного наставника в Братстве «Fratres Lucis»,которое они основали совместно в Англии. По утверждению Маккензи и Хокли, онибыли посвящены в «Fratres Lucis» во Франции в Париже, возможно Элифасом Леви, который,как предполагается, являлся членом этого Братства.
Фактически,истинное «Fratres Lucis»или «Братство Света» было основано в Германии бароном Экером фонЭкхоффеном,бывшим членом «ЗолотойРозы иКреста»,также основателем Азиатского Братства. Все этинемецкие братства были тесно связаны с практической Алхимией. Моиисторические исследования на эти темы доказали, что многие члены, принадлежащие Азиатскому Братствуили «Fratres Lucis»,стали членами немецкой Масонской Ложи, названной «L‘Aurore Naissante»(или «Восходящая Заря») и основанной во Франкфурте-на-Майне в 1807.Весткотт писал, что эта Ложа была «очень древней ложей розенкрейцеров во Франкфурте-на-Майне,где лорд Бульвер-Литтонбыл принят в адепты».Верно и то, что Бульвер-Литтонпосещал Германию в течение длительного времени с 1841-1843 (его роман «Занони» был издан в 1842),возможно, роман был начат в ложе «Восходящей Зари»,которая еще существовала вто время. Но перед этим Литтон также бывал в Италии, в Неаполе в период 1833-34гг.,где он получил некоторые тайные инструкции от принца Сан-Северо, который былчленом «ЗолотойРозы иКреста».
И Бульвер-Литтон,и Кеннет Маккензи хорошо знали известного французского магаЭлифаса Леви, который был практикующим алхимиком. Как раз перед его вторымпосещением Англии в 1861, Элифас Леви проводил некоторые алхимические опыты содним из его учеников, доктором Фернаном Розье (1839-1922), который позже сталдругом знаменитого Папюса. Кроме того,одним из близких друзей Леви был Луи Лукас, выдающийся алхимик и автор романа «Алхимик».Элифас Леви утверждал, что знал тайну превращения. «Я обладаю», -заявил он в письме, «некоторыми очень любопытными рукописямигерметического искусства, и у меня есть глубокое знание тайн той науки. Я знаю,как производят тайный огонь, я знаю, как формируются два металлических семени- белое, которое напоминает Меркурий, и красное, котороеявляется расплавленным, Сульфуром.Я знаю, чтоможно сделать с золотом, но верьте мне, когда я говорю, что никогдане буду делать этого». Среди любопытных рукописей о герметическом искусстве, ккоторым обращался Э. Леви, наиболееважной, кажется, является«ЭшМецареф»,которую он издал в 1861 как приложение к своей книге «La Clef des Grands Mysteres» («Ключ к БольшимТаинствам», которая позже была переведенаА. Э. Уэйтом). Доктор Весткотт также издал «Эш-Мецареф» на основе старого английского перевода (датированного 1714 г.) с латинской версии Розенрота.
Такимобразом, возможно, Элифас Леви узнал об «Эш Мецареф»от английских Адептов, но написал, что обнаружил этот текст спрятанным вцеркви. Элифас Леви вновь посетил Лондон в 1861 году, только после своейинициации в Масонство, в компании своего ученика и защитника, графа АлександраБражинского, практикующего алхимика, имеющего свою лабораторию в замке Бурега в Вилланов-Сен-Жорж, вдоме мадам де Бальзак. Граф Бражинский, как и Леви, был другом лорда Бульвер-Литтона,и они решили остаться в замке Кнебворт, вХартфордшире. Это было в тот самый год (1861) когда Кеннет Маккензи посещалЛеви в Париже. Александр Эйтон, алхимик Золотой Зари, сказал У.Б.Йейтсу, чтополучил эликсир жизни и показывал его «французскому алхимику»,Элифасу Леви, при посещении последним Англии в 1861 году.
Связьмежду всеми этими людьмия состоит в том, что они принадлежали ВнутреннемуОрдену «Розы-Креста»,в центре которого всегда было изучение и практика алхимии, самой тайной наукиоккультизма. Действительно, согласно традиции F.A.R+C (Freres Aines de la Rose+Croix или Старшие Братья Розового Креста), самого тайногоОрдена, все еще существующего во Франции, лорд Бульвер-Литтонбыл избран в 1849 г. как 51-ый Император их Ордена, до 1865 г.; 52-ым Императором был Альфонс ЛуиКонстант (Элифас Леви) с 1865 по 1874 гг.; 53-ьим Императором был Уильям Уинн Весткотт(1874-1892), 54-ым Императором был Сэмюэль Лидделл Макгрегор Мазерс(1892-1898), затем Рудольф Штайнер (1898-1900). Внутренний документ об истории Ордена,»ИсторияF.A.R. + C.»,объяснял отношения между французскими и английскими Адептами. Братство былосоздано в 1316, после гонений на рыцарей-тамплиеров Филиппом Красивым, королемФранции. Несколько рыцарей-тамплиеровбежали в Англию, а оттуда в Шотландию. Один из них, барон Гидон де Монтанор,который был посвящен в тайны Алхимии на Ближнем Востоке, обучил Гастона де лаПьера Фобуса этому искусству. Они вместе решили основать новый Орден,СтаршихБратьев Розы-Креста ивозвратились во Францию с другими 25 тамплиерами под тайную опекуПапы Римского Иоанна ХХII, который проживал на юге Франции в Авиньоне.
Так как Весткотт и Мазерс былидействительно избраны Императорами F.A.R+C., было ясно понятно, почему Мазерс Макгрегор полагал,что его «Тайные Вожди«жили во Франции в Париже; подчеркнем, что таинственный французский алхимикФулканелли жил там в течение того же времени и имел много знакомых среди французскихоккультистов, окружающих Папюса (доктора Жерара Анкосса),который был посвящен в Храме Ахатхор в субботу, 23 марта 1895. Так илииначе, Мазерс не мог забыть, что он шотландского происхождения и что кланМакгрегоров произошел из графства Аргилль,что вблизи острова Малл,где французские рыцари-тамплиеры нашли убежище.Согласно утверждения Мазерса, один из его владельцев был шотландским Адептом,живущим в Париже, Братом Ex Lux Septen.
СОХРАНЕНИЕАЛХИМИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ЗОЛОТОЙ ЗАРИ
Послераскола 1903 года алхимическаятрадиция Золотой Зари сохранялась как в Stella Matutina, так и в Alpha Omega.
Алхимия Stella Matutina
Контактыдоктора Фелкина с немецким оккультистом Рудольфом Штейнером, который был тесносвязан со старой ветвью Немецкой «Розы-Креста»(Иллюминаты) и Императором F.A.R.+C., были очень плодотворны. Штейнер обучил доктора Фелкинадуховным алхимическим практикам (например, Ритуал Срединного Столпа и РозовогоКреста, которые практиковались в STELLA MATUTINA). Известный Z. 2, документ об Алхимии, был, конечно, написан Фелкиным,а не Мазерсом. Между прочим, нужно подчеркнуть, что Ритуалы R.R.&. A.C.не были полностью созданы Макгрегором Мазерсом, ибо он был под влиянием ритуалов из немецкого Ордена Золотой Розы иКреста,которые, я уверен, он получил через регулярную передачу. Действительно, у меняесть доказательство, что образцами для жезлов Золотой Зари послужил ПосохМоисея, описанный в одном очень древнем и секретном немецком документе Золотой Розы и Креста(датированный 1514 г.), копия которого находится в моемвладении — я получил документ от Внутренней Коллегии этого Ордена. Весьмапримечательно, что в этом документе имеются польские иудейскиекабалистические влияния, и особенно те, которые исходили из школы СаббатаяЦеви, который объявил себя Мессией, ожидаемым всеми евреями, в 1666году. Эта дата (1666 г.) очень интересна, потому чтосоответствует солярному циклу в 111 лет.Немецкий Орден «ЗолотойРозы и Креста» связан с циклом этих 111 лет; например, он былпреобразован в 1777 году, с новой системой градусов, также принятой в S.R.I.A. иЗолотой Заре, основанной111 лет спустя, в 1888 г. Далее, документ «Золотой Розы и Креста»,который я упомянул выше, содержит много ритуалов, которые мы знаем поЗолотой Заре (например, версии на латыни ииврите Ритуала Кабалистического Креста иРитуала Срединного Столпа). Это доказывает, что магические ритуалыЗолотой Зари берут свои корни из Ордена Золотой Розы иКреста.Но поскольку эти последние ритуалы до сих пор остаются тайными,это также доказывает, что основатели Золотой Зари получили ихот немецкой традиции розенкрейцеров черезрегулярную передачу…
Теперьвернемся к алхимическойтрадиции STELLA MATUTINA,которая отлично сохранилась в Новой Зеландии, куда переехал докторФелкин. Пэт Залевски, главаХрама Тота-Гермеса в Веллингтоне, написал мне и дал очень интересную информациюо его алхимических работах; он рассматривал алхимическую практику, какнеобходимую в R.R. et A.C.Однако он заметил, что настоящая практика была дана только продвинутым членамВнутреннего Ордена, чтотакже практиковалось в Розенкрейцерском Ордене Альфа-Омега, где практическая алхимиябыла открыта только Adepti Exempti (Свободным Адептам).
Алхимия Alpha-Omega
В Англии Алхимическая традицияЗолотойЗари сохранена в Розенкрейцерском Ордене Альфа-Омега, особо этомусодействовал Frater Animo Et Fide (Эдвард Лэнгфорд Гарстин), СекретарьЛондонского Храма A.O.Гарстин получил от Мойны Мазерс некие очень ценные алхимические трактаты, которые высоко ценил еемуж, особенно Mysterium Magnum ЯкобаБеме и Aurea Catena Homeri Кирхвегера (1722). МазерсМакгрегор также очень ценил Splendor Solis Соломона, потому что этот трактатвключал 22 прекрасные цветные гравюры, которые Мазерс, конечно, связал с 22 Путями Древа Жизни. Но есть другойалхимический трактат по этой теме, который был знаком Гарстину очень хорошо: «Le Livre des 22 Feuillets Hermetiques» (Книга 22 Герметическихстраниц) Керданека де Порника , которыйописывает 22 Герметических Аркана,числом напоминающих 22 Аркана Таро. Возможно,что именно Макгрегор Мазерс обнаружил этот очень редкий французский буклет, экземпляр которогополучил Гарсти от Мойны, во Франции. Этот буклет, который находится в моемвладении, архиценный, потому что это — очень четкое описание 22 шагов ВеликогоДелания, включая множество лабораторных рисунков. Интересно, что алхимическийпуть, который описан в “Книге22 Герметических Страниц”,является Путем Сурьмы,подобнопути Бэкстрома.
ЛэнгфордГарстин написал два неопубликованных эссе об алхимии: “Алхимияи Астрология” и “ГлоссарийАлхимических терминов”.Он также издалдве других книги, под названием «Теургия» (1930) и «Тайный Огонь» (1932). Какангличанин, Гарстин, естественно, больше интересовался работами по алхимиисвоих соотечественников, таких как Воган, Филалет, Нортон, Рипли, Джон Ди иКелли.На самом деле Гарстин не был связан с практической Алхимией, а скорее занимался«духовной алхимией» (я полагаю, большая часть духовной алхимии в B.O.T.A. была полученаот американских Храмов Омеги Альфы).Эдвард Гарстин был Секретарем Исследовательского общества, которому принадлежалтакже Жерар Хейм,один из его лучших друзей. Жерар Хейм был французскималхимиком, бывавшим иногда в Лондоне. Он был близким другом МакгрегораМазерса иМойны Бергсон-Мазерс. Однако Жерар Хейм не был посвящен в Храме Ахатхор,так как его фамилия не упоминается в старых книгах нашего Храма, но онбыл основателем-членом Общества изучения Алхимии и Химии, а также известногожурнала «Ambix».Он был членом Французкого Литературногообщества, носившего название «Les Amants de la Licorne»(Поклонники Единорога). Общество было занято глубокими исследованиямиалхимической символики. Это общество было основано Клодом д’Иже,издателем «Anthologie de la Poesie Hermetique».Это французское Литературное Общество все еще существует и поныне в Париже, подназванием «L‘Orbe de la Licorne»,и я член этого Общества.
Впредисловии к французскому переводу новелл Густава Майринка Жерар Хеймдемонстрирует глубокое понимание Даосской алхимии. Возможно, что он принадлежалF.A.R.+C.,поскольку это Розенкрейцерское Братство было единственным вЕвропе, сохранившимтрадиции китайской Алхимии и практиковавшим Путь «Красного Дракона».
И Жерар Хейм,и Лэнгфорд Гарстин были друзьями Арчибальда Кокрена, который был самым великимбританским алхимиком той эпохи. Кокрен был подлинным знатоком, жившимв Лондоне в 1930-ых, и, очевидно, был членом Альфа Омега. Он написал книгу «Алхимия восстановленная»(1940).ИтеллКолькуон написал, что при посещении Гарстином его замечательнойлаборатории, Кокрен показал ему «Философское Яйцо», стеклянный сосуд яйцевиднойформы, содержащий слои основной материи черного, серого, белого и желтого цвета(традиционные алхимические цвета). Наверху они превращались в форму цветкавокруг центра,который окружали лепестки пылающего оранжево-алого цвета. Держаосновную материю в течение долгого времени в постоянно высокой температуре,Кокрен заставил ее расти; она росла подобно дереву с ветвями. Нужно отметить,что описание Гарстиномфилософского цветка совпадает с описанием Красного Цветка в “Книге22 Герметических страниц”;Кокрен шел по пути «Свинца Мудрецов». Он следовал указаниям, которые нашел в сочиненияхсэра Джоржа Рипли — вероятно в “Книге Сердца”, которая излагает метод,как приготовить Философский Камень. Согласно Гарстину,Кокрен использовал «открытуюПентаграмму» во время алхимических опытов, что доказывает использование имзнаний, данных в Z.2, “АлхимическиеРитуалы Золотой Зари”.
АрчибальдКокрен изготовлял масла, извлеченные из металлов, и особенно масло золота,самого могущественного для лечения от болезней. Он лечил госпожу Майю Трэнчелл-Хейс(Soror Ex Fide Fortis,Императрицу Храма АльфаОмега), давая ей при нервных расстройствах три капли масла серебра. Кокрен спас жизньЖерара Хеймав начале Второй Мировой войны, дав ему бальзам при ранении на работе впротивопожарной службе.В 1965 году Жерар Хеймрассказал мисс Колкун,что его друг, доживший до 95 лет, употреблялпитье, приготовленное Кокреном, эффект которого состоял в продлении жизни июности. Согласно мисс Колькуон,Арчибальд Кокрен был убит во время Второй мировой войны, когда бомба разрушилаего лабораторию; однако К. Р. Кэммелл утверждает, что Кокрен пережил военноевремя в своей лаборатории, которая была защищена. Кэммелл рассказывал, что«когда его лаборатория была разрушенавзрывом бомбы, стеклянные сосуды, содержащие эликсиры на всехстадиях трансмутации, остались целы — это казалось чудом и действительно им было».Согласно Кэммеллу, Кокрен переехал в Брайтон, «где несколькими годами позже, примерно в1950 г., напороге окончательного триумфа (обнаружение Философского Камня) он умер».
Кэммеллутверждает, что «Кокрен дал ему в разное время два флакона эликсира золота, доза состояла внескольких каплях с вином». Кэммелл говорит: «польза для меня былаудивительна. В самом ужасном периоде войны, во время воздушныхатак Германии, в 1940 году, когда я был занят работой надпредупреждением об авианалетах, принимая эликсир я испытывал лишь небольшуюусталость илиподавленность, требовавшую немного сна и пищи, и выглядел и чувствовал себя отдохнувшими здоровым”.
Этоописание эффекта эликсира золотой тинктурывесьма точно, поскольку я могу засвидетельствовать своим собственным опытом,так как я принимал несколько капель пригодного для питья золота, данного мнебратом, посвятившим меня в F.A.R+C.
Но главнаячасть алхимической традиции Альфа-Омеги сохранена в архивенашего Храма Ахатхор,который содержит очень ценные и редкие бумаги, особенно известное “ДревнееХимическое Делание” Авраама Элеазара,подлиннымназванием которого является «Сефер ха-Лорах» (на иврите), изданное нанемецком языке в 1735 г. и переведенный на английский язык Братом In Cornu Salutem Spero и на французский Soror Semper Ascendere (мадам Вороновой),Премонстратором Храма Ahathoor в 1925г.Алхимический процесс, описанный в «Сефер ха-Лорах», подобен пути, описанномуво «ВторойКниге ThesaurusThesaurorum» БратстваРозы и Креста , а также в “Sigillum Secretorum, или Magnalia Dei Optimi Maximi”, переведенной с латыни на английский язык Frater Deo Duce Comite Ferro (С. Л. Макгрегор Мазерс),который также сохранен в наших архивах. Мне повезло обнаружить очень редкуюкопию на французском «Сеферха-Лорах» на французском языке, скопированную и проиллюстрированнуюрукой самого Элифаса Леви. Согласно примечанию Элифаса Леви, копия этой книгибыла сделана с оригинала (известной книги Авраама Еврея, которую обнаружилНиколяФламель). Элифас Леви писал, что оригиналпринадлежал знаменитому в прошлом французскому алхимику Дюшанто (члену «Золотой Розы и Креста»).Оригинал, очевидно, был написан на иврите; в любом случае, копия Элифаса Левиполна еврейских слов… Элифас Левипосвятил и преподнес этукопию своему покровителю графу Мницешу, который также был алхимиком идругом лорда Бульвер-Литтона.Эта замечательная копия Элифаса Леви принадлежит частному коллекционеру, которыйявляется членом закрытого Герметического Общества Парижа.
Средидругих ценных бумаг, сохраненных в архивах Храма Ахатхор, я должен указатьтакже:
— “Золотой Век” Матадануса(граф Адриан Минзихт — 1621г.) — манускрипт переведен и записан рукой Frater D.D.C.F. Матерсом вконце перевода добавлено следующее существенное примечание:
«Этапоследняя работа частично воспроизведена из рукописной Книги, данной ТайнымиВождями Внутреннего Круга Розенкрейцеров Высшему Магу Внешнего ОрденаЗолотойРозы и Креста и вновь хранится в безопасном месте. Розенкрейцерыболее высоких степеней Внешнего Ордена узнают книгу, о которой я говорю, и дляих блага я даюэтот намек»
-«Le Tresor des Tresors ou comment on peut ramener les corps a leur matiere premiere dans le but d‘obtenir leur generation ou leur multiplication«.Этот манускрипт,приписываемый ФрансуаБорри, итальянскому Алхимику, который был УчителемКоролевы Швеции Кристины.Этот манускрипт был переведен и расшифрован Soror Semper Ascendere.Согласно записке, написанной королевой Кристиной в конце манускрипта, онапреуспела в Великом Делании. Осуществленный ею путьподобен путиСинезия.
АНАЛИЗ АЛХИМИЧЕСКОГО МАНУСКРИПТА Z.2
Теперь я попытаюсьпроанализировать этот весьма примечательный документ, потому что этоодно из очень немногих сочинений обалхимии,объясняющих с практическойточки зрения отношения между магией, алхимией и астрологией. Алхимическийметод, описанный в Z.2,является скореетеоретическим.
Действительно,в практической алхимиивыбор Materia Prima часто определяет путь, которому нужноследовать: сухой или влажный. Например, очень твердые металлы, такие какжелезо, нельзя было обрабатывать таким же образом, как очень мягкие, например,ртуть: этосвязано попросту с температурой плавления металлов. Так,технические операции сухого пути схожи с металлургией; на влажномпутииспользуютсястеклянные сосуды, как в химии. Кроме того, есть много различных процессов и на сухом пути, и на влажном, связанных нетолько с выбором Первоматерии,но и с использованиемспецифическойматерии. Например, на Пути Сурьмы (который являетсясухим путем) естьмного различных процессов. «Путь Магнезии«, еще более сложный,ближе к Влажному Пути, нона нем имеется возможность работы и в соответствии спроцессами Сухого Пути!
Интересно,что алхимический процесс, описанный в известном документе Z.2, относится посуществу к ВлажномуПути. Этот путь более длинен, чем сухой, но его легче практиковать, атакже он более безопасный: сухой путь очень короток, но весьма опасен. На влажном путииспользуютсядистилляции и сублимации жидких субстанций в ретортах при низкой температуре. На сухом путиприменяютсятигель, сухие вещества и высокие температуры. Однако, документ Z. 2 начинается влажным путем,азаканчивается сухим.Нужно отметить, что процесс Бэкстрома — противоположен: он начинается сухимпутем(с тиглем) и заканчивается влажным путем (в стеклянном сосуде). Между этими двумя путямииногда возникает близость,котораяявляется одной из главных трудностей для желающих изучать Алхимию.
Анализразличных алхимических шагов, описанных в Z.2,показывает определенные ошибки, особенно относительно «РежимаПланет», который не правилен; режим, описанный в манускрипте являетсяследующим: Сатурн — Луна — Солнце — Марс — Меркурий — Юпитер — Венера. Традиционная планетарнаяпоследовательность, описанная во всех Алхимических трактатах такова: Меркурий — Сатурн- Юпитер — Луна — Венера — Марс — Солнце. Фактически, это — режим цветовой последовательности, появляющейся впроцессе варки, котораявсегда является конечной точкой Великого Делания. Древние описывали изменение цвета Материи согласноцветовым соответствиям планет. Так, Меркурий символизируется несколькимиразличными цветами; Сатурн-черный; Юпитер-серый; Луна-белый; Венера-зеленый;Марс-красный и Солнце-золотой. Но мы не должны забывать , что Золотая Заряиспользует цветовую шкалу Радуги, и она иная; индиго — синий — оранжевый -красный — желтый — фиолетовый — зеленый. Она отличается от описанной вманускрипте шкалы при великой варке.
Иныенесоответствия документа Z.2 с другими секретными практическими алхимическимиработами касаются подвергания материи воздействию сначала солнечногосвета, азатемлунного —эта последовательность неправильная. Тем не менее, сам факт упоминания этогопроцесса доказывает, что автор документа Z. 2хорошоразбирался в тайнах Алхимии, так как этот процесс никогда не упоминался визданных текстах (хотя ончасто появлялсяна многих гравюрах). Действие света на Материю, и преждевсего то,как и когда он долженбыть применен, является одной из главных тайн, которую Философы передаюттолько своим ученикам после должного инициирования и под присягой. Фулканеллидал очень хорошее определение: «Алхимия является искусством трансмутацииМатерии властью света».
Наконец,мы должнызаметить, что в процессе, описанном в Z.2, алхимик, наконец, получает порошок и масло; но в Великом Делании порошок имасло всегда объединяются через длинный процесс, названный «впитыванием», дополучения порошка красного оттенка («Красный Лев»). Итак, мы должны сделатьвывод, что процесс, описанный в Z.2,не касается создания Философского Камня, но скорее это «отдельныйпроцесс», например, такой, как извлечение соли и масла из металла или израстения.
Однаиз наиболее интересных особенностей Z. 2- это то, что магические ритуалы связаныс алхимическим процессом. Эта информация всегда отсутствует в классическихалхимических текстах. Однако, единственная магическаяинструкцияотносительно алхимии, какую я мог найти (исключая манускрипт Z.2), содержится в очень секретном тексте переданноммне Внутренней Коллегией Золотого Братства Розы+Креста, который назван: «Testamenti Fraternitatis Roseae et Aureae Crucis — Liber II:»De Magia Divina et Naturali cum Chymico—Magicae Secretorum«.
Метод, описанный в этом документе, являетсявнутренней алхимической практикой с использованием “ПитьевогоЗолота«,он связан с эвокацией семи Планетарных Духов и Ангела-ХранителяАртиста.Нужно подчеркнуть, что все магические или скорее теургические практики быливозможны толькопосле получения Философского Камня, который использовался как своего рода«астральный магнит» для того, чтобы привлечь духовных сущностей.
Адепты,которые дали мне эти секретные инструкции, подчеркнули тот факт,что никто не мог действительно практиковать Магию безопасно, прежде, чемполучит Философский Камень и будет возрожден его силами. Английский Адепт сказал мне, что согласно егособственным экспериментам, Философский Камень мог пробудить способностьпредвидения, которая весьма полезна для общения с духовными сущностями во времямагической эвокации. Далее, следует знать,что употребление Философского Камня или Питьевого Золота опасно длянеподготовленных людей, потому как эти вещества пробуждают то, что ДревниеАдепты Розенкрейцеров назвали «тонкими огнями тела» (Кундалини). Причинойопасности является подъем сексуальной энергии, которой очень трудно управлять.Если ученик не подготовлен, эликсир мог вызвать полный спектр расстройств вличной жизни: он мог быть порабощен страстями и неспособен управлять этой новойэнергией. Если он не знает, как сублимировать силу и власть «секретного огня»,энергия Кундалини будет потраченавпустую на сексуальные действия или мысли. В других случаях этот «огонь»мог подняться до мозга и вызвать многогаллюцинаций. Если ум ученика недостаточно очищен, он может увидеть монстров,как Глиндонв «Занони», знаменитом романе Бульвер-Литтона. Вообще, эликсирвызывает огромное «кармическое» очищение, особенно в любовной жизниученика.
По этой причине Адепты никогда не даютЭликсир, или Питьевое Золото, неподготовленным ученикам и молодым людям, атолько опытным ученикам в возрасте, по крайней мере, 40 лет и только после 7лет обучения. Это обучение включает в себя некоторые «тантрические» практики.Действительно, Внутренняя Коллегия Золотой Розы+Крестазнала о подобных практиках, но они всегда держались в секрете, потому чтоАдепты боялись, что они могли неправильно применяться. Другая часть этогомагического обучения – это йога, включающая медитацию на Луну и Солнце сприменением магических зеркал. Конечно, Макгрегор Мазэрс знал кое-что о тайныхпрактиках (которые открывались лишь встепени СвободныхАдептов), поскольку он получил основные текстыЗолотойРозы+Креста и тайные комментарии о «Магических ключах Соломона и Моисея».
Перевод Светлана Большакова